Конспект урока биологии на тему Формы естественного отбора в 9 классе


Урок биологии в 9 классе
Тема: Формы естественного отбора
ТЦУ: 1. Сформировать знания о различных формах естественного отбора и биологической роли в появлении и существовании новых видов.
2. Развивать знания о социальной и практической значимости естественного отбора в эволюции органического мира; обеспечить развитие логического мышления учащихся.
3. Воспитывать личностно-коммуникативные качества учащихся, умение работать в коллективе, проявлять толерантность.
МО: частично-поисковый, исследовательский.
ФОПД: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация, распечатанный дополнительный материал, карточки с рисунками , карточки учета достижений учащихся ,чистые листы бумаги, маркеры.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель: Изучая механизмы эволюционного процесса мы познакомились с теорией Ч.Дарвина и движущими силами эволюции.
Что является движущими факторами эволюции?
Какой из факторов Ч.Дарвин считал самым главным?
Что такое изменчивость?
Почему бы всем живым организмам не «жить дружно»?
Почему теорию Дарвина часто называют теорией естественного отбора?
Далее учитель называет тему урока и цели.
III. Изучение новой темы «Формы естественного отбора»
Учитель: Работать сегодня будем по кооперативной технологии. Вы скооперируетесь в группы для совместной работы, чтобы вместе добывать знания. В группе нужно определить: 1.лидера 2.фиксатора 3.репортера 4.таймера 5.оценщика. Каждый вносит свою определенную лепту. Лидер распределяет функции, направляет работу. Фиксатор должен четко отражать основные факты изучаемого материала. Репортер готовит вопросы по материалу. Таймер следит за временем. Оценщик оценивает вклад каждого участника познавательного процесса и отражает в карте достижений учащегося.
Класс делится на 3 группы. 1 группа изучает движущую форму естественного отбора. 2 группа: стабилизирующую форму. 3 группа: дизруптивную или разделительную форму. В ходе работы читают учебник биологии, изучают дополнительный материал, подбирают иллюстрации по теме, готовят постеры к защите.
Стабилизирующий естественный отбор
Эта форма естественного отбора характерна для стабильных условий существования, не меняющихся продолжительное время. Поэтому в популяциях происходит накопление адаптаций и отбор генотипов (и образуемых ими фенотипов), целесообразных именно для существующих условий. Когда популяции достигают определенного набора приспособлений, оптимальных и достаточных для выживания в данных условиях, начинает действовать стабилизирующий отбор, отсекающий крайние варианты изменчивости и благоприятствующий сохранению некоторых средних консервативных признаков. Все мутации и половые рекомбинации, приводящие к отклонению от этой нормы, устраняются при стабилизирующем отборе.
Например, длина конечностей у зайцев должна обеспечить им достаточно быстрое и устойчивое передвижение, позволяющее уйти от преследующего хищника. Если конечности будут слишком короткими, зайцы не смогут убежать от хищников и станут их легкой добычей, не успев дать потомство. Так из популяций зайцев удаляются носители генов коротколапости. Если конечности окажутся слишком длинными, то бег зайцев станет неустойчивым, они будут опрокидываться, и хищники легко смогут их догнать. Это приведет к изъятию из популяций зайцев носителей генов длиннолапости. Выжить и дать потомство смогут лишь особи, имеющие оптимальную длину конечностей и оптимальное их соотношение с размерами туловища. Это и есть проявление стабилизирующего отбора. Под его давлением устраняются генотипы, отличающиеся от какой-то средней и целесообразной в данных условиях нормы. Так же происходит формирование покровительственной (маскирующей) окраски у многих видов животных.
То же касается формы и размеров цветков, которые должны обеспечить устойчивое опыление их насекомыми. Если цветки будут иметь слишком узкий венчик или короткие тычинки и пестики, то насекомые не смогут достать до них своими лапками и хоботками и цветки окажутся неопыленными и не дадут семян. Таким образом, происходит формирование оптимальных размеров и форм цветков и соцветий.
При очень длительных периодах действия стабилизирующего отбора могут возникать некоторые виды организмов, фенотипы которых остаются практически неизменными в течение многих миллионов лет, хотя их генотипы, конечно, претерпели за это время изменения. В качестве примеров можно назвать кистеперую рыбу латимерию, акул, скорпионов и некоторых других организмов.
