Творческий проект Искусство плетения (вторая жизнь старых газет)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Творческий проект
«Искусство плетения»
(вторая жизнь старых газет)
Выполнила: Штода Ульяна,
ученица 4 класса
Руководитель: Рубцова В.А.,
учитель начальных классов
с. Новоалександровка, 2016 г
Содержание
Введение …………………………………………………………………………........... 3
Теоретическая часть
Из истории плетения…………………………………………………………… 5
Материалы и инструменты для плетения из газетных трубочек……………. 7
Секреты плетения изделий (виды плетения, способы удлинения трубочки, способы заделки краев)………………………………………………………… 8
Практическая часть
«Укрощение трубочек» (мои первые трудности и советы)………………… 10
Мои первые работы – освоение техники плетения…………………………. 11
Технологическая карта по изготовлению изделия…………………………... 13
Анкетирование и обработка результатов…………………………………….. 15
Знакомство с жителем села Ясены Кантемировым Ю.И. – мастером плетения изделий из лозы…………………………………………………………….. 16
Заключение…………………………………………………………………………….. 17
Библиографический список…………………………………………………………... 18
Приложение……………………………………………………………………………. 19
Введение
... творчество дарит счастье и самим творцам,
и тем, кто тому творчеству внимает.
Д.С.Лихачёв
Потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложено в человеке самой Природой. Человек черпает вдохновение у природы, учится наблюдать, понимать окружающий мир, его красоту. Творческие способности, формирующиеся в процессе трудовой деятельности, оказывают благоприятное влияние на поведение и поступки людей.
Заниматься творчеством интересно и модно: кто-то вышивает или рисует, вяжет или шьёт, работает с бисером и т.д. Рукодельничать люблю и я: вязание и бисер – мои увлечения. Недавно мне мама купила книгу, где я познакомилась с интересной для себя техникой: плетение из газетных трубочек. Газет дома много, значит, не будет расходным занятием. Хорошая идея утилизации бросового материала. Это прекрасное занятие украсит зимние вечера. Ценно то, что можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими свой дом, порадовать ими своих друзей, родственников, удивить знакомых.
Таким образом, я поставила перед собой цель - освоить новый для меня вид рукоделия в технике плетения из газетных трубочек и создать несколько изделий в этой технологии.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с историей плетения;
- узнать виды плетения, способы соединения;
- ознакомиться с материалами необходимыми для работы;
- научиться делать поделки из газетных трубочек;
- научиться проводить анкетирование и интервью;
- познакомиться с мастером рукоделия;
- заинтересовать своими работами и научить искусству «плетения» друзей и знакомых.
Объект – газетные трубочки.
Предмет - технология изготовления полезных предметов из газетных трубочек.
Использованные методы: теоретический (наблюдение, анализ), практический (выполнение моделей, сравнение).
Гипотеза такова:
Предположим, что если изучить секреты плетения, то можно выполнить изделия полезные для дома и изготовить своими руками оригинальные подарки.
Свое знакомство с теоретическим материалом было начато с основного понятия, что такое плетение?
По словарю С.И. Ожегова плести – перевивая (что-нибудь узкое, длинное, например прутья, ленты, нити), соединять в одно целое, изготовлять. Плетение – плетеная вещь или вещь, которую плетут. 
А в энциклопедии Википедия плетение – способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.Выделяется  полуплетение  (сочетание плетения с другими способами скрепления: прокалыванием, наматыванием, связыванием, перевязыванием нитями) и настоящее плетение. Из полуплетения возникли и развились такие приемы, как вязание петель и узлов, что привело к возникновению и развитию макраме, кружевоплетения, бисероплетению.
Из плетения со временем развилось тканье, а затем и ткачество. Видом плетения можно считать и вязание.
Плетение может быть  поперечным (полосы переплетаются крест-накрест) или диагональным (переплетение не под прямым углом) Встречается плетение сосудов на вертикальной основе и спирально-кольцевое.
Из истории плетения
Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и дерево- обработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. 

