Проект Давайте говорить красиво


Актуальность проекта
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Другими словами, речь – это  многообразная деятельность. Хорошая речь является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.Высшим достижением речевого воспитания дошкольников является овладение связной монологической речью.Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи. Развитие связной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её  в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. К тому же в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных слов, что, несомненно, угрожает красоте речи.Нередко фактором, сдерживающим процесс речевого развития ребенка, выступает недостаточная организация развивающей среды дошкольника. Нежелание родителей из-за нехватки времени и усталости общаться с ребенком является также одной из причин снижения уровня речевого развития детей.
Вследствие всего этого неуклонно увеличивается количество детей с низкой культурой речи. Вот почему формирование культуры речи дошкольников становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Участвуя в апробации нового образовательного инструментария – книг для развития речи детей 3-4 лет по программе «Социокультурные истоки»,я провела диагностику развития связной речи детей. По результатам начальной диагностики выявлено, что речь детей в большинстве случаев односложная, состоящая из простых предложений. Многие неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение. Словарный запас недостаточный. Лишь некоторые могут грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. У детей отсутствуют навыки культуры речи.
С целью выявления профессионального уровня владения методикой работы с детьми по формированию культуры речи было проведено тестирование педагогов. Анализ тестирования педагогов показал, что молодые специалисты испытывают трудности в решении проблемы формирования культуры речи детей.
В результате анкетирования родителей выяснилось: многие родители считают, что культура речи формируется в процессе взросления детей, целенаправленную работу проводить не нужно.
Для решения этой проблемы я выбрала проектный метод, разработала проект «Давайте говорить красиво!», в ходе реализации которого у детей развивается связная речь, обогащается и активизируется словарный запас,формируется грамматический строй речи, повышается профессиональная компетентность воспитателей, формируется активная родительская позиция в вопросе развития речи детей.
Проект направлен  на формирование культуры речи дошкольников.
Вид проекта: информационно-практический
Длительность проекта:долгосрочный (с 1 июня 2015 года по 15 мая 2017года).
Участники проекта: Дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Цель: формирование культуры речи дошкольников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки».
Задачи:
1.Развивать связную речь дошкольников посредством обогащения и активизации словарного запаса и формирования грамматического строя речи.
2.Обогатить речевую развивающую среду.
3.Повысить профессиональную компетентность педагогов.
4.Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам развития связной речи детей.
Ожидаемый результат проекта:
1.Повышение уровня речевых высказываний детей, обогащение их лексического запаса, умение вступать в контакт, вести речевой диалог (выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить).
2. Пополнение и обновление речевой среды новыми пособиями, наглядным материалом, дидактическими играми.
3.Повышение профессионального мастерства педагогов.
4.Повышение уровня родительской компетентности, их активное участие в педагогическом процессе детского сада.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы :
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный: 2015г. июнь – 2015г. сентябрь (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями, проведение первичной диагностики).
2 этап – основной: 2015г.сентябрь – 2017г. март(создание развивающей среды; разработка диагностического инструментария; привлечение родителей; апробация проекта).
3 этап – заключительный: 2017г.апрель – 2017г. май (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).
Распределение деятельности по этапам проекта
«Давайте говорить красиво!
Этап Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
I
Выявление проблемы Вхождение в проблему.
Формулирует проблему
(цель своей деятельности)
Вводит в игровую ситуацию.
4.Определяет задачи. Вхождение в проблему.
Вживаются в игровую ситуацию.
3.Принимают задачи проекта через любимые виды деятельности. 1. Вхождение в проблему.
2. Принятие мотивации.
3. Ознакомление с задачами проекта.
4.Определение своего места в данном проекте.
II
Организация работы над проектом Принятие позиции партнёрства.
Систематизирует информацию.
3.Планирование деятельности всех участников проекта
4. Организации деятельности детей и взрослых. 1.Принятие позиции партнёрства.
2.Планируют деятельность для решения поставленных задач.
3.Объединение в творческие группы 1.Принятие позиции партнёрства.
2.Предложение своих возможностей и услуг в решении задач проекта.
3.Объединение в творческие группы для выполнения проекта.
III
Практическая деятельность по решению проблемы Организует работу над проектом.
Оказывает практическую помощь.
Дает необходимые рекомендации.
Следит за выполнением правил безопасности при проведении мероприятий по реализации проекта.
5.Контролирует и координирует деятельность всех участников проекта.
Индивидуальная работа по интересам и способностям.
2.Разучивают инсценировки, игры-драматизации по произведениям художественной литературы и фольклора.
3.Читают художественные произведения, разучивают стихи, пословицы, поговорки, загадки, предусмотренные программой «Социокультурные истоки».
4.Выполняют творческие работы по тематике проекта. 1.Работа в творческих группах.
2. Практическая помощь в создании проектов «Мой домашний питомец», «Моя семья», «Книги сказок», «Альбома загадок».
3.Участвуют в мероприятиях.
IV
Презентация продукта деятельности Руководит подготовкой презентации проекта «Давайте говорить красиво!».
Организует презентацию.
Обобщает опыт семейных традиций 1.Участвуют в презентации проекта.
1.Участвуют в презентации проекта совместно с детьми.
2. Делятся опытом семейных традиций.
Продукт деятельности проекта:
Фольклорное развлечение « Жили у бабуси два весёлых гуся».
Детско-родительские проекты:«Мой домашний питомец», «Моя семья»,«Моя сказка».
«Копилка для родителей» - памятки, практические задания, советы, рекомендации.
Фотовыставка: «Учимся правильно говорить».
Выпуск стенгазеты: «Наши дети рассказывают».
Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю».
Игра – драматизация: «Ожившая сказка»
Создание«Альбома загадок» (совместное творчество детей и родителей).
Развлечение «В гостях у Бабушки – Загадушки».
Открытая НОД «Путешествие по «Волшебной Стране Слов».
Ресурсное обеспечение.
Кадровые ресурсы: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители.
Материально – технические ресурсы.
Успешному решению поставленных задач способствует материально-техническая база группы, создание мотивационно-развивающей среды, где игры, упражнения, пособия, карточки для индивидуальных и подгрупповых занятий, иллюстративный материал, подобраны с учётом возраста и поставленных задач.
Временные ресурсы: июнь 2015г. - май 2017г.
Организация процесса.
