КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. ФОРМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Наименование педагогического опыта
«Развитие творческой самостоятельности посредством использования проектного метода обучения учащихся 5-7 классов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности в рамках реализации авторской программы «Я живу в Югре».

1.2. Автор-разработчик педагогического опыта
Грызунова Галина Геннадьевна, учитель изобразительного искусства и черчения первой квалификационной категории.

1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1».

1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта с 2009 по 2014 г.
Работа над опытом велась в течение 5 лет: поэтапно с момента появления противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся до момента выявления результативности.
Подготовительный этап (май-август 2009 г.).
Ретроспективный анализ литературы по данному направлению, составление программы социальных действий с участниками программы, социальный прогноз, разработка программы «Я живу в Югре».
Внедренческий этап (2009-2010 учебный год).
Апробация и внедрение программы «Я живу в Югре».
Коррекционный этап (май-август 2010 г.).
Разработка проекта «Отображение».
Практический этап(2010-2014 г.).
Аналитико-коррекционный этап (май-июнь 2014 г.).
Выявление уровня успешности реализации программы и проекта, анализ полученных результатов, корректировка программы.

1.5. Адрес педагогического опыта
628464 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Радужный, ул. Школьная, 22, МБОУ «СОШ № 1».

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

2.1. Актуальность педагогического опыта
Главной задачей школы является создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, обладающей практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Педагогическая общественность выделила проектную деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции образовательных учреждений. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение обучающимися такого уровня образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера (В.И. Андреев, З.И. Васильева, И.А. Колесникова, А.С. Роботова, и др.). При этом овладение методами проектной деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале
мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Актуальность организации учителем проектной деятельности детей обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся зачастую не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- наблюдается низкий уровень развития у школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию, что в итоге делает практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
- ученики не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности.
В связи с этим ведущей идеей ИПО является отбор и применение средств и способов организации воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Актуальность ИПО обусловлена качественным изменением деятельности учащихся, так как ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность для формирования у учащихся эстетических ценностей (культура, обычаи и традиции народа) в процессе освоения программы «Я живу в Югре», которая учитывает художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России. В ритме современной жизни в нашем обществе теряется связь поколений, снижается интерес к национальной культуре, её традициям. Востребованность опыта обусловлена его особенностями, так как открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта по взаимодействию с окружающим миром, актуализирует субъектную позицию, стимулирует детскую самостоятельность. Опираясь на традиционное искусство народов Севера, позволяет воспитывать определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, национального искусства, быть готовым видеть диалог культур разных эпох и народов мира.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта

Программа «Я живу в Югре» имеет художественно-эстетическую направленность и входит в состав образовательной области «Искусство».
Цель: «Я живу в Югре» – формирование целостного представления об окружающей природе, социальной среды родного края, культуры, искусства и роли человека в ней.
Задачи:
Воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративного искусства.
Формировать интерес к живому творческому ремеслу народных мастеров.
Овладевать умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).
Развивать чувство восприятия красоты природы родного края, национального своеобразия, выражающегося в предметах быта, в окружающей жизни.
Усваивать знания об орнаментальном искусстве, орнаменте одежды, обуви, сувениров (аппликация, коллаж).
Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края.
Воспитывать чувство уважения к своей малой Родине.
Проект «Отображение» (практико-ориентированный, долгосрочный).

