Сценарий викторины посвященной Сталинградской битве

От стен Сталинграда к Великой Победе (интеллектуальная игра)
Нам в эти дни еще дороже стала
Святая сталинградская земля.
М. Агашина
Цели: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; совершенствовать формы краеведческой работы с детьми; окружить вниманием ветеранов войны и тыла.
Оборудование: выставка рисунков, плакатов, стенгазет на тему «Этих дней не смолкнет слава»; документально-художественный видеофильм «Сталинградское сражение»; портреты командующих; репродукции произведений изобразительного искусства о событиях Сталинградской битвы; карточки с заданиями к конкурсам.
П л а н п р о в е д е н и я и г р ы
I. Вступление.
1. Приветствие и представление участников.
2. Ознакомление с условиями игры.
П. Интеллектуальная игра «Сталинградская битва».
Состоит из 6 конкурсов:
Конкурс 1. У стен Сталинграда (события Сталинградской битвы).
Конкурс 2. Герои битвы.
Конкурс 3. Портреты командующих.
Конкурс 4. Святая Сталинградская земля (памятники и обелиски Сталинграда).
Конкурс 5. «Война... И враг под Сталинградом» (блиц-турнир с вопросами на знание исторических сведений, дат, имен, относящихся к событиям Сталинградской битвы).
Конкурс 6. Искусство о Сталинграде (проза, поэзия, изобразительное искусство, музыка).
III. Заключительное слово.
1. Выступление ветеранов (напутствие, пожелание).
2. Подведение итогов игры; награждение участников и победителей.
3. Заключение.
Ход и содержание игры
Ведущий. Битва за Сталинград – одно из самых крупных и массовых сражений, включающих и маневренные операции, и оборону, и уличные рукопашные бои. Равных этому сражению еще не было ни по размаху, ни по кровопролитию, ни по железной стойкости обороняющихся.
П. Интеллектуальная игра по истории Сталинградской битвы.
Ведущий: Итак, начнем игру.
...В конце июня 1942 года фашистское командование начало решительное наступление на Сталинград, которое сразу же стало развиваться не по плану гитлеровцев. Враг двинул на Сталинград все свои силы, хотел стремительным броском форсировать Дон, выйти к Волге и овладеть городом. О том, как развивались события на этом великом рубеже страны, участникам игры предстоит рассказать в первом конкурсе «У стен Сталинграда». Вспомните о главных событиях Сталинградской битвы и правильно ответьте на вопросы-задания конкурса.
Конкурс 1. У стен Сталинграда (события Сталинградской битвы).
(На столе лежат карточки с заданиями. На обдумывание ответа дается 2 минуты. Конкурс оценивается в 5 баллов при подробном ответе.)
1. Расскажите о главных моментах обороны наших войск с 12 июля до 13 сентября 1942 г.
2. Расскажите, как наши войска отстаивали каждую пядь Сталинградской земли (с 13 сентября до 19 ноября 1942 г.).
3. Расскажите, как началось и развивалось наступление наших войск (с 19 ноября до 8 декабря 1942 г.).
4. Расскажите об операции «Зимняя гроза» (12 декабря – 24 декабря 1942г.).
5. Как проходила операция «Кольцо» (24 декабря – 2 февраля 1943 г.)?
6. Народное ополчение. Его роль в обороне Сталинграда.
(Подводятся итоги конкурса. Демонстрируются кадры видеофильма «Сталинградское сражение», свидетельствующие о важнейших событиях битвы и подтверждающие правильные ответы участников игры по заданиям конкурса 1.)
Конкурс 2. Герои битвы.
Ведущий: Не смогли фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград – неприступная крепость. Мол, город окружают непроходимые рвы, в городе – мощные оборонительные сооружения и укрепления. «Сталинград – сильнейшая крепость России», – твердили фашисты. А Сталинград крепостью никогда не был. Город как город: дома, заводы, скверы, парки. Комиссар легендарной 62-й армии Кузьма Акимович Гуров ответил на это утверждение: «Наши сердца и мужество наше – наших солдат – вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.
