Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе на уроках немецкого языка


Здоровьесберегающие технологии,
используемые в образовательном процессе
учителем немецкого языка
Калашниковой Ольгой Николаевной
Педагогические исследования показывают, что в школе возникают такие проблемы:
неудовлетворительное здоровье учащихся,
низкий уровень их активности.
На своих уроках для организации более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых использую элементы здоровъесберегающих технологий.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий дает мне возможность добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, снять последствия отрицательных воздействий на организм, позволяет обучающимся легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности в обучении.
Поэтому при планировании и проведении уроков учитываю следующее:
поддержание санитарного состояние кабинета;
обеспечение условий охраны труда;
рациональная организация урока;
учет физиологических и психологических особенностей детей;
использование видов работ, которые снимают напряжение и усталость.
Обеспечение условий охраны труда:
В своей деятельности я руководствуюсь Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией). Регулярно прохожу инструктажи на рабочем месте. Руководствуюсь правилами внутреннего распорядка, инструкцией по ОТ:
соблюдаю ТБ при включении электроприборов (проигрывателей и других технических средств обучения );
о случаях травматизма сообщаю администрации школы;
соблюдаю технику безопасности труда;
не занимаюсь ремонтом электроприборов, розеток и т.п.;
храню аппаратуру ТСО в недоступном для обучающихся месте;
перед началом работы проверяю готовность учебного кабинета к занятиям, проверяю исправность электроосвещения, проветриваю кабинет, слежу за чистотой и порядком в кабинете;
соблюдаю личную безопасность труда;
слежу за соблюдением дисциплины учащимися;
не допускаю учащихся к переноске аппаратуры ТСО;
не допускаю учащихся к самостоятельному включению электроприборов;
должна в аварийных ситуациях принять меры к эвакуации учащихся, сообщить о происшедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01, оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма, при внезапном заболевании учащихся вызвать медработника, сообщить родителям;
по окончании работы я отключаю от электросети аппаратуру ТСО, проверяю чистоту в кабинете и порядок на рабочих местах, проветриваю кабинет, выключаю электроосвещение, закрываю кабинет на ключ, о всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщаю администрации.
Рациональная организация урока:
Рациональная организация учебного процесса предполагает наличие ряда взаимосвязанных элементов:
правильно составленное расписание уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности.
соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий.
рациональная организация учебной деятельности на уроках.
Рационально организовать учебное занятие мне помогает следующая таблица (таблица заимствована у Н.К. Смирнова):
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ Фактор урока Уровни гигиенической рациональности урока
    Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный
1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90%
2 Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин. 11-15мин. Более 15 мин.
4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через 11-15 мин. Более 15 мин.
5 Число видов преподавания Не менее 3 2 1
  Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 минут Через 15-20 минут Не чередуются
  Наличие эмоциональных разрядок (число) В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
  Место и длительность применение ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
  Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы
  Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого 1 физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностью Отсутствуют
  Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции
  Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее чем через 40 мин. Не ранее чем через 35-37 мин. Менее чем через 30 мин.
Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании. На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент,
мотивация и постановка цели,
опрос,
актуализация знаний,
изучение нового,
закрепление,
контроль/коррекция,
итоги, домашнее задание,
постановка новых целей.Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Использование видов работ, которые снимают напряжение и усталость, с учетом физиологических и психологических особенностей детей
Немецкий язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках школьникам приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
В зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке выбирается вид физкультминутки.
1. Если преобладающий вид деятельности на уроке – письмо, то я предлагаю упражнения для снятия общего или локального утомления:
Упражнение  «Части тела» (Körperteile)
Для выполнения этого упражнения учащимся необходимо встать из-за парт, повернуться друг к другу лицом и провести небольшую разминку на расслабление всех частей тела:
-         Hallo, mein Freund! Gib mir deine rechte Hand! (хлопок ладонями правой руки в верху);
-         Hallo, mein Freund! Gib mir deine linke Hand! (хлопок ладонями левой руки в низу);
-         Und wo ist dein rechtes Bein?  - Hier! (топают правой ногой);
-         Und wo ist dein linkes Bein?  - Hier! (топают левой ногой);
-         Wie fühlt sich dein Körper? – Gut! (выполняют круговые движения туловищем);
-         Und dein Kopf? Mein Kopf macht so:
Hänge den Kopf locker nach vorne und rolle ihn langsam halbkreisförmig hin und her. Mach das Nackenrollen zeurst mit geschlossenenAugen, dannmitoffenen. (Опусти голову вперед и делай полукруговые движения справа на лево сначала с закрытыми глазами, потом с открытыми).
