Технологическая карта урока по русскому языку на тему Значение и употребление имён прилагательных в речи

Чернова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов
МОУ «Вёлсовской» ООШ

Технологическая карта урока русского языка
(в соответствии с требованиями ФГОС)

Тема урока: Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Класс: 4
Предмет: русский язык

Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: повторить изученное о роли имени прилагательного в речи.

Задачи урока:
Совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные.
Способствовать повторению изученного о роли имени прилагательного в речи, его грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли.
Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомятся с ролью имён прилагательных в речи; со способами образования имён прилагательных; их синтаксической ролью в тексте.
Научатся: образовывать однокоренные имена прилагательные от имён существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имён прилагательных в речи.
Получат возможность научиться: называть морфологические признаки имён прилагательных в тексте; указывать согласованность имени прилагательного с именем существительным (в роде, числе, падеже).
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе данной темы; определять круг своего незнания.
Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции и договариваться с людьми, придерживающихся другого мнения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражения уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы.
Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями, картонные заготовки для цветика-семицветика.





Организационная структура урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

Организация начала урока
(1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

- Дети, вам тепло?
-В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?
-Уже закончился урок?
-Только начался урок?
-Хотите учиться?
-Значит, можете садиться!
- Друг другу улыбки подарите
И свою работу тихонько начните.

Дети, стоя, приветствуют гостей.


- Да!
-Да!
-Да!
-Нет!
-Да!
-Да!

Личностные: осознавать личностный смысл учения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества.

Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
(5 мин.)







Минутка чистописания
(3-4 мин.)

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
- Прочитайте задание. Какие буквы вы вставили в слова?
- Какие имена прилагательные, подходящие по смыслу, вы подобрали к каждому имени существительному?
- Назовите окончания имён прилагательных.



Хорошо, молодцы! С домашним заданием справились.

А теперь давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число.

Читает отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:
«Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит»

- Какое время года описывает Ф.И.Тютчев в своём стихотворении?
- Посмотрите в окно. Наши деревья тоже стоят неподвижны.
- Скажите, а чем ещё нам запоминается зима?
- Всё правильно. В сильные морозы у нас появляются рисунки на окнах. Давайте тоже поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так:
(запись на доске):
зЗз зЗз
декабрь, январь, февраль

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают имена прилагательные, выделяют их окончания.

Сладкая малина, белое облако, интересная беседа, старый шофёр, тяжёлый багаж, свежая газета, деловой костюм, большой завод.

Записывают число в тетрадях.





Зиму.


Морозами, метелью, пургой, праздниками, рисунками на окнах и т.д.


Записывают соединения букв и слова в тетради.
Личностные: осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания.

Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку.









Регулятивные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.



Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности.


Мотивация учебной деятельности
(2 мин.)

- Ребята, а какое время года любите вы?
- А теперь давайте представим, что на улице не зима, а лето. И мы с вами вышли на лесную тропинку. Чтобы нас всегда окружала красота и было тепло, я предлагаю вам вырастить своими руками цветики-семицветики. А что это за цветочки с таким необычным названием?

- Правильно. Как известно, эти цветы могут исполнить желание. А чтобы вырастить наши цветы, одних рук бывает мало. Поэтому сегодня на уроке вы в основном будете работать в группе.
- Кто согласен начать работу, поднимите руку. Вы сможете оценить свою работу во время нашей прогулки с помощью карты успеха. Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус).  Пять плюсов – ваша оценка 5,
4 плюса – 4 и т.д.

Ответы учащихся.




- Они исполняют самые заветные желания.




Ребята поднимают руки

Знакомятся с картой успеха
Личностные: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять критерии оценивания.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.


Сообщение темы урока
(3-4 мин.)

Итак, мы в лесу. Посмотрите вокруг себя. Вы видите множество предметов. Давайте их назовем.

- Как вы думаете, если мы будем рассказывать кому-либо об этих предметах и понятиях только называя их, у слушателя сложится полное представление?

- А как вы думаете, почему?


- Правильно. Когда мы хотим рассказать о том, как выглядит тот или иной предмет, мы описываем его (каков он?) Согласны?
- Правильно. Отгадайте загадку:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

- Какая часть речи может о себе так сказать?

- Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.



- Молодцы! Сегодня мы не только повторим все известные нам сведения об имени прилагательном, но, и, анализируя тексты, определим роль имён прилагательных в речи.

Ответы учащихся: - дерево, трава, птицы, ягоды, и др.
- Нет



- Потому что мы только называем их, но не говорим, какие они.

- Описать предмет, явление – значит рассказать о его признаках.







- В загадке говорится об имени прилагательном. - Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает.
- уточнить роль имён прилагательных в нашей речи; научиться находить имена прилагательные в тексте.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять критерии оценивания.












Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.



Первичное закрепление знаний
Наблюдение над языковым материалом
(работа в группе)
(3 мин.)












Работа по учебнику
(Упр: 6)
мин.)
Задание 1. Ребята, а теперь вы получаете первое задание.
Нам нужно подготовить почву для посадки наших цветов и тщательно её полить. Для этого необходимо приложить все ваши старания.

- Составьте из следующих словосочетаний определение имени прилагательного:
отвечает на вопросы «какой?», «чей?»;
обозначает признак предмета;
самостоятельная часть речи.
- Дайте определение имени прилагательного.




- Молодцы! Почва готова!
- Поставьте в свою карту успеха «+» или «–» в зависимости от правильности выполненного задания.


