Альманах творческих работ Никто не забыт, ничто не забыто (к 70-летию Великой Отечественной войны)


center506729АЛЬМАНАХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
…НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…
70-летию великой Победы посвящается…

МАОУ «СОШ № 48»
Новоуральский городской округ

00АЛЬМАНАХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
…НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…
70-летию великой Победы посвящается…

МАОУ «СОШ № 48»
Новоуральский городской округ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48»
АЛЬМАНАХ
творческих работ учащихся
«Никто не забыт, ничто не забыто»
( к 70-летию со дня Победы)



НОВОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
2014 – 2015 учебный год
    Нам дедушкина слава дорога, дорога.      Мчались русские лавой, сокрушая врага.      Богатырский их подвиг не забыт, не забыт.      Мы сквозь годы сегодня слышим эхо молитв.      Вторят нам дубравы и поля, и луга:      «Дедушкина слава дорога, дорога!»      Русская песня.     «Без права на ошибку» - это предложение относилось к каждому, кто жил в России в страшные сороковые годы двадцатого столетия. Если бы совершили люди хоть малейший промах, не было бы победы над фашистской Германией. Победа! Ведь только под её обожженным крылом могут сегодня звенеть детский смех, звучать соловьиная трель, и безудержно цвести вишни. Только под ее крылом могут открываться памятники, которые напоминают нам о тех, кто не жалея жизни, подарил нам радость.      Теперь ежегодно майским днём представители четырёх поколений возлагают цветы к обелискам, монументам. Это доказательство того, что все помнят, какой ценой завоевано счастье. Алые гвоздики на фоне мрамора, словно капли крови, пролитые во время войны ради свободы любимой родины. Многие, отдавая дань защитникам страны, проговаривают: «Спасибо тебе, солдат!»
 В войну люди показали, на что способен русский народ. Уходит поколение, вынесшее тяжёлый груз. Но народная память хранит подвиги и     неслыханные страдания. «Никто не забыт и ничто не забыто» - эти слова обращены к ветеранам, которые не только выстояли, подняли из руин и пепла родную землю, но и возвысили её своим героическим трудом. В благодарной памяти людей вечно будут жить подвиги бойцов, командиров, партизан - бессмертные дела поколения победителей. И я горжусь славою своих предков, дорожу именем своего любимого прадедушки:     Для меня победа-     Зов отцов и дедов,     Кто прошёл дорогами войны,      Кто врагу не сдался и не отступался,      Грудью защищая честь страны.     Для меня победа-     Тёплая беседа      С дедушкой о всех фронтовиках.     Пусть шумят метели,     Пусть звенят капели,     Подвиг их останется в веках…
Работы наших выпускников
Произведение о войне, которое Вас взволновало.
Сколько людей погибло на войнах наших? Сколько было раненых? Почему нельзя жить в мире и согласии? Этими вопросами, я думаю, задаётся каждый человек, из года в год, каждое новое поколение.
О войнах наших, об истории, о павших в боях можно узнать из разных источников: литературных произведений, фильмах, из рассказов бабушек и дедушек, людей, участвовавших в боях. Это наша история, и её должен знать каждый.
В школе мы читаем много произведений на разные темы, но пробирают до дрожи произведения о войне. «Война – противная человеческому разуму и всей человеческой природе», потому что она разрушает все понятия о добре и зле. Это высказывание из произведения Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы». С этим высказыванием я полностью согласна, ведь мы тогда забываем всю нашу человеческую сущность.
Есть несколько произведений о войне, которые меня взволновали, заставили задуматься…Произведение «Убитые под Москвой» Константина Воробьёва рассказывает о страшной гибели роты кремлёвских курсантов. Эта сцена – сцена ада, в которой нет места ничему живому. Жалко ребят! За что они гибнут? Ни за что! Кругом смерть!
Произведение «Прощай, оружие! Э. Хемингуэя. Лейтенант Кири понимает, что война – это убийство ещё более жестокое и безжалостное, чем на чиканских войнах. Люди убивают друг друга в страхе и ненависти, людьми правит животный инстинкт.
Если бы не было войн, то и произведений о войне тоже не было бы.
Все произведения, все фильмы о войне – это наша история, наша память. Надо помнить и любить нашу родину и тех, кто её защищал.
Зубкова Дарья , 11 Б класс
Тема войны всегда будет волновать поэтов, писателей, художников. Война – очень страшное событие… Сколько боли, потерь, слёз, крови, страха она несёт в себе!..
Вы спрашиваете, какое произведение о войне взволновало меня? Я отвечу, не задумываясь, что это стихотворение М.Ю. Лермонтова «Война». Сейчас я вам его напомню:
Зажглась, друзья мои, война,
И развились знамёна чести.
Трубой заветною она,
Манит в поля кровавой мести.
Прощайте шумные пиры,
Хвалы достойные напевы,
И Вакха милые дары
Святая Русь и красны девы.
Забуду я тебя, любовь,
Сует и юности отравы,
И полечу свободный вновь
Ловить венок небренной славы.
Стихотворение небольшое, но М. Ю. Лермонтов смог передать весь смысл страшного слова «война». В строчках «Трубой заветною она манит в поля кровавой мести…» автор подчёркивает жестокость войны. Одно только словосочетание «кровавая месть» пробирает до мурашек. Михаил Юрьевич прощается с обычной жизнью, к которой он привык – песни, пиры… Забывает про любовь, про обычную суету…Зато какое спокойствие наступает, когда война заканчивается, это чувство писатель отражает в последних строчках: «И полечу свободный вновь ловить венок небренной славы».
Я помню, когда мы учились в начальной школе, к нам приходили ветераны. Они были нарядные, с наградами на груди. Иногда мне казалось, что им трудно передвигаться только из-за веса всех этих наград… Ветераны со слезами на глазах рассказывали нам о войне. Вспоминая прошлое, они словно переживали весь этот ужас снова, как наяву… Сколько родных и друзей забрала у них война… Хоть мы и были тогда малышами, но, представляя это, многие из нас тоже начинали плакать. В такие моменты было страшно… Но потом, после того как ветеран заканчивал свой рассказ, все успокаивались. Однажды один такой дедушка, приходивший к нам, поцеловал нас в щечку, мы были счастливы. Тогда мы были маленькие, нам было вело… Сейчас мы взрослые и всерьёз задумываемся, что наших героев почти не осталось. Это очень грустно осознавать.
Нельзя воевать, это неправильно. Нужно решать всё мирным путём. Войны никогда ещё не приводили ни к чему хорошему. Нужно это помнить.
Разуева Лидия, 11 Б класс
ПОДВИГ НАРОДА БЕССМЕРТЕН
Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы знаем историю нашей страны, гордимся ею. Все мы знаем, что Россия – это не только огромные безграничные пространства, простирающиеся от берегов Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере, до Чёрного, Азовского и Каспийского морей на юге, но и её народ. Народ, не раз доказавший своё величие, народ – победитель. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством - патриотизмом.
Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если внимательно присмотреться, достойны материнской любви. Но это - взгляд постороннего человека!
Так и любовь к родине. Она есть, так как есть страна, в которой родила тебя мать, где родились и покоятся с миром на кладбищах твои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, следовательно, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить тяжело: видишь все ее недостатки и все-таки любишь.
Есть родной язык, который ты слышишь с детства, на котором ты выговорил первые свои слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку на родном языке, и она тебе очень понравилась. Много книг ты еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родным для тебя будет язык твоей мамы, язык, которым говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родной язык - это тоже часть твоей родины.
Есть мир твоего детства. Из него многое запало в душу. Вот твои бабушка и дедушка, провожающие тебя впервые в школу. А вот в воскресенье вы всей семьей поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была и крепкой и надежной. Так я научился плавать. А крепкая рука отца - это тоже моя родина.
Есть школа, где мы слово «родина» впервые прочитали по слогам. Есть в школьном коридоре наше окно. Садясь на его подоконник, мы с ребятами и строили виды на будущее, и наблюдали за девчонками. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они - мой школьный причал, моя родина.
Есть история и народ. Бесчисленное количество испытаний прошёл наш народ. Мы гордимся заслугами наших предков, помним и чтим их. Вспомним хотя бы Смутное время. Объединение и самопожертвование ради общей цели – освобождения от польской интервенции. Немаловажную роль в данном событии сыграли Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, сумевшие поднять русский народ на борьбу с польскими захватчиками. Ни тяжёлое экономическое состояние, ни голод, ни разлад в стране не сумели сломить волю народа к свободе и независимости.
Нельзя не сказать о том, какие огромные жертвы принёс наш народ, какие потери понесла Россия в годы Великой Отечественной войны.  Тема Великой Отечественной войны — необычная тема…Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле.
    Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.     Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса.
Таков русский характер – непобедимый, незыблемый, храбрый; готовый пойти на самопожертвование ради общего блага. Это наше достояние, доставшееся нам от предшественников. Благодаря ему, каждый день мы совершаем маленький подвиг, стремясь не посрамить предыдущие поколения, достигнув новых высот; ведь нельзя построить будущего, не зная прошлого.
  А от нас сейчас зависит сохранить память о погибших. Она священна. Не потому ли стучит в нашем сердце ненависть, когда мы читаем поэму А. Вознесенского "Ров" о нелюдях, копающихся в черепах расстрелянных возле Феодосийского шоссе?! Не могилы они обворовывают, не в жалких золотых граммах презренного металла дело, а души они обворовывают, души погребенных, свои, наши! Как заклинание звучат слова Р. Рождественского:
