Интегрированный урок ОБЖ и информатики 9 мая — день Победы советского народа в Великой Отечественной воине 1941-1945 гг.

Интегрированный урок ОБЖ и информатики
Преподаватель ОБЖ ЧПТ Менщиков В.А.
Преподаватель информатики ЧПТ Гуськова Н.А.

В нынешнем году в рамках темы «Победные дни Россию» отдельный урок был посвящен 75-летию Великой Победы. Он был запланирован как интегрированный и объединил два предмета - ОБЖ и информатику. Урок проводят совместно учитель информатики и преподаватель-организатор ОБЖ. Место урока в рабочей программе показано в таблице.
Таблица 1.
Программа
Предмет


Основы безопасности жизнедеятельности
Информатика

Раздел программы
Боевые традиции Вооруженных сил России
Технология обработки текста

Тема раздела
Памяти поколений - дни воинской славы России
Технология обработки текста

Тема урока
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Формирование документа (практическая работа)

время проведения
4-й урок по теме "Памяти поколений - дни воинской славы России"
7-й урок по теме "Технология обработки текста"


Тема урока: «9 мая - Победы советского народа в Великой Отечественной воине 1941-1945 гг.»
Тип урока: интегрированный урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный,
Технология: личностно-ориентированная.
Учебные цели:
Актуализировать и расширить знания обучающихся о героических страницах истории нашего Отечества, истории родного края.
Показать значение победы в Великой Отечественной войне в истории России.
Воспитывать патриотизм, гражданственность, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну и город, в котором живешь.
Формировать операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений, а также развивать умения и навыки применения современных компьютерных технологий.

Учебные вопросы:
Основные этапы Великой Отечественной войны.
Разгром фашистской Германии.
Победный май 1945 г.
Цена победы. Итоги войны.
Урал в годы Великой Отечественной войны (практическая работа на ПК).

Оборудование:
компьютерный класс, оснащенный мультимедийным комплексом, состоящим из проектора, экрана, звуковых колонок. На компьютерах установлена операционная система Windows XP;
авторская электронная презентация, созданная средствами программы редактора презентаций;
папка с файлами, содержащими материалы по истории Урала в период Великой Отечественной войны, созданная на рабочем столе компьютеров;
карточки с практическими заданиями (по количеству учеников в группе);
бланки рабочих конспектов для обучающихся (по количеству учеников в группе).
Время: один учебный час (45 минут).

Место проведения: кабинет информатики.

Подготовка к уроку
Для этого урока авторами была подготовлена электронная презентация. Слайды презентации содержали фрагменты кинохроники военных лет, фотографии, карты и схемы для иллюстрации рассказа учителя. Материалы для презентации были подобраны на образовательных сайтах в Интернете и мультимедийных учебниках на CD-ROM.
Для организации работы обучающихся были составлены и распечатаны бланки конспектов, которые заполняются в ходе повторения изученного материала и изложения нового материала учителем (приложение 1).
Для выполнения практической работы на ПК составлены и распечатаны индивидуальные задания для каждого учащегося (приложение 2). Для их выполнения на предыдущем уроке по теме «Ввод и форматирование документа» учениками подготовлены два файла в формате редактора Word для Windows XP. Один из них содержит фрагмент текста по истории родного края периода Великой Отечественной войны, другой фотографии земляков-фронтовиков, работников тыла, памятников погибшим в Великой Отечественной войне. Текст вводился со страницы «История» официального городского сайта г. Чебаркуля. Фотографии подготовлены преподавателем информатики.
На предшествующих уроках ОБЖ по теме «Памяти поколений дни воинской славы России» были изучены основные события и победные дни Великой Отечественной войны, формы увековечения памяти российских воинов, павших в сражениях.

План урока
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного на уроках истории материала.
З. Составление учениками конспекта лекции.
4. Минута молчания.
5. Практическая работа на персональных компьютерах по 3-му учебному вопросу.
б. Коллективный просмотр результатов практической работы.
7. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Ход урока
Организационный момент
На экране демонстрируется слайд 1 «Почетный караул у Вечного огня на Поклонной горе».
Преподаватель ОБЖ объявляет тему и цель урока, учебные вопросы; доводит до сведения учащихся, что урок объединит темы двух предметов ОБЖ и информатики, объясняет порядок его проведения; представляет учителя информатики.
На экране демонстрируются слайды 2, 3: предмет, тема раздела, тема урока, цели, учебные вопросы.
Прнеподаватель информатики в ходе реализации пунктов 1-4 плана урока обеспечивает работу мультимедийного оборудования, управляет демонстрацией слайдов.

