Внеурочное открытое занятие на тему: Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь.


Внеурочное открытое занятие на тему:
"Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь".
цели:
выяснить уровень знаний учащихся о профессиях;
расширить знания детей о мире профессий;
формировать интерес к профессиям;
развивать логическое мышление, память, связную речь, умение цивилизованно общаться друг с другом .Вступительная беседа с учащимися.
Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. В мире профессий – тысячи. При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
Что же такое профессия ? (ответы детей)
А теперь давайте посмотрим, как объясняется слово « профессия » в толковом словаре:
ПРОФЕССИЯ – это вид труда , который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.
Игра « Закончи пословицу ». (Разобрать пословицы)
Кто не работает, …. (тот и не ест).
Хочешь есть калачи, … ( не сиди на печи ).
Труд человека кормит, … ( а лень портит).
Кто любит труд, … ( того люди чтут).
Без труда не вытащишь … ( и рыбку из пруда).
В труде рождаются … ( герои ).
Составьте пословицу из данных слов.
СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ
Запишите в тетради составленную вами пословицу.
(Землю красит солнце , а человека труд.)
Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?
Выслушиваются ответы детей.
В мире насчитывается около 50 тысяч разных профессий. С некоторыми мы познакомимся сегодня и постараемся открыть секреты этих профессий.
Ни одна профессия не может существовать отдельно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач: ему помогают фармацевт, швея, химик и др. (Ребята, а как они помогают друг другу).
Ребята, а вы знаете какие-нибудь профессии? И чем занимается эта профессия?
(Ответы детей)
А я хочу вам рассказать о некоторых профессиях, с которыми вы возможно еще не знакомы.
Профессия агроном. Как вы думаете, чем занимается этот человек? (ответы детей)
Агрономом - называется специалист по сельскому хозяйству в области земледелия и растительной селекции. Цель профессиональной деятельности агронома заключается в том, чтобы разработать комплекс мер по правильному и рациональному использованию почвенных ресурсов, а также в создании сельскохозяйственных культур, обладающих максимальной устойчивостью к негативным воздействиям окружающей среды и повышенной плодоносностью. Помимо этого слово агроном является словарным словом в русском языке.
Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Как правило, библиотекари работают в государственных библиотеках или библиотеках высших или средних учебных заведений, начальных или средних школ, медиа-центрах, библиотеках в рамках предприятий или компаний. А у нас в школе есть библиотекарь? Как ее зовут? А вы ходите в библиотеку? Зачем?
Бренд-менеджер. (ответы детей)
Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта(т.е вид продукта) и продвигает этот образ в массы. Бренд-менеджер руководит продажей группы товаров определенной торговой марки (это может быть что угодно — бытовая и компьютерная техника, одежда, продукты питания и пр.).
Кинолог. (ответы детей)
Кинолог — специалист по разведению, содержанию и дрессировке собак. Особое внимание кинологи уделяют, как правило, собакам бойцовых и охотничьих пород, которые, благодаря развитому обонянию, скорости и физической силе, оказывают помощь правоохранительным органам и спасательным службам.
Логопед. (ответы детей)
Логопед — специалист по исправлению речевых дефектов у детей, взрослых и пожилых людей. С детьми и взрослыми логопед осуществляет коррекционную работу, с пожилыми, в основном, восстанавливающую(например, ликвидация частичной или полной потери речи после инсультов и шоковых состояний).
Ребята, а вам приходилось у нас в школе заниматься с логопедом?
Лингвист. (ответы детей)
Лингвист - это специалист, глубоко знающий основной предмет, т.е. языки (русский и иностранные), т.к. лингвистика - это наука о языке, его общественной природе и функциях, о закономерностях функционирования и исторического развития, о классификации конкретных языков.Мерчендайзер. (ответы детей)
Мерчандайзер — товаровед или помощник товароведа, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах). Отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования (холодильники, дополнительные витрины, поддоны промоакций), размещает POS-материалы. Основная задача — контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах.
Океанолог. (ответы детей)
Океанологи занимаются изучением вод, морей и океанов, состоянием дна и шельфа, наблюдением за развитием водной флоры и фауны. Анализ физических, химических и биологических процессов, происходящих в глубине вод, дает возможность ученым прогнозировать дальнейшее развитие экосистем. Главная задача океанологов экологическая: спасение природных богатств моря, предотвращение условий исчезновения того или иного вида подводной флоры и фауны. Исследования океанологов также используются в рыбном промысле, гидротехнической и военной сферах, палеонтологии и биологии.
Ролик океанариум.
