КТП к программе «Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера»


Календарно – тематическое планирование
1 – й год обучения
(устный курс)
№ п/п Наименование изучаемой темы Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности
Дата Тема урока Кол-во часов Элемент содержания Требования к результатам Контрольно – оценочная деятельность Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы
план факт Учащийся научится Учащийся сможет научиться Вид Форма 1 Диагностика. 1 2 Расскажи мне о себе.
1 Рассказ о себе: внешний вид, увлечения, национальность - рассказывать о себе - участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы ТК 3 -4 Мой дом. Члены семьи. 2 Семья – часть общества. Взаимоотношения членов семьи. - рассказывать о членах семьи, о доме - составлять краткую характеристику семейных традиций ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/5-6 Профессия членов семьи. 2 Знакомство с профессиями. Называть профессии Научиться рассказывать о профессиях ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/7-8 Город, село. Родной край. 2 Трудовая деятельность людей в городе и сельской местности. Научиться называть особенности труда жителей сельских и городских Называть различия города и села. ТК 9 Дни недели. 1 Название дней недели, их происхождение - работать со словом, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас -составлять краткую характеристику ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/10 - 11 Времена года. Осень 2 Особенности времени года (осень)
Бережное отношение к природе. Различать признаки осени.
- различать времена года. ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/12 - 13 Игры и игрушки. 2 Игры и игрушки разных народов, их особенности - составлять небольшое описание предмета, персонажа; -воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора ТК 14 Домашние животные. 1 Домашние животные, их разнообразие. - составлять отличительную характеристику домашних животных;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям -называть животных родного края, краткую характеристику на основе наблюдений;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/15 Уход за домашними животными. 1 Рассказ об уходе за домашними животными.
Игра-мотивация
«Назови детенышей домашних животных»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
3.Проблемная ситуация беседа «О животных»
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета -называть животных родного края, краткую характеристику на основе наблюдений;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме ТК 16 - 17 Птицы. 2 Знакомство с видами птиц. - составлять отличительную характеристику птиц;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям -называть птиц родного края, краткую характеристику на основе наблюдений;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/18 - 19 Растения (деревья, цветы). 2 Знакомство с разновидностью деревьев, цветов. - составлять отличительную характеристику деревьев,цветов;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям -называть растения, цветы родного края, краткую характеристику на основе наблюдений;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме ТК 20 - 21 Дикие животные 2 Знакомство с разновидностью диких животных -прерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний -описывать внешние признаки диких животных;
- осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/22 -23 Лес, поле. 2 Знакомство с природными сообществами, их жителями, с растительностью. - составлять отличительную характеристику леса, поля;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям описывать внешние признаки леса, поля;
- осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/24 - 25 Реки, моря. 2 Игра-мотивация
«Море волнуется»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Подели на группы»,
Проблемная ситуация беседа «Я знаю реки и моря»
- работать со словом, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас описывать внешние признаки реки, моря;
- осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации ТК 26 - 27 Рыбы. 2 Игра-мотивация
«Рыбы»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Подели на группы»,
Проблемная ситуация беседа «Чем покрыто тело рыб»
- определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты описывать внешние признаки рыб;
- осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/28 - 29 Овощи и фрукты. 2 Игра-мотивация
«Что растет в саду и на огороде?»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Подели на группы»,
Проблемная ситуация беседа «Об овощах и фруктах»
- определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты - подбирать антонимы для точной характеристики предметов для их сравнения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/30 Школа, класс. 1 Игра-мотивация
«Правила поведения в школе»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Кто работает в школе?»,
3.Проблемная ситуация беседа «Мой класс»
- определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/31 Режим дня.
Диагностика. 1 Игра-мотивация
«Режим дня»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!»,
Проблемная ситуация беседа «Моё здоровье»
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ИК 32 В магазине. Что купить? 1 Игра «В магазине». - определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ТК 33 В буфете, в столовой. 1 Игра «В буфете, столовой».
Профессии людей. - сравнивать между собой предметы, выделяя два – три существенных признака - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/34 - 35 Времена года. Зима. 2 Игра-мотивация
«Какое время года за окном?
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови приметы зимы»
Проблемная ситуация беседа «О зиме»
- выявлять слова, значение которых требует уточнения
- сравнивать между собой предметы, выделяя два – три существенных признака - подбирать антонимы и синонимы для точной характеристики предметов для их сравнения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/36 Наши праздники. Новогодняя ёлка. 1 Празднование Нового года .Национальные традиции. - определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/37 -38 Праздники русские и национальные. 2 Традиции празднования русских и национальных праздников. - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/39 - 40 Пища, продукты. 2 .Игра-мотивация
«Из чего пекут хлеб?