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта
Инновационность представленного ИПО заключается в изменении содержания учебного материала (программа «Я живу в Югре») и применении современных способов обучения (метод проектов). Особенности программы «Я живу в Югре»:
1. Программа предусматривает адаптацию процесса изучения изобразительного искусства к условиям работы городской опорной площадки по реализации регионального проекта «Школа адаптации»;
2. Особое внимание уделяется организации работы с детьми - мигрантами, детьми - ионофонами с целью расширения их словарного запаса, усвоения научной терминологии;
3. Наряду с задачами обучения предмету, акцентируется внимание на профориентации за счет использования методов и приемов, направленных на выявление и развитие индивидуальных способностей учеников в различных видах деятельности, формирование умения совместной творческой деятельности.
Система мероприятий профориентационной работы по программе предполагает формирование интереса к выбору профессии и устойчивых познавательных интересов; воспитание творческого отношения к труду; развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; формирование у школьников адекватной самооценки; использование информационно-компьютерных технологий и межпредметных связей; решение задач практической направленности.
Актуальность программы обусловлена эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение (культура, обычаи и традиции народа). Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связанны традиции, быт, уклад их жизни. Земля, вода, растительный и животный мир – вот источник для поддержания жизненных и духовных сил Югорских народов.
Сама идея объединения краеведения и «изобразительного искусства» не нова, она обсуждалась в методической литературе, но новизна программы состоит в использовании произведений фольклора (сказки, легенды, поговорки, приметы и т. д.), произведений местных поэтов и писателей как основного материала программы «Мы живем на Югорской земле». Приобщаясь к истокам культуры коренных народов, учащиеся учатся осознавать себя неотъемлемой частью человечества, открывают для себя путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе и мире, об искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Новизна представленного педагогического опыта заключается в обновлении образовательных средств и правил их применения, постановке и решении новых задач, в интеграции содержания программы с приобретением навыков проектирования и исследования как универсальных способов освоения действительности.