Задачи, направленные на развитие связной речи дошкольников, решаются комплексно, путём объединения трёх составляющих:
взаимодействие с детьми,
взаимосвязь с родителями,
сотрудничество со специалистами МДОУ.
Взаимодействие с детьми.
Обучение детей культуре речи проходит в индивидуальной, подгрупповой и групповой деятельности в течение учебного года в процессе реализации программы «Социокультурные истоки».
Закрепление полученных знаний проходит во всех видах детской деятельности в течение всего года, в соответствии с перспективным планом работы на учебный год.
Реализация поставленных задач осуществляется при организации различных форм взаимодействия с детьми.
Работа по формированию познавательно-речевых, коммуникативных и диалогических умений дошкольников носит комплексный характер и включает в себя следующие направления:
Повседневное свободное общение педагога с детьми
Диалогическое общение
Обучение детей пересказу с использованием опорных схем-таблиц (мнемотехника)

Игры: словесные; подвижные; народные; пальчиковые; дидактические; настольно-печатные;творческие


Заучивание потешек, пословиц, ,загадок,
стихотворений

Активизирующее общение


Инсценировки, игры- драматизации, игры-импровизации по мотивам сказок

Имитационные упражнения

Развлечения,
праздники

Развитие связной монологической речи с использованием игрушек, картин. Составление рассказов из личного и коллективного опыта.
Сочинение сказок.
Пересказ литературных произведений

Все эти виды деятельности ставят и решают задачи речевого развития детей.
Общение выступает как способ организации деятельности воспитателя и детей, как социально-психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребёнка-дошкольника с самого начала опосредованы языком. Именно общение активизирует эмоциональную сферу, нормализует поведение ребёнка.
Получая опыт общения со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится не бояться высказывать свои мысли. У детей развивается не только культура речевого общения, но и нравственные качества личности.
Формы работы с детьми


Подгрупповая
Индивидуальная
Групповая

Перспективный план работы с детьми. Вторая младшая группа.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Сентябрь I неделя Чтение стихотворений «Белая березка», «Березонька кудрявая…».
Упражнения «Падают .падают листья..»,«Путешествие листочка»
Знакомство с малыми фольклорными формами( пословицы, поговорки)
Д/и «Загадки с чудо-дерева»
Д/и «Четвёртый лишний»
Д/И « Эхо». Приобщать детей к поэзии; развивать поэтический слух; учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения; воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Упражнять в употреблении пространственных предлогов(гр.80)
Учить чувствовать красоту русского языка, умение использовать пословицы и поговорки в речи
Учить соотносить предложенное описание с объектом, дополнять предложенное описание словами-признаками.
Развивать умение классифицировать предметы( лексическая тема «Деревья»), зрительную память, словарь детей.
Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.
II неделя Хороводная песня «Ай-да березка»
Упражнение «Скажи, как я»
Пальчиковая гимнастика «Грибы», «За ягодами»
Д/и « Брать-не брать».
Д/и «Ягодка-малинка».
Координация речи с движениями, развитие творческого воображения.
Упражнять в четкой артикуляции звуков [а ], [у ];отрабатывать полный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности.
Развивать мелкую моторику рук.
Увеличение словарного запаса ( тема «Ягоды»), дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания.
Координация речи с движениями, развитие творческого воображения.
Сентябрь III неделя Чтение.Русская народная сказка «Теремок»
Словесная игра «СРАВНИ МЫШКУ И МИШКУ».
Игра-имитация «Мишки,мышки,мошки».
Д/и «Угадай по описанию».
Игра – драматизация: «Ожившая сказка»(«Теремок»).
Д/И «По дорожкам к теремку»
П/И «У медведя во бору»
Д/и «Кто как кричит?» Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать интерес к художественной литературе.
Развивать представления детей о похоже звучащих словах. Формироватьспособность сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки и общие черты характера.
Развитие фонематического слуха через двигательную игру
Учить соотносить предложенное описание с объектом
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. Совершенствовать у детей умение говорить и действовать от имени принятой роли, отражая межличностные отношения персонажей.
Развивать творческое воображение, слуховое и зрительное внимание, коммуникативные навыки, активизировать словарь.
Развивать фонематический слух.
Развивать слуховое внимание.
IV неделя Хороводная песня «Заинька»
Д/игра «Назови ласково»
Д/и «Кто как передвигается?»
Д/и «Давай познакомимся»  
Д/и «Лисьи прятки» Координация речи с движениями, развитие творческого воображения.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(тема «Дикие животные»)
Развивать словарь глаголов.( Гр.169)
Активизировать словарь по теме: «Дикие животные».
Упражнять в употреблении предлога за.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Октябрь I неделя Хороводная игра «Ходит Ваня»
Игровое упражнение «Загадки-движения»(«Что мы делали не скажем, а что делали покажем»)
Д/и « Улиточка».
Д/и « Перебежки».
Пальчиковая игра «Дружба»
Подвижная игра «Прятки» Координация речи с движениями, развитие творческого воображения.
Активизировать словарь глаголов, учить подбирать существительные к определенному действию.
Развивать слуховое восприятие, учить узнавать товарища по голосу.
Развитие силы голоса.
Развивать мелку моторику рук.
Развивать пространственную ориентировку, понимание и употребление пространственных предлогов.
II неделя Хороводная игра «Именины»
Д/и «Узнай игрушку»
Д/и «Чего не хватает»
Д/и «Добрые друзья».
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Упражнение «Мячик»
Д/И «Определи место игрушки».
Активизировать в речи детей имен людей, употребляемых в ласкательной форме. Осмысление собственного имени. Формирование способности понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства.
Активизировать словарь по теме «Игрушки».
Упражнять в образовании форм родительного падежа. Развивать зрительное внимание и память.
Формирование правильного и отчетливого произношения звука ч.
Развивать мелкую моторику рук.
Работа над четкостью дикции.
Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Октябрь III неделя Потешки «Катя, Катя маленькая…», «Наша Машенька в дому…»,
Д/игра «Назови ласково»
П/и «Позови друга»(Гр. 88)
Упражнение «Один-два»
Активизировать в речи детей имен людей, употребляемых в ласкательной форме. Осмысление собственного имени. Формирование способности понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (на примере имен детей)
Развитие фонематического слуха
Совершенствовать грамматический строй речи,учить согласовывать числительные «один», «два» с существительными – названиями игрушек.