Об отважных людях пойдет речь во втором конкурсе «Герои битвы». Сейчас участникам игры будут предложены вопросы. Если вы знаете ответ, то должны быстро поднять карточку. В каждом задании 2 вопроса. За один ответ получаете 1 балл, за пояснение, дополнение – еще 2 балла. Если первая команда ответит неполно, то слово предоставляется команде, поднявшей карточку следующей.
В о п р о с ы к конкурсу «Герои битвы».
1. Прорвались фашисты к Волге. В районе завода «Баррикады» отрезали от других 138-ю стрелковую дивизию. Дивизия занимала небольшую территорию берега Волги: с севера, с запада, с юга – фашисты, с востока – Волга. Как называлась эта часть Сталинградской земли? Сколько дней удерживали наши солдаты этот островок? (45 дней. «Остров Людникова».)
2. Пулеметчики занимали оборону в одном из старинных купеческих особняков. Заняли бойцы позиции на первом этаже. Каждый выбрал по комнате. Много атак предприняли фашисты, чтобы выбить этот редут. Как назывался этот редут? Кто эти два пулеметчика? (Редут Таракуля. Пулеметчики – Юрко Таракуль, Михаил Начинкин.)
3. В ноябре шли бои за Мамаев курган. В самый разгар сражения прервалась телефонная связь с командным пунктом дивизии. С командного пункта артиллеристам давали команды к стрельбе по целям. Оборвались теперь команды, прекратился огонь артиллерии. На исправление повреждения вышел связист, который совершил подвиг, «первой статьи солдат». Кто это был? (Титаев сжал телефонный провод.)
4. Восемь фашистских танков атаковали советский танк. Тот принял неравный бой и подбил 4 вражеских танка, но был подожжен. Вражеские автоматчики окружили его и поджидали, когда советские танкисты откроют люки и будут выбираться из машины. Но советские воины не думали этого делать. Какой подвиг они совершили? Кто они, эти герои? (Командир Хасан Ямбеков, водитель Андрей Тарабанов. командир орудия Сергей Феденко, радист Василий Мунилов.)
5. Враг у Сталинграда. Котлубань, хутор Власовка. Смело сражается пулеметная рота. И всегда в самых опасных местах появляется командир. Он весь – в лихом, боевом порыве. «Испанская кровь», – говорили пулеметчики. Как звали пулеметчики своего командира? Расскажите о нем. (Рубен Ибаррури – сын Испании. Погиб в бою под Власовкой.)
6. 22 ноября танковый отряд захватил мост и под яростным натиском врага удерживал его. А вечером того же дня другой танковый отряд другого легендарного полковника переправился на берег Дона, что слева, и захватил г. Калач. Бойцы и командир танкового отряда и бригады отмечены высокими наградами, а их командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Кто эти два полковника? Оба они получили повышение в звании, командуя передовыми танковыми отрядами. (Филиппов, Филиппенко.)
7. 14 сентября 1942 г. 7-я дивизия штурмовала город. Особенно Мамаев курган – самую высокую точку в городе. Вершина кургана шесть раз переходила из рук в руки. «Склоны кургана в солдатских трупах. Два героя ходили в атаку за курган все шесть раз и взяли его». Кто это были? (Лейтенант Чернышев, сержант Кущенко.)
(Жюри подводит итоги конкурса и объявляет его результаты.)
Конкурс 3. Портреты командующих.
Ведущий: Среди многих условий, определивших успех нашей обороны, следует назвать умелое руководство наших командиров, которые были не только военными руководителями операций, они являлись и духовным стержнем Сталинградской обороны. Не только ясная, спокойная военная мысль, не только беспощадная воля и упорство нужны были для руководства. В это великое дело нужно было вложить все сердце, всю душу. Приказы в дни октября часто шли не только от разума, но и от сердца. И эти суровые, холодные приказы, как пламя, жгли людей, поднимали их на сверхчеловеческие подвиги, самопожертвования. Конкурс «Портреты командующих» будет проходить следующим образом: на карточках-заданиях помещено 6 портретов командующих фронтов, армий. Вам нужно сказать, кто не имеет отношения к Сталинградской битве. За правильный ответ вы получаете 1 балл. Один из портретов обведен красной рамкой. Расскажите об этом командующем. Ответ оценивается в 2 балла. Время на подготовку 1 минута.
