Урок на тему: Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде

УРОК-проект, математика во 2 «Б» КЛАССЕ. Учитель: Сарапулова Р.Д.
Тема: Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде.
Цель: 1)собирать материал по данной теме;
2)определять и описывать закономерности в отобранных узорах;
3)составлять узоры и орнаменты;
4)составлять план работы;
5)распределять работу в группе, оценивать выполненную работу.
Оборудование: учебник, ватман, цветная бумага, клей, картон, ножницы, папка с файлами
План урока.
I.Сообщение темы и цели урока.
У нас сегодня необычный урок математики. Урок-проект. Объявляю тему, цель.
II. Подготовительная работа.
Деление на группы. Название, девиз.
III. Отчёт групп о проделанной работе.
а) Син Света рассказывает о том, как они в ЦДО на кружке «Волшебная кисточка» рисовали
орнаменты.
б)Багдуева Иветта рассказывает о том, как в школьной библиотеке нам показали выставку о родном крае, о культуре бурят, узоры и орнаменты.
IV.Изучение новой темы.
1.Звучит русская народная мелодия (баян)
Музыку какого народа вы услышали?
Русский народ очень талантлив. К культурным ценностям русского народа относятся орнаменты, которые мы видим в быту, искусстве, архитектуре.
2.Слово Шаглановой Галине Сергеевне «Выставка изделий из папье-маше». Презентация «Хохлома».
3.Символика орнаментов.
Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «узор» , украшение. Декоративная функция узора – узор, как украшение. Орнаменты - те же буквы, которыми выражаем свои мысли, своё отношение к предмету. Источник создания орнамента – природа.
Орнаменты:
Геометрические
Анималистические
Растительные
Природные
культовые
Символика орнаментов – выступления детей.
1)ведущими мотивами геометрического орнамента является «меандр « -молоточный орнамент (алхан хээ).
2)»Улзы» - плетёнка, символизирует счастье, благополучие, долголетие. Распространён 10-глазковый узел.
3)»Круг» символизирует вечность, бесконечность. Вся живая и неживая природа округлая. А что создано руками человека может быть треугольной, квадратной. Прямоугольной формы.
4)»Инь-ян» - символ двойственности мира. «Инь» - холодное, влажное, женское начало.
«Ян» - горячее, сухое, мужское.
4.Символика цвета.
Буряты, монголы использовали красные, жёлтые, зелёные, синие и белые краски – любимые цвета народа.
Белый цвет – цвет святости, благополучия.
Чёрный цвет – несчастье, горе.
Красный цвет – красивое, прекрасное.
Жёлтый цвет – цвет солнца, жизни, тепла, власти. Веры.
Синий цвет – небо, вода.
Зелёный цвет – цвет травы, листьев, цвет Земли.
5.Физминутка. Песня «Радуга»
V.Практическая работа.
Правила работы
1 группа-составление узоров на вазе, кувшине, чашках.
2 группа-создание альбома «Орнаменты».
3 группа - узоры на тарелках.
VI. Продукт труда.
Работы завершены в каждой команде.
VII. Презентация .
Дети показали стол с расписными тарелками – 2 команда. 1 команда показала шкаф с расписными кувшинами и вазами. А 3 команда представила альбом с орнаментами.
Родительский комитет подарил девочкам набор «Станок», а мальчикам – инструменты.
Урок получил высокую оценку заведующей РМК Петровой Л.Д. и учителей района.