IV неделя Хороводная песня «Кто у нас хороший?»
Д/игра «Назови ласково»
Д\и « Определи место игрушки».
Д/и «Чудесный мешочек»
Артикуляционная гимнастика «Лошадка» Координация речи с движениями, развитие творческого воображения.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами(на примере имен детей)
Развивать речевое дыхание, закреплять умение строить развернутую фразу.
Уточнить и закрепить словарь по теме «Игрушки», учить определять игрушки на ощупь.
 Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Ноябрь I неделя Стихотворение «Доброе утро» (Э. Костина), «Я люблю, когда при встрече…» (А. Яшин).
Д/и «Продолжи историю»: «Жила-была девочка Маша…».
Д/и «Кто дольше».
Д/и «Расскажи Петрушке..»
Д/и « Скажи, что ты слышишь?»
Познакомить детей со стихотворением, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Освоение навыков разговорной речи и составление простых предложений детьми.
Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Обучать умению вести диалог; формировать потребность делиться своими впечатлениями, закреплять умение употреблять в речи «вежливые» слова.
Развитие слухового восприятия фразовой речи, обогащение словаря.
II неделя Чтение потешек «Ой, люшеньки-люшки!», «Эх, водичка хороша…», «Петушок у нас горластый…».
Д/и «Звонкий комарик» (на основе потешки «Идет коза рогатая»).
Ситуации общения «Знакомство», «Приветствие»
Игровое занятие «В гостях у Сороки – белобоки»
Использование фольклорной формы слова в устной речи детей, умение радоваться новому, понимать значение словесных оборотов.
Формирование правильного и отчетливого произношения звука з.
Формировать диалогическую речь, учить высказывать суждения, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.
 Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, учить понимать его смысл, формировать познавательно-речевую активность, память, внимание.
Ноябрь III неделя Колыбельные песни «Ай, люли-люленьки…», «Баю, баю, баиньки…», «Баю-бай, за рекой…»
Д/и «Что перепутал художник»
Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас?»
Д/и «Уложим куклу спать" 
Д/и «Один-много»
Приобщать детей к истокам русского народного творчества, формировать интерес к песенному народному творчеству.
Обогащать словарный запас по теме «Обувь», развивать зрительное внимание.
Развивать мелкую моторику рук.
Познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.
Учить образовывать существительные множественного числа
IV неделя Отечественная классическая литература. Поэзия.«Кукольная колыбельная» (Г. Ладонщиков).«Спи, дитя мое, усни…» (А. Майков), «Колыбельная песенка».
Д/и «Кто во что одет?»
Д/и «Чего не хватает?»,
Д\и «Волшебники» (Д/и «Представь себе..»)
Познакомить детей с произведениями, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.
Активизировать словарь по теме «Одежда»
Развитие у ребенка целостного восприятия предмета, Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных
Учить составлять и распространять простые предложения.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Декабрь I неделя Д\и «Что бывает зимой?»
Драматизация сказки «Рукавичка»
Д\и «Большие и маленькие»
Д\и «Чей.чья,чьи?»
Игра-имитация под музыку Е. Тиличеевой «Медведь».
Д/и «Вьюга» Продолжать знакомить с зимними явлениями природы. Активизировать словарь по теме.
Учить передавать особенности языка в самостоятельной театрализованной деятельности
Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.
Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с именами существительными.
Учить имитировать движения животных под музыку.
Развитие силы голоса.
II неделя Песня «Нарядили елочку».
Д\и «В мастерской у Деда Мороза»
Ситуация общения «Приглашение на елку»
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Д/и «Что на елке, а что под елкой?» Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.
Активизировать словарь детей, связанный с приближением Нового года.
Развивать диалогическую форму речи, помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
Развивать мелкую моторику рук.
Закрепить понимание на и под, активизировать словарь по теме.
Декабрь III неделя Рассказ К. Лукашевича «Елка»
Д/и «Нарядим елочку»
Д/и «Снежинки»
Д/и «Путешествие снежинки»
Игровое упражнение «Новогодние желания»
Упражнение «Объяснялки»
Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.
Обогащать словарь детей прилагательными (словами-признаками).
Развитие речевого дыхания. Отработка холодного и теплого выдоха.
Активизировать предлоги с пространственным значением.
Упражнять в спряжении глагола хотеть.
Работа над многозначностью слов( на примере слова новый).
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Январь I неделя Стихотворение «Рождество».
Ситуация общения «Прощание»
Дыхательная гимнастика . «Часы»
Д/и «Найди игрушку».
Д/и «Чего не стало» Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Развивать диалогическую форму речи,
Развитие речевого дыхания. Упражнять произносить на одном выдохе четыре слога и фразу из двух слов»(Гр. 133)
Учить по описанию определять предмет и называть его.
Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.
II неделя Стихотворение И. Рутенина «Праздник»
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Хороводная игра «Снежная баба»
Д\и «Выпал беленький снежок»
Копилка слов. «Слова зимы» Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Развивать мелкую моторику рук.
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением
Уточнить и активизировать словарь по теме.
Январь III неделя Театр на фланелеграфе  «Тень-тень-потетень».
Д/И «Подбери признак»
Д\и «Скажи наоборот»
Артикуляционная гимнастика Развивать способность воспроизводить последовательность событий в потешке, умение вести диалог, обогащать речь детей образными выражениями; учить голосом передавать основные характеристики персонажей; последовательно, без пауз вступать друг за другом.
Активизировать прилагательные, закреплять практическое согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. 
Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
IV неделя Игра-драматизация по русской народной сказке «Кот, петух и лиса»
Д/и «Доскажи словечко»
Д/и «Назови одним словом"
Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
Воспитывать интерес к народной сказке, умение использовать в играх своеобразную лексику народной речи.
Учить детей, ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму.
 Формировать умение классифицировать предметы.
Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Обогащать и расширять словарный запас, активизировать устную речь (монологическую и диалогическую), развивать интонационную выразительность
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Февраль I неделя Хороводная песня «Песенка про солнышко»
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
П/и «Солнце и дождик»
Д/и «Найди рифму»
Д\и «Что без чего не бывает?» Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать быстроту реакции, произвольное внимание, память( на основе потешки) -Колдина. с. 33
Развитие побуждения к творческим проявлениям.-Фомина,с.55
Развивать навыки связной речи, ассоциативное мышление.-Ф,с.66
II неделя Сказка «Золотое яичко» . Пересказ сказки по опорным словам.
