Разработка урока по теме: «Численность населения мира и его воспроизводство». 10 класс. Подготовила учитель географии МАОУ СОШ №3 г. Курганинска Хаткова З.Р.


Разработка урока по теме: «Численность населения мира и его воспроизводство». 10 класс. Подготовила учитель географии МАОУ СОШ №3 г. Курганинска Хаткова З.Р.
Цели:
Образовательные - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;
Развивающая – развить умения работы с картой учебником; обобщить понятийный аппарат.
Воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Оборудование и материалы: схемы “Типы воспроизводства”, политическая
карта мира; атлас; учебник (В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география мира).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, проблемная ситуация групповая.
Ход урока.
Ι. Орг. момент.(приветствие учащихся, ознакомление с темой, целями и ходом урока).
ΙΙ. Проверка д.з.
Фронтальный опрос.
Понятие ресурсы мира. (тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человека).
Ресурсообеспеченность (соотношение м/у величиной природных ресурсов и размерами их использования).
Минеральные ресурсы мира (их подразделяют на топливные (нефть, газ, уголь), рудные (медь, никель, бокситы), нерудные (фосфориты, поваренная и калийная соли)).Биологические ресурсы (растительные и животные организмы Земли).
Что означают слова А. Гумбольта «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни».
Работа у доски.
619573708697Мировой океан
00Мировой океан
(на доске слова, из которых надо подобрать необходимые для характеристики мирового океана, как один из видов природных ресурсов).
271653094615Космические ресурсы
Космические ресурсы

2695799114412Живая руда (80 химических элементов)
00Живая руда (80 химических элементов)
565785181199Морская вода
1370 млн км3
00Морская вода
1370 млн км3

2706557148702Энергетические ресурсы
00Энергетические ресурсы
575310126365Минеральные ресурсы
Минеральные ресурсы

28141336387Рекреационные ресурсы
0Рекреационные ресурсы
5747877022Биологические ресурсы
Биологические ресурсы

639445-3810Земельные ресурсы
Земельные ресурсы
2822537-5528ПРИРОДА
ПРИРОДА

2821305412115НАСЕЛЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЕ

6172202540ХОЗЯЙСТВО
ХОЗЯЙСТВО

Схема, которая получится при правильном составлении этих слов.
3824530146326439006568070482813685146266614479121409476144768875269918681702075815Морская вода
1370 млн км3
00Морская вода
1370 млн км3
42119551462405Энергетические ресурсы
00Энергетические ресурсы
-5010151407795Биологические ресурсы
Биологические ресурсы
3825128182656Живая руда (80 химических элементов)
00Живая руда (80 химических элементов)
5154236071Минеральные ресурсы
Минеральные ресурсы
19310351064858Мировой океан
00Мировой океан

