Дорожная карта урока по всеобщей истории в 11 классе на тему: Послевоенное мирное урегулирование.Начало холодной войны


Тема: «Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». 1
Определяем цели ↓ Знать: Уметь: Ценить:-
Сотрудничество - как путь к созиданию . Конфронтация, враждебность –путь к разрушению.
Ответственность за принятые решения и действия.
▼ ЗАДАНИЕ 1-Какие ассоциации и понятия из предложенных вы бы использовали для «1 зала», а какие для «2 Зала»?
- (яркие, броские, жизнеутверждающие тона!) Общие цели, совместные действия, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь;
- (мрачные зловещие, резко контрастные изображения) Конфронтация, противостояние, противоречия, биполярность мира (капиталистическая и социалистическая системы) ,  соперничество, гонка вооружений.
↓Проблема: -Почему от сотрудничества союзники по Антигитлеровской коалиции
перешли к конфронтации? Кто виноват?
Была ли альтернатива «холодной войне»?
Эпиграф:
« Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился,
война нас объединила, а победа разъединила»
Е.Евтушенко
Работаем по плану: ↓
План урока.
1.Изменение баланса сил в мире после Второй мировой войны.
2.Создание ООН.
3. Международные трибуналы.
4. Мирные договоры с союзниками Германии.
5.Начало «Холодной войны»
1.Изменение баланса сил в мире после Второй мировой войны.
▼ЗАДАНИЕ 2 -На основе ознакомления с нижеизложенным материалом определите, какие страны могли и стремились претендовать на роль лидера в послевоенном мире?
Гермаания - оккупирована, разделена на зоны оккупации; что она исчезла на время с карты мира как суверенное государство. Страны «оси» из субъектов =>в объекты международной политики ( вспомните из права «объект». «субъект» правоотношений)
Великобритания -   Существенно ослаблена. Окончательно утратила «пальму первенства» в м / н отношениях. Вторая мировая война для Великобритании была триумфом и трагедией. С одной стороны- в числе победителей, а сдругой, —победа оказалась"пропастью"( потеряла 25% национального багатства, 30% торгового флоту, внешний долг составлял 3,335 млрд.ф.с. национально- освободительное движение в колониях. В 1947 р. експорт США в британські колонії на 70% перевищував англійський. Финансово зависела от США. создание «особых отношений с США»
Франция –промышленное производство сократилось втрое, с/ х - вдвое. Национально- освободительное движение в колониях. Внутри страны - борьба левых, правых партий, коммунистов. Огромное влияние сил движения Сопротивления. Соперничество с Великобританией.
В США: - единственная страна, укрепившая в период войны свои позиции. К концу войны под контролем США находилось 80% золотого запаса капиталистического мира. Американским товарам принадлежало 40% от общего объема товаров стран Запада. Высокий авторитет, как арсенала Антигитлеровской коалиции и ее участника. Имели военное преимущество (самый большой в мире флот, стратегическую авиацию, монопольно(до 1949г)владели атомным оружием)
СССР: -сыграл решающую роль в победе над фашизмом, в освобождении Европы, что определило рост его авторитета. После войны показал военно - политическую мощь, укрепился престиж в мире; под влиянием СССР усиливали свое влияние коммунистические партии в странах Восточной Европы. Переход от народной демократии к коммунистическим режимам советского образца был только делом времени. СССР в 1946–1947  усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море.В.М. Молотов в феврале 1946 г. заявил:  « Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР».
Вывод: На роль лидера могли претендовать_______________________________________________________
СВЕРХДЕРЖАВА— HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE" \o "Государство" государство с огромным политическим, экономическим, культурным и военным превосходством над большинством других государств.
2.Создание ООН. 2
Справка. Из истории создания:
Осень 1944г-конференция в Вашингтоне в имении Думбартон – Окс: -предложение о создании ООН; -обсудили основные положения Устава ООН.
Февраль 1945г-Ялтинская конференция: -решение о созыве 25 апреля 1945г. Учредительной конференции ООН в Сан-Франциско (25 апреля -26 июня 1945г)
24 октября 1945г.- День рождения ООН (день вступления в силу Устава ООН)
Дискуссия о механизме деятельности ООН:
Сталин: - Государства, вынесшие на себе основное бремя войны, несут ответственность и за мир. Поэтому маленьким странам в ООН не следует предоставлять таких прав, пользуясь которыми , они могли бы противоречить большим государствам.
Рузвельт: - согласился с т. з. Сталина.
Черчилль: - Пусть орел разрешит маленьким птичкам петь, впрочем, обращать внимание на их пение не стоит.