Д/и «Птичий двор»
Д/и «Кто как кричит»
Д\и «Поможем сказочным героям»
Д/и «Путешествие по Книге сказок» Развитие связной речи детей, формирование умения эмоционально передавать содержание сказки с опорой на слова.
Расширить представление о разнообразии птиц и об их общих признаках, уточнить и расширить словарь по теме «Домашние птицы».
Закреплять умение узнавать животного по звукоподражанию, активизировать словарь по теме.
Развивать интонационную выразительность речи, память.
Упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках.(Гр.137)
Февраль III неделя Игра «Вышла курочка гулять»
Звукоподражательные упражнения(курочка, петушок, утка, лягушка.кукушка)
Д/и «Ищем малышей»
Д/и «На птичьем дворе» Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Развитие фонематического восприятия, отработка чёткости произношения звуков.
Учить употреблять в речи названия животных и их детенышей в родительном падеже множественного числа
Учить составлять предложения с однородными членами (существительными, глаголами)
IV неделя Песня «Песенка для мамы»
Артикуляционная гимнастика. «Звуковые дорожки»
Д/и «Найди маму»
Д/и «Угадай, кто это»
Подвижная игра «Домашние птицы»
Пальчиковая гимнастика «Уточка» Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Уточнять и закреплять правильную артикуляцию звуков в слогах, словах, фразах.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят.
Развивать ассоциативное мышление детей, активизировать словарь по теме «Домашние птицы».
Координация речи с движением, развитие звукоподражания.
Развивать мелкую моторику рук.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Март I неделя Стихотворение М. Плясовицкого «Мама! В этом слове солнца свет…»
Д/И «Помощники»
Беседа о маме «Мамочка моя ( с включением  пословиц и поговорок).
Д/и «Моя мама самая…»
Творческое рассказывание «Как я помогаю маме» Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Развивать умение е рассказывать о маме, испытывать гордость, уважение, подбирая определения для точного выражения отношения к маме.
Учить использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными. 
Формировать умение составлять рассказ на тему из личного опыта, воспитывать любовь и уважение к маме.
II неделя Песня «Выглянуло Солнышко».
Работа над смыслом пословицы «Материнское сердце, как летнее солнце»
Д/и «Вот опять пришла весна»
Д/и «Скажи наоборот»
Д/и «Чего не стало» Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Способствовать формированию объяснительной речи детей.
Расширять представления детей о весенних явлениях природы, активизировать словарь по теме.
Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.
Март III неделя Пересказ сказки«Маша и Медведь» с опорой на иллюстрации.
Д/и «Назови и опиши героя сказки»
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу.
«Сундучок загадок» . Разгадывание загадок по сказкам «Жили-были дед да баба…», «Мы дружно, весело живем…», «Мышка дом себе нашла…», «Кто мохнатый, косолапый…».
Создание «Книги сказок», (совместное творчество детей и родителей)
Д/и «Исправь ошибку».
Развлечение «В гостях у Бабушки – Загадушки»
Развитие связной речи детей, формирование умения эмоционально передавать содержание сказки с опорой на иллюстрации
Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; выражать свое отношение к героям сказки. 
Развивать речь, внимание, логическое мышление; закрепить знание содержания знакомых сказок.
Развивать любознательность, сообразительность, внимание, логическое мышление; закрепить знание содержания знакомых сказок.
Развивать творческие способности детей.
Обучение умению восстанавливать последовательно события по картинкам (кадрам).
Способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, слухового внимания и двигательной активности. Воспитывать желание участвовать в коллективных играх.
IV неделя Заучивание потешек «Солнышко, солнышко…», «Солнышко, появись!», «Солнышко, солнышко, взгляни в окошечко!», «Солнышко-ведрышко!».
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Д/и «Ловушка»
Д/и «Кузовок»
Д/и «Какой предмет?»
Развивать память, связную речь детей. Обогащать словарь детей добрыми словами из текстов потешек.
Развивать мелкую моторику рук.
Развитие умения услышать в слове определённый звук.
Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать умение подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Апрель I неделя Песня «Есть у солнышка дружок».
Стихотворение А. Бродского «Солнечный зайчик»
Д/и «Подскажи словечко».
Д/и «Письмо от зайца».
Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Обогащать речь детей прилагательными , учить согласовывать прилагательные с существительными.
Учить детей рассказывать по сюжетным картинкам, развивать зрительное внимание, память, умение продолжить начатый рассказ с определённого места, закреплять правильное произношение.
II неделя Потешки «Солнышко, покажись!», «Свети-свети, солнышко!»
Русская народная песня «Солнышко»
Д/и «Про что можно так сказать?»
Игра- забава « Узнай нас »
Игровое упражнение «Если бы…»
НОД,«Путешествие по русской ярмарке. Потешки, поговорки, пословицы» Использование фольклорной формы слова в устной речи детей, умение радоваться новому, понимать значение словесных оборотов.
Учить использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными. 
Узнавание знакомых сказок, песенок закличек по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Развивать связную речь, воображение, умение прогнозировать.
Повышать уровень развития связной речи средствами малых форм фольклора. Приобщать детей к традициям и культуре родного края .
Апрель III неделя Стихотворение
Е. Королевой «Наш дом»
Д/и «Мой дом» («Строитель»)
Д/и «Кошкин дом» 
Хороводная игра «Солнышкино платьице»
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Активизировать словарь детей, познакомить с частями дома.
Активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Повышать уровень развития связной речи средствами малых форм фольклора. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
IV неделя Рассказ Э. Михаленко «Самый лучший в мире дом».
Д/и «Кто как кричит?" 
Д/и «Помоги маме найти своих детенышей» 
Д/и "Кто где спрятался?" 
Заучивание пословиц и поговорок о русском гостеприимстве
НОД. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве). Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Закреплять умение детей узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме
Закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Активизировать в речи детей предлоги с пространственным значением
Повышать уровень развития связной речи средствами малых форм фольклора.
Повышать уровень развития связной речи средствами малых форм фольклора. Приобщать детей к традициям и культуре родного края.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Май I неделя Стихотворение «Доброе лето»
Д/и «Что бывает летом?» 