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. К 1913 г. плетением занимались уже 37 тыс. кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и пр. Позже открывались школы по обучению плетения и фабрики. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Народные умельцы создавали высокохудожественные предметы плетёной мебели, используя природные материалы и подручные инструменты. Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости. Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель (кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и т. д.), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки) и пр. Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от  Дуная  до  Волги.
В Европе особенно широкое распространение плетёные изделия получили во второй половине XIX и начале XX веков. В XIX в. в Париже фирма Тиротена выпускала плетёные корзинки различного назначения, пользовавшиеся большим спросом, плетёную мебель, коляски для кукол и другие изделия. Их изготовляли из тонкой окорённой ивовой лозы и покрывали различными красителями, позолотой и серебром. С 1890 г. из тростника изготавливали плетёную мягкую мебель.
В Америке корзины калифорнийских индейцев являются неотъемлемой частью индейской культуры, традиций и богатейшей истории. Корзина для индейца больше, чем простая посуда. Рисунок на корзине — это рассказ о какой-либо истории. Для основы в корзине использовалась осока (белый цвет), багряник (красный цвет), камыш, а также ситник и сумах трёхлистный. В качестве материала оплётки могли использоваться как шерсть животных, так и расщеплённые иглы дикобраза. Материалы окрашивались в различные цвета при помощи растительных красителей. Корзины использовались для различных нужд — не только для хранения пищевых продуктов и различных вещей, но и для приготовления пищи. В корзины с широким верхом складывались раскалённые камни, от которых нагревалось содержимое корзины. Камни не вынимали, пока пища не будет готова. Такие корзины, как и корзины для хранения воды должны были быть сплетены очень плотным плетением. Корзина могла быть подарком и тогда она украшалась бисером, бусинами, перьями. Это считалось очень ценным подарком.
Рис.1 Корзины племени майду (Калифорния США)
Рис.2 Плетеное блюдо начала ХХ века, (Племя явапай, юго-запад США3091815104140-1905138430
Материалы и инструменты для плетения из газетных трубочек
Различают основные и дополнительные материалы для плетения.
Основной материал:
1) обычная бумага (журналы, газеты). Более плотные листы (например, обложки) могут послужить для каркасных деталей – например, угловых стоек при плетении прямоугольных корзин или коробов из газет;
2) вязальная спица (лучше № 1,5-2) - основной инструмент для скручивания бумажных трубочек;
3) клей ПВА, «Момент»;
4) ножницы (или нож), степлер;
5) крючок для вязания - для протаскивания концов «лозы» между рядами (например, в конце работы, когда нужно спрятать край).
Дополнительный материал:
1) прищепка (держатель для бумаги или скрепка);
2) резинка (чтобы вертикальные трубочки не падали);
3) декоративные украшения (по желанию): бусинки, цветочки, кружево, ленточки и т.д.;4) краска (гуашь или из баллончика), лак для покрытия готового изделия.Выбор материалов для плетения:
Газеты Глянцевые журналы Белая офисная бумага
Хорошо скручиваются, загибаются, имеют черно-белый цвет, что выгодно при окраске. Прокрашиваются, быстро сохнут. Газеты имеются в достаточном количестве. Хорошо скручиваются, загибаются, но они цветные и при окраске могут получиться разные оттенки. Прокрашиваются, сохнут чуть дольше, чем газетные трубочки. В наличии меньше, чем газет. Скручиваются плохо, очень плотные, не принимают нужную форму. Прокрашиваются хорошо, сохнут долго. В наличии очень мало.
Я решила делать трубочки из газет, на мой взгляд, это оптимальный вариант, что подтверждает исследование.
Секреты плетения изделий
Для того чтобы научиться плести разнообразные изделия из газет, надо освоить виды плетения и способы заделки края изделия.
В зависимости от размеров и формы изготавливаемого изделия, а также от способа заполнения пространства между стойками различают несколько основных видов плетения. По плотности плетения может быть сплошным (густым), ажурным или смешанным, когда сочетаются несколько видов плетения.
По направлению линий наибольшей популярностью пользуется простое плетение. Это один из самых простых и доступных видов плетения из газет. Но изделия, изготовленные этим методом, отличаются невысокой прочностью. Для более быстрого выполнения работы, в некоторых случаях одновременно плетут два-три ряда.

