Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Как хорошо уметь читать!» для обучающихся 4 класса.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
г. Моршанска
Тамбовской области

Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____ МБОУ «СОШ №3»
от «__»_______2014г №___ «__»______2014г.

Рекомендована
к утверждению МС
протокол №____
от «__»_______2014г


Дополнительная
общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Как хорошо уметь читать!»
для обучающихся 4 класса.
Срок реализации программы: 1 год









Программу разработала
учитель начальных классов
Войнова С.Н.








Моршанск 2014

Пояснительная записка
Направленность. Современное общество ставит перед школой цель - создание условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. 
Актуальность. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, раскрыть многие «тайны» литературного слова. В данном случае на помощь приходит факультативный курс «Как хорошо уметь читать!», который является дополнением к уроку, его логическим продолжением.
Новизна. Программа данного курса состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач: 
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Отличительные особенности курса. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях направлено на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Усвоение систематического круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала. Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения не изучались на уроках литературного и внеклассного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Предполагаемый курс предназначен для занятий в 4 классе (10-11 лет)
Программа рассчитана на 35 часов обучения в год по одному занятию в неделю продолжительностью 35 минут.
Организация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
- добровольное участие школьников;
- научность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход.

Распределение тематики и акценты программы ограничены возрастными параметрами детей. В программе учтены особенности когнитивных функций, основные этапы анатомо-физиологического и психосоциального развития детей.

В основе построения курса лежит принцип позиционного педоцентризма, т.е. отбор наиболее актуальных для обучающихся данного возраста знаний, установление демократического способа взаимодействия между учеником и учителем.

Предполагаемые результаты:
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

Инструментарий для оценивания результатов:
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная,
литературный ринг







Учебно-тематический план

Раздел
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть

1.Книги, прочитанные летом.
1

1

2.Путешествие в Древнюю Грецию
2
1
1

3. Сказки народов России.
2
1
1

4.Сказки народов мира.
2
1
1

4.Конкурс чтецов «Золотая осень»
1

1

5.Русские былины
4
1
3

6.Рассказы о природе
6
1
5

7. Прошла по земле война.
3
1
2

8. О добре и красоте.
4
1
3

9. Рассказы Н.Носова.
1

1

10.Сказки зарубежных писателей
4
1
3

11.Удивительные приключения
3
1
2

12. По страницам любимых книг
2

2



Содержание курса
Книги, прочитанные летом. (1час)
Путешествие в Древнюю Грецию (3 ч)
Персей. Орфей и Эвридика. Делал и Икар.
Сказки народов России (2 ч)
Осетинская народная сказка «Неразумный сын». Чувашская народная сказка «Иван батыр»

Конкурс чтецов «Золотая осень» (1ч)
Былины (4 ч)
Алёша Попович и Тугарин Змеевич. Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча. Первый бой Ильи Муромца. Три поездки Ильи Муромца.
Рассказы о природе (6 ч)
Р.Киплинг. Как верблюд получил свой горб. П.Бажов. Серебряное копытце. Д.Н.Мамин – Сибиряк. Серая Шейка. В Катаев. Цветик – семицветик. М.М.Пришвин. Лесной хозяин.В.В.Бианки. Синичкин календарь.

Прошла по земле война (3 ч)
Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке (отрывок). Л.Кассиль. Рассказ об отсутствующем. Б.Лавренёв. Большое сердце.
О добре и красоте (4 ч)
Стихи И.Бунина, С.Есенина о зиме. Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Крестьянские дети (отрывок).

Рассказы Н.Носова (1ч)
Витя Малеев в школе и дома.

Сказки зарубежных писателей (4ч)
Х.К.Андерсен. Огниво. Оле-Лукойе. Братья Гримм. Три брата. Учёный охотник.
Удивительные приключения (3ч)
Е.Велтистов. Чемодан с четырьмя ручками (из книги «Приключения Электроника»), Кир Булычёв. Путешествие Алисы.
По страницам любимых книг (2ч).
Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». Викторина «По страницам любимых книг».
Методические рекомендации
В отборе материала для занятий учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по литературному чтению, учитывать необходимость преемственности между начальным и средним звеном. Данные занятия предполагают знакомство с автором и его произведением, работу с толковым и орфографическим словарями, использованием изобразительных средств языка, тестовых заданий, кроссвордов, использование наглядных пособий.
Библиография
Для учителя
1. Газета «Педсовет». – 2010г-2012г.
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 4 классах.
М. Просвещение, 1995.
9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
11. Журналы «Начальная школа», 2009-2013г.
12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для учеников: Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс Автор: Лазарева В.А. Издательство: Издательский дом «Федоров» Год: 2009
Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Автор: Свиридова В.Ю. Год издания: 2011.





Календарно – тематическое планирование курса литературного чтения «Как хорошо уметь читать!» в 4 классе
из расчёта 35 часов в год (1 час в неделю)

№ п/п
Тема

Кол-во часов
Тип
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Дата проведения по плану
Дата проведения фактически
Примечание

1
Самые интересные книги, прочитанные летом.
1
Дискуссия
Содержание книги, сюжет
Расширение знаний об авторах и книгах, прочитанных летом.
фронтальный




2
Путешествие в Древнюю Грецию.
1
Занятие-путешествие
мифы
Расширение знаний о мифах Древней Греции.
фронтальный




3
В Древней Греции
1
комбинированный
мифы
Расширение знаний о мифах Древней Греции.
фронтальный




4-5
Сказки разных народов России.
2
Комбинированный; викторина по сказкам
Зачин
Концовка
Сюжет

Расширение знаний об особенностях языка и композиции народных сказок.

