Конспект модульного урока по географии на тему Численность и воспроизводство населения мира (10 класс)


ЧИСЛЕННОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ МИРА
Учебно-воспитательные задачи:
Показать, что география населения – одна из ветвей экономической и социальной географии;
Выявить закономерности динамики численности мирового населения;
Сформировать понятие “естественное движение населения” и представление об особенностях его динамики. Понятие “демографическая политика”;
Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами. Оборудование: политическая карта мира, атласы, статистический материал, компьютер, проектор, экран, инструктивные карточки. Презентация.
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы “География населения мира”. С какими науками связана география населения? (сообщение ученика).
Учитель: Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из них носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. С географией населения тесно связаны новые направления научных исследований, как рекреационная география, медицинская география, география культуры, география религий. Изучая эту тему, мы попытаемся ответить на такие актуальные в наши дни вопросы, как, что приводит к возникновению “горячих точек”, почему уже на протяжении многих лет сохраняется политическая напряженность в некоторых регионах нашей планеты? Изучение темы начнём с вопросов:
Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры. Модуль № 1.
Воспроизводство населения. Модуль № 2.
Первый тип воспроизводства. Модуль № 3.
Второй тип воспроизводства. Модуль № 4.
Демографическая политика. Модуль № 5.
Учащиеся записывают план урока и домашнее задание. Модуль 1 - лекция учителя: географы и демографы широко используют данные переписи населения. Всего с начала 19 века в мире было более 2 тысяч переписей. В наши дни в большинстве развитых стран переписи проводятся раз в пять или десять лет. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) уже не осталось стран, в которых вообще не было переписи населения. Какие страны называются крупными по численности населения, перечислите их.
Как же увеличивалось население мира с начала нашей эры? (демонстрация слайда “Динамика численности населения земного шара”). В начале нашей эры вся численность населения Земли составляла 230 млн. человек. В этот период численность населения росла медленно. Это было связано с неблагоприятными условиями жизни, населению приходилось бороться с многочисленными болезнями и с суровыми условиями окружающей среды. Численность увеличилась вдвое за полторы тысячи лет. И только во второй половине 20-го века начинается резкий рост численности населения. В 1999 году общая численность населения была 6 млрд.
Но и в наши дни в разных регионах мира население растёт неодинаково: в одних медленно, в других быстрее, а в третьих очень быстро. Это объясняется различным характером его воспроизводства.
Теперь мы приступаем к работе с модулями. Приложение № 1. Каждой группе для работы с инструктивными картами даётся 10 минут.
После окончания времени - отчет групп по своему модулю с демонстрацией слайдов. Остальные внимательно слушают, готовятся к первичному контролю знаний в виде тестов. При проверке тестов использую самоконтроль, если ответы правильные, получается слово “Молодцы”.
Модуль № 2. Понятие о воспроизводстве населения

Модуль № 3. Первый тип воспроизводства населения

Модуль № 4. Второй тип воспроизводства населения

Модуль № 5. Демографическая политика – управление воспроизводством населения