Конспект урока по теме Рынок труда и занятость населения 9 класс

Тема урока: « Рынок труда и занятость населения».
Цели: сформировать представление о понятиях «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «рынок труда»;
познакомить с причинами безработицы, требованиями к современному работнику;
способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Задачи:

Образовательная: ориентация учащихся на выбор будущей профессии – важной ценности для самоопределения человека в жизни. Знакомство с современными требованиями рынка труда.

Воспитательная: ориентация учащихся на выбор общественных ценностей в будущей профессиональной деятельности.

Развивающая: формирование умения оценивать, выбирать по значимости профессии, профессиональные области, выражать свое отношение к различным профессиям: развитие умения определять требования к качествам личности.

Научные подходы:
Краеведческий. ( Вопросы для обсуждения основываются на предпочтениях выбора профессиональной деятельности в Тамбовской области),

Технология обучения:
-Личностно-ориентированная (выражение личного мнения учащегося)
-Развивающая (задачи носят проблемный характер, не имеют однозначных решений)

Оборудование: учебник Дронов В.П., Ром В.Я. «География: население и хозяйство России. 9 класс. Издательство «Дрофа", политико-административная карта России, атласы.
Ход урока:
Учащимся предлагается опережающее домашнее задание.

Какая профессиональная область для Вас наиболее значима и интересна?
Варианты ответов:
Медицина(врач, медицинская сестра, фармацевт)
Образование (учитель, воспитатель)
Транспорт (шофер, машинист, летчик, стюардесса)
Экономика (экономист, бухгалтер, банковский служащий )
Наука (биология, математика и т.д.)
Техника (инженер, программист)
Творчество (артист, музыкант, художник, танцор)
Спорт (тренер, спортсмен )
Торговля (продавец, менеджер)
10-Строительство(маляр, каменщик, прораб)
11-Туризм (экскурсовод, туроператор)
12 – другое

Почему Вы выбираете эту область ?
А – работа в этой области модна и престижна
Б – работа приносит пользу людям
В – она обеспечивает мне материальное благополучие
Г – эта работа доставляет мне удовольствие

Организационный момент.
Класс разделен на 6 групп, которые расположились за отдельными столами.
Проверка домашнего задания.
Географический диктант:
1.Разница между рождаемостью и смертностью.
2.Сокращение численности населения в стране
3.Скопление городов вокруг крупного города
4.Механическое движение населения
5.Выезд людей из страны
6.Процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни
7. Въезд людей в страну
8.Непрерывный процесс смены поколений
9.Возвращение мигрантов на родину
10.Населённый пункт с численностью более 12 тысяч человек
II. Изучение нового материала.
Учитель: В этом учебном году перед каждым из Вас станет проблема самоопределения, выбора профессии и дальнейшего продолжения получения образования. Некоторым учащимся в вашем классе уже исполнилось 16 лет и они пополнили ряды трудовых ресурсов нашей страны. Это огромная группа людей, создающая блага в нашем обществе. Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь ).
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке 
«Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным».
 Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы приносить пользу себе и своей родине. Заниматься любимым делом. Каждая группа получила задания, которое необходимо выполнить с помощью учебника, атласа и дополнительной литературы. Затем нужно отчитаться о выполнении задания.
Задания для групповой работы:
Группа № 1.
Что такое трудовые ресурсы? Какая часть населения к ним относится?
Какой возраст в России принято считать трудоспособным? Какие группы выделяются среди населения относительно трудоспособного возраста?
Группа № 2.
Какие две группы выделяются среди населения в трудоспособном возрасте?
Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?
Группа № 3.
Экономически активное население. Какие группы населения к нему относятся?
Могут ли входить в экономически активное население люди старше трудоспособного возраста?
Группа № 4.
Что такое рынок труда?
Что определяет соотношение спроса и предложения на рабочую силу?
Каковы действия работодателя и работника при низкой оплате труда (заработной плате)? Изменения, происходящие на рынке труда при низкой оплате труда?
Каковы действия работодателя и работника при высокой оплате труда (заработной плате)? Изменения, происходящие на рынке труда при высокой оплате труда?
Группа № 5.
Назовите и покажите на карте районы России с высоким уровнем безработицы.
Назовите и покажите на карте России районы с низким уровнем безработицы.
От чего зависит география безработицы?
Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Как зависит безработица от структуры хозяйства?
Группа № 6.
Как решается проблема безработицы?
В 90-х годах прошлого столетия в нашей области был очень высокий уровень безработицы в связи с приостановкой работы предприятий промышленности. Как была решена данная проблема?
Какие требования предъявляются к работнику в современных условиях рынка?
Во время выступления каждой группы все остальные учащиеся заполняют в тетрадях модуль «Рынок труда и занятость населения»
Шаг 1. Продолжите предложение: трудовые ресурсы – это
Шаг 2. Заполните схему:

