программа работы летней оздоровительной площадки


ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
июнь 2015
Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, изучения ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.
       За последние десятилетия мир вокруг нас значительно изменился. В молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период летних каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях.
       Отмечается резкая дифференциация доходов разных семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, наоборот,их безработица. Эта ситуация как порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делает очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. В то же время медики, социологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных на общество», предоставленных самим себе, не знающих чем заняться. В летнее время данные проблемы осложняются в виду того, что увеличивается количество свободного времени у детей. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагерь способствует формированию не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Летний лагерь сегодня – это:
1. Возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. 
2.Укрепление здоровья и организация досуга учащихся.
3.Профилактика вредных привычек, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальная защита прав и законных интересов детей.
     Именно первоочередной задачей летнего пришкольного лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков.
Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана данная программа.
Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности. Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.  Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе. Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор, развивают у них любознательность.
Концепция программы.Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, и организацию досуга во время летних каникул. Данная программа предусматривает дополнительное образование детей, вооружает их знаниями об окружающей среде и ее влиянии на организм человека, прививает навыки здорового образа жизни.Цели и задачи программыЦель: Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.Задачи:- создать условия для интересного, разнообразного, познавательного и развивающего психически и физически отдыха ребят.- организовать полезную совместную деятельность детей и взрослых. В работе использовать методику коллективно-творческих дел.- создать новую среду общения.- с учетом интереса личности ребёнка расширить через игровой сюжет сферы двигательной активности.- привлечь максимально большее количество детей к осознанному выбору здорового образа жизни
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:1.Прининципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.2.Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.3.Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.4.Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.5. Принцип расширения индивидуального исторического пространства. В соответствии с этим принципом основные исторические понятия, проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района, страны и всей планеты.
Методы реализации программы: утренняя гимнастика, сбалансированное питание, спортивные занятия и соревнования; беседы (встречи с медработником) по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма; встреча с представителем ГИБДД (беседы по правилам дорожного движения).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, личный пример, вовлечение каждого в деятельность, самоуправление. Методы образования: словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог), игры (ролевые, развивающие, подвижные), народные игры на развитие внимания, памяти, творческого воображения); настольные игры. Проектно-конструкторские методы: создание сценариев, творческих работ).
Основное содержание программыФизкультурно–оздоровительное направление осуществляется через:- вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; выработку и укрепление гигиенических навыков;- расширение знаний об охране здоровья. Основные формы организации:- утренняя гимнастика (зарядка);- игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, пионербол, бадминтон); - подвижные игры на свежем воздухе эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);- часы здоровья;- солнечные ванны (ежедневно);- воздушные ванны (ежедневно).
В летнем оздоровительном лагере вся работа будет направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Предполагается ежедневное проведение утренней гимнастики в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники будут развивать у детей ловкость и смекалку, помогут им развить различные двигательные способности и реализовать потребность детей в двигательной активности, приобщат воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения.  В свободную минуту воспитанники будут принимать участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Игры будут способствовать созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы. В лагере большое место будет уделяться пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Планируется проведение бесед «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах», выпуск профилактических газет, ежедневное ведение «Журнала здоровья» Обязательно планируется проведение оздоровительных процедур: закаливание, воздушные ванны, солнечные ванны. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов будет проходить на улице.Художественно – творческое направление осуществляется через:- изобразительную деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем», «Мой край родной»;
- конкурсные программы 
- творческие конкурсы ( «Коллективное панно»); 
- игровые творческие программы («Огонек знакомств», «Угадайка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки», «Если был бы я волшебником»);
- Концерты («Алло! Мы ищем таланты.»); - творческие игры («Если был бы я волшебником»); 
- праздники (День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены); 
- выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день» Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Занятия рисованием в лагере дают большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.Трудовое направление осуществляется через: - выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, работа на школьной клумбе);
- коллективные трудовые дела.Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.Досуговое направление осуществляется через: - вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;
- организацию деятельности творческих мастерских. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности. Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.Интеллектуальное направлении «Умники и умницы» осуществляется через:
- проведение интеллектуальных игр;
- посещение музея; коми избы, детской библиотеки, ЦВиДО;
- организацию работы библиотеки, проведение тематических библиотечных часов (по плану школьной библиотеки); 
- игровую программу по ПДД;
- Викторины, интеллектуальные марафоны.
- Организацию игры «Что? Где? Когда?»  В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.Кружковая деятельность осуществляется через организацию кружков:- «Веселая кисточка»;
- «Умелые руки»;- «Мягкая игрушка» Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Так же расширяется кругозор воспитанников, развиваются познавательные интересы и творческие способности детей. 
Механизм реализации программы.
1 этап: подготовительный – сроки: апрель – май. Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: издание приказа о проведении летней кампании; разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей; отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; заключение договоров; составление необходимой документации для деятельности лагеря (плана-сетки, положений, должностных обязанностей, инструкций т.д.); создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников лагеря; организация помещений лагеря согласно СанПиНу; обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми.
этап: организационный – сроки: начало июня.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; запуск программы «Лето звонкое, здравствуй!»; знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
этап: основной: - сроки: июнь (до закрытия лагеря) Основной деятельностью этого этапа является: реализация основной идеи смены; вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел; работа творческих мастерских, кружков.
Условия реализации программыНормативно-правовые условия:- всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г;
- устав МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»;
- положение о лагере с дневным пребыванием детей при школе;
- правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей;
- правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
- инструкции по организации и проведению экскурсий;
- должностные инструкции работников;
- санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- заявления от родителей;
- правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
- экспертное заключение о приемке лагеря;
-планы работы; В процессе работы лагеря планируется сотрудничество:  с детской библиотекой, районным историко-краеведческим музеем, коми-избой, ЦСК (Центральной Клубной системой), районной детской поликлиникой (по проведению профилактических бесед); РОВД (инспекторами ГИБДД по профилактической работе), КДН (по профилактике правонарушений)
Материально – техническое обеспечение:
Комната для игровой деятельности
Комната для проведения мероприятий
Комната для кружковой деятельности
Спортивный зал
Комната для организации просмотра и обсуждения мультфильмов, детских фильмов.
Школьная столовая.
Школьный двор.
Канцелярские принадлежности для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов; настольные игры.
Спортивный инвентарь.
Видеоаппаратура.
Кадровое обеспечение:- начальник пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей; 
- воспитатели;
- медицинская сестра;
- работники кухни;
- техперсонал.
Ожидаемые результаты
оздоровление воспитанников в результате закаливающих процедур, укрепление их здоровья посредством профилактических мер;
развитие лидерских и организаторских качеств, участие в деятельности лагеря, приобретение новых знаний во время бесед и интеллектуальных игр, в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов) , развитие творческих способностей участие в конкурсах рисунков и работе кружков творческого характера, детской самостоятельности и самодеятельности.
получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности.
создание благоприятного микроклимата в отрядах для развития коммуникативных способностей и толерантности воспитанников.
повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАмонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г