Д/И «Один – много» (с существительными по теме «Лето")
Д/и «Противоположности» 
Д/и «Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»)
Хороводная игра «На лугу»
Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Закрепить понятие о летних явлениях природы, активизация словаря по теме.
Учить образовывать форму множественного числа имен существительных. 
Учить подбирать к заданным словам слова противоположные по смыслу.
Учить использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными. 
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
II неделя Игра – драматизация: «Ожившая сказка» «Репка»
Хороводная игра «Репка»
Д/и «Чудесный мешочек»
Д/и «Загадки Зайца»
Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски», «Засолка капусты».
Д/и «Узнай овощ»
Д/и «Сказка на новый лад» ( приём изменения сюжета сказки: «Что будет если…»)
Д/и «Заготовки бабушки Катерины»
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. Совершенствовать у детей умение говорить и действовать от имени принятой роли, отражая межличностные отношения персонажей.
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Закрепить название овощей.их цвета.
Активизировать словарь по теме «Овощи», научить определять предмет по его признакам.
Развивать мелкую моторику рук.
Развитие глубокого вдоха
Упражнять в составлении повествовательных высказываний путем изменения знакомых текстов.
Упражнять в образовании существительных в родительном падеже множественного числа (на материале овощей).
Май III неделя Потешки «Ай-люли, ай-люли…», «Сидит белочка на тележке…»
Игровое упражнение «Найди звук»
М/п игра с мячом «Большой — маленький». 
Д/и «Какого цвета?»
Рассказ Л. Нечаева «Самый вкусный пирожок»
Фольклорное развлечение «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Использование фольклорной формы слова в устной речи детей, учить понимать значение словесных оборотов.
Упражнять в умении выделять слова ( из пары слов) с заданным гласным звуком.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе,падеже.
Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Повышать уровень развития связной речи средствами малых форм фольклора. Приобщать детей к традициям и культуре родного края.
IV неделя Стихотворения «Хлопотливая птичка» (А. Плещеев)
Д/и «Кто как кричит?" 
Пальчиковая игра «Кто построил птичке домик»
Д/и «Загадки с чудо-дерева»
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Птички»
Д/и «Покормим птенчиков»
«Мальчик и рыбки» (Я. Егоров)
Стихотворение И. Бурсовой «Доброта». Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Учить детей узнавать птиц по звукоподражанию, расширить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»
Развивать мелкую моторику рук
Учить соотносить предложенное описание с объектом, дополнять предложенное описание словами-признаками.
Развитие речевого дыхания
Развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение звуков.
Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Перспективный план работы с детьми. Средняя группа.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Сентябрь I неделя Где был Иванушка?» (Русская народная песня)
Д/и «Помоги маме найти своих детенышей»
Д/И «Угадай, кто это?» (разгадывание загадок)
Д/и «Кто куда спрятался?» Познакомить детей с произведениями, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей домашних животных.
Развивать логическое мышление, активизировать словарь по теме: «Домашние животные».
Активизировать в речи употребление пространственных предлогов.
II неделя Пересказ сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»
Д/игра «Назови ласково»
Д/и «Путешествие по Книге сказок»
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказки.
Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (на примере имен детей)
Упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках.(Гр.137)
Сентябрь III неделя Чтение стихотворений И. Бунина «Матушке», Е. Трутневой «Наша бабушка», Р. Гамзатова «Мой дедушка».
Д/и «Распространи предложение»
Д/и «Один – много». («Я вижу много…»)
Д/и «Скажи наоборот» Познакомить детей с произведениями, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы, воспитывать чуткое отношение к близким людям.
Развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Учить образовывать именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.
Учить подбирать прилагательные противоположные по смыслу, ставя их в сравнительной степени.
IV неделя Пересказ рассказа Л. Корсунской «Семья».
Пальчиковая игра «Семья»
Д/и «Какой? Какая? Какие?»
Составление рассказов из личного опыта на тему :«Моя семья» «Что мы делаем вместе»). Побуждать детей воспроизводить короткие рассказы близко к тексту. Развивать слуховое восприятие, интонационную выразительность.
Развивать мелкую моторику рук.
Учить использовать в активной речи имена прилагательные, обозначающие качества характера человека, и согласовывать их с именами существительными. 
Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Октябрь I неделя Заучивание стихотворения В.Берестова «Любили тебя без особых причин…».
Работа над смыслом пословицы «Вся семья вместе, так и душа на месте»
Русская народная игра «У дедушки Трифона».
Д/и «Добавь слово»(«Как мы помогаем близким») Развивать память, интонационную выразительность речи.
Способствовать формированию объяснительной речи детей.
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Учить находить нужное по смыслу слово (глагол).
II неделя Потешки «Из-за леса, из-за гор…», «Пошла Маша на базар…»
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
«По малину в сад пойдем» (Хороводная песня)
Д/и «Угадай по описанию». Использование фольклорной формы слова в устной речи детей, учить понимать значение словесных оборотов.
Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Учить соотносить предложенное описание с объектом
Октябрь III неделя Чтение рассказа Е .Пермяка Р «Первая рыбка»
Д/и «Поручения»
Д/и «Отгадай предмет по названиям его частей»
Заучивание песни Н. Мурычевой «Моя семья». Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.
Упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов.
Активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
Развивать память, интонационную выразительность речи.
IV неделя Чтение рассказа «Брат и младшая сестра», рассматривание иллюстрации к произведению.
Д/И «Определи место игрушки».
Д/и «Чего не хватает»
Составление рассказа на тему из личного опыта «Моя игрушка»
Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы, развивать способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий повествовательный рассказ.
Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Упражнять в образовании форм родительного падежа. Развивать зрительное внимание и память.
Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Ноябрь I неделя Песня «Внучка», песня «Бабушка-забота».
Д/И «Я вижу».
Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку». Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания сюжета поэтического текста.
Упражнять в образовании словосочетаний из числительных с существительными.
Учить описывать предмет, не называя его;задавать вопросы и отвечать на них.Развивать навыки диалогической речи.
II неделя Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы».
Д/и «Шуточное письмо»
Д\и «Разговор по телефону»
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Уточнить значения глаголов.
Развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.