2.4. Методологическая база педагогического опыта
Использование в работе с детьми комплексного и обучающего метода проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Основатель его Е. Паркхарст (США), который в 1919 г. делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах. Представителями и творцами концепции являются И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленская, Ю.А. Самарин, Е.Н. Кабанова-Меллер и др. Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятием, обучению детей приемам умственной деятельности - сравнению, обобщению, абстрагированию. Основы деятелъностной теории ученья, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата. В отечественной психологии разработана теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека.
Таким образом, применяя в работе с детьми деятельностный подход, поэтапное формирование умственных действий, метод проектов, происходит сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей, содействие средствами индивидуализации выполнению программы каждым учащимся, формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов, формирование личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия, творчества).
Работа проводилась совместно с учащимися поэтапно: подготовительный, деятельностный, аналитический, итоговый. И в соответствии с требованиями: наличие значимой проблемы, задачи; практическая и познавательная значимость полученных результатов (презентации минипроектов, совместных творческих проектов, фотовыставок, коллажей и др.); самостоятельная деятельность детей под руководством учителя; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Данный опыт предполагает активное использование метода проектов как на уроках (творческие и исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности (презентации творческих коллективных и индивидуальных работ, выставки, конкурсы), а также информационно-коммуникационных технологий (использование ресурсов сети Интернет, подготовка компьютерных презентаций учащимися как сопровождение их выступлений на уроках). Широко используются учителем творческие открытые задания: портрет матери и дитя, аппликация хантыйского орнамента, вышивка бисером, портрет оленевода, рисунок с драматическим сюжетом композиция «Внутреннее убранство чума», лепка из пластилина фигурки оленя, сюжетная композиция эпизода, создание коллективного панно «Земля пробуждается», пейзаж в половодье, графические зарисовки с натуры или по памяти, изучение и построение строений деревьев нашего региона и приемов их изображения т.д. Обучение предполагает коллективное планирование содержания и хода учебных занятий, составления контрольно-проверочных работ, домашних заданий.
Реализация проекта «Отображение» имеет педагогическую целесообразность, которая объясняется тем, что детьми эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска (выбор объекта творчества, нахождение и подбор материала, анализ и систематизация полученной информации и др.).
Цель: создать условия для формирования целостного представления об окружающей природе, социальной среде Югорского края, культуры, искусства и роли человека в ней посредством использования метода проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности в рамках реализации авторской программы «Я живу в Югре».
Объект: развитие творческой самостоятельности у учащихся в образовательной области «Искусство».
Предмет: организация проектного личностноориентированного обучения, в процессе которого развивается творческая самостоятельность и навыки самообразования учащихся.
Задачи:
Выявить имеющийся начальный уровень мотивации учащихся к предмету и определить уровень мотивации достижения успеха.
Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.
Использовать проектную деятельность для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.
Способствовать формированию знаний и умений по изобразительному искусству, овладения методами творческой деятельности в проектировании и изготовлении изделий декоративно-прикладной направленности с учётом эстетических и экологических требований.
Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
Педагогическая целесообразность педагогического опыта заключается в эстетических ценностях, к которым приобщается подрастающее поколение посредством творческой инициации, приобретении навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования у воспитанников умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание личностных качеств, формирование у детей творческих способностей, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Проблема художественно-эстетического образования в школе остается одной из актуальных. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе, важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Данный опыт ставит перед собой решение этой актуальной задачи, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как художественный труд, изобразительное искусство, искусство слова и музыки. Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Основным компонентом выступает народное искусство. Это дает возможность строить образование с учетом многовекового культурного наследия русского народа, развивать связь времен, не нарушать целостность художественного развития музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценивать вклад культуры народов России в общечеловеческую культуру.
Опыт творческой проектной деятельности учащихся реализуется в соответствии с педагогическими принципами взаимодействия ребенка с окружающим миром: мотивации, сотрудничества, самодеятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществления деятельностного подхода, отражения субъективной позиции ученика в педагогическом процессе и творческих работах. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подача учебного материала в определенной последовательности; демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применение знаний на практике.
В основу ИПО положены следующие принципы:
принцип актуальности, обусловленный эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение;
принцип доступности, предполагающий оптимальный для усвоения объем информации, переход от известного к неизвестному;
принцип последовательности, предусматривающий выделение основных разделов, их логическую преемственность в процессе изучения;
принцип системности;
принцип стимулирования сознательности и активности, направленный на повышение активности детей в вопросах культуры и истории Югорского края, что возможно только при осознании ответственности – прежде всего через уважение к народам Севера, культура которых сформировалась на территории нашего края.
Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных технологий (делается акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому поиску при выполнении заданий), что обеспечивает комфортные бесконфликтные условия развития личности ребенка, реализацию её природных потенциалов, разностороннее, свободное и творческое развитие.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта
Проектно-творческая деятельность это процесс продуктивный, творящий новые знания, непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяется, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. В результате формируется психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам и стрессовым ситуациям, умение из них выходить, умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог, оперативно находить информацию и использовать ее для решения своих проблем, осознавать необходимость в формировании личностной позиции.
Психологическая целесообразность вовлечения детей в проектно-творческую деятельность заключается в следующем:
- Предоставление возможности осознанного преодоления трудностей психологического характера (тщательная подготовка к публичным выступлениям, психологическая и моральная поддержка).
- Мотивация детей на успешность выполняемой работы, воспитание чувства уверенности в своих возможностях, самостоятельности.
- Создание положительного эмоционального фона в процессе работы, комфортной психологической среды.
- Направленность деятельности на сотрудничество и коммуникацию.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта
ИПО направлен на формирование «Я» - позиции личности ученика и обеспечение паритета личностного развития, воспитание собственной точки зрения в сравнении с другой позицией, готовность к социальной деятельности, саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению, самостоятельности.
Создание условий для творческой и проектной деятельности ученика позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, создает здоровьесберегающие условия, обеспечивает сохранность здоровья, формирует комфортную для учебной деятельности среду.
Образовательный процесс в условиях такого обучения создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, способствует формированию культуры корпоративного труда, социализации. В рамках совместных мероприятий учитель участвует в подготовке учащихся к конкурсам, выставкам, акциям, организованным на базе школьной и городской библиотеки, эколого-этнографического музея, центра народного творчества «Русь», ОАО Ханты-мансийского банка, школ и дошкольных учреждений города, АУ ОУ МУК «Компьютерная школа» и др.
Реализация данного ИПО позволяет учителю самосовершенствоваться, пополнять и систематизировать знания и умения, оттачивать педагогическое мастерство, осуществить на практике свои творческие замыслы и тем самым почувствовать себя востребованными и профессионально состоявшимися.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта
Представленный педагогический опыт может быть воспроизведен в полной мере на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы.
Дополнительных финансовых затрат на воспроизведение педагогического опыта не требуется. С этой точки зрения происходит полная педагогическая отдача. Частично опыт используют 3 учителя города. В связи с тем, что опыт работы опубликован на интернет-сайтах, ареал воспроизведения и использования коллегами достаточно широк.

