Внеклассное занятие по технологии Прекрасных профессий на свете не счесть… (2 класс)

Внеклассное занятие по предмету «Технология»
«Прекрасных профессий на свете не счесть»
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
ФГОС НОО целью и основным результатом образования определяет общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Что такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий - личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - осуществляется не только в контексте усвоения программ разных учебных предметов. Для дальнейшего развития и успешного обучения детей младшего школьного возраста велика значимость внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий по предмету.
ФГОС НОО и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России нацеливают нас педагогов на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Рассмотрим на одном конкретном примере, как можно организовать совместную работу учителя и родителей над формированием универсальных учебных действий учащихся. В соответствии с образовательным стандартом определяются цели занятия.
Цель: Расширить представления учащихся о разнообразии мира профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности; способствовать воспитанию коммуникативной культуры и трудолюбия у будущих граждан страны.
Планируемые результаты занятия:
Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении профессии в жизни человека и общества, о разнообразии мира профессий; расширение словарного запаса, правильное употребление терминов и понятий.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные: принимать и осуществлять решение учебной задачи занятия под руководством учителя; вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, отвечать на итоговые вопросы занятия.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, причинно-следственных связей; проявление интереса к теме занятия и построение рассуждений.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; овладевать способами взаимодействия со сверстниками.
Оборудование и реквизит: мультимедийная система, толковый словарь русского языка, карточки, выставка рисунков «Профессии моих родителей», выставка поделок «Своими руками», мешочек «хотелок», грамоты, жетоны.
Участники: родители и обучающиеся 2 класса.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Класс разделён на 4 группы. Представление жюри)
2. Актуализация знаний обучающихся. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)
РФСИПЯСЕО
Учитель: - Ребята, расшифровав ребус, вы сможете сформулировать тему занятия. Прочитайте слово в порядке убывания высоты букв. (Профессия)
Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое профессия, какие бывают профессии. Профессий на свете много. Что же такое профессия? (Ответы учащихся).
- Я предлагаю уточнить значение этого термина. Для этого откроем толковый словарь, найдём искомое слово, читаем: «Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности». (Слайд 2)
- Обсудите в группах, для чего нужна профессия? Каково её значение для человека и общества? (Ответы детей).
Труд - основа нашей жизни. Всё, чем мы питаемся, предметы, которыми пользуемся в быту, многое из того, что нас окружает, создано трудом людей. В любом обществе о человеке судят по его труду на общее благо.
Сегодня вы за школьной партой. Учение тоже труд, и труд непростой. Пройдут годы, и, именно, вы станете прекрасными педагогами, построите уютные дома, будете лечить людей от болезней или сошьёте красивую, удобную одежду. А сейчас мы отправляемся в путешествие в мир профессий. Прочитайте тему занятия «Прекрасных профессий на свете не счесть». (Слайд 3)
3. Шутливые стихи (Каждая группа отвечает на 1 вопрос)
Ученик: Я пилотом стать хочу,
В самолёте полечу!
Я уже летаю,
В облаках витаю!
Учитель: - Достаточно ли одной мечты, чтобы стать лётчиком? (Ответ группы)
- Лётчику, помимо прекрасного здоровья, нужны крепкие знания по математике, физике и другим предметам, потому что самолёт – это очень сложная машина и управлять им намного труднее, чем, например, автомобилем.
Ученик: Сильный я, к тому ж не трус и военным стать стремлюсь.
Стану непременно славным я военным.
Я фуражку примерял и ботинки начищал.
Разве этого мало? Буду генералом!
Учитель: - Достаточно ли военным того, чтобы им просто была к лицу военная форма? (Ответ группы)
- Защищать Родину – это большая ответственность и честь. Военным ничуть не меньше, чем пилотам, нужны специальные знания, выдержка и умение постоянно быть начеку.
Ученик: Буду я лечить зверей, помогите поскорей,
Догоните кошку – полечу ей ножку.
Чтоб животным помогать,
Надо их сперва догнать.
Учитель: - А как называется профессия врача, который лечит животных? Что вы о ней знаете? (Ответ группы)
- Животных лечат ветеринары. К тому же лечить животных гораздо сложнее, чем людей, ведь они не могут рассказать о своей болезни. А для этого необходимы специальные знания.
Ученица: Тесто круто навела, пирожки я испекла:
Сладкие, солёные, горькие, печёные.
Всё в них щедро положила
И до слёз всем угодила.
Учитель: - Что же нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим кондитером или поваром? (Ответ группы)
- Да, профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам здоровье и хорошее настроение.
4. Рассказы родителей о своей профессии.
5. Рассказы детей о профессиях своих родителей по выставке рисунков.
Ученица: Чтоб уметь всё делать ловко,
Нам нужна во всём сноровка.
Нужно многому учиться,
Постараться не лениться,
И тогда хорош финал:
Станешь – профессионал!
Учитель: - Ребята, вы отлично разобрались в том, что каждая профессия требует крепких знаний. Чтобы стать профессионалом, надо хорошо учиться и не бояться труда. Ведь не зря народ сложил столько пословиц о труде. Давайте их вспомним.
6. Игровые конкурсы. (Жюри продолжает оценивать работу групп)
а) Игра «Продолжи пословицу»
Я начну, а вы кончайте -
Дружно хором отвечайте.
Кто любит труд, того люди (чтут).
Птицу узнают в полёте, а человека – (в работе).
Дерево славится плодами, а человек – (делами).
Труд человека кормит, а лень (портит).
Дело верши, да (не спеши).
Землю красит солнце, а человека – (труд).
Уменье везде найдёт (примененье).
Родина славит тех, кто трудится (для всех).
б) Игра «Определи профессию»
Цыплят по осени считают. (Птичница)
Колос к колосу – Родине сноп. (Хлебороб)
Куй железо, пока горячо. (Кузнец)
Не вырастишь овощей – не сваришь щей. (Овощевод, повар)
Ученье – свет, неученье – тьма. (Учитель)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак)
Лес рубят – щепки летят. (Лесоруб)
Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка)
в) Разгадывание загадок о профессиях
1. Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)
2. Он опускается в забой,
Его работа под землёй. (Шахтёр)
3. Как быстрый конь несётся
По рельсам тепловоз,
Всё ближе раздаётся
Весёлый стук колёс. (Машинист)
4. Его работы ждёт земля,
Едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень – пострижёт. (Фермер)
г) Игра-физминутка. «Угадай профессию» (Карточки с указанием профессий: капитан корабля, скрипач, швея, лесоруб)
(Группы поочерёдно имитируют действия людей, указанной на карточках профессии)
д) Конкурс скороговорок (Слайд 4)
Три дровосека на трёх дворах дрова рубят.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
е) Разгадывание ребусов (Слайд 5)
1.