Повторение ранее изученного материала
Основные этапы Великой Отечественной войны
Преподаватель ОБЖ
- На уроках истории вы познакомились с основными этапами Великой Отечественной войны, героическими победами, одержанными под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, узнали о снятии блокады Ленинграда. (На экране демонстрируется слайд 4 Периоды Великой Отечественной войны, Победные дни России.)
Давайте еще раз вспомним об этих славных датах. У вас на рабочих местах лежат бланки конспектов. В ходе урока заполните оставленные в них пропуски, используя рассказ учителя и демонстрируемые на экране слайды. Сейчас, пожалуйста, вспомните основные периоды Великой Отечественной войны и впишите в конспект пропущенные названия месяцев, а затем заполните пропуски (месяц и год) в таблице «Победные дни России». Ученики заполняют конспекты.
Сверьте свои ответы с текстом на экране. Кто допустил ошибки внесите исправления (выполнение задания проверяется преподавателем во время практической работы на ПК, за допущенные исправления оценка снижается).

Разгром фашистской Германии
Преподаватель ОБЖ
- А теперь подробнее вспомним последние месяцы войны. (На экране демонстрируется слайд 5 «Карта наступления советских войск в январе апреле 1945 г. и аннотация к ней».)
К апрелю 1945 г. советская армия в результате мощного стратегического наступления от Балтики до Карпат силами десяти фронтов нанесла мощное поражение противнику. Были освобождены от фашистской оккупации почти вся Польша и Чехословакия, вся территория Венгрии.
Однако фашисты продолжали упорно сопротивляться и создавать вокруг Берлина мощные оборонительные укрепления. На берлинском направлении фашистское командование сосредоточило более 1 млн. человек, 10400 орудий и минометов, 1500 танков и штурмовых орудий, 3300 самолетов.
В первой половине апреля 1945 г. советское командование приступило к подготовке завершающей стратегической операции овладению Берлином. При этом решающее значение отводилось самому факту взятия Берлина советскими войсками без помощи войск союзников (демонстрируется слайд 6 «Берлинская операцию»).
Наступление на Берлин началось с Кюстринского плацдарма на реке Одер 16 апреля 1945г. в три часа утра по местному времени войсками 1-го Белорусского фронта (демонстрируется фрагмент кинохроники).
Дикторский тест: «Ему предшествовала мощная артиллерийская и авиационная подготовка, после которой в атаку устремились пехота и танки. Для достижения особого психологического эффекта путь им осветили сотни зенитных прожекторов. Противник на некоторое время был ослеплен ярким внезапным светом. В его рядах произошло замешательство. Но вскоре немцы восстановили боевой порядок и бросились сражаться за свою столицу с отчаянным упорством.
Германскую столицу окружали три оборонительных кольца, подступы к которым были преграждены минными полями и бетонными надолбами. Наиболее тяжелые бои развернулись на Зееловских высотах главном стратегическом плацдарме на подступах к Берлину. Но к исходу 17 апреля они были взяты. 20 апреля войска 1-го Белорусского вышли на восточные окраины Берлина. Танковые корпуса обходили Берлин с севера (демонстрируются вставленные в слайд 6 карты развертывания Берлинской операции, наложенные друг на друга).
21 апреля завязались бои на южных окраинах Берлина, а 24 апреля войска Жукова и Конева соединились западнее Берлина, замкнув кольцо окружения. Начался штурм столицы третьего рейха.
Войска союзников, форсирован Рейн, также продвигались вглубь Германии навстречу наступавшим советским войскам. Их первая встреча состоялась 25 апреля на реке Эльба у г. Торгау.
Тем временем войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, преодолевал яростное сопротивление врага, вели бои в германской столице (демонстрируется слайд 7 «Бои за Берлин» ). Берлин был хорошо укреплен, он делился на восемь секторов обороны, которые надо было преодолеть, чтобы достигнуть последнего, девятого сектора, где находились Рейхстаг, Имперская канцелярия и другие правительственные учреждения. Река Шпрее и многочисленные берлинские каналы держались под прицельным огнем. Улицы преграждали баррикады, а на перекрестках были врыты танки, защищенные каменными плитами. Станции метро и подземные коммуникации служили укрытиями и средством сообщения. Каждый квартал, каждая улица, каждый дом превращались в крепость (демонстрируется слайд 8 «Бои за Берлин» штурмовые отряды в центре Берлина).
27 апреля штурмовые отряды, составленные из подразделений различных родов войск, прорвались к центру Берлина. 29 апреля советские войска прорвались к Рейхстагу, ставшему своего рода символом сражения за германскую столицу (демонстрируется слайд 9 «3намя Победы»). После упорного боя вечером 30 апреля разведчики 150-й стрелковой дивизии Егоров и Кантария водрузили над куполом Рейхстага Красное знамя Победы (демонстрируются вставленные в слайд 9 кадры кинохроники водружения знамени над Рейхстагом).
В то время как в здании Рейхстага шел ожесточенный бой, в подземном бункере Рейхсканцелярии Гитлер покончил жизнь самоубийством.