Упражнение для кистей рук.
Упражнение«Ненастье» (Schlechte Wetter)
Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся остаются сидеть за своими партами, а руки кладут на парту:
- Es regent, es regent; ganz wenig, ganz wenig– стуча медленно по парте пальцами;
- Immer mehr, immer mehr (стук по парте учащегося);
- Plötztlich blitz es, dann es donnert (стучат ладонями по парте, затем кулаками);
Alle rennen weg (выполняют движения пальцами, символизирующее бег и прячут их под партой).
2. Если преобладающий вид деятельности на уроке – чтение, предлагаю гимнастику для глаз.
Упражнение «Короткий сон» (Kurzes Traum)
Учащиеся должны сесть поудобнее, локти поставить на стол, спина прямая, голову не наклонять. Ладошки положить на глаза так, чтобы они были в кромешной тьме, основание мизинцев лежа на переносице как мостик очков. Можно представить себе приятную картину и помечтать несколько секунд (10-15).
Setzt ihr ruhtig. Macht euch die Brille und träumt 10 – 15 Sekunden.
Упражнение «Гимнастика для глаз» (Augengymnastik): 1)  Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись снять напряжение, посчитав до 10. Seht nach oben, dann nach unten, jetzt nach links, und dann nach rechts. Schließt die Augen stark und zählt bis 10. 2) Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против нее. Stellt ihr den große Kreis vor. Bewegt im Kreis mit den Augen zuerst nach recht, dann nach links.
3. Если преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение, то предлагаю гимнастику для слуха.
Упражнение  «Гимнастика для ушей» (Ohrengymnastik)
Для выполнение комплекса упражнений учащиеся делятся на две группу – левое и правое ухо. Состав  групп не должен повторяться, поэтому учитель раздает ученикам карточки с  частями левого и правого уха. Собравшись вместе, школьники составляют два уха. Становятся в два ряда, друг за другом, согласно своей карточки и выполняют следующие задания:
- Nehmt eure Ohrenläppchen mit Fingern und drücken schwach, dann massiert sie. (массаж мочки уха).
- Massiere energisch Ohrenmuscheln. (Энергичный массаж ушных раковин).
- Nehmt linkes Ohr mit rechen Hand und  rechtes Ohr mit linken Hand. Zieht ihr zuerst nach unten, dann nach oben 20 Mal. (Берут левое ухо правой рукой, правое ухо левой, дергают себя за ушки – сначала 20 раз вниз, затем берутся за серединку и дергают себя вверх тоже 20 раз).
4. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого использую дыхательную гимнастику.
Упражнение «Дыхательное упражнение» (Bauchatmen)
Atme langsam ein, zähle dabei bis drei, halte den atmen an und zähle wieder bis drei, atme aus und zähle dabei bis drei, dann halte wieder an und zähle dabei bis drei. (Медленный вдох, посчитайте до трех, задержите дыхание, посчитайте до трех, выдохните и снова посчитайте до трех, снова задержите дыхание и посчитайте до трех).
5. Традиционно я начинаю урок с упражнений на улучшение памяти и внимания. Очень часто человек, чувствуя себя совершенно здоровым, не всегда может похвастать хорошей памятью, умением концентрировать внимание, высоким уровнем мышления. Это важно для обучения вообще, а для изучения иностранного языка особенно.
6. Фонетические упражнения, проводимые на уроках иностранного языка, в первую очередь дают возможность перестроить органы речи на произнесение звуков с родного языка на иностранный язык. Кроме того, фонетические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Например, упражнение «Регулятор громкости» при произношении гласных звуков раскрепощает голос и освежает мозг.
7. Для снятия умственного напряжения и утомления на уроках служит наличие эмоциональных разрядок. Проведение эмоциональных разрядок позволяет избежать статистичного положения рабочей позы.
Задания учащимся предлагаются дифференцированно, для карточек берется бумага разного цвета, что тоже не случайно:
• Розовый цвет – цвет жизни, помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу.
• Желтый цвет – ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему.
• Голубой цвет – снимает раздражительность, создает атмосферу умиротворения, ассоциируется со спокойствием.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий дает мне возможность добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, снять последствия отрицательных воздействий на организм, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности в обучении.
Учитель:_______________________/Калашникова О.Н./