Люди! Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Есть много прекрасных слов о том, каким огромным вдохновением является Родина не только для выдающихся писателей, художников и музыкантов, но и для простых людей. И во всех этих высказываниях есть одна мысль: истинный патриот испытывает счастье только тогда, когда счастлива его Родина и ее народ. И он даже в изгнании делает всё, чтобы было именно так. Необходимо помнить, что любить свою страну и свой народ – это уважать и все другие народы. Только человек, понимающий это, является патриотом в полном смысле этого слова.
Долгов Артём, 10 А класс
В этом году исполняется семьдесят лет со дня победы над фашизмом. Много говорят об этом, много пишут… Хотелось бы и мне рассказать о том произведении о войне, которое оставило у меня неизгладимое впечатление. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» изображает картины второй мировой войны. После прочтения этих произведений я задумалась над вопросом «А что такое война? Зачем она нужна?» Война – это противоестественное, аморальное и безнравственное событие. Она убивает нравственность, люди совершают грехи безнаказанно. Но с другой стороны люди совершали подвиги, проявляли героизм.
В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» повествуется об отряде девушек, которые находились под командованием старшины Васкова. Самыми запоминающимися героинями для меня стали Рита Осянина и Женя Комелькова. Рита Осянина была из тех женщин, которым можно было позавидовать. Она первая из класса вышла замуж за офицера-пограничника, родила сына. Но война перечеркнула всё. Рита не растерялась. Она добилась, чтобы её перевели на место, где погиб её муж. У неё были цели: пойти на войну, отомстить за мужа, защитить сына и Родину, продолжить дело мужа. Героизмом этой девушки можно гордиться. Она никогда не паниковала, не опускала руки, умела держать себя, показывая этим пример другим.
Вторая героиня – девушка ангельской красоты Женя Комелькова. Эта героиня вызвала у меня смешанные чувства. Её красота противопоставлена ужасам войны. Эта девушка ещё не познала жизни, а уже ушла на войну. Печально осознавать, что этой героине не суждено прожить жизнь: она не сможет полюбить, не сможет стать счастливой женой и матерью. Она погибла, но и смерть не смогла осквернить её красоту.
Размышляя об этом произведении, я всё больше осознаю, что война ужасна. В женщине от природы заложено продолжение рода, сохранение и продолжение жизни. В повести Б. Васильева описываются сцены, где девушки убивают. Люди не должны идти против природы и против самой жизни. Женщин на войне быть не должно.
В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» мне запомнилась одна сцена, где мы видим все лучшие качества человека – честь, человечность и героизм русского народа. Русский солдат – Андрей Соколов был вызван к коменданту. Всё командование лагеря праздновало победу германских войск в сражении в 1942 году, и они предложили выпить Соколову за «праздник немецкого оружия». Для Андрея, как патриота своей страны, выпить за победу немцев – совершить предательство. Он выпил за свою погибель. Соколов не боялся погибнуть. Для него честь дороже еды и водки. После его слов немецкое командование лагеря стало его уважать.
Описанные моменты произведения показывают героизм людей и противоестественность войны. Я думаю, что это урок для дальнейших поколений и всего человечества. Прочитанные произведения заставляют задуматься над теми уроками, которые преподносит людям война. Человеческая жизнь дороже власти. Думаю, человечество должно сделать вывод о том, что война аморальна и противоестественна человечеству. Люди не должны идти против природы. Если бы мы видели войну своими глазами, мы бы никогда не воевали.
Кондратьева Анастасия, 11 А класс
Наше молодое поколение не видело войны, но принимает эстафету памяти о событии, потрясшем весь мир. Каждая семья, каждый дом хранит свои реликвии войны: пожелтевший лист солдатского письма, боевые награды деда, фотографии военных лет. Война – это не только кровь, боль и слёзы. Это ещё и гигантские взлёты человеческого духа, бескорыстия, отваги и мужества. Война в жизни человека – самая страшная беда, поскольку нарушает гармоничное существование законов, ставит людей в экстремальные условия, не оставляет надежды на благополучный исход.
Мне всегда была интересна тема войны, ведь память о войне коснулась каждого из нас. Именно поэтому меня всегда интересовали художественные произведения о войне. Особенно сильно меня взволновала повесть Василя Быкова «Сотников». Это произведение для людей, никогда не видевших войны. В этой повести очень ярко показана тема нравственного выбора. Сотников – главный герои повести. Русский партизан, никогда и ничем не выделявшийся из толпы. Но с детства в него были заложены самые лучшие человеческие качества.
Отец учил его быть искренним, мужественным и ответственным. Рыбак – второй герой повести, наоборот, бросил школу в шестом классе. Можно сказать, что его внутренняя духовная жизнь не состоялась. Стержень в человеке появляется ещё в детстве и юности. Именно от этого зависит становление характера и дальнейшее поведение человека. В. Быков в своих произведениях показывает нам, что каждый человек делает свой выбор, а выбор проверяет нравственную силу человека.
Когда партизанам пришёл приказ добыть еду, Сотников, хоть был и болен, но вызвался в напарники Рыбаку. И на вопрос Рыбака : «Ну зачем же ты пошёл, больной?» Сотников ответил: «Ну а что, другие отказались, а идти кому-то надо».
В пути Сотников как мог справлялся со своей болезнью, которая только усугубилась после того, как выяснилось, что деревушка, в которую они направлялись, была сожжена немцами и им пришлось продолжить свой путь. И даже после того как в доме Демчихи их всех приняли полицейские, Сотников думал только о том, как ему совестно перед жителями деревни. Он даже не мог взглянуть Демчихе в глаза. Ведь как сказал Имануил Кант: «Совесть – закон, живущий внутри нас». Дальше автор показывает нам проблему нравственного выбора. В один момент человек, попадая в ситуацию выбора, может стать героем или стать предателем. Как раз именно в такие моменты проявляются те качества, которые были заложены в детстве. Ведь даже после всех попыток Сотников проявил мужество и продемонстрировал нам всю свою любовь к родине. А Рыбак, то ли струсив перед лицом смерти, то ли не имея тех качеств, которые имел Сотников, стал предателем. Сотников совершил моральный подвиг, не перейдя на сторону фашизма, не предав своих товарищей, до последнего оставаясь верным Родине.
Автор раскрыл много других проблем в своей повести: проблема противоестественности войны, проблема положения женщин и детей на войне. Он изобразил нам, что такое героизм, а что такое трусость. Он показал нам, что война безжалостна и колесом перемалывает людские судьбы. Автор дал нам понять, что война – это страшное явление, что на войне всё вокруг дышит смертью. Война искорёжила много человеческих жизней, но позволила увидеть, в ком из людей есть настоящий «стержень».
Воробьева Анастасия, 11 А класс
Война… Разве может кого-нибудь оставить равнодушным это страшное слово? Сколько бед, переживаний, горя, потерь принесло это событие человечеству! Вызывая столько мыслей, чувств, вопросов, война, конечно, не могла не отразиться в литературе.
Человек за свою историю написал много произведений на эту тему, рассказывая о трудностях жизни в военное время, о тяжёлых сражениях. Всех их объединяет отвращение к войне, непонимание, зачем она нужна.
Я прочитала много книг о войне, все они вызывали во мне живые чувства. Я восхищалась людскими подвигами, переживала за исход боя, ужасалась страшными картинами смерти. Но больше всего меня волнуют произведения не о героях, не о храбрости бойцов, не о военных действиях, а о жизни простых людей: стариков, женщин и, особенно, детей. Маленьким людям, я считаю, было тяжелее всего. Они ещё не научились жить, а были вынуждены наравне со взрослыми трудиться ради победы и принимать сложные взрослые решения.
Больше всего чувств, мыслей, раздумий во мне вызвала повесть Альберта Лиханова «Непрощённая», рассказывающая о событиях Великой Отечественной войны. Это произведение ярко изображает читателям многие ужасы войны: преследование и уничтожение евреев немецкими нацистами, страшнейшие зрелища войны, несправедливость и жестокость этого времени, захват и угон целой деревни в концентрационный лагерь, жизнь женщин там.
Главная мысль этого произведения – сложная судьба девочки – девушки Алёны. Она ещё совсем ребёнок, а на её хрупкие молодые плечи ложатся трудные вопросы и непростые решения, принять которые тяжело и взрослому. Из-за её выделяющейся красоты в концентрационном лагере в неё влюбляется немец. Чтобы остаться живой и покинуть лагерь, она принимает тяжёлое решение отдаться врагу. Попав в немецкую семью, родив ребёнка, потеряв его и мужа, Алёна становится никому не нужной. Чудом вернувшись на Родину, Алёна Ивановна умирает в глухой своей деревушке в полном одиночестве. Так заканчивается история человека, ни в чём не виноватого, но оказавшегося заложником своей судьбы, внешних обстоятельств и событий.
Из моей головы долго не выходило это произведение. Вместе с главной героиней я размышляла над вопросами: Был ли другой выход? Что дороже: жизнь или честь? А как бы я поступила на её месте? Я думаю, никого не оставит безразличным эта повесть, вызвав противоречивые мысли и чувства.
Война ставит слишком сложные вопросы современникам. И над ними ещё долго будут раздумывать потомки свидетелей этих событий, читая литературные произведения и вспоминая свих предков.
Деменева Мария, 11 Б класс
Я не зря выбрал эту тему. Ведь война на данный момент времени является актуальной темой в жизни человечества и я попробую разобраться в ней.
В произведении М. А. Шолохова «Судьба человека» мы можем наблюдать практически всю сущность войны. Вроде бы вот обычный человек, мужчина Андрей Соколов, в мирное время работающий плотником, водителем, женатый и имеющий детей, попадает на фронт. Судьба сыграла с ним довольно страшную штуку.