2.9. Ресурсное обеспечение
Представленный педагогический опыт реализуется в рамках учебно-методического комплекса учителя.
Нормативно-правовой ресурс:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004г. № 1089.
- Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству 5-9 классы.
- Программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы - Москва, «Просвещение», 2005.
Сборник нормативных документов «Изобразительное искусство и художественный труд» - М.:«Просвещение», 2005.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Б.М. Неменский - М.: «Просвещение», 2005.
Кадровое обеспечение: представленный педагогический опыт организуется учителем и проводится в сотрудничестве с учителями школы, имеющими достаточную компетентность, инициативность, профессиональное мастерство, родителями детей.
Учебно-методическое обеспечение:
- М.К. Анисимкова Ёганское огнище. Сказы народов Обского Севера – М.: Сов. Россия, 1988.
- А.А. Грибовская Детям о народном искусстве - М.: Просвещение, 2004.
- А.Н. Кузьминский Раскраски по мотивам национальной одежды народов Севера – СПб.: Историческая иллюстрация, 2003.
- Б.М. Неменский, Бумажная пластика - М.: Просвещение, 2009.
Материально-техническое обеспечение:
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса
www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российское образование" Федеральный портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российский общеобразовательный портал".
www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР. www.it-n.ru[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
www .[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".  
Оборудование и приборы
печатные пособия (набор репродукций и фотографий, посвященных по темам, иллюстрации, рисунки сделанные руками учителя и ученика);
информационно-коммуникационные средства (мультимедийные обучающие программы);
экранно-звуковые пособия (аудиозаписи, видеокассеты);
традиционные ТСО (магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор).
Дополнительного финансового обеспечения не требуется.

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Внутренняя результативность ИПО:
На основании контент-анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: от позиции внешнего наблюдателя к позиции внутренней ответственности за собственные поступки; от отрицательной личностной самооценки к положительной; от позиции индивидуализма в отношениях с окружающим миром к позиции сотрудничества;
Применение метода включенного наблюдения позволило установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии, креативности, самостоятельности.
Для определения результативности данного ИПО предполагается использовать контент-анализ продуктов деятельности учащихся (презентации, творческие работы: композиции, панно, зарисовки); метод наблюдения, метод самоанализа, метод самооценки, метод включенного наблюдения. Данные рассматриваются в нескольких аспектах: динамика характеристик отдельного ученика, динамика характеристики класса, динамика личностных и групповых характеристик с учетом оценок учащихся, педагога и родителей, сравнение характеристик учащихся, педагога и родителей.
Внешняя результативность ИПО:
на уровне образовательного учреждения (ежегодно):
участие учащихся в предметных неделях; оформление выставок на все праздники; участие детей в игре «Компьютерный гений»; организация спортивных праздников, посвященных месячнику «Здоровому все здорово»; проведение досуговых развлекательных программ; участие в проведении месячника гражданско-патриотического воспитания и др.
На муниципальном уровне:
5 участников конкурса «Зеленая Югра – зеленая Планета»: 3 приз. места.
10 участников конкурса «Тебе, мой город, посвящаю!»: 3 призовых места.
2 участника XI городской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»: 3 место.
3 участника конкурса плакатов и рисунков «Мы выбираем будущее»: 1 призовое место.
6 участников конкурса рисунков «Космические путешествия».
1 участников конкурса «Сделаем город ярче!».
2 работы в номинации «Чистый двор», «Городские зарисовки».
2 участника конкурса «Люди мужественной профессии».
2 участника «Конкурса ДТД »: «Что значит для меня детский телефон доверия?».
На региональном уровне:
10 участников конкурса «Сибирское богатство»: 3 призовых места.
5 участников конкурса детского рисунка «Страна Полярия»: 3 приз. места.
4 участника фестиваля творческих и исследовательских работ «Страна Полярия».
1 участник конкурса моделей школьной формы.
3 участника конкурса «Мы соседи – мы друзья».
3 участника конкурса рисунков и фотографий в стиле «Триптих».
2 участника проекта «Человек на Земле» в номинации «Художественное творчество»: 2 призера.
На федеральном и международном уровнях:
2 участника Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России»: призер и победитель (2013-2014).
5 участников Интернет-конкурса «Башня дружбы» в городе Екатеринбург;
3 участника Международного детского фестиваля «Подводный мир глазами детей» город Саранск.
2 участника Всероссийского конкурса «Военная слава России»: 1 победитель (Санкт-Петербург, 2012).
1 лауреат VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» в номинации «Художественное творчество» (2012).