Плетение наклонными рядами является одним из типов простого плетения. Такие виды плетения из газет будут смотреться наиболее декоративно, если использовать несколько цветов.
Для того чтобы изделие было особенно прочным, применяют плетение «веревочкой» (например, когда плетут дно корзины).
Чтобы изделие выглядело декоративно,  используют еще один из видов плетения из газет – «шахматку». Для этого две полоски из газет, разных цветов, раскладывают, так же как и в простом плетении, но в этом случае через две опоры, а не через одну.

Способ удлинения трубочки: одна трубочка вставляется в полость другой, как бы вкручивается внутрь, для надежности можно капнуть каплю клея.
Способ заделки краёв: особую привлекательность изделие приобретает, если у него красиво заделаны края. Самым простым методом является заведение через одну полоску-основу. Первую полоску-основу заводят за вторую, вторую за третью и так далее.
309181529083072390290830
Точно таким же образом можно заделывать край и двумя полосками-основы. Две полоски-основы заделывают через две полоски-основы или одной полоской-основой через две полоски основы. Концы полосок аккуратно заправляют внутрь (можно подклеить), а длинные концы обрезают.
Заделка края изделия способа «косичкой» трудоемка, но делает изделие декоративным. Перед началом плетения косички, край корзины заделывают простым методом через одну полоску. Затем кончики полосок связываем в пучки по три штуки, и потом эти пучки переплетаем между собой в простую косу. Косичку плетут вокруг изделия. По мере плетения кончики полосок обрезают, постепенно вплетая все новые пучки.
Практическая часть
«Укрощение» трубочек (мои первые трудности и советы)
Рассмотрела много фотографий в книге и в интернете – поделки в этой технике ничем не отличишь от плетеных из лозы. Красивые, оригинальные, полезные в быту и для украшения (декоративные) дома поделки.
Обратилась к классному руководителю, показав ей книгу. Валентина Александровна знакома с этой техникой плетения из газетных трубочек и предложила заняться ею на уроках технологии. Я увлеклась, мне очень понравилось. Первые мои трубочки были толстые как бревна, раскручивались, не слушались. То слишком мягкие, то слишком жесткие. Переживала, что у меня ничего не получится.
Хочу поделиться несколькими советами по изготовлению газетных трубочек:
Газетный лист должен быть прямоугольным, шириной 10-15 см, длиной 30-50 см (четверть газетного листа или половина журнального). Расположить бумажную полосу на столе нужно так, чтобы к себе была обращена узкая сторона.
Положить вязальную спицу на левый нижний угол листка под углом 45 градусов и, плотно прижимая и придерживая бумагу, нужно начинать вращать спицу. Когда весь листок будет скручен, смазать клеем уголок и прижать его к трубке. (При изменении наклона – дефект трубочки: либо слишком мягкие, либо жесткие)

Обратите внимание! Диаметры у концов трубочки получаются разные. Это важно: благодаря этой «воронке» можно будет удлинять трубки, вставляя их друг в друга. В то же время разница диаметров не должна быть большой, иначе вставленная трубка просто «потонет» во внешней.
Если газетная трубочка вышла равномерной - не беда: при наращивании просто нужно сплющить край на 1-1,5 см, сгибая пополам. Таким образом, суженный край легко вставляется в предыдущую газетную трубочку.
Наращивая газетные трубочки, клеем можно не пользоваться. Если зазор при наращивании сохранять от 2 до 3 см, тогда клей не нужен. Даже наоборот, применение клея может размягчить стык, и это уже будет «слабым местом» изделия.
Сразу желательно делать трубочек побольше, чтобы не возвращаться к этой части работы – пусть лучше останутся лишние (пригодятся для другой работы).
Некоторые мастера разглаживают трубочки (скалкой, утюгом), делая их плоскими - бумажная лоза. Некоторые работают с круглыми. Плетение по внешнему виду отличается. Мне нравится плести круглыми трубочками.
Существует два способа покраски газетных трубочек: красить каждую трубочку или готовое изделие.
Покраска трубочек: нужно расстелить на столе газеты, на которые положить пищевую тоненькую пленку, а сверху – трубочки. Если трубочки прокрашены каждая отдельно, эффект получается более природный. Для этого можно использовать морилку. Работать нужно в резиновых перчатках. Когда краска высохнет, можно начинать плетение.
Покраска готового изделия: можно красить из баллончика или кистью. Акрил не даст бумаге быть гибкой. Но поможет имитировать соломку или лозу. Он укрепляет бумагу. Поэтому подходит для покраски уже готового изделия. Можно также красить гуашью. Красить готовое изделие проще.
Мои первые работы – освоение техники плетения
Сидела заготавливала трубочки, а в голове столько идей, что буду плести. Под руководством Валентины Александровны появилась моя первая работа – солнышко. Закрепили трубочки снежинкой и стали плести «веревочкой», потом дома сама покрасила в жёлтый цвет и украсила.

