Сценарий литературно — музыкальной композиции Детство, опаленное войной

Сценарий литературно – музыкальной композиции «Детство, опаленное войной».
Узнали его не из книжки-
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К вам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни вы в войну не играли-
Вы просто дышали войной

Ведущий: Тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами.

Ведущий: И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" – так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Булат Окуджава «Ах, война» исполнение танца учащимися 11 класса.
Ведущий: С июня 1941 года началась реорганизация жизни с учетом требований фронта. Большинство заводов были эвакуированы за Урал, многие перевезены на территорию Удмуртии. Заводы стали перестраивать на выпуск военной продукции: военную технику, боеприпасы и одежду для солдат. Главным лозунгом жизни стали слова «Все для фронта! Все для победы!».
Ведущий: Заводы перешли на двухсменную работу - по 12 часов. Людей не хватало, поэтому смена продолжалась так долго. Выстоять у станка половину суток было физически сложно, особенно детям. Хотелось не только спать, но и есть. Всё производимое на заводе, а так же основная часть продуктов отправлялась на фронт. В городах были введены продовольственные карточки. На карточку можно было получить не только хлеб, но и немного муки, лапши. Из них варили суп с добавлением травы лебеды.

Строятся Хор ветеранов «Фронтовых годов голоса» (на сцене) и учащиеся 9 класса (на ступеньках).
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода.
А было рабочим - всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию- банку варенья-
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.

.Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей не горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!


Песня «Была судьба» в исполнении Хора ветеранов «Фронтовых годов голоса», ветераны спускаются в зал, на сцене устанавливается экран.
Слайд №1 презентации, надпись «Детство, опаленное войной.
Ведущий: В январе 1942 года был получен приказ Ставки Верховного Главнокомандующего о строительстве железной дороги «Ижевск – Балезино». Это стало жизненно необходимым в годы Великой Отечественной войны, для фронта нужна была связь с эвакуированными за Урал и расположенными на территории Удмуртии оборонными заводами.
Слайды № 2, 3, 4 презентации.
Здесь собрались не для забавы Со всей Удмуртии концов. Дорогу делают на славу Бригады пламенных юнцов.
В одежде мокрой и дырявой, Порой в изношенных лаптях Трудились сутками упрямо, Стояли стойко на путях.

А от работы стынут робы, Дорогу строят на костях. Не скроют белые сугробы, Как задержалась смерть в гостях.
Москва следила жестким взором: Нужна дорога на Урал! И по удмуртским тихим борам Народ победу здесь ковал.

Слайды № 5, 6
Ведущий: Строительство велось силами стариков, женщин и детей со всех районов Удмуртии. Вот как об этом вспоминает участница строительства железной дороги «Ижевск – Балезино», ученица, а затем и учительница нашей, Каракулинской школы Жижина Антонина Евгеньевна. (слова на фоне слайдов)
Слайды № 7, 8
Ведущий: Железная дорога Ижевск – Балезино стала символом неимоверно трудного пути, который прошёл наш народ с июня 1941 по май 1945 года. Окончательно строительство завершено к маю 1944 году.
Ведущий: И сегодня, через семьдесят лет, мы низко кланяемся всем, кто отработал на строительстве этой дороги хотя бы один день. По тяжести и значимости каждый день на этом строительстве был равен дню, проведённому на передовой.
Нужна песня!!! Еленка?
Слайд № 9.
Ведущий: Ученики военного времени Каракулинской школы, как и большинство сельских школьников страны наравне со взрослыми выполняли поручение Родины по обеспечению фронта продовольствием, теплыми вещами, сеном и фуражом для лошадей.
Слайд № 10.
Ведущий: Кроме этого им приходилось заботиться об отоплении своей школы, самостоятельно под руководством педагогов заготавливали дрова. Силами учителей были организованы горячие обеды для школьников, которые готовились из овощей, картошки, часто мороженой. Для многих учеников это было единственное питание в день.
Слайды № 11, 12.
Ведущий: А после уроков и в каникулы – работа в поле и на фермах наравне со взрослыми. Вот как об этом вспоминает выпускник школы 1949 года, офицер авиации в отставке Русинов Иван Степанович. . (слова на фоне слайдов)

Слайд №13.
Ведущий: Русинову Ивану Степановичу и Поповой Нине Федоровне довелось вместе учиться в нашей школе в годы войны. Их выпуск состоялся ровно 65 лет назад, в далеком и трудном 1949 году.
Ведущий: Голодное военное детство, отсутствие письменных принадлежностей, одежды и обуви? Что же помогло этим людям выстоять? Об этом говорит в беседе с нами Попова Нина Федоровна. (видео встречи с 9 - классниками ).
Слайд №14.
Ведущий: мы просим подняться на сцену Калашникову Нину Петровну, в годы войны она училась в школе села Шумшоры, Арзамасцево. Вот как она об этом говорит в стихах собственного сочинения.
Слайды № 15, 16, 17
Выход на сцену – Калашниковой Нины Петровны, чтение стихов с учащимися 9 класса.
Дети войны – пенсионеры
Как вы прожить ваше детство сумели Всё отняла эта злая война Чашу невзгод вы испили до дна.
Ваше наследство – голодное детство
Труд непосильный и негде согреться Сколько от голода жизней ушло Кто был покрепче, тех время спасло.

Всё пережито, ушло, отболело, мирное небо нам душу согрело
Памятью павших мы жить поклялись, низкий поклон за спасенную жизнь!


Ведущий: Для выступление на сцену приглашается Хор ветеранов «Фронтовых годов голоса» (экран убирается).
Заключительная часть
Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли! В поле, в оккупации, в плену продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы, на пределе сил, но не прогнулись. И молились, чтобы их отцы с бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели, дети, обделенные войной, Вы в ту пору досыта не ели, но честны перед своей страной!
Мерзли вы в нетопленных квартирах, в гетто умирали и в печах. Было неуютно, страшно, сыро, но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую, чтоб скорее мира час настал, Истину познавшие простую, каждый на своем посту стоял.
На земле осталось вас немного.
Девочки и мальчики войны! Чистые пред Родиной и Богом!
Дочери страны! Ее сыны!

В этот день и горестный, и светлый поклониться от души должны Мы живым и недожившим детям той большой и праведной войны!
Мира вам, здоровья, долголетья, доброты, душевного тепла! И пускай нигде на целом свете детство вновь не отберет война!

Поздравление с Днем Победы всех участников Хора ветеранов.
Песня «Еленки».

15