Карточки.
Карточка № 41
Мировые природные ресурсы
Классифицируйте предложенные ресурсы по возобновимости и исчерпаемости. Заполните таблицу.
Виды природных pecypсов: почвы, ветер, бурый уголь, нефть, морская вода, медные руды, леса, гравитационная энергия, пресная вода, приливно-отливные волны, океанические течения, атмосферный воздух.
Неисчерпаемые ресурсы Почерпаемые ресурсы
ВозобновимыеНевозобновимыеКарточка № 42
Мировые природные ресурсы
С помощью текста учебника (стр. 30-31) определите критерий, по которому сгруппированы различные виды природных ресурсов. Укажите названия для приводимых групп природных ресурсов.
Критерий: ____________________________________________
Группа 1
Группа 2
Группа 3
( ________________ ресурсы)
Медные руды
Бокситы
Железные руды Оловянные руды ( ________________
ресурсы)
Бурый уголь
Торф
Каменный уголь
Нефть ( __________________
ресурсы)
Ветер
Минеральное топливо Солнечная энергия Океанские течения
Карточка № 47
Мировые природные ресурсы
С помощью текста учебника (стр. 37, 48) и знаний, полученных в курсе физической географии, расшифруйте значение следующих географических названий:
Сельва: _________________________________________
Тайга: __________________________________________
Джунгли: _______________________________________
Скрэб: __________________________________________
Буш: ___________________________________________
Карточка № 52
Загрязнение и охрана окружающей среды
С помощью текста учебника (стр. 36-43) сформулируйте три элемента антропогенной составляющей развития парникового эффекта в атмосфере Земли.
1) ____________________________________________________
2)_____________________________________________________
3) ____________________________________________________
Ответы.
Карточка 41.
Неисчерпаемые ресурсы Исчерпаемые ресурсы
ВозобновимыеНевозобновимыеВетер, морская вода, гравитационная энергия, приливно-отливные волны, океанические течения, атмосферный воздух Почвы, леса, пресная вода Бурый уголь, нефть, медные руды
Карточка 42.
Критерий: способ использования.
Группа 1 Группа 2 Группа 3
(Рудные ресурсы) (Топливные ресурсы) (Энергетические ресурсы)
Карточка 47.
Сельва — экваториальные леса бассейна Амазонки.
Тайга — хвойные леса Умеренного пояса Северного полушария (Евразия и Северная Америка).
Джунгли — переменно-влажные леса Южной Азии.
Скрэб — сухие низкорослые кустарниковые заросли в Австралии.
Буш — сухие кустарниковые заросли в пустынях и полупустынях Южной Африки.
Карточка 52.
Сведение лесов.
Промышленные и транспортные выбросы С02.
Нефтяное загрязнение океана.
ΙΙΙ. Изучение темы.
Учитель: На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его.
Что означает в этом названии слово “социальная”?
Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?
Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?
Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями “природа”, “хозяйство”, “население”. Объясните предложенную вами последовательность.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.
Вспомните, что изучает демография?
Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока, изучим ее по отдельным блокам (см. план урока на доске).
Блок “Численность населения”
Численность населения мира (7млрд.165млн)
Численность населения России (143,6млн /8,4чел на км2)
Численность населения Краснодарского края (5млн404тыс /71,59чел на км2)
Численность населения г. Курганинска (48 359чел /1689чел на км2)
Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках.
- Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?
(Переписи населения.)
Исследовательский проект: «История переписи населения»
Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.
Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.
 Учитель: Численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек. 31 октября 2011 ООН объявила, что на Земле родился 7-ми миллиардный житель. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! От рождения 6-ти миллиардного жителя до 7-ми миллиардного жителя прошло всего 12 лет.
Розыгрыш  ситуации в виде диспута на телепередачи: «Горячий вопрос»
“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”.  7 млрд. – это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение.
В чем “зловещность” роста населения?  (Выслушиваем ответы, обобщаем). Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?
Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?
Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?
Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?
И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?
На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?
И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).
Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?
Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения.
в) Деятельность учителя: объяснение, вычерчивание схем, создание эмоциональной обстановки.
г) Деятельность ученика: восприятие информации, анализ схем, работа в тетрадях.
Блок “Воспроизводство населения”
Вспомните и запишите определение воспроизводства населения. Воспроизводство населения - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.
Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения
Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода.
в) Деятельность учителя: объяснение, беседа, вычерчивание схемы (или комментирование).
г) Деятельность ученика: восприятие информации, анализ схемы, работа в тетрадях.
Блок “Типы воспроизводства”
Первый тип воспроизводства населения Второй тип воспроизводства населения
Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста
Стабилизация численности населения
«старение» населения (т.е увеличение доли пожилых людей в общей численности населения) Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности
Постоянное увеличение численности населения
Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения.
«Формула воспроизводства» населения
13 – 9 = 4 «Формула воспроизводства» населения
29 – 9 = 20
Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии
ΙѴ. Закрепление.
Учитель: обобщив изученные факты, давайте вспомним основные составляющие численности населения.
126056640640Численность населения
Численность населения

3023779176802011182351765300
335026041275Демографическая политика
0Демографическая политика
-27432031115воспроизводство
0воспроизводство

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
Выписать средние показатели рождаемости, смертности и естественного прироста для своего типа воспроизводства населения.
Перечислите страны или регионы, для которых он характерен.
Определите систему мер для воздействия на рождаемость в нужном направлении.
Придумайте (вспомните) лозунги для пропаганды снижения или увеличения рождаемости согласно вашей демографической политике.
в) Деятельность учителя: комментирование самостоятельной работы, индивидуальная помощь.
г) Деятельность ученика: самостоятельная работа в тетрадях, с учебником, картами атласа, устные ответы. На контурной карте выписать и отметить основные страны этих типов воспроизводства.
Изучая население мира, не надо забывать о том, что мы живем в России. Какие же демографические процессы характерны для нашей страны? (Выслушиваем ответы учащихся, обобщаем, добавляем).
Лидерство России в народонаселении:
I место в мире по числу абортов;
II - по числу разводов;
II - по количеству убийств (на 1000 человек);
II - по количеству заключенных (на 1000 человек);
100 место - по продолжительности жизни.
У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест” (см. рис.5).
А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?
Передайте дежурным то количество “человечков”, скольких детей вы хотите иметь. Мы их поместим на стенд “Будущее 10 класса” и подсчитаем.
А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучаем эту тему!
ΙѴ. Подведение итогов
Ѵ. Домашнее задание. П. 1, стр. 57-66, подготовить сообщение по темам: «ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В КУРГАНИНСКЕ», «ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА В КРАСНОДОРСКОМ КРАЕ».