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
Проблемная ситуация беседа «О молочных продуктах»
- сравнивать между собой предметы, выделяя два – три существенных признака - подбирать антонимы для точной характеристики предметов для их сравнения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/41 - 42 Посуда. 2 Игра-мотивация
«Путешествие по квартире».
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
Проблемная беседа «О посуде»
- определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/43 - 44 Игры и игрушки моего народа. 2 Игра-мотивация
«Мои любимые игрушки»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
Проблемная ситуация беседа «Об игрушках»
Стихи об игрушках А.Барто- сравнивать между собой предметы, выделяя два – три существенных признака - подбирать антонимы для точной характеристики предметов для их сравнения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/45 - 46 Транспорт: воздушный, наземный, водный. 2 Игра-мотивация
«Любите ли вы путешествовать?»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
Проблемная ситуация беседа «О воздушном транспорте»
- определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты - подбирать антонимы для точной характеристики предметов для их сравнения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/47-48 Правила дорожного движения 2 Игра-мотивация
«Знай и соблюдай правила дорожного движения»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
3.Проблемная ситуация беседа «О правилах»
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-использовать речь для регуляции своего действия - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/49 - 50 Сказки разных народов. Герои сказок. 2 Знакомство со сказками народов мира.
Характеристика героев. - определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/51 - 52 В аптеке, в поликлинике. 2 Игра «Больница».
Профессии людей, работающих в больнице.
Правила поведения в больнице. - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-использовать речь для регуляции своего действия - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/53 - 54 В магазине. Выбор подарков (Другу, учителю, родителям). 2 Правила выбора подарков другу, учителю, родителям. - определять тему и главную мысль;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/55 -56 Спорт. Виды спорта. 2 Игра-мотивация
«Быть здоровым - здорово»
Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
Проблемная ситуация беседа «Спорт. Виды спорта»
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-использовать речь для регуляции своего действия - выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/57 Диагностическая работа 1 ПК 58-59 Времена года. Весна. 2 Особенности времени года (весна)
Бережное отношение к природе. -различать признаки осени.
- различать времена года. ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/60 - 61 За праздничным столом (русские и национальные блюда) 2 Презентация национальных блюд -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной-понимать относительность мнений и подходов к решению проблем ТК 62 - 63 Сувениры. 2 Сувениры – подарки. Правила приёма и дарения подарков - использовать речь для регуляции своего действия - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности ТК 64 - Обобщающие занятия.
3 Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови приметы лета»,
Проблемная ситуация беседа « О временах года»
Игра «Скажи со словом летним - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
-Формулировать собственное мнение и позицию -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ИК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/65 Практические занятия по отработке речевых умений Практические занятия - отработка и правильное применение языковых средств 66 Экскурсия в музейный ресурсный центр Календарно – тематическое планирование
2 - й год обучения
№ п/п Наименование изучаемой темы Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности
Дата Тема урока Кол-во часов Элемент содержания Требования к результатам Контрольно – оценочная деятельность Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы
план факт Учащийся научится Учащийся сможет научиться Вид Форма 1 Диагностика. 2 Как образуются слова?
1 Повторение изученных способов словообразования. Упражнения: развернутое толкование слов, образование слов заданным способом, работа с таблицей учебника. Индивидуальная работа Применять ранее изученные правила для образования новых слов. Оценивать уместность использования слов в тексте. ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/3 Слова родственники. 2 Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
-называть значимые части слова;
-анализировать и кратко характеризовать состав слова;
- подбирать однокоренные слова; -находить в тексте и подбирать родственные слова; ТК 4-5 Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значениях. 2 Знакомство с многозначными словами, употребление слов в прямом и переносном значениях -выявлять многозначные слова;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
-определять в прямом или в переносном значении использовано слово (простые случаи). -различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. ТК 6-7 Доброе слово – лечит, а худое – калечит. 2 Знакомство с вежливыми словами. Работа с пословицами -- выделять, находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- решать учебные и практические учебные задачи: использовать алфавит при работе со словарём и справочниками;
-использовать в речи вежливые слова -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/8-9 Слова одинаковые, но звучат по – разному (Словарь синонимов) 2 Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.
Знакомство с синонимами --выделять, находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- решать учебные и практические учебные задачи: использовать алфавит при работе со словарём и справочниками
- выявлять слова - синонимы - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/10 - 11 Слова противоположные по значению (Словарь антонимов). 2 Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.
Знакомство с антонимами - выявлять слова - антонимы - подбирать слова антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении ТК 12-13 Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями: синонимов, антонимов. 2 Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.