фронтальный




6-7
Сказки народов мира.
2
Комбинированный, викторина по сказкам
Зачин
Концовка
Сюжет

Расширение знаний об особенностях языка и композиции сказок народов мира.

фронтальный




8
Конкурс чтецов «Золотая осень»
1
Соревнование
Стихи об осени
Выразительное чтение стихотворений про осень





9
Русские былины. Русский богатырь Алёша Попович.
1
комбинированный
Былина – жанр устного народного творчества.
Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части.
фронтальный




10
Русские былины. Русский богатырь Добрыня Никитич.
1
комбинированный
Былина – жанр устного народного творчества.
Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части.
фронтальный




11
Русские былины. Русский богатырь Илья Муромец.
1
комбинированный
Былина – жанр устного народного творчества.
Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части.
фронтальный




12
По преданьям старины глубокой.
1
Занятие-игра
Былина – жанр устного народного творчества.
Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части.
фронтальный




13
Короткие рассказы Р.Киплинга.
1
Викторина
Авторская сказка
Сюжет
Мораль
Расширение знаний о творчестве сказочника Р.Киплинга. Определять тему, главную мысль произведения.
фронтальный




14-15
П.Бажов. Серебряное копытце.
2
комбинированный
Авторская сказка
Сюжет
Мораль

Расширение знаний о творчестве сказочника П.Бажова. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.
фронтальный




16-17
Рассказы Д.Н.Мамина – Сибиряка о животных.
2
комбинированный
Авторская сказка
Сюжет
Мораль

Расширение знаний о творчестве сказочника Д.Н.Мамина-Сибиряка. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.
фронтальный




18
В.Катаев. Цветик – семицветик
1
комбинированный
Авторская сказка
Сюжет
Мораль

Расширение знаний о творчестве В.Катаева. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.
фронтальный




19
Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке (отрывок из книги).
1
комбинированный
Повесть
Сюжет
Мораль
Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль.
фронтальный




20
Л.Кассиль. Рассказ об отсутствующем.
1
комбинированный
Рассказ
Сюжет
Мораль
Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль.
фронтальный




21
Б.Лавренёв. Большое сердце.
1
комбинированный
Рассказ
Сюжет
Мораль
Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль.
фронтальный




22
Конкурс стихотворений о зиме.
1
соревнование
Стихи о зиме
Выразительное чтение стихотворений о зиме
фронтальный




23
Стихи И.Бунина, С. Аксакова о зиме.
1
комбинированный
Тема
События
последовательность
описания природы.
Углублять знания о поэтах-классиках 19-начала 20 века для детей. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение.
фронтальный




24
Стихотворения С.Есенина.
1
комбинированный
Тема
События
последовательность
описания природы.
Углублять знания о творчестве С.Есенина для детей. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение.
фронтальный




25
Стихи о маме. «Мама – главное слово».
1
комбинированный
Тема
Последовательность событий

Углублять знания детей о детских поэтах, писавших стихотворения о маме.
фронтальный




26
В гостях у датского сказочника Х.К.Андерсена.
1
Занятие-путешествие
Авторская сказка
Сюжет
Мораль

Расширение знаний о творчестве датского сказочника Х.К.Андерсена. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.
фронтальный




27
По произведениям Н.А.Некрасова.
1
Устный журнал
Стихотворение
Расширение знаний о творчестве Н.А.Некрасова. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение.
фронтальный




28
Рассказы Н. Носова.
1
Занятие-игра

Расширение знаний о творчестве Н.Носова. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.

фронтальный




29
Е.Велтистов. Чемодан с четырьмя ручками (из книги «Приключения Электроника»)
1
комбинированный
Отрывок

Расширение знаний о творчестве Е.Велтистова. Выделять главную мысль.
фронтальный




30
Кир Булычёв. Путешествие Алисы.
2
комбинированный
Отрывок

Расширение знаний о творчестве К.Булычёва. Использование сравнений для более точной характеристики героев.
фронтальный




31
Рассказы М.М.Пришвина о природе.
1
комбинированный
Произведения для детей о животных. Связь названия с темой текста, мысль текста.
Расширение знаний о творчестве В.Астафьева. Использование сравнений, описания животных для более точной характеристики героев.
фронтальный




32
Рассказы В.В.Бианки о природе.
1
комбинированный
Произведения для детей о животных. Связь названия с темой текста, мысль текста.
Расширение знаний о творчестве В.В.Бианки. Использование сравнений, описания животных для более точной характеристики героев.
фронтальный




33
Детские стихи С. Михалкова.
1
комбинированный
Детские стихи
Расширение знаний о творчестве С.Михалкова.
Фронтальный
индивидуальный




34
Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом».
1
комбинированный
Стихи рассказы сказки баллады
Расширение кругозора
Фронтальный
индивидуальный




35
Викторина «По страницам любимых книг».
1
комбинированный

Расширение кругозора
Фронтальный






15