Движущий отбор
Эта форма отбора типична для меняющихся условий среды, когда возникает направленный отбор в сторону изменяющегося фактора. Так происходит накопление мутаций и изменение фенотипа, связанных с данным фактором и приводящих к отклонению от средней нормы. Примером может служить индустриальный меланиногенез, проявившийся у бабочек березовой пяденицы и некоторых других видов чешуекрылых, когда под влиянием промышленной копоти произошло потемнение стволов берез и белые по окраске бабочки (результат действия стабилизирующего отбора) стали заметны на этом фоне, что обусловило их быстрое выедание птицами. Выигрыш получили темные мутанты, которые успешно размножались в новых условиях и стали доминирующей формой в составе популяций березовой пяденицы.
Сдвигом средней величины признака в сторону действующего фактора можно объяснить появление теплолюбивых и холодолюбивых, влаголюбивых и засухоустойчивых, солелюбивых видов и форм у разных представителей живого мира.
Следствием действия движущего отбора стали многочисленные случаи приспособлений грибов, бактерий и других возбудителей болезней человека, животных и растений к лекарственным препаратам и различным ядохимикатам. Так возникли устойчивые к этим веществам формы.
Действием движущего отбора можно объяснить постепенную редукцию глаз у кротов и пещерных обитателей, утрату крыльев у некоторых птиц, редукцию пищеварительной системы у ряда паразитических червей и т. п.
При движущем отборе обычно не происходит дивергенции (разветвления) признаков и одни признаки и несущие их генотипы плавно заменяются другими, не образуя переходных или уклоняющихся форм.
Дизруптивный или разделительный отбор
При этой форме отбора преимущества получают крайние варианты приспособлений, а промежуточные признаки, сложившиеся в условиях стабилизирующего отбора, становятся нецелесообразными в новых условиях, и их носители вымирают.
Под влиянием дизруптивного отбора формируются две или более формы изменчивости, нередко приводящие к полиморфизму — существованию двух или более фенотипических форм. Этому могут способствовать различные условия обитания внутри ареала, приводящие к появлению нескольких локальных популяций внутри вида (так называемых экотипов).
Например, постоянные покосы растений привели к появлению у растения большого погремка двух популяций, активно размножающихся в июне и августе, так как регулярные покосы стали причиной истребления средней июльской популяции.
При длительном действии дизруптивного отбора может произойти образование двух и более видов, заселяющих одну территорию, но проявляющих активность в разные сроки. Например, часто повторяющиеся в середине лета засухи, неблагоприятные для грибов, привели к появлению весенних и осенних видов и форм.
Дается определенное время для составления постера по изучаемому материалу каждой группе. 7 мин. для самостоятельного изучения темы. По1 мин. работы в сменных парах (сосед справа, сосед слева). 2 мин.для общего обсуждения в группе. 5-7 мин. для составления постера.
IY. Закрепление.
а) Для защиты постера каждой группе отводится 4-5 мин.
б) Далее группы обмениваются вопросами, составленными репортерами и отвечают на них. За временем следит таймер. Отводится 3-5 мин. Заслушиваются ответы групп.
в) Индивидуальная работа над мини тестом.
I. Движущая форма естественного отбора обеспечивает:
1) сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования
2) приспособление различных группировок особей популяции к разным комплексам условий
3) приспособленность вида к однонаправленному изменению среды обитания.
II. При стабилизирующей форме естественного отбора:
1) выживают особи, имеющие любое из двух крайних проявлений признака
2) выживают и размножаются особи со средним проявлением признака
3)выживают и размножаются особи с двумя крайними проявлениями признака
III. Отечественный ученый, разработавший теорию стабилизирующего естественного отбора:
1) И. И. Шмальгаузен 2) С. С. Четвериков 3) Н. И. Вавилов 4) А. Н. Северцов.
IY. Форма естественного отбора, благодаря которой число глаз и количество пальцев на конечностях позвоночных животных остается постоянным.
1) движущий отбор 2) стабилизирующий отбор 3) дизруптивный отбор
Y. Форма естественного отбора, благодаря которой происходит выработка у микроорганизмов и насекомых устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам:
1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный
YI. Форма естественного отбора, примером которой служит гибель птиц с длинными и короткими крыльями во время бури.
1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный
Оцениваются по принципу «карусель».
В оставшееся время от каждой группы выступают лидеры. По карточкам достижений учащихся, заполненными оценщиками, делают анализ работы группы в целом и отдельно по каждому ученику.
Y.Рефлексия. Заслушиваются мнения учащихся. Достигли ли они поставленной цели? Понравился ли урок?
YI.Итоги урока подводит учитель.
Домашнее задание: повторить материал параграфа 42, заполнить таблицу на стр.199. Ответить на вопросы на стр.198