Знакомство со словарями синонимов и антонимов - находить лексическое значение синонимов и антонимов по словарю - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать слова антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении ТК 14 Закрепление изученного. «Поиграем в слова». 1 Игры «Составь слово», «Угадай слово», «Загадай слово» -вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения;
- - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать слова антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/15-17 Составление словариков на предложенные темы (спорт, школа, вежливые слова). 3 Составление словариков по группам. - составлять словарь;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения - работать в группе, создавая проекты ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/18 Коллективное составление текста «Ежели, вы, вежливы!» 1 Составление текста.
-определять последовательность частей текста, составлять план текста, корректировать текст - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/19-21 Учимся разговаривать по телефону. Правила общения 3 Игра-мотивация
«У меня зазвонил телефон»
Проблемная ситуация беседа «Правила общения»
- составлять тексты для конкретных ситуаций общения по телефону - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/22-24 Учимся писать письма. Письмо другу. 3 Работа в парах: корректирование текста письма. Индивидуальная работа: составление плана письма -определять последовательность частей текста, составлять план текста, корректировать письмо. -сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/25 Ответы на вопросы с использованием слов для справок. 1 Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.
Наблюдение за словами в предложении. исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей); - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/26-27 Словарик на тему «Осень». 2 Составление словарика на тему «Осень»
Наблюдение за языковым материалом, формулирование темы. - выделять, находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- решать учебные и практические учебные задачи: использовать алфавит при работе со словарём и справочниками - -составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/28 Творческое рассказывание (сочиняем стихи). Игра «Добавлялки». 1 Сочинение стихов «Добавлялки» -распознавать особенности построения стихов;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/29 Редактирование текста «Осень». 1 Работа в парах: корректирование текста «Осень». Индивидуальная работа: составление плана текста «Осень» -определять последовательность частей текста, составлять план текста, корректировать текст. Сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/30 Изложение по заданному плану. 1 Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. -определять последовательность частей текста, составлять план текста, корректировать текст. - способам написания изложения;
-составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/31 Творческая работа «Интервью у осеннего леса». 1 Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. -подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/32 Составление рассказа на тему «Осенняя пора».
Диагностика. 1 Коллективное составление рассказа.
Диагностическая работа. -проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- способам написания сочинения ИК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/33 Закрепление изученного. «Поиграем в слова». 1 Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. - выделять, находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- решать учебные и практические учебные задачи: использовать алфавит при работе со словарём и справочниками -подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/34 Составляем книжку-малышку на тему «Осень» (обобщение по теме). 1 Книжка – малышка «Осень». Защита проекта. -использовать речь для регуляции своего действия;
-формулировать собственное мнение и позицию; - работать в группе, создавая проекты;
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/35-36 Словарь на тему «Зима». 2 Составление словарика на тему «Осень»
Наблюдение за языковым материалом, формулирование темы - выделять, находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- решать учебные и практические учебные задачи: использовать алфавит при работе со словарём и справочниками -составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/37 Творческое рассказывание (сочиняем стихи). Игра «Добавлялки». 1 Игра «Добавлялки» -находить и исправлять ошибки при употреблении слов;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре- способам написания сочинения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/38 Коллективное составление текста на тему «Снеговик». 1 Коллективное составление теста описания -понимать информацию, представленную в виде рисунка, и преобразовывать её в текст;
-сравнивать тексты, находить слова по заданному основанию. -составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/39 Сочиняем сказку про Деда Мороза. 1 Коллективное составление сказки «Дед Мороз» -сочинять сказки; - способам написания сочинения ТК 40 Редактирование текста «Зима». 1 Выражение в тексте законченной мысли. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. -понимать информацию, представленную в виде рисунка, и преобразовывать её в текст;
-сравнивать тексты, находить слова по заданному основанию. -доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение ТК 41 Творческая работа «Интервью у зимнего леса». 1 Составление рассказа «Интервью зимнего леса» -проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/42 Творческое списывание («Доскажи»). 1 Списывание незаконченных предложений. -проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач ТК 43 Закрепление изученного. «Поиграем в слова» 1 Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. - выделять, находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- решать учебные и практические учебные задачи: использовать алфавит при работе со словарём и справочниками -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/44 Составляем книжку-малышку на тему «Зима» (обобщение по теме). 1 Книжка – малышка «Зима». Защита проекта. использовать речь для регуляции своего действия;
-формулировать собственное мнение и позицию; - работать в группе, создавая проекты;
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ТК 45-46 Незаменимые помощники - словари. Знакомство с толковыми словарями Ожегова, Даля. 2 Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря -определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; ТК 47-48 Как правильно работать с толковым словарем. 1 Правила работы с толковым словарём.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря определять (уточнять) лексическое значение слова по толковому словарю;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную информацию ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/49 Свободный диктант. 1 Диктант. -проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/50-51 Словарь на тему «Весна». 2 Составление словарика на тему «Весна»
Наблюдение за языковым материалом, формулирование темы - выделять, находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- решать учебные и практические учебные задачи: использовать алфавит при работе со словарём и справочниками -составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/52-53 Творческое рассказывание (сочиняем стихи). Игра «Добавлялки». 2 Устное творческое составление стихотворения «Добавлялки» -понимать информацию, представленную в виде рисунка, и преобразовывать её в текст;
-сравнивать тексты, находить слова по заданному основанию. -составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/54 Редактирование текста «Весна». 1 Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста.
