Программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса


Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Она составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (2009 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Цель программы:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для изучения раздела программы «Древние корни народного искусства»-8ч.
Для изучения раздела программы «Связь времен в народном искусстве»-8ч.
Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время»- 10ч.
Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном мире»- 8ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ
№ п/пНазвание темы урока Цели изучения темы, раздела. Оснащение урока. Программный минимум Кол-во уроков Календарные сроки.Домашнее задание
1 четверть. Тема «Древние корни народного искусства»
1 Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. а) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей
б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность Основные понятия: Солнечные диски дерево жизни, символы 1
Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба»
2-3 Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня» а) Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора
б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре
в) Развить творческую и познавательную активность
г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе. Народное искусство, декор, изба 2 Подбор материала по теме «Народные вышивки»
4 Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Полотенце. а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении
б) Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков
в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки. Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент 1 Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.
5 Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка 1 6- 7 Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу» а) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой
б) Развить творческую и познавательную активность
в) Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе)
г) Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта
д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре Интерьер 2 Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров
8 Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. а) Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера
б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный вкус
в) Развить творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление. Архитектура, дизайн, мода 1 Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)
2 четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве»
9 Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи
б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории.
в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью
г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки 4 Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово10 Дымковская игрушка 11 Филимоновская игрушка 12 Каргопольская игрушка 13 Истоки и современное развитие народных промыслов. Гжель. а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре
в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель) Промыслы, ремесла, : Гжель, Городец, Жостово, Хохлома.керамика4 Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме
14 Истоки и современное развитие народных промыслов. Городец. 15 Истоки и современное развитие народных промыслов. Жостово. 16 Истоки и современное развитие народных промыслов. Хохлома. 3 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире»
17 Народное художественное творчество. Народная праздничная одежда. а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.
б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.
в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся
г) Прививать интерес к русскому народному творчеству Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы 2 Подбор материала по теме «Народные вышивки»
18 Эскиз русского народного костюма. 19 Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум) а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса
б) Обработка навыков и умений при работе с тканью
в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов
г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы 1 Подбор материала по теме «Народные вышивки»
20 Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент»
б) Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору. Символика вышивки, орнамент 1 Подбор материала о современной моде
21 Связь времен в народном искусстве. Русский костюм и современная мода а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды
б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности
в) Прививать интерес к русской национальной культуре Мода, дизайн 1 Сбор иллюстративного материала по народным праздникам
22-23 Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум) а) Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории
в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе) Хоровод, масленица 2 Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»
24 Народные промыслы Тульского края (урок-конференция) а) Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их историей и современным звучанием
б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами
в) Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов
г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления
д) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории Художественные промыслы, ремесла (краеведение) 1 Народные промыслы нашей области
25-26 «Красота земли Тульской» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум) а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей
б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие
в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству
г) Активизация творческого потенциала учеников 2 Подбор иллюстративного материала
4 четверть. Тема «Декор, человек, общество, время»
27 Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта
б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. Костюм, символика цвета 1 Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции
28 Декоративное искусство Древней Греции.
а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции
б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. Чернофигурные и краснофигурные вазы 2 Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм
29 Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика 30 Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья
б) Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
г) Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории Костюм, стиль 1 Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»
31-32 О чем рассказывают гербы а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них
б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей
в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны
г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. Символы, эмблема, герб. История человеческого общения, экономика. 2 Художественные материалы
33 Что такое эмблемы, зачем они нужны людям а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем
б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов
в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества 1 Художественные материалы
34 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)
а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение
б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству Подведение итогов учебного года. Игры, викторины 2 Художественные материалы
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 2010г.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева, Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова , Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
• дополнительные пособия для учащихся:
– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,
Электронно-образовательные ресурсы:
Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» http://art.1september.ru
Портал «Архитектура России» http://www.archi.ru
Портал «Культура России» http://www.russianculture.ru
Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
История архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
http://www.archi-tec.ru
Виртуальная картинная галерея Александра Петрова
http://petrov-gallery.narod.ru
Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons/
Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru
Виртуальный музей Лувр http://louvre.historic.ru
Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru
Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru
Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org
Импрессионизм http://www.impressionism.ru
История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru/
Репин Илья Ефимович http://www.ilyarepin.org.ru
Российская история в зеркале изобразительного искусства
http://www.sgu.ru/rus_hist/
Современная мировая живопись http://www.wm-painting.ru
Государственный музей изобразительных искусств http://www.arts-museum.ru/?lang=ru
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.