Особенности обучения биологии в коррекционных классах для детей с овз . Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии Методы, используемые при организации уроков


Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Методы, используемые при организации уроков
Одной из задач обучения биологии детей с зпр является осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании, для решения ее наиболее подходят такие методы как:
►технология уровневой дифференциации;
►игровые технологии;
► исследовательская работа;
► технология проектного обучения.
Технология уровневой дифференциации
Применение в учебном процессе индивидуально дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим, не забывая уделять внимание более успешным. При таком подходе часто используется распределение на уроке учебного материала согласно уровням обучения детей; в виде карточек с индивидуальными заданиями, кроссвордов, работа по группам (столы, ряды, варианты), коррекционные занятия во внеурочное время. Необходимо отметить, что тематические кроссворды в основном дети составляют сами, использование их на последующих занятиях способствует повторению учебного материала.
Учебно-познавательные игры
Включение элементов игры в учебный процесс детей с зпр в комплексе с другими приемами укрепляет мотивацию на изучение предмета, т.к. вызывает положительные эмоции. А это является важной составляющей для обучения детей с психическими расстройствами, развивает познавательный интерес, который в свою очередь определяет поисковый, творческий характер любой формы познавательной деятельности, можно сказать, является эффективным инструментом, позволяющий сделать процесс обучения привлекательным, заставить детей увлеченно работать над учебной задачей. «Смертный грех учителя - быть скучным» (Гербарт) Этот афоризм часто определяет понимание места познавательного интереса в обучении. Поэтому формированием познавательных способностей учащихся с зпр на уроках биологии и во внеурочное время помогают именно игровые технологии. Значению игры в образовании и воспитании детей и подростков, особенно с зпр уделялось большое внимание в работах выдающихся педагогов прошлого и настоящего: Я.А.Колянского, И.Г.Песталоццы, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко и др. Они подчеркивали важность использования игры в учебном и трудовом процессах. Особенно удачны эти уроки на обобщении и систематизации занятий, можно просто элементы игры выносить на опрос домашнего задания или закрепление материала.
Логический квадрат: составь трехзначное число
1) желудок
4) голосовые связки 7) бронхи 2) легкие
5) аорта 8) 4-х камерное сердце 3) сердце
6) слюнные железы 9) однокамерный 1) ящерица
4) голосовые связки 7)однокамерный 2) кошка
5)преобладание кожного дыхания 8) смешанная кровь 3) тритон
6) сухая кожа 9) бронхи
Исследовательская работа на уроках биологии
Содержание предмета биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, закономерности развития органического мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознавать, что человек - это его малая часть.
Основным условием развития творческих способностей ребенка, стимулирования его мотивации к усвоению знаний является активное включение его в учебный процесс как исследователя, самостоятельно добывающего знания, открывающего для себя в известном неизвестного-это особенно актуально для детей с зпр.
Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися, интересующихся предметом, является работа - самостоятельный поиск.
Данная активная форма деятельности позволяет автору опыта, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки, учитывая их индивидуальные особенности, ставить перед ними поисковую задачу.
Обучающий результат такого вида деятельности заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками работы. Учащиеся составляют отчеты о своих наблюдениях. Предлагаемые практические работы позволяют активизировать мыслительные процессы детей, развивать их способности к экспериментальной работе.