Подбор заголовков к предложенным текстам -подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст; - определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/55 Изложение по коллективному составленному плану. 1 Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст -составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/56 Творческая работа «Интервью у весеннего леса». 1 Коллективная творческая работа. -понимать информацию, представленную в виде рисунка, и преобразовывать её в текст;
-сравнивать тексты, находить слова по заданному основанию. -составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/57 Зрительный диктант на тему «Весна-краса!». 1 Диктант. -проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/58 Как поздравить. Как передать поздравление. 1 Составление текста поздравительной открытки. - сочинять поздравительные открытки для конкретных ситуаций общения корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/59 Составление поздравительной открытки для мамы. 1 Составление текста поздравительной открытки. - сочинять поздравительные открытки для конкретных ситуаций общения - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи ТК 60-61 Закрепление изученного. «Поиграем в слова» 1 Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. - выделять, находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- решать учебные и практические учебные задачи: использовать алфавит при работе со словарём и справочниками -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/62 Составляем книжку-малышку на тему «Весна» (обобщение по теме). 2 Книжка – малышка «Весна». Защита проекта. - проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- работать в группе, создавая проекты;
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/63 Диагностическая работа. 1 64 Письмо по памяти.
Диагностика. 1 Письмо по памяти стихотворения.
Диагностическая работа. -понимать информацию, представленную в виде рисунка, и преобразовывать её в текст;
-сравнивать тексты, находить слова по заданному основанию. - способам написания по памяти ИК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/65 Сочинение по заданному плану. 1 Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. -определять последовательность частей текста, составлять план текста, корректировать текст. -составлять рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи ТК 66-67 Практические упражнения в отработке речевых умений 2 Сочинение «Круглый год» - проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-составлять рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/68 Экскурсия в музейный ресурсный центр Календарно – тематическое планирование
3-й и 4-й годы обучения
№ п/п Наименование изучаемой темы Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности
Дата Тема урока Кол-во часов Элемент содержания Требования к результатам Контрольно – оценочная деятельность Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы
план факт Учащийся научится Учащийся сможет научиться Вид Форма 1 Диагностика. 1 2 Слово, предложение, речь.
1 Сравнение: слово - предложение. Знакомство с признаками предложения. Отличие предложения от слова. Речь устная и письменная. -выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту, предложению, уточнять с помощью толкового словаря -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи ТК 3-5 Тайна слова. Рассказы о словах и их значении. 3 Наблюдение за словами в предложении. -определять значение слова по тексту, предложению, уточнять с помощью толкового словаря - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи) ТК 6-8 Словесные игры и речевые задания. 3 Наблюдение за словами в предложении. -определять значение слова по тексту, предложению, уточнять с помощью толкового словаря - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи) ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/9-10 Чудесное превращение слов. 2 Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. - работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность),целенаправленно пополнять свой активный словарный запас -на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ТК 11-12 Игры, формирующие связи слов. 2 Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор) - анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов, находить смысловые пропуски ТК 13-14 Состав слова. Однокоренные слова. 2 Овладение понятием «родственные (однокорен-ные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. -различать, сравнивать, кратко характеризовать: формы слова и однокоренные слова; -определять по предложенным заголовкам содержание текста;
ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/15-16 Ударение, произношение. 2 Обсуждение смыслоразличительной функции ударения соблюдать орфоэпические нормы;
- подбирать однокоренные слова; - соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников; ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/17 «Подбери нужное слово». 1 Наблюдение за словами в предложении. - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста Соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении ТК 18-20 Виды предложений. Виды предложения по цели высказывания и по интонации. 3 Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невоскли-цательные. - различать , сравнивать , кратко характеризовать: предложения по цели высказывания ;
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений - составлять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/21 Основные единицы речи. Текст. Предложение. Слово. 1 Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невоскли-цательные. -пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексты; находить аргументы, подтверждающие вывод - оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/22-23 Давайте говорить правильно. Доступно о культуре речи. 2 Решение речевых задач по культуре речи. -осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Работать с текстом, подбирать заголовки текста и выбирать окончание текста. использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. ТК 24-26 Текст. Признаки текста. Восстановление деформированного текста. 3 Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над признаками текста Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста -осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Работать с текстом, подбирать заголовки текста и выбирать окончание текста. -использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. ТК 27-29 Тема текста. Заглавие. Восстановление деформированного текста. 3 Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам, выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, имеющего данный заголовок. Индивидуальная работа: продолжение текста -выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения, выделять в тексте главное, доказывать и обосновывать свой выбор, отвечать на вопросы. -находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/30 Проверочная работа 1 31-32 Основная мысль текста. Заглавие текста. Изложение текста по вопросам к каждому предложению.
