Конспект урока географии. Тема Миграции населения России.


Конспект урока географии для 8 класса на тему
«Миграции населения России».
Автор Дунина Татьяна Сергееывна учитель географии
МОБУ СОШ №15 МО Кореновский район
Тип урока- урок изучения нового материала
Форма проведения- комбинированный урок
Дидактическая задача: формирование новых знаний
Цели урока: -организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий темы: «миграции»,виды миграций, причины миграций, влияние миграций на демографическую и экономическую ситуацию, «эмиграции», «реэмиграции»,сальдо миграций.
-организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в различных учебных ситуациях; стимулировать их стремление к самообразованию; социализация личности
-обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся
-актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы
Формировать компетенции: Учебно-познавательная- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия и др.).
Ценностно-смысловая- содействовать осознанию учащимися социальной, практической и личностной ценности учебного материала.
Коммуникативная-содействовать развитию у детей умений общаться, обеспечивать развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Личностная (самосовершенствования) в ходе включения в учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока.Оборудование.
Учебники под редакцией А.И.Алексеева География России 8 кл.
Настенная карта «Физическая карта России».
Атласы.
Тетради, ручки.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Раздаточный материал (лист самоконтроля)
Материалы к уроку.
Содержание параграфа 7 в учебнике под редакцией А.И.Алексеева.
Дополнительный материал «Исторические миграции».
Фундаментальные образовательные объекты-
Общенаучная философско-педагогическая концепция о движущих силах личности, факторах развития личности.
Теория расселения населения.
Теория человеческого капитала.
Научная концепция системы расселения.
Концепция миграционной подвижности населения.
Понятия по теме :-миграции;
-виды миграции;
-причины миграций;
-влияние миграций на демографическую и экономическую ситуацию;
-эмиграции;
-реэмиграции;
-сальдо миграций;
Главная проблема урока- ЗАЧЕМ И КУДА ЕДУТ ЛЮДИ?
Эпиграфы урока на доске:
За океаном найдешь ты лишь небо другое - не душу. - Гораций
Не стоит уезжать откуда-то. Ехать надо куда-то. - Елена РезановаЭмиграция нужна, чтобы себя узнать! И чтобы стать более зрячей к своему дому. - Наталия Медведева
Ход урока.
Текущее время урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент.
2 мин.
Изучение нового материала
27 мин.
Мотивация к изучению темы.
Актуализация личностного смысла.
Первичное введение материала.
Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
Мотивация запоминания .Первичное введение материала.
Первичное введение материала.
Первичное введение материала.
Актуализация техники запоминания.
Контроль результатов первичного запоминания.
Первичное введение
материала.
Указание на то, какими новыми умениями учащиеся должны овладеть.
Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
.
Систематизирующее повторение
6-7 мин.
Тестирование 6-7
мин.
Внутреннее повторение и применение полученных знаний и навыков.
Домашнее задание.
2 мин.
Систематизирующее повторение через короткий промежуток времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению.
.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебники, атласы, тетради, ручки, раздаточный материал.
- Садитесь.
Вводное слово учителя:
Ребята, мы продолжаем знакомиться с населением России. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, её героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками.
А главное, любить свой край, знать его прошлое, изучать настоящее и строить будущее.
На фоне мелодии песни «Уголок России - отчий дом» учитель читает:
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.
На родине заботы не томят,
На родине и радостней поётся.
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом, где он родился, А где родился, там и пригодился
Вот так у нас в народе говорят.
У каждого есть Родина своя,
А Родина солгать не позволяет,
И если я встречаюсь с негодяем,
То Родина мне силы умножает
У каждого есть Родина своя,
А Родина для каждого святая.
Николай Дружков
Учитель:
Помните, там есть такие строки:
“У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом, где он родился…”
А теперь я прошу поднять руки тех, кто родился в с. Платнировской .(Дети поднимают руки)
Спасибо.
А теперь, тех – чья Родина далеко отсюда.
Вот видите ребята, сколько ваших однокласcников приехало в нашу станицу, т.е. изменило своё место проживания.
Как вы думаете, какова наша тема урока, о чем мы сегодня будем говорить, каковы цели у нас сегодня?
