Конспект урока биологии для 9 класса по теме «Формы естественного отбора»


Конспект урока биологии для 9 классапо теме «Формы естественного отбора»
Кутлусаманова Оксана Леонидовна
Учитель биологии МБОУ ООШ.д.СосновкаТип урока: комбинированный
Цель: Изучить основные формы естественного отбора и выявить условия их возникновения
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть формы естественного отбора;
Выявить механизмы их возникновения;
Выявить влияния форм естественного отбора на растительные и животные организмы.
Воспитательные:
Показать взаимосвязь формирования новых признаков под действием условий внешней среды;
Воспитывать любознательность и стремление к знаниям.
Развивающие:
Продолжить развивать умение учащихся анализировать, сравнивать объекты живой природы между собой, делать обобщенные выводы;
Продолжить формирование коммуникативных навыков учащихся;
Продолжить развитие умений поиска информации в учебной литературе
Использованные источники ( Биология. Общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин - М.: Дрофа,2012 г.
Ссылки на сайт:
http://go.mail.ru/search_images http://ts1.mm.bing.net/Ход урока:

Ход урока:
I Организационный момент (Приветствие учащихся)
II Проверка домашнего задания
Тестовая проверка знаний учащихся по вариантам ( Приложение 1)
III Изучение нового материала
Учитель сообщает учащимся тему урока «Формы естественного отбора». Ребята записывают ее на доске (слайд 1 )Учитель: Ребята, а как выдумаете, естественный отбор действует всегда в одинаковых условиях среды? (Выслушивает ответы учеников, подчеркивая неоднородность природных условий на Земле, в связи с чем и выделяют несколько форм естественного отбора).
Для простоты запоминания нового материала учитель предлагает ребятам начертить в тетрадях таблицу (слайд 2 ) и по ходу лекции заполнять ее графы.
Таблица 1
Формы естественного отбора
Форма отбора Характеристика В каких условиях среды действует? Примеры
Учитель рассказывает о первой форме отбора – ДВИЖУЩАЯ, характеризует ее, обращает внимание на изменения условий внешней среды, приводит примеры – возникновение устойчивости организмов к ядохимикатам (слайд 3 ) обозначает роль движущего отбора для организма – приобретение новых признаков.
Далее учитель рассказывает учащимся о другой форме отбора –СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ, также дает ей характеристику, обращает внимание на то, что условия среды уже не изменяются, приводит пример- голосеменное растение – гинкго(слайд 4), сохранившееся с палеозойской эры , подчеркивает фактор – сохранения признаков и «ископаемых форм». Просит учащихся рассмотреть древних животных на стр.30 учебника, которые сохранились благодаря стабилизирующей форме отбора.
Затем учитель рекомендует учащимся самостоятельно ознакомиться с текстом учебника стр.32-33 и заполнить в таблице ПОЛОВОЙ ОТБОР.
После самостоятельной работы учитель заслушивает ответы учащихся, подчеркивает независимость полового отбора от условий среды, обращает внимание учеников на (слайд 5 ), где представлен пример полового отбора и акцентирует внимание детей на способность оставления потомства только активными, сильными и здоровыми самцами.
Учитель: Ребята, а как называется признаки, по которым можно по внешнему виду отличить самку от самца (Половой диморфизм).
Учитель: Приведите примеры животных с половым диморфизмом. (Фазаны, приматы и т.д.)
Учитель: Ребята прочитайте текст на стр34 учебника и ответьте на вопросы: (слайд 6 )-Кто и при помощи чего объяснил сходство и родство организмов, относящихся к разным видам? (Ч.Дарвин с помощью своей теории)
- Какие преимущества дает теория Ч. Дарвина? (Возникновение эволюционной эмбриологии и палеонтологии)
-Какие законы изучает эволюционная теория? (Законы и механизмы развития организмов)
III. Закрепление нового материала
Фронтальный опрос учащихся по вопросам на стр.34 учебника.
VI. Домашнее задание : изучить текст § 6 (слайд 7)