А дальше мы наблюдаем страшные эпизоды военной жизни. Андрей попадает в плен. Мы наблюдаем жестокость агрессоров. Жестокость проявляется в избиении пленных, если кто-то покачнулся в строю, его расстреливали. Война не жалеет никого. Солдаты, попавшие в плен, работали на каменных карьерах, можно сказать ничего не ели, умирал каждый второй. Фашисты издевались над пленными, для них пленные солдаты были как мусор, расходный материал.
Андрей, собравшись с силами, решил бежать из плена. Ему удалось, но через несколько дней его, обессиленного, догнали собаки. Собаки рвали на нем остатки одежды, кожу, фашисты возвращают его обратно в лагерь.
Ещё один эпизод. Андрея вызывают к начальнику лагеря Мюллеру. Но фашистам не удалось сломить дух русского солдата.
Следующий эпизод – работа в Германии водителем и побег. Русские приняли Андрея, накормили и дали отпуск. И вновь испытание – он узнал, что жена, дочери погибли, а дома нет. И только одна надежда – сын, который служил в то время на фронте и имел уже награды. Но и это не все испытания. Во время освобождения Германии в последний день войны погибла последняя надежда Соколова – сын Анатолий.
Война – непредсказуемая штука. Она приносит колоссальные жертвы, ломает судьбы, рушит города. Война – страшный период в жизни человечества. Лучше всё решать миром.
Куликов Кирилл, 11 А класс
Война… Как важно это слово для всего человечества. С войной было связано очень много в человеческой истории. Война – это когда люди убивают людей. Война – это зло. Очень важно для человечества не забывать уроков войны, иначе она начнётся вновь. Война уносит много человеческих жизней, приносит горе семьям, лишает детей родителей. Появляется много людей, у которых война забрала всю семью. Нельзя допустить, чтобы война началась снова!
На память приходит рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Это произведение меня взволновало. Герой этого произведения – Андрей Соколов. Человек, у которого было всё: жена, дети, которых он любил. Начинается война. Андрея Соколова призывают на фронт. Его семья остаётся без добытчика, без главы семьи. Андрей Соколов, исполняя свой долг, попадает в плен к фашистам. В плену он убил предателя, который хотел сдать советского офицера фашистам, чтобы спасти свою жизнь. Андрей, как человек честный и смелый не мог допустить, чтобы предателю всё сошло с рук. Чуть позже Андрея Соколова перевезли в лагерь, который находился в тылу врага. Андрея Соколова вызвал немецкий офицер на разговор. Фашист предложил ему выпить за победу немецкого оружия, Соколов отказался. После ему предложили выпить за его погибель. Соколов согласился.
Смелость героя, его достоинство вызвали уважение врагов.
Те же качества помогли Андрею совершить побег. Он приехал к своим и привёз очень важного фашистского офицера и важную информацию. Андрей Соколов получает отпуск. Приехав в родной город, он увидел, что его дом разрушен, узнал, что его семья погибла. И в живых остался только старший сын, который героически сражается на фронте. Но в последний день войны Андрей Соколов потерял последнюю надежду на будущее – своего сына.
И снова взял себя в руки главный герой. Он встретил маленького мальчика Ваню, у которого тоже всё забрала война. Андрей Соколов взял его к себе.
Это произведение затронуло меня тем, что в нём изображён человек, который выдержал все испытания, не потерял своё человеческое лицо и нашёл в себе силы жить для кого-то.
Война – это самое ужасное, что придумало человечество. Люди теряют близких для себя людей, разрушаются города. Война приносит горе каждому.
Малков Алексей, 11 А класс
Безусловно, все люди хотят жить в мире, в котором нет смертей и крови, предательства и лжи, корысти и ненависти. Все они мечтают быть счастливыми, но далеко не всегда это возможно. Иногда происходят вещи, не подвластные обычному народу, страшные, бросающие в ужас и раскрывающие настоящие качества человека. К таким вещам можно отнести войну…
Пожалуй, значение этого слова знают все, большинство, конечно, по фильмам, по литературным и музыкальным произведениям, но лишь некоторые видели войну своими глазами, больными глазами. Я прочитала много книг о войне, но хотела бы отметить, что каждое произведение оставило свой отпечаток в моём понимании войны, каждое удивило чем-то своим, например, героическими поступками, совершающимися ради близких, будущего Родины, патриотизмом, изменениями качеств характера героев.
К таким произведениям можно отнести «Обелиск» Василя Быкова и «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева. Как в первой, так и во второй книге есть герои, поступки которых перевернули моё представление о войне и которыми я действительно восхищаюсь. В произведении «Обелиск» особого внимания заслуживает сельский учитель Алесь Иванович Мороз. Его методы обучения детей, сильно расходящиеся с программой, действительно, удивляют: вместо чтения самых обычных книг, он, будучи больным, читает детям томик Толстого, и при этом он уверен, что никакая программа не сравнится с одной прочитанной страницей произведения великого писателя. А его самоотверженный поступок, когда, надеясь на маловероятное освобождение детей полицаями, он идёт в сельцо и сдаётся в плен! Мороз знает, что его убьют, не просто сразу застрелят, а будут пытать, вытаскивать из него информацию. Алесь Иванович не сообщил партизанам, у которых он жил несколько дней, своё решение сдаться. Он знал, что они его не отпустят. Учитель знал и всё равно ушёл! Мне кажется, что он не мог поступить иначе, потому что только на доброго, заботливого учителя, который учил быть настоящими людьми, а не отличниками, надеялись его ученики.
Также величайший героизм и патриотизм можно увидеть в книге «А зори здесь тихие…» Пять весёлых, добрых, но уже с искалеченными судьбами девушек-зенитчиц со старшиной отправляются на очень ответственное задание: остановить немцев. Но вместо двух они встречают шестнадцать до зубов вооружённых фрицев. У всех бойцов в ходе боя можно разглядеть настоящие качества характера. Так, например, Женя Комелькова проявляет себя как очень храбрая и ответственная девушка. Она, пересилив себя, помогает Васкову убить немца, отводит от раненой Осяниной врагов, пожертвовав собой. Все девушки погибают, но все они оставляют свой важный след в истории и в душе своих близких.
Подводя итог своих размышлений, хочу ещё раз обратить внимание на ужасы войны. Человечество, учась на ошибках прошлых поколений, должно понять, что войны всегда можно избежать, оно всегда должно помнить героев и их подвиги.
Новикова Дарья, 11 А класс
Война. Что вы понимаете под этим словом? Боль, страдания, которые вы перенесли, или, может быть, вы знаете войну только по книгам или чьим-то воспоминаниям. Для каждого человека война ассоциируется с чем-то своим, глубоким. Война несёт разрушения и смерти, обиды и разочарования, меняет обстановку в мире. Но всегда ли война несёт за собой негатив?
Лет триста назад войны происходили чуть ли не каждый год и, наверно, люди тогда уже привыкли к напряжению, постоянной мобилизации, труду и к горю потерь.
Безусловно, правители воюющих стран преследовали определённые цели: завоевание богатых ресурсами территорий, отвоёвывание своих, укрепление авторитета государства в мире или отражение агрессии других и защита своей Родины. В нынешнее время войны стали более редким явлением, да и смотрят на них уже другими глазами. Безусловно, двадцать первый век – век новых технологий и усовершенствованного вооружения. Но вспомним двадцатый век. Чем он запомнился? Конечно, это два мировые войны, одну из которых красочно и реалистично описывают русские и зарубежные поэты и писатели. Произведения о Великой Отечественной войне будоражат воображение читателя с самого начала чтения. Вам, наверное, интересно, какое произведение запомнилось мне, какое заставило сопереживать героям. И я вам отвечу, что это повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Давайте на мгновение перенесёмся в мир книги и попробуем выяснить, чем же впечатлила меня эта книга. Главные герои произведения – старшина Васков и зенитчицы: Рита Осянина, Галя Четвертак, Соня Гурвич, Женя Комелькова и Лиза Бричкина. Неизгладимый след в душе читателя оставляет красочность и реалистичность происходящих событий. Писатель так подробно описывает и природу, и людей, что порой кажется, что ты среди леса в команде неопытных бойцов, которым предстоит справиться с шестнадцатью хорошо подготовленными и вооружёнными немцами. Несмотря на такой огромный численный перевес в пользу врага, группа из зенитчиц и старшины Васкова вступает в неравный бой, в результате которого погибают все девушки. А сам Васков из последних сил приводит оставшихся в живых четверых диверсантов в лагерь.
«А зори здесь тихие» - это именно то произведение, которое показывает героизм советского народа, проявленный в борьбе против немецких оккупантов. Во время чтения порой кажется, что такого не бывает, что это всё воображение автора. Но факты говорят об обратном. Действительно, русский народ сражался до последнего, каждый был героем независимо от того, рабочий ты или солдат.
Давайте попробуем увидеть, в каких поступках проявлялся героизм у наших зенитчиц. Рассмотрим последние минуты жизни Евгении Комельковой и Риты Осяниной. В ходе ожесточённой перестрелки Рита была смертельно ранена осколком гранаты, и к ней подбежал старшина Васков, чтобы осмотреть ранение. А тем временем, понимая сложившуюся ситуацию, Женя взяла весь огонь на себя. Сражаясь в одиночку, Комелькова погибла от пулевых ранений. Но этот героический поступок дал возможность Рите попрощаться со старшиной Васковым и самое главное передать своего сына Альберта в хорошие руки. В конце повести мы наблюдаем эпизод, когда уже пожилой Васков и взрослый сын Комельковой устанавливают памятник на месте гибели молодой матери и смелого бойца, Риты Осяниной.
В заключение хочется добавить, что гениальное произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие» поразило и впечатлило меня настолько, что даже при многократном его прочтении я буду снова и снова переживать судьбы героев и вспоминать, каким нелегким трудом досталась народу Советского Союза победа в Великой Отечественной войне.
Новикова Анастасия, 11 А класс