Победный май 1945 г.
2 мая 1945 г. советские войска полностью овладели Берлином (демонстрируется слайд 10 «Берлин взят» со вставленным эпизодом документального фильма сдачи пленных в Берлине).
Все советские солдаты стремились хоть ненадолго побывать в Рейхстаге, в том самом месте, откуда Гитлер 12 лет назад начал свой кровавый путь на восток. Тысячи бойцов расписывались на колоннах и стенах здания, отмечая свой боевой путь путь на запад, с честью ими пройденный от Москвы до Берлина. Еще неделю после взятия Рейхстага продолжались сражения в нацистской столице. Но все понимали, что главное уже сделано фашизм разбит в своем логове и больше никогда не принесет страданий человечеству.
8 мая представители германского военного командования подписали Акт о безоговорочной капитуляции. От имени советского командования Акт подписал маршал Жуков (демонстрируется слайд 11 «Капитуляция Германии» со вставленным фрагментом кинохроники церемонии подписания Акта).
Дикторский текст: «Церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии состоялась 8 мая. В соответствии с Актом уцелевшие от разгрома группировки немецких войск в течение следующего дня сложили оружие и сдались в плен»).
И вот мы подошли к самой славной дате. 9 мая день Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг.
В 0 часов 43 минуты по берлинскому времени 9 мая 1945 г. подписание Акта было закончено. Немцы покинули зал. От имени советского командования Жуков поздравил всех с победой. В зале поднялся невообразимый шум, все наперебой жали друг другу руки, поздравляя с долгожданным успехом. А на улицах Берлина загремела стрельба из всех видов оружия по случаю победы (демонстрируется слайд 12 «9 мая 1945 г. Победа!»).
Весть о капитуляции с быстротой молнии разнеслась по всему миру. Миллионы людей высыпали на улицы городов и сел (звучит вставленный в слайд 12 фрагмент сводки Совинформбюро о победоносном завершении Великой Отечественной войны). Днем по радио выступил Сталин, а вечером огни праздничного салюта из тысячи орудий вспыхнули над небом Москвы (демонстрируется слайд 13 «Салют Победы» со вставленными кадрами кинохроники салюта Победы). Когда отзвучали залпы салюта, началось всеобщее ликование. Было лишь одно ощущение великого братства, безмерного счастья и надежды на будущее.
Указом Президиума Верховного Совета СССР день 9 мая был объявлен праздником Победы, а 24 июня на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы (демонстрируется слайд 14 «Парад Победы» и вставленные в него кадры кинохроники с эпизодом бросания фашистских знамен к подножью Мавзолея Ленина).

