«Удивительный мир музыкальных образов»ФГОС


1 урок – «Удивительный мир музыкальных образов» (6 класс)
Здравствуйте ребята!
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока.
«Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М.Мусоргский, а Н.А. Римский-Корсаков называл музыку искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи.
Определение темы урока
Сегодня на уроке нам с вами предстоит ответить на вопрос: Что роднит музыкальную и разговорную речь?
Ребята, как вы думаете, что роднит музыкальную речь и разговорную? (Ответы ребят)
Постановка цели и задач урока:
Сегодня мы узнаем…(ответ ученика)
Ответим на вопрос…(ответ ученика)
Послушаем… (ответ ученика)
Закрепим… (ответ ученика)
Посмотрите пожалуйста на нашу «ромашку» - средства музыкальной выразительности.
Музыкальную и разговорную речь роднит – интонация.
Давайте зарисуем «ромашку». Я вам буду говорить, что записывать в тетрадь.
А теперь, я вам расскажу как каждое из средств музыкальной выразительности влияет на музыкальный язык и мы с вами вместе подумаем, как каждое из средств используем в музыке композитор.
Итак, из музыкальных интонаций складывается мелодия. Ниже запишем, мелодия – душа музыкального произведения, его самая существенная сторона. От того, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой, зависит рождение музыкального образа.
А теперь, давайте откроем учебник на странице 6, и прочитаем, что такое музыкальный образ. (Читаем). Запишите первое предложение.
В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Погружаясь в образный строй произведения, мы волнуемся, грустим, радуемся…
Ребята, известны ли вам какие-нибудь музыкальные образы? (Ответы).
Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими музыкальными образами.
Запишем, лирический образ – образ, который передает личные переживания автора.
1. А. Рубинштейн – романс «Горные вершины».
Драматический образ – музыкальная трактовка литературного образа героя. Показывает особенности характера.
2. Ф. Шуберт – «Лесной царь».
Эпический образ – образы изображающие Родину в определенную историческую эпоху.
3. А. Бородин – Симфония №2 «Богатырская».
Первый раздел учебника знакомит нас с удивительными образами вокальной и инструментальной музыки.
Давайте прочитаем в учебнике, что такое вокальная музыка.
(Читаем…Итальянское vocale…)
Ребята, что такое романс? (Ответы ребят)
Давайте запишем, что такое романс.
Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Давайте с вами послушаем еще один русский романс.
4. А. Варламов – «Красный сарафан».
На что похож этот романс?
На русскую народную песню.
Какие чувства воспевают русские романсы?
Любовь к человеку, матери, любовь к Родине, земле.
Давайте прочитаем, что такое инструментальная музыка.
Инструментальная музыка предназначена для игры на различных музыкальных инструментах.
Что такое вокализ? (Пение без слов) Запишем.
5. С.В. Рахманинов – вокализ.
Рефлексия.
С какими музыкальными образами мы с вами сегодня познакомились? (Ответы ребят)
Сегодня на уроке я узнал…
Больше всего мне запомнилось…
Я расскажу маме о том, что музыка и литература…
Домашнее задание – прочитать страницы 6-7. Знать что такое музыкальный образ. Вокализ.
Выставление комментированных оценок.
Урок окончен.