Население в трудоспособном возрасте


Шаг 3. Заполните пропуски в предложении:
Трудоспособным возрастом в России принято считать у мужчин, у женщин.
Шаг 4. Закончите предложение:
Рынок труда – это
Соотношение спроса и предложения на рабочую силу определяется.
Шаг 6. Заполните пропуски в предложении:
Низкая оплата труда – спрос.. предложения - работников.
Высокая оплата труда – спрос предложения -
Ответьте на вопрос: выгодно ли работодателю при низкой оплате труда уменьшить объем ручного труда и произвести техническое перевооружение производства? Почему?
Шаг 7. Подчеркните названия субъектов РФ с высоким уровнем безработицы: Ростовская область, Смоленская область, Чеченская республика. Ненецкий автономный округ, Якутия, Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкария.
Подчеркните названия субъектов РФ с низким уровнем безработицы: Ингушетия, Москва, Псковская область. Мурманск, Санкт-Петербург, Кировская область, Ленинградская область.
Шаг 8. Заполните пропуски:
География безработицы зависит:
1)
2)..
Ответьте на вопрос: Почему районы с высоким уровнем естественного прироста населения имеют высокий уровень безработицы?
Как влияет уровень развития экономики на количество безработных в регионе?
Шаг 9. Положительные и отрицательные черты безработицы. Верно ли утверждение (да или нет):
Полная занятость населения тормозит развитие экономики.
Безработица способствует закрытию устаревших и экономически невыгодных производств.
Безработица снижает уровень преступности.
Безработица повышает конкуренцию на рынке труда.
У безработного человека много личного свободного времени.
Безработица способствует повышению уровня образования и квалификации работников.
Безработица стимулирует рост экономики.
Шаг 10. Заполните пропуски:
Меры, предпринимаемые для сокращения уровня безработицы – это.
Далее учитель предлагает заполнить таблицу (1) и построить столбиковую диаграмму «Значимость профессий в 9 классе, на основе цифровых данных, обработанных учителем или сильным учеником полученных при выполнении опережающего домашнего задания.

Таблица 1.

Значимость профессий в 9 классе

Место
Профессиональная область
Значимость профессиональной
области

Количество
выборов в %



1.




После того, как на столбиковой диаграмме будут четко просматриваться наиболее и наименее значимые профессиональные области, учитель приводит данные, отражающие отношение к выбранной профессии.


Таблица 2.

Отношения к профессиональной области

Место
Профессиональная область
Отношение к профессиональной
области

Количество
выборов в %



1.





Далее идет дискуссия на основе полученных данных.
Вопросы для обсуждения:
1.Сегодня в России какие профессии наиболее востребованы?(Заранее взять данные в сети интернет)
2.Каковы причины востребованности этих профессий?
3. Каковы требования к работнику определенной профессии и в общем?

В ходе дискуссии выделяются категории по которым можно получить желаемую работу (Образование, знание ПК, иностранных языков, качество личности, коммуникабельность, исполнительность и т.д.)
Далее ученики заполняют таблицу (3)

Таблица 3.

Мои личностные качества и будущая профессия

Качество личности, предъявляемые, по-моему, в выбранной профессии
Какие мои качества будут способствовать выбранной профессии
Какие мои качества препятствуют выбранной профессии






III.Подведение итогов урока:
Учитель: За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке труда, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях. Я вам сейчас предлагаю несколько ситуаций на выбор, попробуёте найти пути выхода из них.
Ситуация 1. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.
вы – молодой специалист, который желает устроиться на работу в престижное учреждение. Ваши действия.
вы – руководитель престижного учреждения, который желает принять на работу естественно хорошего работника и не ошибиться.
Ситуация 2. 3 человека обыгрывают данную ситуацию.
– подчинённый, которому доверили выполнить определённую работу, но по каким-то причинам вы это не сделали. Ваши действия по оправданию себя.
вы – лицо, которому подчиняется человек, не выполнивший своё поручение. Как вы поступите по отношению к этому работнику.
вы – руководитель предприятия, где произошла данная ситуация, и в присутствии вас происходит её разбор. За вами последнее слово. Ваше решение.
Ситуация 3. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.
вы – работник, в очередной раз опоздавший на работу. Как вы сможете оправдать себя перед начальником?
вы – начальник, который должен обязательно принять меры по поводу систематических опозданий своего работника. Ваши действия.
IV. Домашнее задание: параграф , ответить на вопросы после параграфа.

15