Война… Какое страшное слово. Зачем одни люди убивают других? Ради чего? Эти вопросы волнуют человечество с давних времён. Тема войны злободневна и в современном мире. Война бесконечна. Заканчивается одна – начинается другая.
На поле брани в людях пробуждаются их скрытые качества, о которых они сами, возможно, ничего не знали. Кто-то трусливо предаёт Отечество ради того, чтобы сохранить свою жизнь. Кто-то воюет ради наград, карьеры и выгоды. Такие люди неприятны, они – ложные патриоты своей страны. А кто-то готов сражаться до конца, не жалея отдать за благое дело свою жизнь ради близких, народы, своего Отечества. И как же правильны слова В. Г. Белинского, что «патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом».
Произведение Павла Кодочигова «Как ты жива осталась, мама» очень взволновало меня. Это время Великой Отечественной войны. Писатель повествует о величайшем мужестве и неиссякаемой вере в Победу, о героизме русских женщин, о их необычной работе – связистов, разведчиков, шофёров, сапёров, грузчиков, моряков. Автор считает, что героизм этих молодых женщин начинался не на поле брани, а ещё тогда, когда они только решились идти на фронт. Как они, уходя из дома, прощались с плачущими матерями, возможно, навсегда. Некоторые не говорили своим родным о принятом решении до самого конца. Кто-то так и ушёл воевать, не сказав ни слова близким. И они воевали, иногда даже лучше мужчин. Они стреляли по врагам, и в них стреляли. И умирали они также на войне. Бывало, на фронт уходили целые поколения, и было вполне ожидаемо увидеть в строю свою сестру или племянницу. Они считали, что не совершают ничего особенного, а лишь сражаются за своё Отечество. Поэтому мы и не знаем, какое огромное количество женщин воевало на фронте. Их заслуги неоценимы.
Однако война – это не только награды и победы в боях. В произведении
Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» повествуется о суровых буднях солдат и офицеров. Ещё в девятнадцатом веке Лев Николаевич называл войну «противным человеческому разуму состоянием». По мнению писателя, война – это прежде всего смерть, раны, страдания людей. Лев Толстой с присущим ему натурализмом изображает военно-полевой госпиталь, в котором ампутировали руки и ноги раненым солдатам. Я содрогалась от прочитанного. Ведь самое страшное – это было на самом деле.
Размышляя о войне, о её тяготах и муках, вспоминаются строки стихотворения Юлии Друниной:
Война, страшнее нету слова…
И правда, неужели война – такое интересное занятие? Неужели победа окупает все страдания и слёзы? Почему люди не способны жить в мире? Почему, понимая её губительное влияние, не пытаются предотвратить это событие? Понимая её жестокую сущность, Александр Сергеевич Пушкин говорил, что «война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». А нам остаётся только верить, что когда-нибудь объявят войну и на неё никто не придёт, а люди будут жить в согласии друг с другом.
Колташева Светлана, 11 Б класс
Война – что это? Как выжить человеку на войне? Как остаться человеком? Не видя войны, люди давно уже поняли, что война – это страшное явление. Откуда мы можем понять, что война – это страшное явление. Откуда мы можем узнать о войне? Литература помогает нам понять, что такое война. Писатели стараются донести до нас всё то, что было там, на этих смертельных сражениях, пытаются описать, чтобы мы почувствовали все эти беды и страдания.
Прочитав достаточное количество книг о войне, я поняла, что на войне человеку предстоит сделать выбор. Кто-то будет сражаться на передовой, а кто-то будет сидеть в окопах.
Повесть «Сотников», которую написал белорусский писатель Василь Быков, взволновала меня. В произведениях В. Быкова всегда присутствует ситуация выбора. Так и в этой повести есть нравственный выбор. Отец главного героя, Сотникова, учил его с детства делать правильный выбор. Так и на войне Сотников смог устоять от соблазна выжить ценой предательства. А его товарищ, Рыбак, не сумел не предать Сотникова, а главное отчизну свою, говоря себе, что это только на время, что он скоро будет за наших… Но, увы, выбор сделан, его никак не вернуть назад. Для своих товарищей он всегда останется предателем.
Прочитав повесть «Сотников», я поняла, что она одна из всех произведений о выборе захватила меня, дала понять, что человеком нужно остаться при любом раскладе, при любой ситуации, на то мы и люди.
Делая вывод о написанном, я думаю, что тема войны современна в наше время. Люди не забывают о подвигах наших солдат, ведь кто-то из них наши близкие или дальние родственники и когда-то воевал за нашу родину, за Отчизну.
В наши дни люди много знают о войне из фильмов, из рассказов воевавших, а также и из литературы, так как произведения о войне учат быть людьми в любой ситуации, показывают, какие могут быть проблемы и как трудно порой сделать нравственный выбор.
Ужнева Дарья, 11 А класс
Любые произведения о войне не могут не волновать. Они пропитаны ужасом и кровью и вызывают самые разнообразные жгучие чувства: боль, радость, страх, сострадание, гордость…
Одно из таких – произведение Бориса Васильева «В списках не значился». Несмотря на своё неприметное название, оно пронизано духом патриотизма. В этой повести речь идёт о молодом лейтенанте Николае Плужникове, который, попав на войну, до конца защищал свою родину. И перед самой смертью он представился немцам просто и без лишних слов: «Я – русский солдат». Эта преданность своей родине, эта стойкость русских людей, которые описывает Б. Васильев, вызывает чувства огромной радости и гордости, что такие люди живут в нашей стране.
Вообще, я считаю, что чувство патриотизма, чувство ответственности за свою страну, нужно прививать ребёнку с детства. Это сделает его благодарным жизни и сильным духом.
Тема любви к родине очень часто поднимается в отечественной литературе. Ещё
С. А. Есенин писал:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Ещё одно произведение, о котором нельзя не упомянуть – «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Здесь очень красочно и ярко рассказывается об одном лётчике Алексее Маресьеве, попавшем в катастрофу, но выжившем и вернувшемся к своему делу вопреки всему.
Б. Н. Полевой подмечает, что желание жить заставляет делать невероятные вещи: лётчик с перебитыми ногами добирался по лесу до своих товарищей пешком, ползком, даже перекатываясь с боку на бок, восемнадцать суток, питаясь добытыми им дарами леса.
Ещё важно отметить факт отзывчивости русских женщин, готовых отдать последнюю еду раненому солдату и сутками ухаживать за вовсе не знакомым человеком. Также следует отдать должное комиссару, лежавшему в одной палате госпиталя с Алексеем, и который, несмотря на свою боль, заражает окружающих позитивом и вселяет в их сердца надежду.
И, конечно, самое главное, что лётчик, оставшийся без ног, вновь садится в самолёт благодаря стойкости своего характера и преданности любимому делу.
Этот автор смог пробудить во мне непередаваемые чувства, которых я не испытывала при прочтении любой другой книги.
Такие произведения заставляют забывать обо всех своих проблемах и идти по жизни с улыбкой на лице и гордостью за свою Родину в сердце.
Тишкова Анастасия, 11 А класс
Страшна ли война? Сколько боли, страха и ненависти в одном слове! А ведь проследить, что так терзало наших предков, что так занимало умы наших дедов, мы можем, всего лишь открыв книгу. Ведь не зря их оставили нам в назидание, ведь что-то же они хотели донести до нас.
Наверное, сейчас нам трудно будет вообразить, какими были города и сёла много десятилетий назад, именно в то время, когда мир охватила война. Мы можем лишь перелистывать сухие страницы книг, пересматривать старые фильмы и слушать песни военных лет. А сколько памяти они хранят в себе! Воистину, драгоценный кладезь знаний, способных уберечь нас от ошибок предыдущих лет. Лишь благодаря этим бесценным кусочкам прошлого у нас есть тот редкий шанс влезть в шкуру простого солдата и прочувствовать всё на себе.
Нам никогда не стоит забывать, сколько жизней поломала война! Примеров можно привести бесконечно много, но именно примеры литературные поистине крепко врезаются в память. Вспомним самоотверженных Женю и Риту из нетленного произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие…», вспомним об их бескорыстии, нежной наивности и о стальном, несгибаемом нраве, вспомним об их жертве во имя Свободы! Война поломала их, разрушила их дом, семью, но не сломила их волю. По праву мы можем назвать это произведение одним из лучших в своём жанре. Для меня оно навсегда останется ярчайшим примером героизма, побуждающим совершать хорошие поступки.
И как же нам не упомянуть об одном из величайших произведений русской литературы – о романе «Война и мир» Л. Н. Толстого. Прекрасная и нежная любовь Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского была нещадно разрушена кровопролитной войной. Не жестока ли судьба по отношению к двум любящим сердцам! А ведь скольких таких разлучила по вине человеческого тщеславия и жестокости. Война, словно жнец, отбирает чужие жизни, питаясь человеческим горем и болью. Этот роман-эпопея применим ко всем временам. На мой взгляд, слишком расточительно пренебрегать этой «энциклопедией жизни».
Все мы должны помнить о губительной и страшной силе войны. Убивать друг друга! Смотреть, как брат идёт на брата, а отец готов воткнуть нож в спину собственного сына? Тогда мы недостойны называться людьми! Мы должны учиться на ошибках прошлых лет, а не с лихорадочным рвением наступать на одни и те же грабли! Эти произведения – лишь крохотная частичка огромного литературного мира, но именно они волнуют и будоражат меня. И я искренне надеюсь, что не одна такая.
Невозможно представить, какие муки выпали на долю стольких людей, переживших эти страшные годы. Но время идёт, память стачивается, а молодое, слишком беспечное поколение даже не задумывается, какой страшной ценой было отыграно наше счастливое настоящее. И именно для этого нам в назидание было оставлено столько потрясающих произведений литературы, музыки и искусства! Именно для того, чтобы мы помнили!
Монастырёва Дарья, 11 А класс
ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
В. Высоцкий

