Рабочая программа основного общего образования, адаптированная для детей с задержкой психического развития по предмету Окружающий социальный мир


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вильямсская средняя общеобразовательная школа № 3
(МБОУ Вильямсская СОШ № 3)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Директор МБОУ Вильямсской СОШ №3
(протокол от 31.08.2016г. №2) __________Н.И. Ермакова
Приказ от 31.08.2016г. №343

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДАПТИРОВАННАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

по предмету: Окружающий социальный мир
Класс: __________1_________
Количество часов: ___33_____
Учитель: Фера О.А.
Программа разработана на основе:
1.Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Вильямсской СОШ № 3 на 2016-2017 уч. год;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Учебник:
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. — М.: ACT, Астрел,2010.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы являются:
1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

II. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 1час1в неделю, 33 часа в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
III. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень Достаточный уровень
«Школа.»Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. Соблюдение правил учебного поведения.
Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к
взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
«Квартира, дом, двор»
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).
Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).
Ориентация во дворе. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II) Группа БУД Учебные действия и умения. Виды заданий на уроке. Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока. Наглядные - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы. «Найди свою парту»
« Покажи свое рабочее место»
2. Формирование учебного поведения: - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы. «Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
« Знакомство с книгой»
« Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого; - умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 3. Формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени, Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы. «Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Бусины и ниточки», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»
- от начала до конца, - с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. -Умение следовать инструкции педагога. Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр. Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».

V. Содержание программы
Программа представлена следующими разделами
«Школа».
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
«Квартира, дом, двор».
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
VI. Тематическое планирование.
№ Раздела Тема Кол-во часов Содержание раздела
1 «Школа» 16 Данный раздел направлен на формирование представления о классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентацию в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
2 «Квартира, дом, двор» 16 Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
3 Повторение пройденного материала 1 Календарно – тематическое планирование
№ Урока Дата Тема
План Факт «Школа» (16ч).
1 Знакомство
2 Школа. Экскурсия по школе
3-4 Школьные принадлежности. Игра – собери портфель
5-6 Как вести себя в школе. Представление о себе как обучающемся
7 Режим дня школьника.
8-9 Представление о дружеских взаимоотношениях.
10-11 Соблюдение общепринятых норм поведения дома
12-13 Соблюдение общепринятых норм поведения на улице
14-15 Соблюдение общепринятых норм поведения на улице
16 Соблюдение общепринятых норм поведения в общественных местах
«Квартира, дом, двор» (17ч)
17 Дом
18-19 Ориентация в помещениях своего дома.
20-21 Места общего пользования в доме
22-23 Убранство дома. Мебель.
24-25 Предметы посуды
26-27 Электроприборы
28 Электронные устройства.
29 Представление о территории двора. Экскурсия
30-31 Благоустройство квартиры
32 ЧС – чрезвычайные ситуации дома
33 Повторение пройденного материала