Учащиеся самостоятельно формируют тему и цели урока.
-И вот сегодня на уроке нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы выяснить: куда и зачем едут люди.
-Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь
МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ.
Слайд на экране.
-Сегодня на уроке мы узнаем:
Слайд на экране.
-что такое миграции?
-причины миграций
-виды и направления миграций
-сальдо миграций
-как миграции влияют на демографическую и экономическую ситуацию в стране?
-Что же такое миграции?
-Ребята, сформулируйте и запишите определение понятия в тетрадь.
-Ребята, как вы сформулировали понятие «миграции» ?-Запомните, пожалуйста- МИГРАЦИИ-ЭТО ПЕРЕСЕЛЕНИЕ,ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ.
Слайд на экране.
- МИГРАЦИИ-ЭТО ПЕРЕСЕЛЕНИЕ,
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ
-Ребята, как вы думаете, почему люди переезжают из одного места в другое?
-Да.
-Верно.
-Есть еще причины, которые обусловлены государством. Это такие:
Слайд на экране.
Причины миграции
Политические – несогласие с существующим строем.
Национальные – притеснение национальностей.
Религиозные– вражда на почве разнообразных вероисповеданий.
Экологическая– загрязнение окружающей среды.
Экономические – проблемы экономического характера.
-Ребята, как вы думаете, куда едут люди?
-Все верно.
Работают в тетради. Время на работу 5-7 минут.При выполнении задания необходимо использовать текст параграфа 7 на стр.35 в учебнике.
-Ребята,сравните, пожалуйста, вашу схему с правильным ответом.
Слайд на экране.
Виды миграций.
Внешняя Внутренняя
-эмиграция -добровольная -иммиграция -сезонная
-реэмиграция -маятниковая
-принудительная
-вахтовая
(периодическая)
Объяснение схемы:
Внешняя миграция связана с переселением из одной страны в другую. По направлению движения людей подразделяется на:
–эмиграцию-выезд за границу (в Германию, Израиль,Канаду и др. );
-иммиграцию-переезд мигрантов в Россию из-за рубежа (Казахстана, Украины и др.)
-реэмиграцию-возвращение мигрантов на родину.
-Хорошо.
-А сейчас проведем небольшое исследование и выясним причины и особенности миграций в пределах нашей страны.
Для этого объединяемся в группы по 4 человека. Задания для групп у вас на столе.
Задание: 1.Изучите текст параграфа 7 и составьте систематическую таблицу «Внутренние миграции в России».
Виды
миграций Направление
миграций Причины
миграций
1.добровольная
2.сезонная
3маятниковая
4принудительная
5.вахтовая 2.Подготовьтесь к устному ответу на вопрос: как миграции влияют на демографическую ситуацию, на экономическую ситуацию в регионе?
3.А сейчас откройте учебник на с.35,рис.15
Влияние миграций на изменение численности населения регионов России. Давайте познакомимся с условными знаками. Оттенками красного и желтого цветов показаны регионы страны, куда приезжает много мигрантов, оттенками синего цвета показаны регионы откуда уезжают люди.
-На выполнение задания группам дается 7 минут.
-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Проверьте себя.
Слайд на экране.
Виды миграций. Направление
миграций. Причины миграций.
1.добровольная
2.сезонная
3.маятниковая
4.принуди
тельная
5.вахтовая Село-город;
Город-село;
Маленький город-большой город;
север-юг;
восток-запад.
Миграции горожан в деревню на садово-
огородные участки;
на стройки вПодмосковье
поездки на работу
в пригородах крупных городов,
«челноки» за товаром;
1930-е годы-
народы Северного Кавказа, немцы в Сибирь, Казахстан,
Среднюю Азию;
1937 год-корейцы из Приморского края в Среднюю Азию.
На Кольский полуостров,вЗ.Сибирь,вВ.Сибирь-где осваиваются различные месторождения полезных ископаемых
Экономическая;кризис хозяйства на Севере и Дальнем Востоке
экономическая
Экономическая
Политическая,
Национальная
Экономическая,
политическая
Слайд на экране.
РАЗНОСТЬ МЕЖДУ ЧИСЛОМ ПРИБЫВШИХ И ВЫБЫВШИХ НАЗЫВАЕТСЯ САЛЬДО МИГРАЦИИ.