(Демонстрируются портреты: командующего 64-й армией генерал-лейтенанта М. С. Шумилова, командира 13-й стреловой дивизии генерала А. И. Родимцева, командующего Донским фронтом генерал-полковника К. К. Рокоссовского, главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова, маршала Г. К. Жукова, маршала С. К. Тимошенко, командующего 62-й армией В. И. Чуйкова. Учитель может выбрать и другие портреты для конкурса.
Жюри подводит результаты конкурса.)
Примерный рассказ о Г. К. Жукове.
Имя Георгия Константиновича Жукова стало широко популярным в народе еще до того, как на полях Европы началась Вторая мировая война. Летом 1939 г., когда империалистическая Япония совершила вооруженное вторжение на территорию дружественной нам Монголии, русско-монгольские войска, отбив это нападение, провели блестящую военную операцию в районе реки Халхин-Гол. Отборная 6-я японская армия была сначала остановлена в монгольских степях, а затем в результате решительного и неожиданного удара окружена и наголову разгромлена. Замысел этой операции и руководство ею принадлежали командующему 1-й армейской группой комкору Г. К. Жукову.
Для Жукова эта блестящая операция была первой боевой пробой его зрелых сил, обширных и глубоких военных знаний и полководческого таланта. Достаточно только посмотреть на карту-схему этого сражения с двумя мощными стрелами, пронизывающими фланги войск противника и сходящимися у него в тылу, с направлениями последующих ударов, дробивших окруженную группировку и уничтожавших ее по частям. Даже неопытный глаз узнает в этом плане смелый и размашистый, типично Жуковский, полководческий почерк, к которому мы привыкли позднее, в годы Отечественной войны, и который явственно виден во многих успешных операциях тех лет, вплоть до последнего громового сражения за Берлин...
Успехи в войне – это результат кропотливого труда и героических усилий миллионов людей, грандиозной организаторской работы правительства, Верховного Главнокомандования и многочисленных военных штабов. И в то же время именно на войне, как нигде, проявляются характеры отдельных людей – сколько сотен и тысяч героических имен оставила нам Великая Отечественная война! Но неизменно на устах народа в те годы были имена непосредственных организаторов и руководителей боевых действий – наших маршалов, генералов и адмиралов.
Среди всей великолепной плеяды русских полководцев, выдвинутых Отечественной войной, Георгию Константиновичу Жукову суждено было сыграть особую роль в военных судьбах нашей страны и народа в самый опасный и тяжкий период их истории. Стоит хотя бы бегло вспомнить ход войны, и мы увидим, что имя генерала армии, а потом Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в большей или меньшей степени связано со всеми важнейшими событиями четырех военных лет...
Маршал в последние годы своей жизни был на отдыхе, тысячекратно заслуженном им... Большая, трудная, до предела напряженная была жизнь за его плечами. Он мог оглянуться на нее со спокойной совестью хорошо потрудившегося человека. Он не искал в ней легких путей, не обходил препятствий, не прятался ни от опасности, ни от ответственности. (С. Смирнов.)
Конкурс 4. Святая Сталинградская земля (памятники и обелиски Сталинграда).
Ведущий. Каждая пядь Сталинградской земли хранит вечную память о грозных боях, о погибших, о цене победы в этой битве. Великое множество обелисков и памятников – живое тому свидетельство и напоминание.
Командам-участницам предлагается посмотреть открытки, фотографии памятных мест Сталинграда, назвать их, рассказать о подвигах или событиях, в честь которых воздвигнуты памятники или обелиски. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Примерные задания-фотографии к конкурсу:
Здесь стрелял каждый камень... Мельница. Исторический памятник.
Памятник легендарному защитнику Сталинграда М. А. Паникахе.
Памятник Р. Ибаррури.
Дом Павлова.
Мамаев курган.
Конкурс 5. Блицкриг «Война... И враг под Сталинградом».
В о п р о с ы 1-й команде:
1. Кто командовал 6-й немецкой армией? (Паулюс.)
