Литературно-музыкальная композиция Искусство, опаленное войной


ГУ «Москалевская средняя школа отдела образования
акимата Аулиекольского района»
Литературная композиция
«Искусство, опаленное войной»
Учитель русского языка и литературы
Туребаева Клара Дюсембаевна(Звучит грустная лирическая музыка, голос за сценой.)
Сорок первый, июнь.
Год и месяц борьбы всенародной,
Даже тенью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила покорно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Ведущий: В этом году 9 Мая салют Победы прогремит в честь 70-й годовщины Дня Победы. Прошло уже столько лет, но в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Сегодня мы с вами можем вспомнить, как это было.
Ведущий: Не хотелось верить в этот страшный сон, погрузивший мир в бездну сумасшествия. Ведь все было так хорошо: июнь, летние отпуска, выпускные балы в школах. Вальс выпускников, у которых, казалось все впереди, еще накануне...
На фоне занавеса звучит мелодия довоенного вальса (Павел Аедоницкий, Феликс Лаубе «Довоенный вальс»). Сцена украшена шарами, плакатом с надписью «Выпускной». Две пары танцуют вальс.
1 пара:
Он :Смотри  - вот и солнце встает! ИсламбекОна: Начинается новый день! ГульзатОн: День нашей новой жизни. Мы уже не школьники. ИсламбекОна: Да… А казалось, что до этого так далеко! ГульзатОн: И вот уже выпускной вечер позади… ИсламбекВыбегает 2 пара.
Он:  А, вот вы где! А мы вас потеряли! Илья
Она:  Даже не верится, что мы в последний раз  все вместе. Кристина
Он: Прощай, школа! Прощайте, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность… Илья
Она: Почему «неизвестность»? Вот ты кем хочешь стать? Кристина
Он: А я стану знаменитым футболистом. Меня уже пригласили в киевское «Динамо». Буду отстаивать честь страны в международных соревнованиях. Илья
Она: А ты? Кристина
Девушка из 1 пары: Я? Врачом. Гульзат Парень: А я геологом.. Мечтаю колесить по стране, сидеть у костра с гитарою. ИсламбекОна: А давайте устроим вечер воспоминаний о нашей школьной жизни.
        Итак, вечер воспоминаний 21 июня 1941 года! ГульзатОН: Да не 21 уже, а 22 июня! Уже без 15-ти 4! ИсламбекОна: Сколько? ГульзатОн:  Без 15-ти 4! Илья
Она: Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда в жизни так поздно домой не приходила! Г.
Он: Ты хочешь сказать – так рано!  Исламбек1дев. Первое взрослое платье надела Гульзат         Первые туфли на каблуке
         Ах, этот вальс танцевать так хотелось!-
         Бусы и ленты, рука в руке.
1 юн. Бал выпускной закружил нас с тобою. Исламбек          Вот и заря в проеме окна!
2дев. Нет, не заря, это зарево боя! Кристина
          Это июнь – двадцать второе.
          Год сорок первый – война.
Он:  
Июнь… Клонился к вечеру закат Илья
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Она:
Июнь…Тогда еще не знали мы, ГульзатСо школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-ом, в мае…
Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны.
Мы- то не знали, мы ждали рассвета… Исламбек           Трубы трубят! Трубы трубят!
Нам показалось, что танцы все это. Кристина
           А это – трубы сзывают ребят.
Мы все до сих пор Илья
          Назывались – ребята.
          Так где ж это слово? –
          Прощаемся с ним!
Ребятам повестки из военкомата Кристина
           Почтальон доставить спешит.
Гульзат Ах, война, что ж ты сделала, подлая,          На пороге едва помаячили
            Стали тихими наши дворы.                         И ушли за солдатом солдат.
           Наши мальчики головы подняли,               До свидания мальчики, мальчики,
            Повзрослели они до поры.                          Постарайтесь вернуться назад.
                                       
(Звучит песня «Священная война». На фоне этой песни на авансцену выходят юноша и девушка. В глубине сцены пары танцующих замирают в сценах прощания и расставания. Музыка сменяется на лирическую.) Девушка и юноша. Илья и Кристина.
Она: Ну вот и закончилась наша  школьная жизнь.
Он: Сейчас домой, а потом в военкомат – и  на фронт.
Она: Только что мечтали о будущем – и вдруг все изменилось в один миг.
Девушка и юноша. Гульзат и Исламбек.
Он:
Не зарастет на сердце рана –
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.
Она:
Пока жива, - с тобой я буду,
Душа и кровь - не разделимы.
Пока жива - с тобой я буду.
Любовь и смерть всегда вдвоем,
Не забывай меня, мой друг,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Он:
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.
Она:
Я верю, встреча повторится,
С тобою буду, где б ты ни был...
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!
Он:
Но если я безвестно кану,
Короткий свет луча дневного,
Но если я безвестно кану,
За звездный пояс, в млечный дым?
Она:
Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного.
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Он: С любимыми не расставайтесь.
Она: С любимыми не расставайтесь.
Он:
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них.
Она: И каждый раз - навек прощайтесь.
Он: И каждый раз - навек прощайтесь.
Вместе: Когда уходите на миг!
(Голос за кадром.)
Не забывайте кровь разлуки,
Сердца, сожженные войною.
Не забывайте кровь разлуки,
Во имя тех священных дней.
