Исследовательские проекты как новая форма учебной деятельности школьников при переходе на новые ФГОС

Исследовательские проекты как новая форма учебной деятельности школьников при переходе на новые ФГОС
Выступление Игбаевой Л.М. на ВКС «Проектная деятельность: забыть, нельзя применить или забыть нельзя, применить»
У нас ежегодно проводится конкурс исследовательских работ школьников трех уровней: лицейский этап, муниципальный этап и республиканский этап.
Учителя в постоянном поиске тем для исследовательских проектов-это большая проблема, потому что
-если работа ученика реферативная, то она мало кому интересна, если интересна, то только когда слышишь впервые, а в дальнейшем она лежит в копилке учителя;
-если выбрать какую-то задачу и исследовать решение-это интересно только тому, кто ее решает;
-определить проблему научного характера или выдвигать научную гипотезу, сформулировать новое математическое утверждение и доказать его-это сверхзадача для школьного учителя.
Вот и приходится вести поиски темы для исследования вместе с учениками, учитывая:
-практическое содержание;
-методическую необходимость;
-политехническую направленность нашего лицея и остановиться на практико-ориентированных прикладных проектах, которые можно впоследствии использовать в учебном процессе и вне уроков.
У нас таких исследовательских проектов много. Среди них есть проекты, которые занимали призовые места на муниципальном уровне, две работы удостоены Диплома II степени на конкурсе исследовательских работ школьников в рамках Малой академии наук Республики Башкортостан, три работы удостоены Диплома II степени на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и всероссийского творческого конкурса «Первые шаги».
В наш компьютерный век, возможно кому-то покажется, что это несовременно, надо идти , скажут, в ногу со временем, использовать в учебном процессе компьютерные технологии. Да, безусловно, мы их применяем. В то же время, в этот прекрасный компьютерный век, не секрет, что ученики не умеют работать руками, не владеют инструментами. По мнению учащихся, когда реально работаешь на той или иной модели, многое становится доступным и понятным.
Важно отметить, что переход на новые ФГОС требует новые формы организации учебного процесса. В соответствии п.18.2.1 ФГОС учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться по таким направлениям:
-исследовательское;
-инженерное;
-прикладное;
-игровое;
-творческое;
-информационное;
-социальное.
В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности. Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: макеты, модели, рабочие установки, игры, выставки и т.д. Наши учителя и учащиеся на верном пути, наш выбор-прикладные конструкторские проекты.





15