2. Кто командовал Сталинградским фронтом? (Еременко.)
3. Как называлась наступательная операция наших войск? («Уран...»)
4. Сколько солдат и офицеров попали в Сталинградский котел? (300 000 солдат и офицеров.)
5. Кто командовал прославленной Сибирской дивизией? (Гуртьев.)
6. Когда началось контрнаступление советских войск? (19.11.42.)
7. Как использовали наши солдаты неприятельские мины? (Содержимое мин использовалось как топливо.)
В о п р о с ы 2-й команде:
1. Кто был начальником штаба 6-й армии Паулюса? (Генерал Шмидт.)
2. Кто командовал Донским фронтом? (Рокоссовский.)
3. Когда был создан Сталинградский фронт? (12.07.42.)
4. Сколько немецких дивизий было уничтожено с 19 ноября по 2 февраля? (32 дивизии, 3 бригады, 16 дивизий потеряли 50–75 % личного состава.)
5. Кто командир легендарной 13-й гвардейской дивизии? (Родимцев.)
6. Когда закончился оборонный период Сталинградского сражения? (18 ноября.)
7. Кто подписал условия о капитуляции с советской стороны? (Рокоссовский К. К., Воронов Н. И.)
В о п р о с ы 3-й команде:
1. Кто руководил операцией «Зимняя гроза»? (Манштейн.)
2. Кто командовал 64-й армией? (Генерал Шумилов.)
3. Когда началась Сталинградская битва? (17.07.42.)
4. Сколько немецких дивизий попали в окружение 23 ноября? (22 дивизии, 160 частей.)
5. Какие армии входили в состав Сталинградского фронта? (62-я, 63-я, 64-я, 21-я, 28-я воздушная армии.)
6. Какие армии участвовали в обороне южной части города? (57-я и 64-я армии.)
7. Когда наше командование обратилось к окруженным в Сталинграде фашистским войскам с предложением о капитуляции? (8 января 1943 г.)
В о п р о с ы 4-й команде:
1. Кто командовал немецкой танковой армией? (Гот.)
2. Кто командовал 64-й армией? (Чуйков.)
3. Когда началась операция «Зимняя гроза»? (12 декабря.)
4. Когда замкнулось Сталинградское кольцо? (23 ноября.)
5. Какая армия защищала Сталинград с юга? (54-я армия.)
6. Каков был девиз сталинградцев? («Ни шагу назад!.»)
7. Какую часть города защищала 62-я армия? (Центральную, заводскую части города.)
В о п р о с ы 5-ой команде:
1. Кто руководил группой армий «Дон»? (Манштейн.)
2. Кто командовал Юго-Западным фронтом? (Ватутин.)
3. Когда началась операция «Кольцо»? (10 января.)
4. Какие армии были в составе немецкой группы армий «Б»? (2-я, 6-я, 4-я танковые немецкие армии, 2-я венгерская армия.)
5. Какие фронта начали наступление 19 ноября? (Юго-Западный, Донской.)
6. Кому принадлежат слова: «Для нас за Волгой земли нет»? (Снайперу Зайцеву.)
7. За какие заводы в Сталинграде шла ожесточенная битва? (Заводы: «Красный Октябрь», «Баррикады», Тракторный.)
(Жюри подводит итоги, сообщает участникам и болельщикам результаты конкурса.)
Ведущий: Сталинградский подвиг не мог оставить равнодушными писателей, поэтов, художников и музыкантов. Многие из них в своем творчестве выразили свои раздумья, печаль, гордость, благодарность защитникам Сталинграда, стойкости и могучей силе города-исполина. М. Агашина, например, сказала: «И если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала». Произведения о Сталинграде доносят до нас глубокие переживания людей и трагизм грозных событий.
Конкурс 6. Искусство о Сталинграде. Вам предстоит выполнить несколько заданий, ответить на вопросы.
З а д а н и е 1. Послушайте фрагмент из стихотворения известного поэта, принимавшего участие в боях за Сталинград. Назовите имя автора и скажите, о каком событии он пишет в стихотворении. Как оно называется? Когда написано? За полный и правильный ответ команда может получить 3 балла.