Реставратор. (ответы детей)
Под реставрацией в искусстве и архитектуре понимают восстановление разрушенных, поврежденных или искаженных памятников истории и культуры, с целью сохранения их исторического или культурного значения.
Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры). В ходе реставрации произведений изобразительного искусства восстанавливается утраченная прочность объекта, исправляются деформированные части основы, грунта, красочного слоя. Некоторые реставрационные работы занимают месяцы, т.к. это очень кропотливый труд.
Флорист. (ответы детей)
Флорист составляет букеты и икебаны, украшает помещения цветами и растениями. Помимо дизайнерских обязанностей, он также осуществляет срезку цветов и растений и их хранение. Любой профессионал безошибочно определит, как давно был срезан цветок и сколько ему предстоит жить в букете.
Флористика - это не искусство, а ремесло или ремесло с элементами искусства. Флорист работает с цветами и природным материалом. Он оформляет букеты и делает аранжировку. Также флорист умеет подобрать горшечные растения для интерьера, создаёт с ними композиции. Оформляет интерьер и витрины живыми цветами. Серьёзные профессионалы могут заниматься даже оформлением автомобилей.
Мы с вами поговорили о нескольких профессиях. И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно.
Задание «Кому принадлежит фраза?»
Предстоит внимательно выслушать фрагменты диалога из профессиональной деятельности различных специалистов и назвать их профессию или род занятий:
- Сколько килограммов картошки вам взвесить?.. С вас 25 рублей. (Продавец)
- Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник)
- Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 54. (Учитель)
- Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портниха)
- Как вас подстричь? А челку покороче? (Парикмахер)
- Несите кирпичи и раствор. (Строитель)
- Открой рот и скажи «а-а-а-а-а». (Врач)
Труд бывает физический и умственный.
Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека.
Умственный труд – труд, при осуществлении которого рабочим органом является мозг.
Как вы думаете, что такое физический и умственный труд. Каким видом труда вы занимаетесь в школе? (ответы детей Умственным.)
( например: учитель это какая профессия, а сапожник какая)
Физминутка для глаз.
Давайте поговорим о том, как возникли профессии.
Как таковых профессий в доисторические времена (до начала создания оседлых поселений) не было.
- Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими? Чем занимались мужчины?
(Ответы учащихся.)
(Мужчины изготовляли орудия для охоты – копья, луки, стрелы. С хорошим оружием охота и рыбалка была успешной. Охотники приносили крупную дичь, следовательно, профессии охотника и рыбака уже существовали.) - А чем же занимались женщины?
(Женщины растили детей, собирали плоды, обрабатывали звериные шкуры и шили из них одежду, занимались земледелием.)
- Мы видим, что уже в те времена люди распределяли между собой разные профессии. Люди занимались то охотой, то собирательством, и кочевали с места на место. Материально-технические условия для развития разделения труда отсутствовали.
Первые профессии начали появляться ещё в до цивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому начал развиваться товарный обмен.
Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.
С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и т. п. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и др.
С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14-16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 9 часов. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение — начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и интернет.
Задание «Профессии по ассоциации»
- Сейчас вам будут названы предметы, а вы должны угадать, к каким профессиям он относятся.
Шланг, вода, костюм (пожарный).
Зеркало, ножницы, расческа (парикмахер).
Кисть, валик, ведро с краской (маляр)
Поварёшка, колпак белый, кастрюля (повар).
Мяч, кеды, форма (футболист).
Краски, кисть, картина (художник).
Автобус, билет, деньги (кондуктор).
Указка, доска, журнал (учитель).
Форма, сумка, письмо (почтальон).
Тест «Кто чем занимается?»
- У каждого на столе лежит листок с заданиями. Постарайтесь правильно определить, кто, чем занимается и подчеркните нужную профессию:
Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
Корову доит: доярка, пастух, дворник.
Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
Снег метёт: шофёр, лётчик, дворник.
Детей учит: библиотекарь, нянечка, учитель.
Рубашки шьёт: швея, сапожник, часовщик.
Охраняет границу: тракторист, пограничник, почтальон.
Добывает уголь: художник, водитель, шахтёр.
- Закончили, давайте будем проверять.
(Я зачитываю, а вы поочереди называете правильный ответ).
- Ребята, кто не допустил ни одной ошибки – молодцы! Ну, а остальные, не переживайте, в следующий раз у вас обязательно всё получится.
А сейчас познакомимся с типами профессий.
1. “Человек – природа” - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды. Примеры профессий: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа, мастерплодовощевод, ветеринар, микробиолог и др. 2. “Человек-техника” - все профессии, связанные с техникой. Примеры профессий: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. 3. “Человек-человек” - все профессии, связанные с обслуживанием людей. Примеры профессий: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. 4. “Человек-знаковая система” - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками. Примеры профессий: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь, программист и др.
