Внеклассное мероприятие на тему Холокост


«ГОРЬКИЙ ПЕПЕЛ ХОЛОКОСТА»Внеклассное мероприятие в рамках конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности»Автор: Борисова Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Насоновская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
2015-2016 учебный год
left50001182370
00
centercenter10000010000015000710120570007480301150003100071875657000748030800000
Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Задачи:
•формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
•формирования навыков социальной восприимчивости и доверия, способности к сочувствию и сопереживанию;
•развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
•воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а так же стремление противостоять им в наше время;
•формирование патриотизма, гражданственности.
Форма проведение внеклассного мероприятия:
устный журнал
Методы: словесный, наглядный, видеометод.
Оборудование:
 - компьютер, мультимедийный проектор, экран;
 - записи видео и аудио материалов по теме;
 - презентация по теме мероприятия.
На фоне музыки (мелодия 1, папка «Приложение. Музыка») на сцену выходят 2 юноша и 2 девушка, одетые в черное, в руках свечиЧтец 1
Ведет с доисторических времен
Счет скорбным датам племя Авраама:
Кто был убит, казнен или пленен,
Массады гибель, разрушенье Храма…
Чтец 2
Но век двадцатый был страшней, чем ад:
Шесть миллионов — жертвы Холокоста!
А Бабий Яр, Освенцим, Бухенвальд
И сотни гетто — это их погосты.
Чтец 3
Когда мир узнает про Холокост,
Немеет сердце, холодеют руки,
И просит Господа с рыданием душа,
Пусть никогда не повторятся эти муки!
Чтец 4
Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Чтец 1
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Чтец 2
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Чтецы со свечами уходят, слово учителя:
Вот уже минуло 70 лет, как отгремели орудия Великой войны, закончились ужасы и страдания миллионов людей, но многие до радостного часа Победы не дожили. В их числе шесть миллионов евреев, тысячи представителей цыганского населения, белорусы и украинцы, русские и поляки, армяне, все те, кто не соответствовал фашистским меркам идеального человека. Сегодня мы почтим память жертв Холокоста. Что же такое Холокост? На этот вопрос я хочу ответить словами Михаила Гефтера: «Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов - и каждый в отдельности. Это - память, противящаяся забвению. Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. Это - убеждение: Нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех. Вот что означает Холокост»
Не случайно именно сейчас мы говорим о Холокосте. Вновь по всему миру начал распространяться яд нацизма, ненависти и агрессии. Холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это высшее проявление зла. Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.
(Меняется музыкальный фон. Мелодия 2. Папка «Приложение. Музыка».) На сцену выходят историки.
Историк 1
Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение». Впервые термин «Холокост» появился в в 60 –е годы 20 столетия. Он символизировал крематории концлагеря Освенцима. «Холокост» - обозначает преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками в 1933 -1945 гг.
Историк 2
Германия. 30-е годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать
Историк 1
Дневник голландской еврейской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма. 14-летняя Анна Франк описывала все события, происходившие в ее жизни. Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день боясь быть обнаруженной и расстрелянной фашистами.
(инсценировка. Выходит девочка, в темном платье, на груди желтая «Звезда Давида» (символика, используемая нацистами для обозначения еврейской нации). Девочка прижимает к груди «дневник» и начинает рассказывать.) Девочка:
- май 1940 года начались трудные времена. Евреев обязали носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, запретили ездить на трамваях, посещать магазины, ходить в кино. С восьми вечера евреи не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?"
- 1 августа 1944 года перед домом на Принсенграхт 263 остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все мы были арестованы.
Концлагерь…Истощенные тела, искалеченные души. Страшные антисанитарные условия лагеря привели к эпидемии тифа.
Моя сестра Марго заболела…Я тоже скоро умру…
Музыка прекращается
Историк 2
С началом Второй мировой войны, с 1939 г., евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых. Многие были отправлены в концлагеря.
Историк 1
Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.
Чтец 3
Звучит еврейская музыка, (Мелодия 3. Папка «Приложение. Музыка» ) Чтец читает стихотворение Э.Межелайтиса “Пепел”.
Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.
Историк 2
Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев.
Историк 1
В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.
В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
(Просмотр и обсуждение видеоклипа «Ужасы Бабьего Яра», репортаж 1 канала. Папка «Приложение.Видео»).
Звучит мелодия 4 (Приложение.Музыка).
Чтец 4 читает отрывок из стихотворения “Варварство”.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.
Историк 2
Бабий Яр— урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек.
Историк 1
По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
Звучит мелодия 5 (Папка «Приложение. Музыка»)Чтец 1 читает стихотворение Владимира ОПЕНДИКА
Над Бабьим Яром тихо стонет ветер,
И тишина на дне его лежит.
Отец мой смерть здесь в сорок первом встретил,
Он в сентябре был предан и убит.
Здесь тишина хранит людские крики,
Звук выстрелов и окрики убийц.
Сейчас на дне блуждают только блики,
И черепа глазеют из глазниц.
Шесть суток убивали здесь евреев!
Согнали всех — детишек и старух.
Кровавый пир затеяли злодеи,
А мир молчал. Он был и нем и глух!
Звучала речь гортанная, как выстрел,
Певучая ей пела в унисон.
Они кричали жертвам: «Быстро! Быстро!»
И пулемет выплевывал патрон.
Младенцы, не успевшие родиться,
Спят вечным сном в утробах матерей.
Перед глазами возникают лица
Десятков тысяч киевских детей!
Седая мать погибла вместе с сыном,
И рядом с ними — тысячи семей!
Убиты все. Огромная могила
Объединила взрослых и детей.
Над Бабьим Яром воет вечный ветер,
И тишина безмолвная кричит:
«Живые за расстрелянных в ответе!»
А кровь в висках пульсирует, стучит!
Мы помним всех погибших поименно,
Мы знаем тех, кто убивал детей!
Над Бабьим Яром плачет ветер скорбно,
А мать-земля хранит своих людей!
Просмотр видеоклипа
Видеоклип на песню А.Розенбаума «Бабий Яр» (Папка «Приложение. Видео.»)Учитель
Как же, люди, рассказать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они – наши…
Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда – где-то…
А могли бы быть уже внуки…
Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…
(выходят все чтецы, становятся в один ряд, в руках – свечи)
(Объявляется минута молчания в память жертвам Холокоста)
Звучит мелодия 6 (Папка «Приложение. Музыка»)Чтец 2
И в горле ком, который не сглотнуть.
От душ, спустившихся с небес, здесь воздух плотен.
Они в глаза приходят нам взглянуть
С немых фотографических полотен.
Чтец 3
На плиты всех, прошедших это пекло,
Кто розу, кто настурцию кладет,
А небо не очищено от пепла,
И очищенье это не придёт.
Чтец 4
Не упокоят их потоки слез.
Они хотят, чтоб в нашем сердце бился
Их пепел и звучал сквозь боль вопрос:
Что сделал ТЫ, чтоб Холокост не повторился?!
Чтец 1
Хотя уже прошло две трети века,
Я не нашел ответа на вопрос:
Что за душа была у человека,
Который мир обрек на холокост?!..Историк 1.
Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Историк 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек! Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
Историк 1. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!
Учитель: Холокост - не просто страница еврейской истории, это общечеловеческая трагедия. В середине XX века на протяжении многих лет совершалось истребление целого народа. Самое страшное, что остальной мир это допустил. Уроки этой катастрофы не должны забываться. Их замалчивание уже привело к тому, что начинают набирать силу неонацистские организации. Надеемся, что мы заставили вас поразмышлять над одной из самых страшных катастроф XX века.
Вот и подошло к концу наше мероприятие на тяжёлую тему – трагедия Холокоста. Все ваши мысли, впечатления изложите в эссе.
Оформление сцены:
«Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает». Альберт Эйнштейн
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр«Все сожжено: пороки с добродетелями
И дети с престарелыми родителями.
А я стою пред тихими свидетелями
И тихо повторяю: сожжены.» Борис Слуцкий.
«Глядя на наше вчера, мы должны думать о будущем».
Рува Малкин
Используемые ресурсы:
https://ru.wikiquote.org/http://evreimir.com/67858/Simvol-Holokosta/http://pozdravitel.ru/prazdniki/stihi-na-megdunarodnyj-deny-pamyati-gertv-holokostahttp://jennyferd.livejournal.com/53336.htmlhttp://photochronograph.ru/2012/05/10/xolokost-uzhasnye-kadry-iz-konclagerej/https://ru.wikipedia.org/wiki/Холокостhttp://1001facts.info/o-xolokoste/http://trinixy.ru/110857-vospominaniya-zhertv-holokosta-11-foto.htmlhttp://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9