Ноябрь III неделя Стихотворение "Веселая забота"
Песня "К нам гости пришли", песня "Самая хорошая"
Д/и "Вот какой домик"
Д/и "Кто где живет?" Формировать у детей восприятие образной основы поэтических произведений,
Развивать умение понимать взаимосвязь описанного с реальностью, воспитывать желание беречь близких людей, помогать им.
Формировать навыки словообразования с использованием суффиксов «ик», «ишк», «ище», развивать умение строить слова грамматически правильно.
Закрепление формы предложного падежа имен существительных.
IV неделя Рассказ «Семеро по лавкам».
Рассматривание иллюстрации «Домашнее тепло».
Д/и «Который по счету?» 
Д/и «Прятки»
Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы, развивать способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий повествовательный рассказ.
Упражнять в образовании порядковых числительных, учить полным предложением отвечать на поставленный вопрос.
Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Декабрь I неделя Рассматривание иллюстраций к сказке «Петушок и бобовое зернышко»
Д/и «Чей голос?»
Русская народная игра «У дядюшки Якова»
Потешки «Куда, Ваня, едешь?», «Пошел котик на торжок…», «Посылали молодицу…». Учить пересказывать сказку с опорой на иллюстрации, выразительно передавать диалоги персонажей.
Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Учить соотносить  глагол  с  действием,   которое  он  обозначает.
Продолжать знакомить детей с жанровым разнообразием малых фольклорных форм; показать напевность, мелодичность, ритмичность малых форм фольклора, обогатить речь детей образными выражениями.
II неделя Игровая песня «Огород»
Чтение рассказа «Добрая девочка»
Д/и «Кого угостим?
Д/и «Что сначала, что потом».
Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы
Продолжать обучать ребенка образованию формы винительного падежа имен.
Учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их.
Декабрь III неделя Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько».
Рассматривание иллюстрации «Дороги добра». Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Продолжать учить замечать главное в рассматриваемой иллюстрации, учить отвечать на поставленные вопросы, развивать способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий повествовательный рассказ.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Январь I неделя Хороводная игра «Хоровод в лесу»
Д/и «Какой листик?»
Д/и « Какой бывает лес?» Координация слова сдвижением, развитие творческого воображения.
Учить образовывать относительные прилагательные от имен существительных– названий деревьев, согласовывать с существительными множественного числа родительного падежа.
Учить образовывать однокоренные слова.
II неделя Чтение сказки «Петушок - золотой гребешок»
Д/и «Чей след?» 
Д/и «Кто как голос подает?»  Учить соотносить название сказки с его содержанием и главными героями. Побуждать детей при высказывании использовать выразительные средства русского языка, интонацию.
Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с именами существительными.
подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?»
Январь III неделя Пересказ сказки «Снегурушка и лиса».
Д/и «Сравни животных».
Д/и «Кто у кого?»
Формировать у детей образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества.
Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок.
Практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А.
IV неделя Чтение стихотворения «Ели»
Разгадывание загадок о животных
Д/и «Узнай по описанию»
Учить осмысленно понимать сюжет и содержание стихотворения; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
Развивать любознательность, сообразительность, внимание, логическое мышление
Продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Февраль I неделя Пересказ сказки «Крошечка-хаврошечка» (иллюстрации)
Д/и «Узнайте сказку»
Д/и «Сказка на новый лад»( приём изменения сюжета сказки: «Что будет если…»)-Гр.101
Учить пересказывать сказку с опорой на иллюстрации, выразительно передавать диалоги персонажей.
Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора. Обогащать и расширять словарный запас, активизировать устную речь (монологическую и диалогическую), развивать интонационную выразительность
Упражнять в составлении повествовательных высказываний путем изменения знакомых текстов.
II неделя Стихотворение «Недаром дети любят сказку…»
Создание «Книги сказок», (совместное творчество детей и родителей)
Учить осмысленно понимать сюжет и содержание стихотворения; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
Развивать творческие способности детей.
Февраль III неделя Иллюстрация «Любимая сказка».
Д/и «Отгадайте сказочного героя».
Д/и «Подбери к пословице сказку» Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; выражать свое отношение к героям сказки. 
Учить детей понимать смысловое значение пословиц; развивать речь, внимание, логическое мышление; закрепить знание содержания знакомых сказок.
IV неделя Чтение расскааз Н.К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике» (иллюстрации)
Д\и «Какая картинка не нужна?»
Иллюстрация «Благодарное слово».
Д/и «Волшебный сундучок» Познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Научить находить лишние для данного рассказа детали.
Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: -чик-, -ик-, -ек-.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Март I неделя Назовите русские народные сказки, в которых выражается благодарное слово. Сказка «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка»
Д/и «Хороший - плохой»
Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
Способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора. Обогащать и расширять словарный запас, активизировать устную речь (монологическую и диалогическую), развивать интонационную выразительность
Развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение.
Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Обогащать и расширять словарный запас, активизировать устную речь (монологическую и диалогическую), развивать интонационную выразительность
II неделя Чтение рассказа «Кто вырастил яблочко?».
Д/и «Закончи предложение»
Упражнение «Путешествие листочка»
Рассказ Н.С. Шмелева «Троица»
Познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Учить осмысливать причинно-следственные отношения, строить сложноподчиненные предложения с союзом потому что.
Упражнять в употреблении пространственных предлогов(гр.80)
Познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать, понимать содержание произведения, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Март III неделя Чтение рассказа «Березка».
Д/и «Что происходит в природе?»
Игра «Правильно назови листья».
Д/и «Четвёртый лишний»
Познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Учить образовывать относительные имена прилагательные.
Развивать умение классифицировать предметы( лексическая тема «Деревья»), зри
тельную память, словарь детей.
IV неделя Чтение стихотворений «Я березка кудрявая…», «Береза»
Заучивание русской народной песни «Во поле береза стояла…»
Д/и «Ветерок»
Д/и «Противоположности» 
Познакомить дошкольников с многообразием поэтических литературных текстов о символе России - березе.
Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания сюжета поэтического текста, развивать память , интонационную выразительность речи.
Развитие фонематического слуха.
Учить подбирать к заданным словам слова противоположные по смыслу.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Апрель I неделя Пересказ сказки про березоньку
Д/и «Чего на свете не бывает»
Иллюстрация «Светлый праздник». Закреплять представления детей об особенностях композиции сказок, продолжать учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, при согласовании ориентироваться на их окончания.