Вот выходит из машины
парламентер.
С белым пламенем холстинным,
подхрамывая от ран,
на перрон идет пустынный
безоружный капитан.
Солнцу подниматься рано
Думает: «Сюда бы взвод!»
Михаил Луконин. Дорога в Сталинград, 1946-1947
З а д а н и е 2. Назовите известных писателей и их произведения, которые в своем творчестве осветили события Сталинградской битвы. За 1 минуту напишите ваши ответы и отдайте жюри. Количество баллов равно количеству названных примеров.
(Примерные варианты ответа:
– М. Шолохов «Они сражались за Родину»;
– А. Серафимович «Отстоим Дон и Волгу! Отстоим Русь-матушку!»;
– А. Сурков «Сердцаматерей»;
– Г. Николаева «Гибель командира»;
– В. Гроссман «23 октября»; «Направление главного удара»;
– И. Эренбург «Город сдавать нельзя»;
– К. Симонов «Дни и ночи»; «Ни шагу назад»;
– Е. Кригер «Огонь Сталинграда;
– М. Алексеев «Сталинград»;
– Б. Полевой «Волгари»;
– М. Лобачев «Домик на Хлебной улице»;
– В. Коротеев «Сталинградское кольцо»;
– В. Некрасов «В окопах Сталинграда»,)
З а д а н и е 3. Посмотрите на репродукцию картины. Назовите ее автора, дату написания. Как она называется? Команде, давшей полный и правильный ответ, присуждается 2 балла.
(А. Будников. Стоять насмерть, 1943 г., Сталинград.)
З а д а н и е 4. Послушайте отрывок из стихотворения. Как оно называется? Кто его автор? Команде может быть засчитано за верный ответ 2 балла.
Его глаза воспалены.
Идет по проволоке он
Под куполом
Большой войны!..
Нашелся чертовый обрыв!
Связист глядит, остановясь,
У батальона будет связь...
А взрывы словно черный лес!
То впереди, то позади,
И пуля – тысячами игл.
И очень горячо в груди!..
(После ответа команды ведущий продолжает.)
Путилов падает на снег,
Но успевает он, упав,
Концы холодных проводов зажать
В мертвеющих зубах.
(Мумин Каноат. Матвей Путилов.)
З а д а н и е 5. Послушайте запись песни. Скажите, кто автор текста песни, как она называется.
(Песня «На Мамаевом кургане тишина», слова Виктора Бокова, написана в 1963 г.)
(Пока жюри подводит итоги, с музыкальным приветствием выступают участники команд.)
III. Заключение.
Подведение итогов игры. Награждение участников и победителей.
Ведущий: «Островом мужества» называли Сталинград.
Выйдя к Сталинграду и прорвавшись севернее к Волге, противник считал, что наши войска уже на грани истощения и что давно ожидаемая победа близка. Однако, несмотря на огромное превосходство в силах и средствах, врагу не удалось сломить сопротивление защитников города. Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда – не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. Так было сказано однажды в победном приказе Верховного. Если бы можно было придумать эпитет более внушительный, более впечатляющий, мы бы, несомненно, употребили его, потому что где-где, но тут преувеличения не будет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в котором на определенных его этапах участвовало бы одновременно с обеих сторон свыше двух миллионов человек?!
Какие битвы прошлого могут сравниться с этой, если вспомнить, что только в боях за «дом Павлова» гитлеровские войска (заметьте, самые что ни на есть отборные) понесли значительно большие потери, чем при взятии Парижа!
Что же касается исторических последствий Сталинградской эпопеи, то и они не имеют себе равных. Лишь после того как вышел из подвала универмага плененный фельдмаршал Паулюс и двумя днями позже поднял руки последний гитлеровец из его 330-тысячной армии, люди почувствовали: «Мир спасен!». Ощутили это думой задолго до того, как обагренные кровью миллионов окаянные руки фашистского фюрера потянулись к ампуле с ядом.
Двести дней и двести ночей!..
О них вспоминают бойцы, которых, увы, остается все меньше и меньше.