Потом мною были изготовлены ваза и цветы. Вазу начали с донышка – так же как и солнышко закрепили трубочки снежинкой и стали плести «веревочкой» Когда размер донышка достиг нужного диаметра, поставили форму и плетение повернули вверх. А цветы тоже начали со снежинки, а потом плели косичкой, закругляя, сделали лепестки.

Когда работа была закончена, у меня появилась новая идея – сплести корзину с грибами. У меня есть младший братик Миша, поэтому я решила раскрасить грибы в необычные цвета, чтобы он, играя, легко мог запомнить основные цвета, а также складывать и группировать их.


Технологическая карта по изготовлению изделия
1. Свернуть трубочки.

2. Переплести трубочки в шахматном порядке, создавая «снежинку».

3. Начать оплетать дополнительной трубочкой по кругу «верёвочкой».

4. Сплести солнышко нужного диаметра.

5. Вставить форму, поднять трубочки вверх и оплести форму.

6. Закрыть края с помощью спицы, излишки отрезать.
Должно получиться вот так:

Анкетирование и обработка результатов
Проведенное анкетирование среди учащихся начальных классов (приложение 1) показало, что в свободное время 50% учеников сидят у компьютера: играют или общаются, смотрят телевизор – 20 %, остальные гуляют - 15%, читают - 5% и лишь 10% рисуют или рукодельничают.

Все знают бисероплетение и оригами - 100%, газетоплетение отметили - 15%, другое (вязание, вышивка) вспомнили - 55%.

90% учащихся хотели бы научиться технике «газетоплетения». Хотели бы научиться «газетоплетению» в интернете – 60%, а в школе – 40%.
Исходя из результатов анкеты, сделала вывод, что если желание научиться плести есть, то мы можем этому посодействовать. Тем самым оторвем на время одноклассников от экранов компьютера или телевизора. По предложению руководителя проекта, стала после уроков показывать технику по плетению из газетных трубочек своим друзьям.
Знакомство с мастером плетения изделий из лозы
Руководитель проекта рассказала мне о Кантемирове Ю.И., который живёт в селе Ясены и является мастером по плетению из ивовых прутьев. Его работы украшают сельские и районные выставки народного творчества. Решили, что хорошо бы взять у него интервью, и получить мастер – класс. Валентина Александровна организовала встречу: я со своими одноклассниками составила визитку о себе (кто я, чем увлекаюсь), продумала вопросы для интервью (приложение 2), отобрала несколько работ, которые возьму с собой.
Встреча оказалась очень поучительной. Юрий Иванович радушно встретил нас в назначенный час. Он как раз работал над корзиной для белья. Волнение переросло в любопытство, интерес. Мои работы (солнышко и вазу) оценил, похвалил. Сказал, что ремесло забывается и очень ценно с детства осваивать секреты плетения пусть даже на газетных трубочках. Пожелал успехов в освоении техники плетения.
Работать с ивовыми прутьями сложнее, отметил он. Изделие получается долговечнее, но работа кропотливее. И показал нам свои плетеные работы. С восторгом я разглядывала изделия разные по размеру и назначению. Красивые, разные по технике выполнения: и ажурные и плотные…