В дит

2. Э 1 ог
3. 100 ляр
(Водитель, эколог, столяр)
Учитель: - Объясните, чем занимаются люди данных профессий?
ж) Викторина «Определи профессию по картинкам» (Слайды 6-9)
(Отоларинголог, учёный, учитель, менеджер)
Учитель: - Что вам известно об этих профессиях?
з) Игра «Доскажи словечко»
Учитель:
Профессий всех не сосчитать!
А, вы, какие можете назвать?
Трактор водит (тракторист).
На льду танцует (фигурист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книжки (переплётчик).
В школе учит нас (учитель.)
Строит здания (строитель).
Песни нам поёт (певец).
Торговлей занят (продавец).
Лекарства выдаст нам (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне (пекарь).
Нарисует нам (художник).
Сапоги сошьёт (сапожник).
Печку сложит нам (печник).
Обслужит в поезде нас (проводник).
Часы чинит (часовщик).
Грузит краном (крановщик).
Рыбу ловит нам (рыбак).
Служит на море (моряк).
В доме свет провёл (монтёр).
В шахте трудится (шахтёр).
В жаркой кузнице (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
Ученица: - Прекрасных профессий на свете не счесть, (Слайд 10)
И каждой профессии – слава и честь!
Учитель: - Эти замечательные строки принадлежат Пулату Мумину. Я думаю, что со временем вы сумеете выбрать профессию по душе и станете хорошими мастерами своего дела. Самое главное - не ленитесь, всегда трудитесь на совесть.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали? Для чего и где вам это может пригодиться?
- Пришло время для мешочка «хотелок». (Раздаём листочки) На листочках, ребята, укажите дату и кем вы мечтаете стать. Соберём листочки в мешочек, завяжем его и уберём в «долгий ящик». Через много лет на первой встрече выпускников узнаем, все ли ваши желания исполнились.
Награждение. (Слово для подведения итогов конкурсов и награждения грамотами участников выставок, активных участников предоставляется председателю родительского комитета).

Систематическая работа над формированием универсальных учебных действий учащихся должна способствовать позитивной динамике качества обученности и максимальному приближению уровня развития личности каждого ребёнка к портрету выпускника начальной школы.

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010, с.10-12, 30-31.
2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.
3. Агеева И.Д. Весёлые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников.- М.: ТЦ Сфера, 2002, с.24-27.
4. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами / В.В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996, с.67.
5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. – М.: Просвещение, 1994, с.9-16.
6. Герасимова В.А. Классный час играючи в начальной школе. Выпуск 1/ Герасимова В.А. - М.: ТЦ Сфера, 2005, с.18-23.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.– М.: Азбуковник, 1999, с.626.



Заголовок 115