Миграции населения России на примере моей семьи. Конспект урока с использованием проектной технологии


Урок с применением проектной технологии
Тема Миграции населения России на примере моей семьи
Цвенгер В.М., учитель географии и биологии МБОУ «Полазненская СОШ №3»
Дидактическая задача:
формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач
Цель урока:
Образовательные:
- - Сформировать у учащихся понятие «миграция»,     познакомить с типами классификаций миграций населения.
- Выявить причины появления миграций,
- выяснить воздействие переселения на жизнь общества и миграционные проблемы.
2. Воспитательные:
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать патриотизм, гражданственность, глубокое уважение и интерес к судьбам соотечественников.
3. Развивающие:
- совершенствовать умения работы с источниками знаний;
- совершенствовать навыки анализа умения выступать и защищать свою точку зрения;
- развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни.
 Формируемые УУД
Познавательные: Общеучебные универсальные действия (Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме).  Логические учебные действия (основы смыслового чтения текстов; уметь выделять существенную информацию; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его связях).
Личностные: Самоопределение  - формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания Я как гражданина России);
Смыслообразование - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и незнания.
Морально-этическая ориентация: Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность)
Коммуникативные УУД: Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Основные понятия: Миграция, депортация, реэмиграция, иммиграция, эмиграция, гастарбайтер.
Метапредметные связи: История, иностранный язык.
Оборудование: рабочая тетрадь, контурные карты, атлас, лист терминологии, таблица «Виды миграций», электронная презентация (карта России).Технология проведения
Организационный момент. Цель – активизация учащихся. Положительный настрой на урок.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Первое письменное упоминание о Добрянке встречается в писцовой книге М. Ф. Кайсарова за 1623-24 гг.: «Деревня Домрянка на реке Каме и на устье речки Домрянки: а в ней 11 дворов крестьянских, а людей в них 22 человека». Полазна впервые упоминается как поселение в устье реки Полазной с 4 дворами: «Назаров двор, да Степанов двор, да два двора Сыропятовых, а в них душ обоего полу — 14». Численность населения сейчас - 13 тыс. чел., Добрянка – 33 тыс. чел.
Формулирование темы и целей урока. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Построение проекта выхода из затруднения 
Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Задание 1. (фронтально) Составьте алгоритм изучения миграций населения.
Какими источниками информации мы можем воспользоваться?
Задание 2. (фронтальная беседа) В какой форме можем оформить результаты работы.
Реализации построения проекта
Задание 1. Миграции населения России в прошлом. На контурной карте обозначьте миграции вашей семьи.
Алгоритм.
1. Откуда родом ваши предки?
2. Причины миграций
3. К какому типу миграций относятся? Виды миграций.
- Научись делать! (Извлекать необходимую информацию из следующих источников: воспоминания родственников, учебник, карта, раздаточный материал, интернет-ресурсы, учитель)
4. Придумай условные знаки для разных видов миграций и обозначь на карте.
Задание 2. Какие миграции вы и члены вашей семьи совершаете сейчас или планируете в будущем? Обозначьте на карте.
Задание 3. Составьте рассказ с опорой на карту.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Задание 1. Выступление учащихся.
Задание 2. Обсуждение решения задания.
Рефлексия УД на уроке. А напоследок я скажу… Схема – паутина по цепочке: Рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.
1. Что тебе понравилось на уроке больше всего?
2. В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
3. За что бы ты себя похвалил на уроке?
4. Что бы ты изменил на уроке в последующем?
5. Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
6. Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (заполнял контурную карту, анализировал схему, составлял тезисы и т. д.)?
8. Благодаря каким источникам информации ты нашел решение?
9. Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
10. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
11. Где можно применить полученные знания?
Результаты:
Резко возросла познавательная активность учеников на уроке.
100 % учеников были вовлечены в активную проектную деятельность.
Основная дидактическая задача урока (формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач) была реализована
Цели проекта были достигнуты.
Метод проектов очень плотно вошёл в нашу жизнь. Причём проекты связаны не только с организацией их учебной деятельности, но и с социализацией учащихся. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектно-исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Источники информации
Полат Е. С. Метод проектов. Статья на сайте Российской Академии Образования.
Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
География: уроки с использованием информационных технологий / авт. – сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2010.
Научно – практический журнал «Завуч» №6 2005г., №6 2006г., №8 2007г.
Сайт программы «Обучение для будущего»
Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий «Школа для всех»
http://lib.teacher.msu.ru