Задание 2. Ожидание первых всходов – дело долгое и утомительное. Но мы можем ускорить процесс, если выполним следующее задание.
- Откройте учебники на стр.6. Найдите упр.6. Прочитайте его.
- Какой частью речи является каждое из однокоренных слов?

- По каким признакам вы определили эти части речи?



- Выпишите словосочетания с именами прилагательными.
- Обсудите в группе, всё ли правильно вы сделали. Проверьте свои ответы друг с другом.

- Хорошо, молодцы! Поставьте нужный знак в карту успеха.





Составляют «почву» для цветика-семицветика.



- Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».








Один ученик читает упражнение.

- Среди однокоренных слов есть имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия.
Называют признаки каждой части речи: что обозначает, на какие вопросы отвечает.

Выписывают словосочетания.
Взаимопроверка.
Регулятивные: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения.

Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли; предвидеть последствия коллективных решений.






Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса.



Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности.

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; самостоятельно делать выводы.



VI.Физкульт- минутка
(2 мин.)
















- А теперь давайте немножко отдохнём после тяжёлой работы.
Физкультминутка. Игра «Что какое? Кто какой? »

- Ребята, в этой игре вы можете использовать только имена существительные и имена прилагательные. Повторяться нежелательно. Ход игры:
(первый вопрос может быть любой). - Какого цвета сегодня небо? - голубым бывает что? - васильки бывают какими? - хрупким может быть что? - счастье может быть каким? - настоящим может быть кто? и т.д.
- Молодцы! Все быстро и верно отвечали.





В игре принимает участие каждый ученик.



- голубое - васильки - хрупкими - счастье - настоящим - человек и т.д.


Личностные: ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать «образец хорошего ученика»; владеть навыками сотрудничества.










VII. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению знаний и умений
(6 мин.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание 3. - Ребята, чтобы наши всходы чувствовали себя уютно, необходимо много света и влаги. Давайте поможем им, выполнив творческую работу. Перед вами текст. Давайте прочитаем его без имён прилагательных.
- Интересный получился текст?
- Какова роль имён прилагательных в тексте?


А давайте сделаем его интересным. Ниже у вас есть слова для справок. Вставьте нужные слова в пропуски.
Спишите текст, вставляя пропущенные слова.
Ниже даны слова для справок.

- Давайте проверим, что у вас получилось.
Самопроверка по слайду.
- Хорошо, и с эти заданием справились.

Поставьте знак в карту успеха.




Один ученик читает текст вслух.
Нет.
- Делают его более образным, придают эмоциональную окраску.

Учащиеся выполняют задание на листочках, вставляют пропущенные слова.


Читают тексты.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


VII. Включение в систему знаний и повторения

Работа по карточкам
(5 мин.)
Задание 4. Ребята, мы уже близки к заданной цели. Осталось нам полить наши всходы удобрениями, чтобы наши цветы росли долго и приносили радость людям. Закрепим наши знания.
- У вас на столе карточка. Прочитайте задание.
Анализирует задание вместе с учащимися.



Приглашает одного из учащихся разобрать имя прилагательное по составу, остальные выполняют задание на карточке.

- Заполните карту успеха.




Читают задания на карточке.
Вставляют пропущенные буквы по очереди, выделяют корень, подчёркивают имена прилагательные, разбирают по составу.



Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу.



IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(4-5 мин.)
Молодцы, ребята! Я думаю, что всем не терпится посмотреть на наш цветок. Посмотрите на доску. Вы видите в серединке жёлтый кружочек. Напоминает ли это цветок? Чего не хватает?
Попробуйте сделать выводы.





Задание 5.
- Вы видите на своих столах разноцветные лепестки. Среди них есть такие, которые нужны нам для нашего цветика-семицветика. Найдите их и закрепите вокруг жёлтой серединки.

(учитель воспроизводит вслух написанное)







- Оцените свою работу на уроке, заполнив карту успеха.



- Нет.
- Не хватает лепестков.
выводы могут быть такими: - Цветок не может быть без лепестков. Также и прилагательное рука об руку шагает с существительным, соглашаясь с ним во всем и не споря (т.е. согласуясь в роде, числе и падеже).

Лепестки заполнены следующим образом: - украшают речь, - придают предмету или явлению образность, - описывают предмет, - изменяются по родам, числам и падежам, - в предложении являются второстепенным членом,
- и другие.

Выставляют оценку, согласно карте успеха.


Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.



Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку.
Коммуникативные: слушать и понимать других; участвовать в работе группы, распределять роли; предвидеть последствия коллективных решений.


Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.


X. Домашнее задание
(2 мин.)





Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, даёт сопутствующие комментарии.
Внимательно слушают, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности.




Карта успеха
Фамилия учащегося ________________ ________________


Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Твоя само-оценка


Принимал активное участие в группе в поиске решения
Работа со взаимопроверкой в группе
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Активно участвовал в проведении поиска необходимой информации














Карта успеха
Фамилия учащегося ________________ ________________


Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Твоя само-оценка


Принимал активное участие в группе в поиске решения
Работа со взаимопроверкой в группе
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Активно участвовал в проведении поиска необходимой информации













Карта успеха
Фамилия учащегося ________________ ________________


Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Твоя само-оценка


Принимал активное участие в группе в поиске решения
Работа со взаимопроверкой в группе
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Активно участвовал в проведении поиска необходимой информации

































Рисунок 4Рисунок 4Рисунок 115