Урок 20. Рынок труда и занятость населения


Урок 20. Рынок труда и занятость населения
Цели: Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении». Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Оборудование: политико-административная карта России.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
Опишите образ жизни сельского жителя (традиционность, связь с природными ритмами, все всех знают, отсутствие сферы услуг и т. д.).
Сравните занятия и расселение сельских жителей в природных зонах России (в тундре, в лесной и степной зонах).Проанализируйте проблемы деревень России: «обезлюдение» деревень, «старение» деревень, рост безработицы, низкий уровень доходов, преобладание мужского населения (холостых), пьянство, низкий уровень социальной сферы. Их причины и пути решения проблем.
III.Изучение нового материала
Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда?
1. Трудовые ресурсы России
Часть населения России в возрасте от 16 лет до 59 лет включительно - мужчины и до 54 лет включительно относятся к трудоспособному населению, способному работать
в хозяйстве страны, т. е. трудовыми ресурсами. А учащиеся с 14 лет в период школьных каникул тоже имеют право работать, т. е. являются трудовыми ресурсами.
Рассмотрим схему (с. 69, уч. А.). Состав трудовых ресурсов России и их использование (на 2001 г.). Все население России делится на 3 группы:
дети;
население в трудоспособном возрасте (к трудоспособному населению не относятся инвалиды);
пожилые (пенсионеры).
Запись в тетрадь
Трудоспособное население - это трудовые ресурсы, которые состоят из:
занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве (например, женщины домохозяйки);
учащиеся (часть учащихся - старшеклассники в возрасте 16-17 лет, студенты);
работающие лица старшего возраста (это пенсионеры).
Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве (экономике) или ищет работу (безработные) - их называют экономически активным населением. В некоторых странах безработные не относятся к экономически активному населению.
Рынок труда - это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения со стороны трудоспособного населения.
2. Безработица и дефицит работников
В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было нетрудно. Везде висели объявления: требуются - и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу. Правительство официально признало существующую в стране безработицу.
Рассмотрим схему (с. 70, уч. Д.) и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда:
При низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания работать за низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т. е. дефицит работников - спрос выше предложения.
При высокой плате труда: работодатель должен обходиться меньшим числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест мало, а предложения рабочей силы высокие. Предложение выше спроса -ситуация безработицы.
Вопросы к классу:
Какова география безработицы в России и от чего она зависит?
Где сегодня требуются работники, (т. е. наблюдается дефицит рабочей силы), а где высокий уровень безработицы?
Как вы считаете, может ли сейчас безработный жить на пособие по безработице? Лучше заниматься любой работой, даже, если она вам не нравится, или жить на пособие по безработице?
Какие профессии вы считаете самыми престижными? Перечислите их по ранжиру с 1-10.
Какую профессию вы хотели бы получить? Какие качества для этого необходимы? (Каждый ученик выбирает две профессии. И называет по 3-5 качеств, которыми необходимо обладать работнику.)Какие профессии вы считаете необходимыми в вашем районе?
Какие учебные заведения имеются в вашем городе, районе, республике, области? Какие профессии можно в них получить?
Где в вашем районе можно пройти профтестирование?
IV. Закрепление
Что называется трудовыми ресурсами?
Относятся ли к трудовым ресурсам учащиеся? (Относятся с 16 лет учащиеся старших классов, училищ, студенты средних и высших учебных заведений.)
Что такое экономически активное население? (Это работающее население и желающее работать и ищущее работу, безработные.)
От чего зависит уровень безработицы в стране, регионе? (От уровня оплаты труда, уровня естественного прироста, от структуры хозяйства, скорости создания новых рабочих мест.)
Что такое рынок труда?
Каков уровень безработицы в районе вашего проживания?
Какие профессии востребованы в районе вашего проживания?
Где в России более высокий и где более низкий уровень безработицы?
Домашнее задание
По уч. А.: §15, ответить на вопросы для самооценки. Для любознательных
По желанию по материалам местных информационно-справочных материалов (газет) службы занятости выясните, какие специальности востребованы в вашем районе. Какие вакансии имеются на данный момент? Какие вакансии ожидаются через 3-5 лет?