5. “Человек-художественный образ” - все творческие специальности. Примеры профессий: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.Игра « Рассыпалось слово » дети в тетради выполняют задание.
ОЕГДЛОП (логопед), УЛТСИОК (окулист), ДТАКВАО (адвокат), ТЮРСИ (юрист),
ГИНООЛК (кинолог), ЖИХКОУДН (художник).
- Объясните, чем занимаются люди данных профессий.
Игра на внимание.
Задание – восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма, и смысл не потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке, начиная с…Задание понятно?
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать ?Поезд водит … ( машинист )
Пашет в поле … ( тракторист )
Самолётом правит … ( лётчик )
Клеит книжки … ( переплётчик ).
В школе учит нас … ( учитель ).
Столы делает … ( столяр ).
Песни нам поёт … ( певец ).
Торговлей занят … ( продавец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).
От болезней лечит … ( врач ).
Красит стены нам … ( маляр ).
Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).
Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).
Нарисует нам … ( художник ).
Сапоги сошьёт … ( сапожник ).
Нам печку сложит на зиму … ( печник ).
Обслужит в поезде нас … ( проводник ).
Потушит в миг пожар … ( пожарный ).
На Крайнем Севере работает … ( полярник ).
С другого языка переведёт … ( переводчик ).
Исправит кран … ( водопроводчик ).
Часы чинит … ( часовщик ).
Грузит краном … ( крановщик ).
Рыбу ловит … ( рыбак ).
Служит на море … ( моряк ).
В машине возит груз … ( шофёр ).
Хлеб убирает … ( комбайнёр ).
В доме свет провёл … ( монтёр ).
В шахте трудится … ( шахтёр
В жаркой кузнице … ( кузнец )
Кто всё знает – молодец !Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь !Пройдёт какое – то время и перед каждым из вас, ребята, возникнет вопрос о дальнейшем профессиональном обучении. Но ведь для того, чтобы кем-то работать, надо сначала обучиться данной профессии. На свете много разных профессий и все они важны и почётны, начиная от простого дворника и заканчивая учёным академиком. И это действительно так. Вот давайте на минутку представим, что все дворники вдруг не вышли на работу. Что бы случилось с улицами больших посёлков и городов через неделю? К чему бы это привело? (ответы детей).
Правильно, наши улицы превратились бы в свалки. Без хлеборобов и пекарей мы остались бы без хлеба; без учителей все были бы безграмотными; без учёных мир перестал развиваться и прогрессировать, что привело бы к упадку всего человечества. Значит, какой можно сделать из всего этого вывод?.. Все профессии нужны, все профессии важны!
При выборе профессии следует руководствоваться тремя факторами:
«хочу» - это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом,
«могу» - уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности,
«надо» - спрос на профессию, потребность в ней общества.
Уже сейчас каждому из вас, ребята, надо задумываться над тем, каким видом труда вы желаете овладеть. Готов ли кто-то из вас уже сейчас сказать, кем бы вы хотели стать? В 9 классе социальные педагоги школы будут проводить с вами беседы о выборе профессии.
Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть.
Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
Я вам предлагаю пройти тест, который поможет определить, к какому типу профессии вы относитесь.
1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Результаты теста мы с Ольгой Владимировной обработаем и на следующем занятии расскажем вам.
Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
Игра «Самая - самая». А давайте мы с вами сейчас поиграем в такую игру. Игра называется «Самая-самая». Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, кулинар).
Характеристики:
самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод и др.);
самая волосатая профессия (парикмахер);
самая детская профессия (воспитатель, детский врач - педиатр);
самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);
самая серьезная профессия (судья, программист, военный и др.).
самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);
самая общительная профессия (учитель, диктор и др.).
Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда окончит школу. У вас ещё есть время, чтобы задуматься о выборе профессии. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус!
Рефлексия.
Ребята, а какая тема нашего занятие?
Что вы услышали нового о профессиях?
Понравилось ли вам это занятие?
Наше занятие подошло к концу. Вы хорошо потрудились. Мы ещё не раз будем с вами говорить о выборе профессий. Ведь выбор будущей профессии – это очень важное дело для каждого из вас.
Читает ученик: Профессий много на земле,
И каждая – важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе.
Ведь жизнь у нас одна.
В конце занятия предлагаю вам посмотреть поучительную историю о том, как правильно подойти к выбору профессии (калейдоскоп профессий).
Ты и твоя будущая профессия.
1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Ты и твоя будущая профессия.
1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.