Учить находить и обсуждать ошибки при рассматривании картинки-нелепицы.
Развитие умения строить рассказ-повествование с опорой на картинку
II неделя Хороводная игра «Кто пасется на лугу?»
Д/и "Кто чем питается?" 
Пересказ рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке»
Координация речи с движениями, развитие творческого воображения.
Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Апрель III неделя Иллюстрация «Добрая забота».
Чтение рассказа «Петушок с семьей».
Д/и «Зоопарк» Познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку
IV неделя Русская народная песня «Буренушка».
Д/и «Чей? Чья? Чьи?»
Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания сюжета поэтического текста, развивать память , интонационную выразительность речи.
Расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Месяц Неделя Форма работы Содержание
(цели, задачи)
Май I неделя Заучивание стихотворения «Грядка» с использованием мнемотехники.
Творческое рассказывание «Как я помогаю родителям»
Д/и «Отгадай-ка»
Д/и «Убираем урожай» 
Чтение рассказа О.С. Абрамова «Семейный праздник»
Учить запоминать стихотворение, опираясь на картинки, совершенствовать отчетливое произношение слов, развивать память, интонационную выразительность речи.
Формировать умение составлять рассказ на тему из личного опыта, воспитывать любовь и уважение к родным.
обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Закрепление формы винительного падежа существительных.
Познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
II неделя Русская народная игра «Кто с нами?»
Пересказ рассказа «Откуда взялся хлеб»
Координация речи с движениями, развитие творческого воображения.
Учить при пересказе использовать образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
Май III неделя Чтение стихотворения «Жатва». За что люди благодарны хлеборобу?
Д/и «Профессии»
Народная игра «Король»
Чтение стихотворения «На что тебе?». Учить осмысленно понимать сюжет и содержание стихотворения; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
Соотносить существительное с глаголом.
Учить соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.
Учить осмысленно понимать сюжет и содержание стихотворения; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
IV неделя Рассматривание иллюстрации к рассказу К.Д. Ушинского «На что тебе?»
Иллюстрация «Праведный труд».
Учить рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию, развивать связную речь, умение слушать товарищей и высказывать свои мысли.
Взаимосвязь с родителями.
Не менее важным звеном в развитии речи детей, является разработка системы взаимосвязи с родителями. Различные формы организации работы с родителями позволяют знакомить с новинками специальной литературы, обсуждать пути преодоления проблемных этапов в обучении и воспитании детей, обучать родителей методам и приемам по формированию культуры речи, наглядно демонстрировать успехи детей.

Перспективный план работы с родителями воспитанников (вторая младшая группа)
№ п/пФорма проведения Тема мероприятия
Сентябрь
1 Анкетирование родителей «Что должен знать и уметь мой малыш» (изучение запросов родителей)
2 Индивидуальная беседа «Учим ребенка общаться»
3. Дискуссионный клуб «Нужно ли развивать связную речь?»
Октябрь
1 Информационный стенд «Речевичок». Ознакомление с особенностями речевого развития детей 3-4 лет».
2 Практикум для родителей «Двигательные упражнения с речевым сопровождением»
3 Родительское собрание «Роль семьи в развитии речи детей»
Ноябрь
1 Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»
2 Фоторепортаж «Учимся правильно говорить»
Декабрь
1 Методические рекомендации «Формирование дикции у детей дошкольного возраста в сольных выступлениях на утреннике»
2 Почтовый ящик «Задайте вопрос» (воспитателю, педагогу-психологу, логопеду)
Январь
1 Памятка для родителей «Рождественские каникулы с пользой для речи»
2 Семинар-практикум «Методы игрового речевого общения с ребёнком в условиях семьи»
3 Телефон доверия «Вы спрашивали, мы отвечаем»
Февраль
1 Методическая лаборатория (занятие-практикум) «Использование мнемотаблиц в работе по развитию связной речи»
2 Памятки для родителей «Как правильно общаться с детьми»
Март
1. Семинар-практикум «Методы игрового речевого общения с ребёнком в условиях семьи».
2. Буклет для родителей «Поиграем, малыши!»
Апрель
1 Семинар-практикум «Как заучивать с ребёнком стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки»
2 Копилка семейного воспитания «Игры на развитие физиологического дыхания»
Май
1 Детско-родительские проекты «Мой домашний питомец»
2 Деловая игра с родителями «Развитие речи дошкольников через творческие виды деятельности»
Перспективный план работы с родителями воспитанников (средняя группа)
№ п/пФорма проведения Тема мероприятия
Сентябрь
1. Информационный стенд «Речевичок». Ознакомление с особенностями речевого развития детей 4-5лет».
4. Родительское собрание «А уж речь-то говорит, - словно реченька журчит»
5 Индивидуальная беседа «О чём говорить с ребёнком в семье? Диалог или монолог?»
Октябрь
1. Консультация «Развитие связной речи в семье»
2. Круглый стол «Преемственность в создании условий для речевого развития детей»
Ноябрь
1 Индивидуальные консультации для родителей на тему «Как научить ребенка рассказывать»
2 Занятие с элементами тренинга «Азбука общения с ребенком»
3 Круглый стол «Метод проектов как условие успешного речевого развития детей»
Декабрь
1 Занятие-практикум «Воспитание выразительности речи»
2.Информационный стенд «Речевичок». «Сказка в жизни ребёнка»
Январь
1 Детско-родительская викторина «Сказка, я тебя знаю»
2 Памятка
«Как организовать домашний театр»
Февраль
1 Театрализованное представление для детей «Сказка для всех»
2 Детско-родительские проекты «Моя сказка»
1 Ток-шоу «Использование мнемотаблиц в развитии памяти детей»
2 Конкурс чтецов
«Вечер поэзии»
Апрель
1. Встреча в гостиной «Речевой этикет»
2. Совместная деятельность. Создание альбома загадок. «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Май
1 Презентация семейного опыта «Час семейных увлечений»
Взаимодействие со специалистами МБДОУ
Воспитатель -главное действующее лицо в организации работы;проводит беседы, НОД; организует игры; составляет и сочиняет вместе с детьми сказки и рассказы., организует наблюдение на прогулке, оформляет вместе с детьми результаты работы.
Педагог — психолог: - проводит игры и упражнения, тренинги по данной тематике проекта.- подбирает игры и упражнения, направленные на релаксацию, расслабление, снятие напряжения, повышения уверенности, самооценки, развития чувства собственного достоинства.