3.2. Распространение педагогического опыта
Педагогический опыт распространялся на уровне МБОУ «СОШ №1», муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
На уровне образовательного учреждения и муниципальном уровне:
- Авторская программа «Я живу в Югре» - презентация на педсовете школы и ГМО (от 13.10. 2009 протокол ГМО № 1).
- Программа по внеклассной работе «Юный художник» - презентация на педсовете школы, ГМО (от 04.11. 2010 протокол ГМО № 3).
- «Изготовление объемных цветов»: творческая мастерская (от 28.03.2010 протокол ГМО №2).
- «Овладение различными видами живописной техники» (от 31.03.2011 протокол ГМО № 2).
-«Работа по адаптации детей мигрантов и детей инофонов к образовательной среде г. Радужный на уроках изобразительного искусства» - (от 06.12.2011 г. № 505 «Об утверждении Положения о городской инновационной площадке»).
- Мастер-класс «Витражи» (от 02.12.2011 протокол ГМО № 4).
- «Об основных условиях прохождения повышения квалификации в 2011-2012 учебном году» (от 01.11.2011 протокол ГМО № 3).
- Экспериментальная работа «Аверс. Электронный классный журнал» (Приказ УО и МП от 20.12. 2011 № 535 «О ИАС «Аверс: ЭКЖ»).
- «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» (от 10.01.2012 протокол ГМО № 1).
- Мастер-класс «Сатирические образы» (от 25.03.2013 протокол ГМО № 4).
- Мастер-класс «Витражи» - (Приказ АУ ОУ МУК «Компьютерная школа», от 31.01.2013г. 331/01 10, 2013г.).
- Проект «Отражение» - презентация на педсовете школы и ГМО (от 14.05.2013 протокол ГМО №5)
- Мои работы и работы детей были представлены на городских выставках изобразительного, декоративно-прикладного искусства: «Север нежный и суровый», «Благовест», «Бал цветов» (Диплом директора МУК «Центра народного творчества «Русь»), «Восемнадцатилетние образования города Радужный» (Диплом директора МУК «Центра народного творчества «Русь»).
На региональном уровне:
«Урок с использованием информационных технологий» (Сертификат за участие в интернет-конкурсе, ДОиН ХМАО-ЮГРЫ Сурутский ГПУ, 2009.
На федеральном уровне:
-Рабочие учебные программы по ИЗО, черчения (Интернет-сайт).
-Программа «Я живу в Югре» (5-7 класс) (Интернет-сайт).
- Программа по внеклассной работе «Юный художник» (Свидетельство №43, пр. АУ ОУ МУК «Компьютерная школа», от 31.01.2013. 331/01 -10.).
- Аукцион работ по оформлению офисов и жилых помещений в г. Сочи «Олимпиада 2014»,раздел живопись (2012-2013 г).
- «Технологии для обучения одаренных детей и детей, нуждающихся в особых условиях обучения» (сертификат участника Интернет-семинара Московский институт открытого образования, 2013 г.).
- Конспект урока и презентация «Праздничный народный костюм» (Св. №65. Пр. АУ ОУ МУК «Компьютерная школа» от 23.01.2014г. 15/01 -10.)
- «УМК по предмету «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского. От дошкольного образования к начальной и основной школе» (сертификат участника вебинара ОАО «Издательство «Просвещение», 2014).
- «УМК по предмету «Искусство» под ред. Г.П. Сергеевой. Особенности преподавания предмета в 8-9 классах» (сертификат участника вебинара ОАО «Издательство «Просвещение», 2014 г.).
- Участие в экспертной деятельности в МБОУ «СОШ № 1», на муниципальном и региональном уровне (Приказ УО и МП № 29 от 30.09.2011; Департамент культуры и науки, ХМАО - Югры, АУОУДОД «ДХШ», 2009 г.; Приказ УО и МП от 07.04. 2010 № 10).
Адреса web-сайтов, на которых опубликован ИПО:
«Банк данных методических разработок metodsite.edusite.ru» ПЕДСОВЕТ.ORG [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
rusedu.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] www.1september.ru
Сайт Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры, дискуссионная площадка.

