Урок по ОРКСЭ (модуль ОПК) Православная молитва (4 класс)


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Журкина Светлана Александровна

Район
Починковский

Место работы
МБ ОУ Никитинская СОШ

Должность
Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль
Основы православной культуры

УМК
Просвещение

Тема урока
Православная молитва

Тип урока
Комбинированный

Цель, задачи
Цель: духовно-нравственное развитие
Задачи:
- формировать представление о понятиях «православие», «молитва», «благодать», «святые»; знакомить с видами молитв, с молитвой «Отче наш», со смыслом входящих в нее слов и выражений; осмыслять понятие молитвы как разговора человека с Богом путём разных форм; понимать разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать»;
- развивать логическое мышление, умение чётко выражать свои мысли, ориентируясь на текст учебника; развивать парную работу;
- воспитывать доброе отношение к окружающим тебя людям, к православной молитве; осознавать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Необходимое оборудование
УМК, мультимедийное оборудование

Дидактическое обеспечение
Карточки с вопросами для парной работы для проверки домашнего задании и карточки со словами молитвы «Отче наш» (написана на доске), фломастеры красного цвета (на каждого ученика), карточки со стихами поэтов для парной работы; доска разделена на две части, на одной написано: материальные просьбы, на второй – духовные


Планируемые результаты урока

личностные
Сформировать эмоциональное отношение к собственным радостям и переживаниям, доброе отношение к переживаниям и радостям других людей с помощью православия и православной молитв, усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать»; осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

предметные
Познакомиться с православной молитвой, узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Распределить работу в парах, ориентироваться в учебном тексте; оценить свою работу и напарника, понимать информацию и выделять главное, работать над формированием логических умений, развивать внимание, монологическую речь, учебное сотрудничество

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Фронтальный опрос, оценка своего напарника и себя


Литература и Интернет-ресурсы

Основная
УМК

Дополнительная
Стихотворение А. С. Пушкина «Отче наш», стихи разных поэтов для определения стиля обращения

Интернет-ресурсы
Церковное исполнение молитвы «Отче наш»

ЭОРы
Электронное приложение























План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
- Орг. момент
- Упражнение «Подумай о хорошем» (эмоциональный настрой)
-Закроем глазки и подумаем о самом хорошем для себя и других людей.
- Открываем глазки.
-О чём ты подумал?
(Ответил - садится)
Настрой на позитив для себя и человечества.
(личностные УУД)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Проверка домашнего задания по вопросам для повторения (парная (групповая работа), зависит от количества учеников), карточки даю с вопросами:
Почему верующие люди называют природу Божиим творением?
Если ли и какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»?
Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?
Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В чем?


Работают в парах, высказывают свое мнение.

Отвечают на поставленные вопросы, дополняют другие пары.



Коммуникативные, регулятивные и личностные УУД (работа в парах, выслушивание собеседника, терпимость к мнению других в совместной работе, общее решение)
Предметные и метапредметные УУД (Ответы на вопросы предыдущего урока, логическое мышление)


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Вопрос учителя, пробуждаю-щий интерес к теме:
- Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д., можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.
Ставит проблемную ситуацию в виде вопроса:
Есть ли в современной жизни нравственные люди?
Переход к теме урока.
Постановка цели:
Что мы сегодня можем узнать на уроке?
Пытаются ответить на вопрос и привести примеры из личного опыта.

























Пытаются самостоятельно вывести тему урока и определить цели урока.
Коммуникативные и личност-ные УУД (Слушать других и развивать свою монологичес-кую речь; развивать эмо-циональное отношение не только к себе, но и к другим людям





















Метапредметные УУД

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель:
- Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Слово ПРАВОСЛАВИЕ означает умение правильно славить бога, то есть молиться. Обращение к Богу называется МОЛИТВА.
Рассказ учителя о молитве и трех ее видах (по учебнику).
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.
Мы с вами тоже написали много таких просьб.
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ.
Вот что написали мы с вами.