Цена Победы. Итоги войны
Преподаватель ОБЖ
- 1418 дней и ночей советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров, отстояли свободу и независимость своего Отечества, спасли от фашистского порабощения мировую цивилизацию. Именно нашей стране, ее Вооруженным силам принадлежала решающая роль в разгроме гитлеровской Германии и ее союзников (демонстрируется слайд 15 «Потери Германии»).
Германия за четыре года войны потеряла более 10 млн. человек, 607 дивизий вермахта и его союзников, свыше 75% военной техники, в том числе 167 тыс. артиллерийских орудий, 48 тыс. танков, 77 тыс. самолетов (демонстрируется слайд 16 «Потери Германии в технике»).
Но победа над Германией далась тяжелой ценой (демонстрируется слайд 17 «Потери СССР»).
Война унесла (по приблизительным подсчетам) свыше 27 млн. жизней наших сограждан, в том числе более 11 млн. человек погибли на фронте. В тылу врага и на оккупированных территориях погибло около 4 млн. партизан и подпольщиков. В фашистской неволе оказалось около 6 млн. советских граждан (демонстрируется слайд 18 «Все они вошли в ужасающую цифру 27 млн. человек»).
Были и миллионы умерших от голода, погибших в концлагерях. Все они вошли в ужасающую цифру 27 млн. человек, равную численности населения средней европейской страны (демонстрируется слайд 19 «Цена победы над фашизмом была огромной»).
Фактически каждый седьмой житель страны погиб в годы войны, а на захваченных гитлеровцами территориях каждый четвертый (демонстрируются вставленные в слайд 19 кадры кинохроники сожженных деревень).
Громадными были и материальные потери. За годы войны СССР потерял 30% национального богатства (демонстрируется слайд 20 «Материальные потери СССР»).
Оккупанты полностью или частично разрушили и уничтожили 1710 городов и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень. Было разрушено 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов и 2 тыс. совхозов, уничтожено 6 тыс. больниц, 82 тыс. школ, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. библиотек.
Крова лишились 25 млн. человек (демонстрируется слайд 22 «25 мин человек лишились крова»). Этот скорбный перечень разрушений можно продолжать и продолжать.
Пройдя через горнило Великой Отечественной войны, наш народ осознал, что ему по плечу любые испытания и любые задачи (демонстрируется слайд 23 «Война закончилась»).

Минута молчания
Звучит песня «День Победы», ее сопровождает демонстрация на экране в автоматическом режиме презентации «День Победы» с подборкой фотографий и кадров кинохроники времен Великой Отечественной войны. С последними аккордами песни преподаватель ОБЖ объявляет минуту молчания.
Преподаватель ОБЖ
- Прошу всех встать. Прошу почтить память павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. (Звучит метроном, на экране остается последний слайд презентации «день Победы».) Прошу садиться.
Преподаватель ОБЖ передает слово учителю информатики.
Практическая работа
Учитель информатики
- Великая Отечественная война не обошла и КУрал. Многие,. ушедшине на фронт наши земляки не вернулись с полей сражений. Они отдали самое дорогое жизнь, спасая Отечество от фашистского нашествия..
Их памяти посвящена практическая работа по теме «Форматирование документа», которую вам сейчас предстоит выполнить. На предыдущем уроке информатики вы ввели и сохранили в своих папках на рабочем столе тексты, посвященные истории нашего края в годы Великой Отечественной войны. Сегодня каждый из вас, используя подготовленные тексты, должен оформить свою страницу в электронный альбом техникума, посвященный 75-летию Победы. При выполнении работы вы будете руководствоваться описанием задания на карточках, которые лежат у вас на столах. Когда вы завершите оформление своей страницы, сохраните документ под своей фамилией на Рабочем столе и отправьте по локальной сети на Рабочий стол учителя в папку Задания. В конце урока мы вместе посмотрим и оценим созданные вами страницы.
Ученикам перед уроком были розданы карточки с заданиями. Руководствуясь заданием, каждый оформляет свою страничку, посвященную Великой Отечественной войне.
Во время выполнения работы преподаватель ОБЖ проверяет бланки конспектов, которые ученики заполняли при повторении ранее изученного материала, выставляет оценки, вносит их в электронную ведомость. Преподаватель информатики контролирует выполнение работы учениками, при необходимости дает консультации.

Коллективный просмотр заданий, выполненных на ПК
За шесть минут до окончания урока учитель информатики объявляет, что работа завершена и организует ее коллективный просмотр, демонстрируя на экране созданные учениками документы в полноэкранном режиме. Каждому кадру при этом дается оценка.

Подведение итогов урока и домашнее задание
Завершив просмотр работ, учитель информатики подводит итоги урока. Напоминает тему, цель, учебные вопросы; дает оценку занятию в целом. Объявляет оценки (демонстрируется слайд 24 с ведомостью полученных оценок по ОБЖ и по информатике и содержанием домашнего задания).
В качестве домашнего задания предлагается принять участие в акции техникума «О прошлом память сохраним! »:
1) Через штаб студенческой организации техникума узнать имена и адреса ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне ЧПТ (они будут использованы на следующем уроке информатики при выполнении практической работы «Поздравительная открытка»).
2) Подготовить сообщение об одном из земляков, удостоенном звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (сообщения будут использованы на уроке ОБЖ по теме «Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»).

































15