-Ребята, давайте поработаем с сайтом «Счетчик населения» и рассчитаем сальдо миграций.
Назовите регионы России где положительное сальдо миграций.
-Назовите регионы России где отрицательное сальдо миграСлайд на экране.
Во внутренних миграциях в стране преобладает направление: север-юг, восток-запад.
Причины:1.экономическая;
2.суровые природные условия.
-А сейчас мы проверим, как вы поняли материал сегодняшнего урока. Выполните тест:
Слайд на экране.
Внутренние миграции доминируют.
Маятниковые миграции обусловлены фактором труда и благосостояния.
Миграционный прирост России снизился по причине стабилизации социально-экономической ситуации в странах СНГ и Балтии.
Иммиграция- важный фактор роста
экономики и благосостояния населения принимающей страны.
Выполнение теста.
Тест
«Население России»
Вариант 1.
Выберите один верный вариант ответа.
С начала 1990-х гг. численность населения России:
А) уменьшаетсяБ) увеличивается
2. Численность населения России в настоящее время составляет (в млн. чел.):
А) 200Б) 146В)150Г)300
3. Эмиграция – это:
А) въезд в странуБ) выезд из страныВ) возвращению в страну
4. Какой регион России имеет отрицательное сальдо миграций:
а) Московская область в) Хабаровский край
б) Краснодарский край г) Ставропольский край
Дайте определение понятию:
Миграция – это____________________________________
-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
-параграф 7, ответить устно на вопросы №1-5
-проект «Миграции моей семьи»
форма выполнения –любая (графическая, текстовая, презентация)
- на контурной карте России отметьте условными знаками города, где бы вы хотели:
Жить постоянно;
Периодически отдыхать;
Побывать на экскурсии.
Слайд на экране.
Всем большое спасибо!
Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, положительный моральный настрой на работу на уроке.
Включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
-Да, кивают многие учащиеся.
-Записывают в тетрадь тему урока.
-Знакомятся с главными понятиями и основным содержание темы урока.
-Записывают в тетрадь свое определение понятия «миграции».
-Произносят свое определение понятия, сравнивают с определениями одноклассников. Корректируют понятие.
Ответы:
-Возможно, люди хотят жить лучше; иметь высокооплачиваемую работу.
-Хотят жить ближе к своим пожилым родителям, родственникам.
-Читают, слушают ;записывают в тетрадь причины миграций.
Ответы на вопрос:
-В город,здесь лучше жить,можно найти работу.
-Некоторые едут жить в деревню.
-На заработки.
Составляют
схему втетради.
Сравнивают,
корректируют
свою схему.
-Слушают, осмысливают материал по внешним миграциям.
Идет активная учебная индивидуальная деятельность учащихся,
направленная на формирование представлений об изучаемых процессах, их сущности Совершенствуются общеучебные
умения. Результаты фиксируются в тетради.
Идет восприятие учащимися нового материала ,его осмысление, обобщение ,конкретизация с учетом жизненного и учебного опыта.
Отчет групп.
Группа №1-2 мин.
Группа №2-2 мин.
Оценка работы.
-Фиксация учащимися
результатов труда своих одноклассников.
-Корректировка своей работы в тетради.
Осмысление новыхзнаний и умений, выделение существенных признаков, конкретизация знаний.
Ответы на вопрос:
-европейская территория страны,югЗ.Сибири;
-Восточная Сибирь,ДальнийВосток,Европейский Север;
-Люди переезжают с севера в более
южные регионы, из восточных частей страны вевропейскую часть.
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ1ФИ_____________________________________________
Этап урока Задание Баллы
Мотивация к изучению темы Самостоятельно сформулируйте тему, цели, проблему урока. Изучение нового материала Что такое «миграция»?
Причины миграций (дополните предложения):
________________________– несогласие с существующим строем.
Национальные – притеснение национальностей.
Религиозные – ______________________________________________
________________________– загрязнение окружающей среды.
Экономические – проблемы ____________________ характера
Виды и направления миграций
Виды миграций. Направление
миграций. Причины миграций.