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта
Эффективность ИПО подтверждается стабильностью показателей. За последние 5 лет процент обучающихся, освоивших образовательные программы по учебному курсу «Искусство» составляет 100%, качество знаний составляет: 2009-2010 учебный год - 80%, 2010-2011 учебный год -82%, 2011-2012 учебный год - 86%, 2012-2013 учебный год - 88%, 2013-2014 учебный год - 84%. Средний показатель качества успеваемости за 5 лет составляет 84% (выше среднего показателя качества успеваемости в городе). Анализ результатов тестирования родителей детей показал полную удовлетворенность качеством преподаваемого предмета.
О неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования говорит то, что учащиеся активно проявляли желание участвовать в различных конкурсах, выставках, конференциях и становились в них победителями и призерами.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта
В реализации проекта «Отражение» и программы «Я живу в Югре» принимали участие 113 учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ № 1». В качестве моральной поддержки и помощи выступали родители, классные руководители учеников.
Награждена:
- Почетным званием «Почётный работник общего образования РФ» (Приказ от 19.07.2013. №206353, №623/к-н).
- «Ветеран труда РФ» с 01.09.2013 г. (удостоверение Т-Ш №512460).
- Почетными грамотами за большой личный вклад в развитие системы образования города Радужный (Глава города Г.П. Борщев 2011 г); за участие в городском конкурсе по разработке эмблемы, посвященной Году учителя в городе Радужный (Приказ УО и МП № 03 от 13.01 2010 г.); за многолетний добросовестный труд, профессионализм, личный вклад в организацию и совершенствование учебно - воспитательного процесса (Глава города В.О. Куссмауль, 2009 г.).
- Благодарственными письмами: за подготовку призера Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России» (1013 г.); за подготовку победителя Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России» (1014 г.); за подготовку победителя Всероссийского конкурса «Военная слава России» номинация «Рисунок» (2012); за подготовку призеров VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» в номинации «Художественное творчество» (2012); за подготовку призеров в конкурсе детского рисунка «Страна Полярия» (2012); за подготовку призеров в конкурсе детского рисунка «Сибирское богатство» (2011); за подготовку призера на муниципальном уровне юных фотолюбителей «Юность России» (2011); за подготовку участников конкурса рисунка «Космические путешествия» (2011 г.); за участие в конкурсе «Зеленая Югра - здоровая планета» (2011); за подготовку участников конкурса плакатов и рисунков «Мы выбираем будущее» (2011 г.), за формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, успехи в воспитательной деятельности (2011); за подготовку участника ХII городской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (2010); за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм большой вклад в развитие города Радужный и в связи с двадцатипятилетием со дня образования города Радужный (2010 г.); за активное участие в городском конкурсе по разработке эмблемы, посвященной юбилею города Радужный (2010 г.).

3.5. Публикация педагогического опыта в печати
Публикация проекта «Отражение» в сборнике методических материалов и разработок школы (2013 г.). Сборник «Мастер-классы учителей МБОУ «СОШ № 1» (2012 г.). Статья в газете «Новости Радужного» в рубрике «Родителям на заметку» «Воспитание средствами ИЗО» (2011 г.).










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




Заголовок 1 Заголовок 2Ѕђ Заголовок 315