▼ЗАДАНИЕ 3 –Ознакомившись с содержанием дискуссии между лидерами великих держав, определите свою точку зрения по этой проблеме и ответьте на вопросы:
1) -Какой принцип взаимоотношений нарушался бы т. о.?
2) -С высказываний какого деятеля перекликается? - « Я не намерен дела Франции обсуждать с Кубой и Гондурасом!»
▼ЗАДАНИЕ 4 - Цели ООН? Определите структуру ООН. Запишите в виде схемы.
▼ЗАДАНИЕ 5. – Согласны ли вы с мнением?
ПРАВО «ВЕТО» = принцип единогласия
Мнение: - «ВЕТО» снижает эффективность ООН как механизма для защиты мира, поскольку прийти к соглашению странам с различными интересами сложно.
3.Международные трибуналы.
Трибунал-это…
Нюрнбергский трибунал- 20 ноября 1945г. -1октября 1946г. (403 заседания, допрошено 116 свидетелей, 19 подсудимых)
Токийский трибунал- 3 мая 1946 - 12 ноября 1948г.
Обвинения нацистским военным преступникам: ↓- в заговоре против мира путём подготовки и ведения агрессивных войн;
-в военных преступлениях ;- преступлениях против человечности;
▼ЗАДАНИЕ6 - Преступления очевидны. Зачем нужно было так тщательно подбирать доказательства, выслушивать сотни свидетелей?
4. Мирные договоры с союзниками Германии.
Карта учебника «Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны»
Парижская мирная конференция -19 июля-15 октября 1946г.
10 февраля 1947 г. - Мирные договоры с Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией, Румынией.
▼ЗАДАНИЕ 7- Объясните принцип «4 Д », найдите соответствие:
1.Денацификация А Обеспечение гражданам демократических прав и свобод
2. Демилитаризация Б Недопущение возрождения фашистских партий и организаций
3.Декартелизация В Ограничение  концентрации экономического потенциала, влияния картелей, синдикатов, трестов и других видов монополистических объединений 
4.Демократизация Г Отмена законов военного времени. Ограничение вооруженных сил, военной промышленности и др.
Ответ: ↓1 2 3 4
5.Начало «Холодной войны» 3
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА-
↓ НАЧАЛО
Фултонская речь У. Черчилля 5марта 1946г. «Мускулы мира»
Экспансия, «Железный занавес»
«Объединить всю мощь англосаксонского мира» для борьбы с международным коммунизмом во главе с СССР
«Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин» ( У.Черчилль)
Ответ И.В. Сталина Черчиллю 14 марта 1946г.
«По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны»
«Эта речь – это опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество»
«Длинная телеграмма» Дж. Кеннана:
1. …противник [СССР] достаточно силен и ясно показывает готовность использовать свою силу…
2. Успех [СССР] будет зависеть от степени сплоченности, целенаправленности и решительности, которую западный мир может ему противопоставить.
4. Вся советская пропаганда за пределами сферы советской безопасности является в своей основе негативной и разрушительной
СДЕРЖИВАНИЕ - Внешнеполитическая концепция США, рассчитанная на ослабление СССР путем оказания постоянного политического, экономического и военного давления
«Доктрина Трумэна» 12 марта 1947г -
- США должны вмешиваться во внутренние дела других стран для того, чтобы поддержать «свободные народы, оказывающие сопротивление внешнему давлению или попыткам вооруженного меньшинства подчинить их себе»
- Соперничество между США и СССР-конфликт демократии и тоталитаризма.
▼ЗАДАНИЕ 8 - КТО ВИНОВАТ в развязывании «холодные войны» ? Приведите аргументы
1 мнение: -США, Запад; 2 мнение: -СССР 3 мнение: сформулируйте сами.
↓ В развязывании «холодные войны» виновны: ↓ США, Запад СССР

Вывод______________________________________________________________________________
БИПОЛЯРНОСТЬ (от многополюсности к двухполярному миру)
« Результаты нашего труда не оставлят человечеству другого выбора, кроме того,как осознать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме» ( Р. Оппенгеймер- изобретатель ядерной бомбы, после испытаний ее в США, фрагмент «Атомная бомба» )
« Каким видом оружия будет вестись 3Мировая война? Не знаю, но единственным оружием 4-й будет каменный топор» (Альберт Эйнштейн)
!!! Задумайтесь об ответственности!!! Предостережение!!!
▼ЗАДАНИЕ 8 -Составление СЕНКАНА на заданную тему:
РАЗРУШЕНИЕ, СОЗИДАНИЕ, МИР, ВОЙНА, «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»
История - не только войны…
Сотрудничество - как путь к созиданию . Конфронтация, враждебность –путь к разрушению.
Ответственность за принятые решения и действия.