Диагностика. 2 Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста Осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Работать с текстом, подбирать заголовки текста и выбирать окончание текста. Использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. https://sites.google.com/site/virtualnost13a/33-34 Построение текста. Изложение текста по вопросам. 2 Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом.
Изложение текста. -осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Работать с текстом, подбирать заголовки текста и выбирать окончание текста. Использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/35-36 Роль опорных слов в тексте. Творческое сочинение. 2 Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций -осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Работать с текстом, подбирать заголовки текста и выбирать окончание текста. Использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/37-38 Типы текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. 2 Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций Различать предложение в тексте, формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план. Использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/39-40 Текст-повествование. 2 Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над повествовательным текстом текстом.
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма(повествование) с опорой на авторский текст - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текстп по аналогии) ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/41-42 «Текст-повествование». Подробное изложение с творческими дополнениями. 2 Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом.
Изложение текста. -создавать собственный текст повествования на основе художественного произведения -творчески пересказывать текст, дополнять текст ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/43 Творческое сочинение «Краски осеннего леса или путешествие осеннего листика». 1 Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом.
Творческое сочинение. - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма(описания) с опорой на авторский текст - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи(описание -характеристика героя) https://sites.google.com/site/virtualnost13a/44-45 Текст-описание. 2 Признаки текста описания. Составление текста описания. - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма(описания) с опорой на авторский текст - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи(описание -характеристика героя) ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/46 Творческое сочинение с элементами описания «Первые снежинки». 1 Признаки текста описания. Составление текста описания. - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма(описания) с опорой на авторский текст Сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр. ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/47-49 Текст – рассуждение. 3 Признаки текста рассуждения.
Составление текста рассуждения. - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма(рассуждение) с опорой на авторский текст - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (рассуждение – ответ на вопрос) ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/50 «Текст-рассуждение». Сочинение по наблюдениям «Разговор кота с сосулькой». 1 Признаки текста рассуждения.
Составление текста рассуждения - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма(рассуждение) с опорой на авторский текст - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (рассуждение – ответ на вопрос) ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/51 Обобщение. Изложение текста по опорным словам. 1 Написание текста изложения по опорным словам - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст -анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/52 Редактирование текста изложения. 1 Редактирование текста изложения - использовать различные способы работы с деформированным текстом ( устанавливать причинно – следственные связи, последовательность событий) - творчески пересказывать текст, дополнять текст ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/53 Творческое сочинение «Если бы у меня была волшебная палочка». 1 Сочинение повествовательного текста - научится высказывать свою точку зрения;
- оформлять свою мысльв монологическое речевое высказывание небольшого объёма - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/54-56 Загадки. Как сочинить загадку. 3 Загадки. Виды загадок. - распознавать особенности построения фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы);
-- определять вид загадки;
- сочинять загадки разного вида - способам написания загадок ТК
57-59 Что такое рифма? Подбор рифм. Написание стихотворения по началу. 3 Рифма. Виды рифм. - различать виды рифм;
- - работать в группе, создавая стихотворения ТК
60 Диагностическая работа 1 61 Свободный диктант «Бегут ручьи». 1 Письмо диктанта. Самопроверка. - писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки - при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/62 Творческое сочинение «Кем я буду». 1 Составление текста сочинения по плану - составлять текст на основе плана;
- создавать собственный текст на основе личного опыта -способам написания сочинения ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/63-64 Конкурсы и викторины «В мире слов». 2 Конкурс «Угадай слово», викторина «Антонимы и синонимы» -сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения -корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи ТК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/65-67 Подготовка и проведение мини-спектакля «Путешествие по стране слов».
3 «Путешествие в страну родственных слов», «Путешествие в страну вежливых слов» - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста - соблюдать правила поведения на сцене ИК https://sites.google.com/site/virtualnost13a/68 Экскурсия в музейный ресурсный центр 1