Что я знаю об этой страшной Великой Отечественной войне?
Я знаю, что она была очень долгой и тяжелой. Что погибло очень много людей. Больше 20 миллионов! Наши военные были очень храбрыми и очень часто поступали как настоящие герои.
Те, кто не воевали, тоже делали все для Победы. Ведь тем, кто воевал, нужны были оружие и патроны, одежда, еда, лекарства… И все это делали оставшиеся в тылу женщины, старики и даже дети.
О войне я знаю очень мало.
Знаю, что тяжело было нашим солдатам справляться с фашистской нечистью. Много наших солдат полегло на полях сражений.
У нас в семье воевал мой прапрадедушка Турушкин Михаил Александрович. Я никогда не видела его. Но рассказывали мне о нём очень много.
Прапрадедушка Миша прошел всю войну. Он храбро сражался за мир, в котором мы сейчас живем. Он служил танкистом. У дедушки много орденов и медалей. Эти награды хранятся у прабабушки. Мы бережно берем их в руки и рассматриваем, вспоминаем, как тяжело было тогда мальчишкам отстоять свободу. Прабабушка рассказывает нам о том, как бесстрашно сражался наш прапрадедушка.

Старые фотографии... Я люблю их рассматривать. С их помощью свободно перемещаешься во времени. Можно легко увидеть близких молодыми, цветущими, полными задора юности.
Передо мной снимок, сделанный в июне 1944г. Молодой насмешливый парень в танкистском шлеме с орденом Красной Звезды и значком " Отличный танкист". Это мой прапрадедушка. На снимке ему 24 года. Идет третий год войны, и впереди целая жизнь. Прапрадедушка ушёл в армию за год до начала войны (был призван), а когда ему нужно было демобилизоваться – началась война. А после войны он ещё год служил. И служба моего деда продлилась ещё на долгие годы трудной войны.
Война – одна из самых черных страниц истории человечества. Годы Великой Отечественной войны – это годы тяжелых испытаний для нашей страны, для нашего народа. Страшно представить, сколько шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после, оставила эта война. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына.
Родной брат моего прапрадеда Турушкин Сергей Александрович был призван на фронт восемнадцатилетним мальчишкой. Эшелон, в котором ребят везли на фронт, разбомбили и он погиб, так и не выполнив свой воинский долг.
Сколько было подвигов на этой войне! Вряд ли это можно измерить, нет на свете тех слов, которыми бы можно было это выразить. Я всё время задумываюсь, как можно описать подвиг женщины, воевавшей вместе с мужчиной, девчонок, умирающих во имя победы, во имя будущего твоей страны? И сейчас ветераны, которых осталось совсем немного, не могут уснуть по ночам, вспоминая те страшные годы войны, когда они потеряли своих друзей и родных.
Прапрадедушка начал службу в 1940 году 18-летним юношей. Сложные семь лет армейской жизни навсегда остались в его памяти.
После войны мой прапрадедушка прожил долгую жизнь в посёлке Левиха Кировградского района Свердловской области. У него была большая семья, и сейчас мы, его праправнуки помним о нём.

