Конспект урока по технологии «Народные промыслы России»

Конспект интегрированного урока
по технологии 5 класс
Учебно-методический комплект: Неменский Б.М. (5-7) (Школа России)
Симоненко А.Д. (5-8) Школа России)

Тема: Народные ремёсла Ленинградсой области. Оятская керамика.
Задачи:
Воспитательные: вырабатывать у учащихся правильные позиции в отношении ценностей родной страны, ее культуре, обучать стремлению самостоятельно пополнять свои знания и применению их на практике.
Развивающие: развивать у учащихся художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.
Обучающие: Научить изготавливать изделия из пластилина, используя знания о творчестве народных мастеров.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная оска.
Материалы: на каждом рабочем месте бумага коричневого цвета, белая краска для грунтовки, гуашь, кисточка, салфетка, ватная палоска, клей , ножницы.
Ход урока
1.Приветствие.
Мы продолжаем знакомиться с народными ремёслами нашей Родины.
2.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами узнаем об истории Оятской керамики, у нас появятся замечательные образцы игрушек, посуды. Мы подготовим их к оформлению. А на следующем уроке мы их распишем.
3.Повторение темы «Предметы народного быта».
Слайд 2.
На слайде показаны предметы народного быта, учащимся необходимо вспомнить как они называются и ответ записать в картачку.
Слайд 3.
В древней Русии использовалось не так много материала для изготовления посуды, На слайде представлены основные которые использовали ремесленники. Учащиеся записываю т название материала в катрочки- задания. Совместно с классом ведется беседа о материалах которые используются в современном производстве для изготовления посуды.
4.Изучение нового материала
Слайд 4,5.
В селении Алёховщина, что в Ленинградской области, расположен Центр возрождения ремесёл. Название учреждения говорит само за себя. Но какие ремёсла возрождаются, кто работает в этом центре? Начнём с истории.
Селение Алёховщина стоит на берегу реки Оять. Эти места считаются историческим месторасположением средних вепсов. Да и название «Оять» переводится с вепсского очень трогательно – «ручеек».
Занимались лепкой в свободное время, чаще зимой. Причём в гончарном деле была задействована вся семья: женщины месили глину, мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а дети лепили мелкие детали к изделиям.
Дело стало выгодным промыслом. В Санкт-Петербург отправлялись речные караваны до 30 лодок. Продавалась посуда на Аничковом мосту. Зимой на санях возили продукцию до Финляндии.
В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. С появлением фарфора и алюминия керамика постепенно утратила свою популярность.
Только в семьях оятских мастеров сохранялась традиция гончарного промысла.
В 1969 в селе Алёховщина Лодейнопольского района был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары, которые помогли возродить традиции оятской керамики. Старые мастера стали набирать себе в подмастерья молодёжь. Промысел начал возрождаться.
На сегодняшний день при Центре работают 7 мастеров. Мастера сохраняют и передают в наследство древние традиции народного гончарного искусства, основанного на формообразовании предметов вращением. Таким способом из экологически чистой местной глины изготавливаются кринки, корчаги, миски, рукомои, чайники, жаровни, салатники, декоративные вазы, чайные и кофейные сервизы.
Показ видео ролика о ремесле «Оятская керамика»
Слайд 6
Вставьте пропущенные слова в предложения просмотрев видео ролик «Оятская керамика»:
Работа с карточкой задание №3
Одно из богадст реки ОЯТЬ уникальная глина ярко красного цвета.
Эта глина с древник времен используется для изготовления домашней утвори и знаменитой керамики.
В этой глине очень много металлла
При обжиге она становиться красной
На начало 1927 было _199 мастерских и 500 мастеровых
Языческие племена жившие на реке Сверь и Оять в V веке нашей эры назывались Вепсами
Какие предметы быта изготавлливали наши предки горшки и котелки, игрушки.
Вепсы проживают на територии Ленинградской области
Ломоносовская керамика возрадила оятские мотивы

5. Физкультминутка Видео ролик

6. Практическая работа.
В чём же особенность оятской керамики, по каким признакам можно определить Алёховскую продукцию?

Слайд 7.
Узоры состоят из простейших геометрических и изобразительных элементов. Орнаментальные мотивы необычайно любопытны. К примеру, волна значит жизнь, цветок – вселенная. А лягушка – это символ женщины, потому что она, рожающая младенца на свет, находится в похожей позе лягушки. А если вы увидите птичьи лапки, то знайте, что птица обозначает связь времен. Недаром символом вепсов считается петух.

Слайд 8
На слайде представлены простейшие элементы узоров росписи Оятской керамики.

Работа с карочкой: Придумать орнамент.

Слайд 9
Класс работает на рабочих местакх, к доске по очереди выходят ученики. Работа с интерактивной доской.

Для оятской керамики характерны приземистые формы сосудов. Посуда обереговая, округлой формы. Лепная глиняная оятская игрушка тоже приземистая. В последнее время она немного изменила свой вид: преобразилась из простой однофигурной крестьянской игрушки-свистульки в виде сказочных птичек, коней, всадников, барашков в многофигурные композиции на темы русского фольклора.
Изображения наносятся на изделие разными способами: при помощи штампа или палочки. Техника росписи производится с помощью выдавливания из рожка, что позволяет получать рельефные узоры. Орнамент рисуется жидко разведённой глиной по глине. Истинные цвета – это чёрный и белый. Изредка применяется зёленая краска (медный купорос). Плюс те, которые можно получить из глины, если смешать её с натуральными природными красителями.
Роспись керамической тарелки – учитель с помощью интерактивной доски, показывает этапы росписи глиняной тарелки. И принцып использования элементов росписи.

Практичекая работа:

Ученики выполняют роспить глиняного кувшина выполненного из бумаги по шаблону. Для росписи используется белая, черная гуаш. Рисунок наноситься ватными палочками.
Слайд 11

Один ученик работаят у интерактивной доски выполняя роспись кувшина.
Работа над образом, изготовление посуды по шаблону, роспись кувшина.

II. Этап Выполнение глияного горшочка в технике оригамми, роспись.
Глиняный горшочек выполняется из коричневой бумаги, по образцу учителя. На столах у каждого ученика технологическая карта выполнения глиненного горшочка.

Самостоятельная работа.
Для закрепления учащиеся самостоятельно выполняют роспись горшоска в технике « Оятская роспись»

7. Выставка работ.

Ребята овормляют импровизированные столики каждой мастерской.

5. Подведение итогов урока.

Анализ работы мастерских по группам, оценка работ учащихся , рефлексия.
-Ребята, вам понравился наш урок?
-Что нового и интересного вы узнали?

6. Объяснение домашнего задания.
Найдите материал о народных промыслах нашей страны, подготовьте рассказ о них.
7. Подведение итогов.

Использованная литература и источники:
Всеволод Рождественский. ГОНЧАРЫ.

Геннадий Блинов.Чудо-кони, чудо-птицы.Рассказы о русской игрушке.
Москва «Детская литература» 1977
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://st.free-lance.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://kgkm.karelia.ru
http://xreferat.ru








МБОУ СОШ №1 Мельник Е.В.



Заголовок 215