Урок развития речи Учимся красиво говорить


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В 8 КЛАССЕ
Тема. Учимся выразительно говорить
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Изобильненская школа»
Муединова А.Э.
г. Алушта
2017 год
Тема. Развитие речи.
Развитие выразительности устной речи. (урок-тренинг)

Цели: отработать понятия «тембр речи», «темп речи», научить варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи;
Развивать ассоциативное, образное мышление.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Основные виды деятельности учащихся:
- Восприятие текстов и их выразительное чтение.
- Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
- Участие в коллективном диалоге.
- Нравственная оценка афоризмов, пословиц, скороговорок; упражнения в варьировании тембра голоса в зависимости от речевых ситуации.Планируемые результаты.
Личностные: воспитание уважительного отношения к языку, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
Метапредметные: развитие умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные: воспитание квалифицированного читателя, способного глубоко понимать художественное произведение, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, умеющего использовать правильный тембр речи в различных речевых ситуациях: воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
Ход урока.
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Человек – единственное на земле существо, которому дан великий дар – умение говорить. И не просто говорить, а выражать словами свои мысли и чувства.
От того, как мы владеем этим даром, как мы умеем использовать его в жизни, зависит очень многое. Человек, умеющий красиво и правильно говорить, подобен музыканту-виртуозу, способному затронуть своей музыкой самые сокровенные струны души.
Известный поэт Борис Заходер писал: «… В каждом рассказе,
В сказке и песне,
Даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.»Часто автор, чтобы помочь читателю понять главную мысль, перед произведением или его частью помещает краткое изречение. Оно называется эпиграф (от греческого – «надпись»).
Итак, цель нашего урока – научиться искать смысл слова, фразы, текста.
Беседа.
- Что такое текст?
- Какова структура текста?
- Назовите средства связи предложений и абзацев в тексте.
- Назовите виды речевой деятельности.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся.
Лекция учителя с элементами беседы.
Учащиеся записывают тезисный план беседы.
- Понять смысл устной речи нам помогает интонация.
Что же это такое?
Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы.
Основными элементами интонации являются:
а). Мелодика речи (повышение и понижение голоса).
Начались каникулы.
Начались каникулы?
- Определите различие этих предложений.
б). Ритм речи. (размеренность речи, чередование ударных и безударных слогов)
- Назовите какое-нибудь стихотворение.
Учащиеся: Маленькие дети! _ _ _ _ _ _
Ни за что на свете _ _ _ _ _ _
Не ходите в Африку _ _ _ _ _ _ _
В Африку гулять… _ _ _ _ _
От ритма зависит смысл, образный строй поэтического стихотворения. Этот отрывок написан хореем.
в). Тембр речи – звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок.
- Как вы понимаете выражения: мрачный голос, веселый голос, грустный голос?
г). Темп речи (скорость речи).
Вспомните какие-нибудь скороговорки, сравните их темп с обычной речью и замедленной речью при диктовке.
д). Интенсивность речи (сила и слабость звучания)
- Произнесите пословицу:
«Жить – Родине служить» так, как будто вы
1) беседуете с другом в небольшой комнате;
2) произносите эти слова со сцены перед большой аудиторией.
- Прочитайте вопросительное предложение – Мы поедем завтра в гости? – так, чтобы ваш собеседник ответил на вопросы: а) кто поедет завтра в гости?
б) как мы отправимся в гости?
в) когда мы поедем в гости?
г) куда мы завтра поедем?
Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи? (Учащиеся отвечают, используя записи в тетрадях)
Работа со скороговорками.
Цель: отработка понятий «тембр речи», «темпы речи».
Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной окраской.
Шел грек через реку,
Видит грек – в реке рак.
Сунул грек руку в реку,
Рак за руку грека – цап !а). как смешной случай;
б). пожалейте грека;
в). Оправдайте рака.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
а). как сообщение;
б). выразив возмущение этой новостью.
Итак, делаем вывод: чтобы точно выразить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть дыханием, варьировать темпы речи и тембр голоса.
Выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окраской.
Цель – совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи.
«Мороз и солнце; день чудесный!»
Прочитайте так, как будто вы рисуете
- большую картину;
- диктуете текст;
- плохо выучили текст.
Вывод: чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса.
Работа над выразительным чтением знаков препинания
а). Где поставить запятую?
… кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна…
- Как устранить смысловые нелепицы?
- В результате чего произошло переосмысление текста?
Вывод: знаки препинания помогают передать смысл текста, авторскую мысль, поэтому необходимо учиться правильно расставлять знаки препинания, читать их с соответствующей им интонацией.
б). Собери стихотворную строфу. По смыслу и рифмам восстановить строфы стихотворения. (На каждой парте одна из разрезанных на строки трех строф стихотворения Бальмонта «Родная картина»)
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
Ряд берез, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнетом тяжкой скорби
Покачнулася изба.
Полусвет и полумрак,-
И невольно рвешься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Прочитайте свой вариант, сравните его с авторским. Устраните недостатки. Определите основную мысль своей строфы. Какова основная мысль, объединяющая все строфы?
Прочитайте текст стихотворения (каждый читает свою строфу) так, чтобы звучала общая для всего стихотворения интонация грусти, печали.
в). Игра «Буриме»
цель игры – развитие ассоциативного, образного мышления, языковой догадки.
Предлагаемые рифмы Полный текст
носится,
свищет,
мечется,
рыщет.
пробежит –
дрожит.
пронесется –
гнется. Носится,
Свищет,
Мечется,
Рыщет,
Где пробежит –
Листик дрожит.
Где пронесется –
Дерево гнется.
(Ветер)

Встречались ли вы с текстами, в которых смысл намеренно скрыт, спрятан? (пословицы, поговорки, загадки, метафоры)
Рефлексия. Подведение итогов урока:
- Что нам поможет найти и передать смысл сказанного, прочитанного?
а) ознакомление с памяткой. Стр. 205.
VI. Домашнее задание.
Пользуясь памяткой, подготовить выразительное чтение отрывка из художественного произведения (на выбор).