Празднование 9 мая в посёлке Левиха, чествование ветеранов.
Михаила Александровича уже давно нет с нами, остались только его фотографии, и самая моя любимая, на которой насмешливый молодой мужчина в кепке смотрит на нас весело и по-доброму.

Таким и был прапрадедушка, наш семейный герой и замечательный человек. Я преклоняю перед ним голову, всегда помню его и горжусь им!
Устинова Лидия, 11 А класс
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение……………………………………………………………………………..3
2 Биографии участников Великой Отечественной войны г. Новоуральска ………4
3 Заключение…………………………………………………………………………12
4 Список использованных источников………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Невозможно, чтобы современное поколение забыло, что такое Великая Отечественная война. Эти далекие события близки нам через кадры кинохроники, через рассказы ветеранов, через художественные фильмы и литературу . Немыслимо забыть эти даты 1941-1945 гг. Память о Великой Отечественной войне воспитывает в детях уважение к нашему героическому прошлому, к защитникам Родины. Мы, молодое поколение должны сделать все чтобы сохранить эту память.
Моя исследовательская работа посвящена ветеранам войны- жителям нашего города..Она возникла не сразу, а лишь после того, как я поставила перед собой проблему :как сохранить память о тех трудных годах, о трудных этапах войны, через память тех, кто помнил о тех годах. В своей работе я хочу рассказать об участниках Великой Отечественной войны жителях нашего города. Я прочитала много воспоминаний о тех годах , побывала в музее и в библиотеке, попыталась отобразить воспоминания ветеранов .
Вот что вспоминает
КОРНИЛОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА
lefttopРодилась 28 июня 1917 года в городе Соликамске Молотовской области (ныне Пермская область) в семье служащего. В 1935 году окончила среднюю школу и поступила в Молотовский. В 1940 я окончила Пермский медицинский институт и, естественно, на фронте я работала врачом.
С июля 1941 года была врачом – ординатором в одном из эвакогоспиталей Пермской области, а в январе 1942 года меня направили в воинскую часть, которая только начала формироваться, - 129-ю отдельную стрелковую бригаду.
В состав стрелковой бригады входило медицинское подразделение – медико-санитарная рота, в которой я была командиром терапевтического отделения. Принятие присяги, митинг по поводу вручения бригаде боевого знамени от рабочих и колхозников Урала – и воинская часть направляется на фронт.
Пошли боевые будни: прорыв обороны противника, бой, передышка, снова бой. После первых боев 129-я отдельная стрелковая бригада была развернута в 226-ю стрелковую дивизию, и, соответственно, на базе медсанроты бригады был сформирован медико-санитарный батальон, где я стала командиром госпитального взвода.
В период прорыва обороны противника и начала боевых действий раненые поступали к нам почти беспрерывно. Их не только везли на машинах, но и несли на носилках, на плащ-палатках, просто на руках, а кто мог, шли самостоятельно. В эти дни на территории расположения медсанбата в палатках, блиндажах, на носилках, на одеялах, просто на траве – везде были раненые. Всем им нужно было оказать помощь, накормить и эвакуировать дальше, в эвакогоспитали.
На войне было тяжело не только физически, было очень тяжело морально. Вероятно, нигде не видно войну так, как на медпункте. Нигде не увидишь такой картины человеческих страданий. Каждый день видеть раненых, окровавленных, искалеченных, погибающих – это очень тяжело. Можно, в какой-то степени, привыкнуть к обстрелам, бомбежкам, но к смерти - никогда.
Наша стрелковая дивизия воевала в составе воронежского, а затем 1-го Украинского фронтов. К концу войны дивизия называлась 226-я Глуховско -Киевская Краснознаменная ордена Суворова II степени стрелковая дивизия.
Я была демобилизована по заключению врачебной комиссии в октябре 1943 года. Подвиг военных медиков на фронте был приравнен к ратному подвигу солдат и офицеров Красной Армии. Награждена орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями.
left8002270
ТЕРЕШКО АНАТОЛИЙ ТИХОНОВИЧ

Рассказывает внучка фронтовика Катя Воронина:
Родился 13 января 1927 года в городе Ворошиловграде УССР (ныне город Луганск, Украина). Летом 1943 года, когда моему дедушке Анатолию Терешко исполнилось 16 с половиной лет, после окончания 9-го он ушел в армию добровольцем. На фронт дед ушел с воинской частью, которая стояла на их улице. Их часть двигалась на запад, немцы яростно оборонялись, наши войска несли значительные потери. Особенно кровопролитные бои шли возле города Мелитополя, где по берегам реки Молочной немцы соорудили сильно укрепленную линию обороны. После прорыва этой линии 51-ая армия, в которой служил дедушка, была направлена в Крым.
В октябре 51-й армии удалось форсировать «Гнилое море» - Сиваш и закрепиться на побережье. Вот здесь и наступили самые серьезные для наших солдат испытания, а для дедушки, которому еще не было 17 лет, особенно. Тот участок, который они захватили, был голой, без единого деревца степью, постоянно обстреливался, немцами и подвергался бомбежкам. Зарыться в землю было невозможно, так как через полметра уже поступала вода, и в таких условиях они находились всю зиму, то есть до марта 1944 года. Питание было очень плохим: и утром, и вечером по котелку вареной пшеницы. Чтобы доставить продукты, нужно было вброд перейти Сиваш, а это 3,5 километра в холодной воде по горло в ноябре – марте, набрать продукты в вещмешки – и обратно.
Дедушку, как самого молодого, солдаты-старики жалели, но и ему пришлось перейти Сиваш тридцать – сорок раз. Там же дедушка получил легкое осколочной ранение в лицо от разорвавшейся мины, но часть не покинул, лечился в медсанбате дивизии.
После того как была построена переправа через Сиваш, на плацдарме было сосредоточено много боевой техники, ив конце марта наши войска перешли в наступление. Немцы сопротивлялись, но не смогли сдержать натиск нашей армии и отступали до самого Севастополя.
Наступила теплая крымская весна, солдаты отогревались под ласковым южным солнцем, но тут начались повальные болезни: постоянное пребывание в воде и холоде не прошло даром. В штурме Севастополя дедушка не участвовал, так как заболел бронхитом и более месяца пролежал в медсанбате.
После Крыма 51-я армия была переброшена в Прибалтику, где в составе 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов дедушка воевал до окончания войны. За участие в Великой Отечественной войне дедушка награжден боевыми орденами и медалями. Его имя внесено в Книгу почета нашего города.
После демобилизации в 1951 году поступил в Украинский Ордена Трудового Красного Знамени Государственный Университет имени А. М. Горького и в 1954 году окончил его полный курс.
в 1954-1955 годах работал учителям истории в школе № 51; в 1955-1956 годах он — директор школы молодежи № 52, в 1956-1957 — инструктор ГК КПСС г. Свердловск-44, а с января 1957 по январь 1990 — директор школы № 41.
Терешко Анатолий Тихонович принимал активное участие в общественной жизни города, избирался секретарем партийных организаций школ города, депутатом Городского совета. Уйдя на пенсию, принимал участие в ветеранском движении, в марте 1993 года был избран заместителем председателя городского Совета ветеранов войны.Звание «Почетный гражданин города Новоуральска» присвоено в 2007 году.Заслуги Анатолия Тихоновича высоко оценены государством.
Он награжден орденом «Отечественной войны II степени», десятью юбилейными медалями, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»; знаками «Ударник XI пятилетки», «Отличник народного просвещения РСФСР»; 8 раз признавался победителем социалистического соревнования; двукратно занесен в Книгу Почета города, ему присвоено почетное звание «Ветеран труда».
Воспоминания
БОЖЕНКО СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА
lefttopРодился я в 1924 году в городе Энгельсе Саратовской области в семье рабочего. Отец умер рано, мать осталась с нами, тремя детьми, из которых я был самым старшим. Конечно, ей тяжело было одной поднимать и воспитывать детей. Окончив семилетку, я поступил на курсы киномехаников.
В 1941 году началась война. Кинопередвижку взяли на фронт, а киномеханика оставили дома, так как был еще мал. Не только ростом, но и возрастом. Устроился тогда на железную дорогу. В тот год многие заводы Поволжья эвакуировались на восток, за Урал, и пришлось мне на своей станции помогать эвакуации техники. Тяжелая работа изматывала силы, мы трудились до тех пор, пока двигались руки и ноги.
Летом 1942 года меня призвали в армию. Сначала оказался в Куйбышеве, в военном училище. Однажды ночью по тревоге были подняты почти все курсанты и отправлены на фронт, на защиту Сталинграда. С первого до последнего дня участвовал я в этих тяжелых и изнуряющих боях. Это были самые страшные и тяжелые бои в моей фронтовой биографии.
После победы под Сталинградом вместе с оставшимися в живых бойцами дивизии я был направлен на 1-й Украинский фронт командиром отделения 39-го отдельного отряда минно-розыскной службы. С июня 1943-го по март 1944 года – во втором отдельном полку военно-служебных собак, командиром отделения саперного взвода 76-го стрелкового корпуса.
Служба минера-спасателя – это ежеминутная встреча со смертью. Нужно много ловкости, опята и чутья, чтобы разминировать огромные площади земли, готовить пути через минные поля для артиллерии, танков и пехоты.
Так и прошел я военной дорогой до Чехословакии. Победу встретил в Праге. Судьба хранила меня от беды. Ранений и контузии не имею.
В город приехал в 1948 году. До 1983 года работал на комбинате электриком. С гордостью могу сказать, что это мой комбинат, мой город, в котором моя семья, друзья и знакомые. Я награжден орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Кенингсберга», «За участие в Великой Отечественной войне», удостоен звания «Герой Социалистического Труда». Звание «Почетный гражданин города Новоуральска» присвоено в 1979 году.
ЛЫСКОВА ИГОРЯ ИВАНОВИЧА
lefttopРодился 11 июня 1922 года в г. Свердловске Свердловской области. В 1940 году был призван в Красную армию, в танковые войска, служил на Дальнем Востоке. В октябре 1941 года был направлен в город Тихвин – в 100 километрах от Ленинграда, на Волховский фронт, и находился там до окончания блокады Ленинграда.
В звании гвардии лейтенанта служил старшим механиком-водителем тяжелого танка 33-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка. Находился на станции Мга. Во время блокады видел, как по Дороге жизни водили детей, пожилых женщин. Они были голодные, изможденные, но солдатам было запрещено их кормить или давать много пищи, люди могли умереть. Танковые части вели там оборонительные бои.
Перед прорывом блокады видел Ворошилова, он проходил в группе военачальников перед строем машин. Встречался с Г. Жуковым при форсировании Одера и позднее. Полк, в котором он служил, награжден орденом Красного Знамени, и ему присвоено почетное наименование Мгинских и Валгинских за освобождение городов Мга под Ленинградом и Валга в Прибалтике.
Игорь Иванович прошел Прибалтику, Польшу, Германию, встречался с американцами на Эльбе. Одно из ярких воспоминаний о войне – когда расписался на Рейхстаге.
После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в рядах Советской армии в составе Группы советских оккупационных войск в Германии. В ноябре 1946 года был демобилизован из рядов Советской армии по состоянию здоровья.В 1950 году окончил с отличием Свердловский автодорожный техникум и был направлен на работу в трест Асбестрой Главсредуралстроя Минтяжстроя СССР в г. Асбест, где проработал главным инженером управления механизации до 1970 года.В 1970 году руководством Среднеуральского управления строительства г. Свердловск-44 был приглашен на работу в Управление механизации на должность главного инженера. В этой должности проработал до 1993 года. Ушел на пенсию в 1992 году.Звание «Почетный гражданин города Новоуральска» присвоено в 2005 году: «За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие МО г.Новоуральска».Заслуги Игоря Ивановича высоко оценены государством. Он награжден: орденом Красной Звезды; медалями: «За взятие Берлина», «В память 250-летия Ленинграда», «За доблестный труд. В ознаменование 100 лет со дня рождения В. И. Ленина», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», медалью Жукова; 6-ю благодарностями Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза т. И. В. Сталина.
ГАВРИЛОВА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА
lefttopРодился 6 октября 1923 года в г. Москве. Окончив 10 классов средней школы, поступил в военную школу пилотов в г. Армавире. В 1941 году, после окончания обучения, был направлен на переподготовку в 25-й запасной истребительный полк в звании младшего лейтенанта. После окончания стажировки, в 1944 году, был направлен на I Украинский фронт летчиком-истребителем. Во время Великой Отечественной войны им было совершено 78 боевых вылетов.В 1947 году был демобилизован в запас в звании лейтенанта и в этом же году по призванию поступил в Государственный институт театрального искусства им. 
А. В. Луначарского (ГИТИС).В 1951 году после успешного окончания института был направлен в музыкальный театр г. Магадана артистом-вокалистом (солистом).С 1954 по 1957 гг. Александр Васильевич работал в Гомельском областном драматическом театре в должности артиста-вокалиста (солиста).В сентябре 1957 года был приглашен в музыкально-драматический театр г. Свердловска-44 артистом-вокалистом (солистом) — ведущим мастером сцены.С 1968 года работает в оперетте.Звание «Почетный гражданин города Новоуральска» присвоено в 2005 году: «За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие муниципального образования город Новоуральск» (Постановление Главы города от 30.03.2005 г. №33).Заслуги Александра Васильевича высоко оценены государством. Его воинская доблесть и мужество отмечены наградами — орденом Отечественной войны I и II степени, медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», Медаль Жукова, юбилейными медалями в честь Дня Победы и Вооруженных сил, ему присвоено звание «Ветеран труда».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С каждым годом все меньше остается среди нас живых участников и свидетелей героической истории, переживших Великую Отечественную войну. Уходят ветераны из жизни, остается лишь память о каждом из них в наших сердцах. Знаменитые слова «Никто не забыт и ничто не забыто» воплотятся в реальность тогда, когда память о каждом ветеране будет действительно увековечена.
Прочтя воспоминания ветеранов я прочувствовала какие испытания выпали на их долю , как война прошла по их судьбам .
Корнилова Ольга Петровна военврач, командир госпитального взвода медико- санитарного батальона 226 стрелковой дивизии .
Терешко Анатолий Петрович добровольцем ушел на фронт. Воевал в Крыму, Прибалтике .После войны был директором школы №41.
Боженко Дмитрий Сергеевич воевал под Сталинградом, был минером . Победу встретил в Праге .С 1948 года связал свою судьбу с УЭХК, где работал до 1983 года.
Лысков Игорь Иванович механик-танкист, сражался под Ленинградом , в Прибалтике , Польше, участвовал во встрече на Эльбе 25 апреля 1945 года. Расписался на Рейхстаге. После войны закончил автодорожный техникум. Стал инженером. С 1970 по 1993 год руководил Среднеуральским управлением строительства в нашем городе.
Гаврилов Александр Васильевич, летчик-истребитель, воевал на 1 Украинском фронте с 1957 года связал свою судьбу с Новоуральском, был солистом театра оперетты. Несмотря на все трудности, тяготы и лишения ветераны поднимали страну из руин, строили наш город.
Моя исследовательская работа – это скромный вклад в благороднейшее дело сохранения имен наших земляков, на своих плечах вынесших тяготы и лишения самой жестокой и кровопролитной в истории войны и одержавших Великую Победу над злейшими врагами человечества.
Кабанова Полина, 6 Б класс