1.добровольная
2.сезонная
3.маятниковая
4.принуди
тельная
5.вахтовая поездки на работу
в пригородах крупных городов,
«челноки» за товаром;
1930-е годы-
народы Северного Кавказа, немцы в Сибирь, Казахстан,
Среднюю Азию;
1937 год-корейцы из Приморского края в Среднюю Азию.
На Кольский полуостров,вЗ.Сибирь,вВ.Сибирь-где осваиваются различные месторождения полезных ископаемых
Экономическая;кризис хозяйства на Севере и Дальнем Востоке
Экономическая
4.Сальдо миграций – это__________________________
____________________________________________
Положительное сальдо миграций: ________________________________________________________________________________________
Отрицательное сальдо миграций:___________________________________
____________________________________________ Закрепление Тест
«Население России»
Выберите один верный вариант ответа.
С начала 1990-х гг. численность населения России:
А) уменьшаетсяБ) увеличивается
2. Численность населения России в настоящее время составляет (в млн. чел.):
А) 200Б) 146В)150Г)300
3. Эмиграция – это:
А) въезд в страну
Б) выезд из страны
В) возвращению в страну
4. Какой регион России имеет отрицательное сальдо миграций:
а) Московская область в) Хабаровский край
б) Краснодарский край г) Ставропольский край
Дайте определение понятию:
Миграция -это___________________________________________________________________________________________
МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК - « » ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ2ФИ_____________________________________________
Этап урока Задание Баллы
Мотивация к изучению темы Самостоятельно сформулируйте тему, цели, проблему урока. Изучение нового материала Что такое «миграция»?
Причины миграций (дополните предложения):
________________________ – несогласие с существующим строем.
Национальные – притеснение национальностей.
Религиозные – ______________________________________________
________________________ – загрязнение окружающей среды.
Экономические – проблемы _____________________ характера
Виды и направления миграций.
Подготовьтесь к устному ответу на вопрос: как миграции изменяют состав населения?
Сальдо миграций – это_______________________________________
____________________________________________
Положительное сальдо миграций: ____________________________________________
____________________________________________
Отрицательное сальдо миграций:___________________________________
____________________________________________ Закрепление Тест
«Население России»
Выберите один верный вариант ответа.
С начала 1990-х гг. численность населения России:
А) уменьшаетсяБ) увеличивается
2. Численность населения России в настоящее время составляет (в млн. чел.):
А) 200Б) 146В)150Г)300
3. Эмиграция – это:
А) въезд в страну
Б) выезд из страны
В) возвращению в страну
4. Какой регион России имеет отрицательное сальдо миграций:
а) Московская область в) Хабаровский край
б) Краснодарский край г) Ставропольский край
Дайте определение понятию:
Миграция – это___________________________________________________________________________________________
МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК - « » ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ3
ФИ_____________________________________________
Этап урока Задание Баллы
Мотивация к изучению темы Самостоятельно сформулируйте тему, цели, проблему урока. Изучение нового материала Что такое «миграция»?
Причины миграций (дополните предложения):
________________________ – несогласие с существующим строем.
Национальные – притеснение национальностей.
Религиозные – ______________________________________________
________________________ – загрязнение окружающей среды.
Экономические – проблемы _____________________ характера
Виды и направления миграций.
А сейчас откройте учебник на с.35,рис.15
«Влияние миграций на изменение численности населения регионов России». Подготовьте устный анализ данной карты.
Сальдо миграций – это__________________________
________________________________________________________________________________________
Положительное сальдо миграций: ____________________________________________
____________________________________________
Отрицательное сальдо миграций:___________________________________
____________________________________________ Закрепление Тест
«Население России»
Выберите один верный вариант ответа.
С начала 1990-х гг. численность населения России:
А) уменьшаетсяБ) увеличивается
2. Численность населения России в настоящее время составляет (в млн. чел.):
А) 200Б) 146В)150Г)300
3. Эмиграция – это:
А) въезд в страну
Б) выезд из страны
В) возвращению в страну
4. Какой регион России имеет отрицательное сальдо миграций:
а) Московская область в) Хабаровский край
б) Краснодарский край г) Ставропольский край
Дайте определение понятию:
Миграция – это__________________________________________________________________________________________
МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК - « »