План-конспект учебного занятия по дисциплине Цифровая фотография на тему Обобщение знаний по истории и основным жанрам фотографии.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
План-конспект учебного занятия по дисциплине «Цифровая фотография» Творческое объединение «Ракурс» Педагог: Федосеенко Ю.В.
2016 год.
г. Тайшет
Учебная дисциплина: Цифровая фотография
Дата проведения занятия: 9. 12. 2016, группа 1.3
Тема занятия: Обобщение знаний по истории и
основным жанрам фотографии.
Тип занятия: комбинированный - закрепление изученного, викторина по группам, сообщение.
Форма работы: беседа, дискуссия, деловая игра, работа с наглядным материалом (фото), групповая работа, работа по подгруппам.
Оборудование и материалы: раздаточный материал (жетоны, фотографии, карточки).
Цель:
Обобщить знания по истории и основным жанрам фотографии.
Познакомить с искусством Сальвадора Дали.
Задачи:
обучающие:
Закрепить полученные знания по истории и жанрам фотографии.
развивающие:
Развивать коммуникативные способности.
воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, интерес к истории фотографии. Формировать умение строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.
Ход занятия
Орг. момент
Здравствуйте ребята!
Сегодня к нам на занятие пришли гости, мы их приветствуем!
Тема нашего сегодняшнего занятия обобщение знаний по темам: Первоначальные знания по истории фотографии;
Основные жанры фотографии
Сегодня вы будете работать в командах. Разделитесь на две равные команды.
Дети делятся на две команды произвольно.
Повторение изученного
Ребята, у кого дома есть фотографии?
Очем могут рассказать нам фотографии?
По фотографиям мы узнаём, какими мы были в детстве, какими были наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, читаем историю своей семьи, храним воспоминания о наших путешествиях. А для нас с вами фотография - это работа и отдых, удовольствие и радость общения.
Очень точно о фотографии сказал поэт Ярослав Смеляков. Послушайте ребята и вдумайтесь в эти слова.
Живя свой век грешно и свято,
недавно жители земли,
придумав фотоаппараты
залог бессмертья обрели.
Что зеркало! Одно мгновенье! Одна минута истекла
И веет холодом забвенья
От опустевшего стекла.
А фотография сырая
Продукт умелого труда
Наш облик точно повторяет и закрепляет навсегда.
Давайте с вами вспомним, что же таит в себе это слово ФОТОГРАФИЯ, отвечая на вопросы.
Я вам раздаю конверты, в которых написаны слова с возможными вариантами ответов. Ваша задача, посоветовавшись с командой, выбрать правильные варианты ответа.
Первый вопрос.
вопрос. Как вы думаете, какие из этих слов объясняют, что такое фотография?
Свет, письмо, бумага, изображение, рисунок.
Выбрали? Давайте узнаем, какая команда дала правильный ответ. Та команда и получает жетон. Чья команда наберёт больше жетонов, ту команду будем считать лучшим знатоком истории и жанров фотографии.
Вручаю жетон
А кто из вас помнит, с чего начиналась фотография?
( Началась она с наскальных рисунков).
А как это происходило?
Кто нашел первый рисунок?
вопрос. Сколько лет фотографии?
Больше 500
Около 200 Меньше 100 Около 1000 .
Узнаем, кто из вас дал правильный ответ. Вручаю жетон.
Люди всегда мечтали остановить мгновенье, наши далёкие предки сидя в пещерах рисовали на стенах сцены охоты. Их инструментами были угли от костра, кровь убитого животного, а холстом были своды пещер и стены скал. Время шло, угли и кровь животных сменились на карандаши и краски, а
умелых рисовальщиков стали называть как?правильно. Художниками.
И всё бы хорошо, но художественными способностями обладали не многие, а запечатлеть важные моменты хотелось всем.
В десятом веке Арабский ученый Альгазен обратил внимание, что в тёмном помещении изображение, проходящее через маленькое отверстие в стене, проецируется в перевёрнутом виде на стену.
По этому принципу был создан первый прототип фотокамеры и назывался онКамера - обскура.
вопрос. Как назывался самый старый фотографический снимок, который был создан при помощи камеры обскуры Жозефом Ньепсом?
В каком году? Кто помнит? (в 1826)
{Показываю фото Жозефа Ньепса)
Следующий конверт и варианты ответа.
Крыши домов
Серые будни
Пейзаж из окна
Вид из окна
Окно в природу
Какая команда дала правильный ответ? Получает жетон. Молодцы!
Вот этот снимок {показываю)
После смерти Ньепса его дело продолжил театральный декоратор и изобретатель Луи Дагер. Ему удалось изобрести способ печати на пластинах с помощью ртути и получить очень качественное изображение. Метод был обнародован в 1839 году. Именно этот год считается годом рождения фотографии.
вопрос. С каким видом искусства схожа фотография?
Музыка
Декоративно-прикладное искусство
Живопись
Скульптура
Посмотрим, кто правильно справился с заданием. Вручаю жетон.
С живописью вы уже познакомились на уроках ИЗО, и, наверное знаете, в зависимости от того, что изображено на картине, живопись делится на жанры. В стихотворениях Александра Кушнера спрятались названия жанров. Попробуйте их назвать. Можно хором.
Если видишь ты на снимке реку сад иль облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш
Обязательно твой снимок называется ...пейзаж
Кто может дать определение, что такое пейзаж?
(Показываю фото пейзажа)
Если видишь ты на снимке чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт
Или все предметы сразу, знай, что это ....НАТЮРМОРТ
Кто может дать определение, что такое натюрморт?
(Показываю фото натюрморта)
ЕСЛИ ВИДИШЬ, ЧТО со снимка СМОТРИТ КТО-НИБУДЬ НА НАС
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,
обязательно тот снимок называется ....ПОРТРЕТ
Кто может дать определение, что такое портрет?
(показываю портретное фото)
вопрос.
Уберите из конверта названия, которые не относятся к жанрам фотографии.
Черно-белая фотография
Портрет
Натюрморт
Цветная фотография
Репортаж
Пейзаж
Проверим результаты. Вручаю жетон.
Конечно, ч. б. фотография и цветная, это виды фотографии.
Это был последний вопрос, и мы переходим к подведению итогов. Подсчитайте количество набранных жетонов. Команда с наибольшим числом жетонов занимает первое место, вашим соперникам достаётся второе место. Поздравим друг друга аплодисментами.
Расширение знаний в области истории фотографии Ребята, сейчас я хочу познакомить вас с творчеством Сальвадором Дали испанского живописца, графика, скульптора, режиссёра, писателя. Одного из самых известных представителей сюрреализма.
Сюрреализм - это — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Сейчас вы сами всё увидите.
Слайды.
Ребята, а кто такой гений?
Как сказал об этом американский физик Эдисон: «гений - это один процент таланта и 99 процентов пота» и чтобы в жизни добиться успеха, нужен сильный характер. А что значит иметь сильный характер? Каким надо быть? В дальнейшем мы познакомимся с программами по обработке фотографий и научимся создавать всевозможные шедевры искусства, и, возможно, в ком-то из вас проснётся ещё один гений.
А какими качествами характера должен обладать фотограф?
Ответы детей.
Подумайте, а могут ли занятия в фотостудии помочь учебе в школе? Если да, то чем?
Развивает интеллект и кругозор Организованность, интерес к истории и т.д.
А в какой профессии пригодится умение фотографировать?
(Художник, архитектор, дизайнер, журналист, археолог, следователь)
Подведение итогов.Молодцы! Отлично поработали. Я вами довольна!
Наше занятие подошло к концу, и я предлагаю сделать общую фотографию на память о занятии в ДТО «Ракурс».
Всем большое спасибо, до свидания.