Учитель-логопед
работает над постановкой звуков, развитием четкой дикции, артикуляции, используя чистоговороки, потешки, скороговорки,
оказывает практическую помощь в создании речевых альбомов согласно лексическим темам.
Музыкальный руководитель
подбирает музыку для прослушивания – отражающую различное эмоциональное состояние;
музыкальное сопровождение к занятиям,
разучивает песни и танцы народов России и мира,
предоставляет фонотеку - музыкальные произведения для релаксации;
готовит с детьми пластические этюды, связанные с темой проекта.
Диагностика по проекту
На каждом этапе проводится диагностика усвоения детьми полученных знаний и умений, коррекция дальнейшей работы. Основываясь в своей работе на личностном, индивидуальном росте каждого ребенка, отслеживаю уровень знаний и умений посредством мониторинга. Диагностика качества усвоения детьми материала проводится три раза в год:
0 – первичный – в начале учебного года,
1 – динамический – в январе, отслеживается динамика развития, коррекция работы, реализация скорректированного плана,
2 – заключительный – в мае, для планирования перспективы работы с детьми на следующий год и индивидуальной работы в течение летнего периода с детьми, показавшими низкий уровень.
Результаты диагностики оформляются в диагностические листы.По результатам диагностики подводятся итоги, выводятся диаграммы усвоения поставленных задач, проводится коррекция планов дальнейшей работы, определяются задачи на новый учебный год.
Отчет о проделанной работе проходит один раз в год в форме открытого занятия для родителей, где дети демонстрируют свои знания и умения.
Оценка уровня развития ребенка проводится согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Оценка проводится по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Уровни освоения программы.
НИЗКИЙ - Ребёнок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает.
СРЕДНИЙ - Ребёнок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок пользуется в речи простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.
Динамика усвоения детьми ЗУНов по реализации проекта
«Давайте говорить красиво!»
Группа Начало года Конец года
в с н в с н
Вторая младшая группа 0 5 19 2 18 4

Сравнительный анализ показателей мониторинга дает право говорить о повышении уровня культуры речи детей, что свидетельствует об эффективности запланированной работы.
Диагностические методики по речевому развитию.
Младший дошкольный возраст.
Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно. Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.
Диагностический инструментарий для речевого обследования детей 3 – 4 лет.
Фамилия, имя ребенка, возраст________________________________
I.Звуковая культура речи.
Инструкция: Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка». Взрослый отмечает звуки, которые ребёнок не произносит.
(Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечением согласных)
Набор слов рекомендован А.И. Максаковым
II.Обследование словаря
1. Предметный словарь
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано».
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Автобус Заяц Дом Белка Кубик Цветы Колобок Часы Аквариум Фен 2. Глагольный словарь
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает дедушка?»…
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Дедушка лежит. Мальчик играет. Мышка моет лапы. Мальчик обувает сапоги. Мальчик ест пирожок. Дядя читает газету. Мальчик купается. Дети смотрят телевизор. Девочка катит коляску. Мальчик рисует. 3. Словарь наречий.
Инструкция: «Посмотри на картинку - это Буратино, он бежит весело, быстро, долго, вприпрыжку. А как …?» (2 и более правильных ответов - +; 1 ответ – v; затрудняется ответить - )
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Летит самолёт? Светит солнце? Плачет малыш? Стучит молоток? Ползает черепаха? 4. Словарь прилагательных.
Инструкция: «Посмотри на картинку - это радуга, она красивая, яркая, разноцветная. А какой (какая, какое)…?» (2 и более правильных ответов - +; 1 ответ – v; затрудняется ответить - )
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Мороженое Утюг Крокодил Апельсин Бабушка 5. Части целого.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что есть …» (подчеркнуть, вписать)
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
У девочки на голове, лице
нос, рот, глаза, брови, лоб, щеки, уши, подбородок, веки, волосы и т.д. нос, рот, глаза, брови, лоб, щеки, уши, подбородок, веки, волосы и т.д.
У мальчика (части тела): голова, лицо, руки, локти, ладони, живот, спина, ноги, колени, пальцы и т.д. голова, лицо, руки, локти, ладони, живот, спина, ноги, колени, пальцы и т.д.
Из чего состоит дом? Стены, окна, крыша, труба, пол, потолок, крыльцо, ступеньки, дверь и т.д. Стены, окна, крыша, труба, пол, потолок, крыльцо, ступеньки, дверь и т.д.
III.Обследование грамматического строя.
1. Согласование существительного с прилагательным.
Инструкция: «Посмотри на картинку, это красное ведро, а здесь что нарисовано?».
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Теплая (шерстенная) кофта Зеленая (заводная) игрушка. Вкусный (шоколадный, сладкий) сырок. Рыжий (ловкий, хитрый) кот. Высокие (осенние, желтые) деревья. 2. Образование существительных единственного, множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.
Инструкция: «Посмотри на картинку – кто это (волк)? А кто у волка сынок? (волчонок) А если их много? (волчата)».
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Гусь – гусенок – гусята Лиса – лисёнок – лисята Кошка – котёнок – котята Медведь – медвежонок – медвежата Заяц – зайчонок – зайчата. 3. Образование существительных множественного числа, родительного падежа.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в прядки с нашими зверятами. Посмотри, это – волчата. А сейчас кого не стало? (волчат)»
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Гусята – гусят. Лисята – лисят. Котята – котят. Медвежата – медвежат. Зайчата – зайчат. 4. Употребление предложно – падежных форм.
Инструкция: «Посмотри, у меня есть шарик, какой он, а ещё есть коробочка. Шарик тоже хочет поиграть с тобой в прятки. Он будет прятаться, а ты говори куда».
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Шарик на коробке. Шарик в коробке. Шарик под коробкой. Шарик за коробкой. Шарик около (рядом с) коробкой IV.Связная речь.
Пересказ знакомой сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» (по выбору ребёнка), с использованием игрушек, настольного театра. Отметить: самостоятельность, последовательность, соблюдение грамматических норм, передачу основной мысли текста, интонационная выразительность, сопровождение рассказа игровыми действиями.
Начало года
Конец года 1.Ребёнок пересказывает сказку самостоятельно.
2.Рассказывает по вопросам воспитателя.
3.Называет отдельные слова.