Пусть в цепь одну сожмутся руки,
Пусть плечи вырастут спиною,
Пусть в цепь одну сожмутся руки,
И заслонят любовь людей!
Ведущий:
А что же было дальше? Дороги.
Эх, дороги - пыль, да туман,
Холода, тревоги - да, степной бурьян.
Знать не можешь доли своей,
Может, крылья сложишь посреди степей?
Ведущая:                                                                 ( Звучит мелодия «Эх, дороги»)
Сегодня, в преддверие праздника, мы собрались с творческими номерами.
Сегодня каждый из вас будет и исполнителем, и актером, и режиссером.
Искусство военных лет...Есть в нем все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты, писатели, художники и композиторы в те годы, это была бы творческая антология истории Великой Отечественной войны.
От песен сердцу было тесно:Она вела на смертный бой.Чтобы громить врага под эту песню,Защищая Родину собой.
Дневник солдата.
Действующие лица: Солдат - Исламбек, Ровесник - Илья.
В углу сцены стоит стол, освещенный керосиновой лампой перед столом — табурет, за столом сидит молоденький Солдат в военной форме. Он пишет свой дневник.Солдат.
Читает из своего дневника: «Решил я опять сюда заглянуть, а то что-то редко стал записи делать. Дела мои идут хорошо. Я себе достал книги — алгебру и геометрию, сижу теперь над ними, когда есть время. Это очень интересно, а в школе, наоборот, не знал, куда от них деться... Тут на днях задумался: а что я буду делать после войны? Я же только и умел на гражданке, что учиться в школе...»Ровесник.
Кто тут опять про школу? Неужели не надоело? Привет, старик. Ты вроде не из нашей школы? Что-то я тебя раньше здесь не видел... И одет ты как-то странно, весь военизированный. Хиппуешь, что ли?Солдат. Что? Простите, я не понял.Ровесник. Странный ты какой-то. Зови меня на «ты», мы же, кажется, ровесники. Тебе сколько лет? Солдат. Восемнадцать.Ровесник. А мне семнадцать. Сейчас перемена или урок уже начался, ты не в курсе?Солдат. Сейчас? Сейчас — война...(Внезапно начинает звучать песня «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, один-два куплета.)Ровесник (после того как отзвучала песня). Я ничего не понимаю! Кто ты? Где мы?Солдат. Я и сам сначала ничего не понял, пока календарь не увидел... Сначала подумал, что меня уже убили, потом — что сошел с ума... Ущипнул себя — вроде не сплю... Последнее, что помню, взрыв — дальше тишина... Ну, здравствуй, потомок!Ровесник. Невероятная история... Потомок... Я — потомок?.. Да ты же мой ровесник!С о л д а т. Я родился в 1925 году.Ровесник. А может, я сошел с ума? Да нет, вроде все в порядке. Ты прости, может, мне тебя на «вы» называть?Солдат. Почему? Ведь мы и вправду ровесники, во всяком случае, сейчас.Ровесник. Слушай, расскажи мне о войне, а? Там правда так страшно, как пишут? Все время стреляют и бросают бомбы?Солдат. Там очень страшно. Но бывают такие моменты... Как бы тебе объяснить... Когда устаешь бояться, понимаешь? И вот тогда нет ничего лучше, чем запеть.Ровесник. Петь? На войне? Не понимаю...С о л д а т. И не дай Бог тебе понять. Ты вот знаешь какие-нибудь песни военных лет?Ровесник. Сейчас... Вспомнил, что-то про синий платочек...Солдат. Молодец. Были песни, замечательные, должен сказать. Очень жаль, если молодое поколение уже не помнит их. Ведь эти песни — наша память, а без памяти жить невозможно... Но были и прекрасные стихи, я думаю, нелишне их сегодня вспомнить.Ровесник. А вы зря говорите, что молодежь не помнит о войне. Это, смотря какая молодежь. В ваши времена, я уверен, тоже бывали всякие... А вот я слушал такие песни, стихи, что лично у меня от них просто мурашки по коже. Я родился гораздо позже окончания войны, но чувство у меня такое, будто я сам воевал и пел их на фронте, честное слово... Прямо в душу проникают.
1 Ведущий:
Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновение И в скорби постоим и помолчим. 
Минута молчания. (метроном)
Песни - как люди: у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие песни.  
Звучит песня «Темная ночь»
2 Ведущий: Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать.
Сын (читаются письма).
«Знаю, в сердце у тебя тревога: Нелегко быть матерью солдата! Знаю, все ты смотришь на дорогу, По которой сын ушел когда-то. Знаю я, морщинки глубже стали И чуть-чуть сутулей стали плечи... Нынче насмерть мы в бою стояли, Мама, за тебя, за нашу встречу. До сих пор грохочет канонада. Снова в бой — на линию огня! Если не вернусь, не плачь, не над. Втихомолку вспоминай меня».
Да разве об этом расскажешь —
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила долю свою.
И все — без конца и без счета —
Печали, труды и заботы
На голову пали твою.
Выступает 5б класс с сценкой «Мать и сын».
Ведущая:
Кто они – герои той войны? А сколько их еще было – мальчиков и девочек, молодых людей, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?
Инсценирование песни «Алеша». 6аи7а класс.
В заключение все участники поют песню «День Победы».