Статья на тему Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе


Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Очень важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий Тарасенко Светлана Викторовна выбрала проектную деятельность, т.к. в её основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Ставить и удерживать цели;
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Концепция изменений
Проектирование - это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам, видимо, потому, что помогает им раскрыть и развить свои творческие возможности, заложенные в них природой. Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, так как вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает творческую направленность образования.
Проектная деятельность строится на следующих основных принципах:
актуальности;
проблемности;
объективности;
системности;
доступности;
сотрудничества;
самоопределения;
самостоятельности, индивидуализации;
теоретической и практической значимости исследования.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется как на уроках (когда обучающимся предлагается определённая тема проекта - коллективный проект), так и во внеурочное время. Необходимо стремиться к тому, чтобы результаты выполненных проектов были «осязаемыми», социально значимыми, актуальными для микросоциума и важными для ребёнка, заканчивались конкретным результатом, были готовы к внедрению (например, выявление безопасного и самого краткого пути от дома к школе; убеждённость во влиянии школьной формы на стиль поведения; ознакомление с правилами безопасного использования компьютера и т.д.).Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного клуба. Клуб «Юный исследователь» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Результат изменений.
Проектная деятельность положительно влияет на процесс обучения. Она не только расширяет кругозор обучающихся, но и формирует у них положительный опыт публичных выступлений, коммуникативные умения: вести диалог, беседу, отстаивать и доказывать свою точку зрения на защите проекта, обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуально и нравственно развивает детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг другу. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде. Участие в проектной деятельности побуждает детей к активному участию в олимпиадах, городских конкурсах.
Проектная деятельность помогает сделает жизнь детей более насыщенной, интересной; подготовить их к современной жизни; сплотить детский коллектив; реализовать свой творческий потенциал, даст возможность проявить себя и почувствовать себя успешным.
Классы Тарвсенко С.В. удачно проходят внешний и внутришкольный мониторинг, дети успешно обучаются в старших классах.
Учителя – предметники, работающие с этими детьми, отмечают высокий уровень развития, хорошую работоспособность, заинтересованность в обучении, высокую мотивацию учебного труда и активное участие в проектной деятельности на региональном и Всероссийском уровнях.Описание инновационного опыта.
Работая по УМК «Школа 2100», которая предлагает в учебниках темы проектов по всем предметам с 1-го класса, ученики Тарасенко С.В. с первых дней обучения в школе знакомятся с проектами и под руководством учителя активно включаются в проектную деятельность.
Прослеживается динамика роста участников проектов. Родители стали активными помощниками и единомышленниками своим детям и учителю - научному руководителю. Темы подбирались совместно с учётом мнения и интересов обучающихся.
В марте проходит защита проектов на уровне классного коллектива, куда приглашаются родители и другие учащиеся из параллельных классов. Лучшие проекты выставляются на общешкольный уровень в апреле, на ежегодной научно-практической конференции «Ступени».
Ученики моего класса - победители регионального конкурса «Шаг в будущее» и Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в г. Москве, участвуя очно и заочно.
Учитель во внеурочной работе использует проектную деятельность «Юный исследователь», в которую вовлечены все 100% обучающихся класса. Цели проектной деятельности: успешность, альтернативная учебной; общеучебные организационные умения; общеучебные умения поиска сведений; творческие общеучебные умения; применение полученных знаний; коммуникативные умения и навыки (публичное выступление); привлечение родителей. Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; неповторимость и уникальность.