Прочитайте в учебнике прось-бы духовных благ (стр.12)
Пояснение молитвы благо-дарения и «славословия».
Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаещь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит ты не одинок, значит есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.
Работа с иллюстрациями учебника по данному уроку (стр.12 – 14) и электронному приложению к уроку.
Прочитайте (самостоятельно) в учебнике пояснение понятий:
Православие
Благодать
Понимание людской святости
Священного Предания в православной культуре.
Расскажите друг другу (в парах) и оцените ответ свой и товарища
(стр. 12, 13)

Знакомство с молитвой «Отче наш» (Вступление - чтение стихотворения на стр.14 М.Лермонтова)
Самая известная молитва – «Отче наш».
Прослушивание молитвы на кассете.
На доске выписаны слова молитвы.
Игра «Найди непонятное». Раздаю карточки каждому
ребёнку со словами молитвы.


Учитель подчёркивает на доске найденные учащимися непонятные слова и даёт пояснение по ходу молитвы.

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Герда стала читать молитву «Отче наш» и победила ледяную армию. Как вы считаете, такое бывает только в сказках? Почему?
Теперь вы знаете, как правильно звучит православная молитва. Неправильно желать в молитве зла и боли другим людям.











Слушают.

Читают.

Слушают и по ходу высказывают своё мнение


















Рассматривают и анализируют иллюстрации в учебнике




Читают текст.
Определяют понятие.
Находят ключевые слова.













Работа в парах.
Оценивание








Слушают. Первое впечатление от прослушанного



Читают глазами.
Ищут непонятные слова и подчёркивают (индивидуальная работа)
Слушают







Отвечают




Слушают


Предметные и метапредмет-ные УУД

































Предметные и метапредмет-ные УУД












5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Смотри п.4.



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Рабочая тетрадь. Урок 4
Православная молитва
Задание 1. Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка.
1. - Царь! - ответствует мудрец, -
Разочтёмся наконец,
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу. –
Шамаханскую царицу...
А.С. Пушкин
___________________________
2. Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно? Так точно, ясно.
Ну, так иди скорей.
К. Симонов
__________________________
3. Не смейте забывать учителей.
Ведь лучшее всё в нас
От их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
А. Дементьев
______________________
4. Покосился повар:
"Ничего себе едок -
Парень этот новый".
Ложку лишнюю кладет,
Молвит не сердито:
- Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
Тот: - Спасибо. Я как раз
Не бывал во флоте.
Мне бы лучше, вроде вас,
Поваром в пехоте...
А. Твардовский
_____________________________
5. Завтра бой
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
«Спаси, Господи, люди Твоя».
Завтра бой
Федор Сологуб
____________________________
Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.
Соотносят отрывки из текстов с понятиями. (Парная работа)































































Взаимопроверка.
Умение читать и находить правильное понятие Метапредметные и предметные, коммуникативные, познавательные УУД.
(Умение читать и находить правильное понятие)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Делит класс на микрогруппы и дает дифференцированное задание:
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Отче наш», подчеркните понятия, составь-те с ними предложения и словосочетания:
Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
Сильные: составляют предложения с выбранными понятиями.
Средние: составляют словосочетания.
Слабые: просто подчёркивают
(Дифференцированная индивидуальная работа)
Регулятивные, коммуникативные, личностные, познавательные УУД (Учебное сотрудничество,
логическое мышление,
работа над формированием логического мышления)


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Дает задание по разделу «Мудрые мысли».
Повторение
Возвращает учащихся к цели урока. Ответы на вопросы 1, 2, 4 (стр.15)
Читают, объясняют смысл и соотносят с основными понятиями урока.
Читают тему урока и отвечают на вопросы
Личностные, познавательные,
коммуникативные (Работа над смыслообразованием, анализ и синтез, умение ставить задачу и находить решение, выражать свои мысли)

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Итог. Задает 5 вопрос.(стр.15)
Предлагает оценить свою работу и работу напарника.
Дает творческую дифферен-цированную работу на дом (в. 6 (стр. 15), рассказать рубрику «Это интересно» в учебнике на стр.15.
Отвечают на вопрос.
Отмечают уровень усвоения материала.
Записывают домашнее задание.
(Сильные - напишут мини-сочинение, средние - рисунок, слабые – устно расскажут)
Личностные, познавательные,
коммуникативные, регулятивные (умение ставить задачу и находить решение, выражать свои мысли, оценивать свою работу и работу напарника)










КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Лђ Заголовок 5 Заголовок 715