Меня удивило, что Юрий Иванович самоучка в лозоплетении: сам по книгам освоил технику и продолжает осваивать новые приемы, выполняет такие сложные работы, активно участвует в выставках и имеет дипломы и грамоты. Самой захотелось освоить плетение ажурное, диагональное. Столько идей появилось, хочется сплести декоративную ажурную тарелочку и домик для кошки.
Заключение
Проведя творческую работу, важно отметить, что процесс изготовления изделия на окружающую среду отрицательно не влияет, потому что все использованные материалы – экологически чистые.
Результат полностью соответствует задуманным целям. Мой проект:
экологически чистый,
экономически выгодный,
эстетически красивый.
Таким образом, я считаю, что не зря проделала такую большую работу и выбрала такую технику, как плетение из газетных трубочек, так как я научилась плести разные изделия, оформлять и украшать их, познакомилась с некоторыми понятиями, которых не знала раньше. Конечно, сначала было трудно и многое не понятно, но, освоив простейшее переплетение, я поняла, что мне хочется двигаться дальше и сделать более сложные работы. И мне даже очень понравилось. Я думаю, что не надо всегда стоять на одном, а всегда пробовать что-то новое, ведь в дальнейшей жизни это не помешает. А также такой вид работы является хорошей идеей утилизации бросового материала. Тем самым мы даём вторую жизнь старым газетам.
Библиографический список
Зайцева, А. А. Плетение из газетных трубочек: мастер-классы для начинающих / А. А. Зайцева – М.: Эксмо, 2015г.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000г.
Плотникова, Т. Ф. Плетение из бумажных лент/ Т. Ф. Плотникова – М.: Энтраст Трейдинг, 2015г.
Скрипник, И. И. Плетение из лозы. Проекты для дома / И. И. Скрипник - М: 2011г.
Хворостухина, С.А. Золотая книга женского рукоделия / С. А. Хворостухина.- М.: Эксмо, 2003г.
Хомяк, А. И. Плетение из лозы для начинающих / А. И. Хомяк - Издательство: Владис, 2012г.
Приложение 1
Анкета
1.Чем вы занимаетесь в свободное от уроков время?
2. Вы любите рукодельничать?
а) да б) нет
3.С каким видом рукоделия вы знакомы?
а) бисероплетение б) газетоплетение в) оригами г) другое
4. Вы бы хотели научиться технике «газетоплетения»?
а) да б) нет
5. Где бы вы хотели научиться технике «газетоплетения»?
а) в интернете б) в школе
Приложение 2
Интервью с Кантемировым Юрием Ивановичем
Штода У.: Что вы можете рассказать о своем увлечении?
Кантемиров Ю.И.: Дочка мне выписала книги и среди них была книга по плетению из лозы. Я прочитал и стал учиться. Ценность: для подарков, дополнительный доход, хобби (занятость в свободное время). Нравится общение с природой, реализация творческих замыслов. Материал для работы заготавливаю сам: вдоль реки нахожу лозу. Корзины для овощей и фруктов, для сбора грибов – это предметы из лозы незаменимы в нашем хозяйстве.
Штода У.: Какая работа была первой?
Кантемиров Ю.И.: Уже 4 года занимаюсь лозоплетением. Кашпо для цветов – первая работа, потом подставки и хозяйственные корзинки различные по размеру. А вот теперь плету дочке корзину для белья.
Штода У.: Какие виды плетения вы используете?
Кантемиров Ю.И.: Испробовал многое: разные формы донышка – круг и овал; нравится осваивать новые виды плетения - веревочное (2-3,4,5 прутьев), простое рядовое, шахматное плетение.
Штода У.: В каких выставках вы участвовали?
Кантемиров Ю.И.: Свои работы я представлял на сельских, районных выставках народного творчества и на выставке в г. Валуйки. Имею грамоты и дипломы.
Штода У.: Какими секретами плетения можете поделиться?
Кантемиров Ю.И.: Могу поделиться искусством плетения. Как прятать концы в готовой работе: шилом делать проколы и прятать хвостики. Если концы стали жесткими (высохли от долгой работы), их замачивают, чтобы стали мягче и послушнее.
Штода У.: Какие планы на будущее?
Кантемиров Ю.И.: Есть заказ на корзины для композиций букетов. А самому еще хочется попробовать сплести лапти.