Плясов Владимир, 5 Б класс
Письмо ветерану
Дорогой ветеран! Пишу тебе из будущего…
Война… Она не щадит никого…Обрываются жизни, калечатся судьбы, а война по-прежнему шагает по нравственности человека. Топчет её своими грязными сапожищами…
Вы когда-нибудь видели, как животные борются за территорию? Видели, как тигр рвёт чужака, вступившего на его землю, на его место обитания? Но это же животные. А как же люди? Одним мало своих природных ресурсов, земли. Они вторгаются на территорию чужой страны, иногда следуя политическим соображениям. Другие принимают бой, порой слишком жестокий и кровопролитный, но им нельзя отступать, война уже вступила в свои права. Такой бой пришлось выдержать и вам в 1941 – 1945 годах.
Кто, как не люди, знает, что всего этого можно избежать. Мы не животные! Человек принимает решения, осознаёт, что будет после его действий. Животное следует своим инстинктам. Лишь опираясь на истинную историю, на опыт наших предков, мы можем научиться вести правильную политику, научиться так воспитывать будущие поколения, чтобы каждый живущий на нашей планете человек понимал, что нет страшнее слова «война».
А теперь окунёмся в историю. В самом начале Великой Отечественной войны наша армия отступала, отдавая врагу всё больше и больше территорий. На первый взгляд может показаться, что она плохо воевала, не пыталась остановить захватчика всеми возможными способами. Но это лишь на первый взгляд. Русская армия несла огромные потери, но не меньшие потери несли и немцы. В Бресте и в Киеве, на Кавказе и в Ленинграде, в Берлине и в Будапеште были отважные воины, смело смотрящие в глаза смерти; защищающие каждый клочок земли, рискующие своей жизнью каждую секунду. Они и люди, стоявшие за станками, сидящие за швейными машинками, готовившие еду, собиравшие урожай, ковали победу. Именно вы, ветераны военных действий и труженики тыла ценой неимоверных усилий сохранили будущее для нас, ваших потомков.
Встав на колени, хочется сказать вам, дорогие ветераны: «Спасибо! Спасибо за г8лубое небо над головой, за степные луга, за русскую непроходимую тайгу, за глубокие и мелкие озёра, за возможность жить, учиться и строить планы на будущее! Спасибо от всех нас, ваших потомков!»

Новикова Дарья, 11 А класс
В 2015 году исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мне бы хотелось посвятить это письмо ветеранам, ведь ветеран – это человек, которому мы обязаны жизнью. Я думаю, что очень трудно выразить всю любовь и благодарность, которую я испытываю, но мне бы хотелось постараться это сделать.
Великая Отечественная война длилась 4 года, это были страшные времена, но ничто не смутило наших героев, они спасли нашу Родину. Я думаю, что это не просто люди, а чудотворцы.
Так страшно осознавать, что в день выдавали всего 50 граммов хлеба. Если честно, я не представляю такой жизни. Это очень страшно. Так страшно смотреть на фотографии войны… Люди истощённые, уставшие и обессиленные, но защищающие свою Родину.
Однажды я прочитала статью о тринадцатилетнем мальчике Серёже Росленко. В годы войны он собирал оружие и вёл разведку за врагом, а потом передавал сведения нашим. Шестиклассник Витя Пашкевич осенью 1941 года организовал в оккупированном фашистами Борисове подобие краснодонской организации «Молодая гвардия». Он и его команда выносили с вражеских складов оружие и боеприпасы, помогали устраивать подпольщикам побеги военнопленных из концлагерей, зажигательными гранатами сожгли вражеский склад с обмундированием… А ведь это были дети…
Меня восхитили эти ребята! Сколько мужества и отваги в их сердцах, сколько героизма в этих подвигах! У детей в годы Великой Отечественной войны рано закончилось детство. Многие из них прямо из детства шагнули во взрослую жизнь, минуя прекрасную пору юности.
Читать о подвигах, которые совершались в годы войны невозможно без слёз!
Смелые и отважные воины бросались защищать родную землю без оглядки, без раздумий, многие из них, погибая, становились героями. А о подвигах многих просто неизвестно…
Дорогие ветераны, нам, наверное, никогда не понять до конца, насколько трудно для вас всё это вспоминать всё это вновь и вновь. Когда я читаю и слушаю о войне, я всегда задумываюсь, сколько вам нужно было мужества и выносливости, терпения и самообладания.
70 лет… Всё меньше и меньше ветеранов…А как хочется видеть вас ещё живыми и здоровыми! Как хочется успеть сделать для вас ещё что-нибудь! Но время неумолимо! А вы, ещё оставшиеся, живёте и ничего не просите за свой подвиг! Родные наши, живите как можно дольше!
Каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы. И это в первую очередь ваш праздник! А мы, молодое поколение, должны каждый день вспоминать, что только благодаря им мы проснулись под чистым небом.
Уважаемые ветераны, мне бы так хотелось вам пожелать крепкого здоровья, только счастья и любви всех окружающих! Очень бы мне хотелось, чтобы вы жили вечно!..
Коновалова Оксана, 8 А класс
ПОЭЗИЯ

Дивина Елена, выпускница 10 А класса, 2010 года


ЖИВОПИСЬ

















Полина Маргарита, 5 Б класс

Красных Григорий, 5 Б класс
Победа! Ведь только под её обожженным крылом могут сегодня звенеть детский смех, звучать соловьиная трель, и безудержно цвести вишни. Только под ее крылом могут открываться памятники, которые напоминают нам о тех, кто не жалея жизни, подарил нам радость.      Теперь ежегодно майским днём представители четырёх поколений возлагают цветы к обелискам, монументам. Это доказательство того, что все помнят, какой ценой завоевано счастье. Алые гвоздики на фоне мрамора, словно капли крови, пролитые во время войны ради свободы любимой родины. Многие, отдавая дань защитникам страны, проговаривают: «Спасибо тебе, солдат!»
 В войну люди показали, на что способен русский народ. Уходит поколение, вынесшее тяжёлый груз. Но народная память хранит подвиги и     неслыханные страдания. «Никто не забыт и ничто не забыто» - эти слова обращены к ветеранам, которые не только выстояли, подняли из руин и пепла родную землю, но и возвысили её своим героическим трудом. В благодарной памяти людей вечно будут жить подвиги бойцов, командиров, партизан - бессмертные дела поколения победителей. И я горжусь славою своих предков, дорожу именем своего любимого прадедушки.
The word Victory! We can hear the laughter of children, hear the sound of the Nightingale warble, and watch the blooming cherries but we know that everything is under the burnt wing of the victory. Only under its wing people can open the monuments of the war that remind us of those who are sacrificing their lives and gave us joy . Now, every year in May, the representatives of four generations put flowers to the obelisks, monuments. This is the proof that we all remember the price of our won happiness. There are scarlet carnations on the marble background, they are like drops of blood that were shed during the war for the freedom of our beloved Motherland. Many people honor the defenders of the country and say "Thank you, the great soldier the winner!" During the war people showed what Russian people were able to do. We lose the generation that suffered the heavy burden of the war. But people keep the memory of their heroism and untold suffering. "Nobody is forgotten, nothing is forgotten" - these words are directed to the veterans who did not only survive and raised their native land from the ruins and ashes, but also elevated the Motherland by their heroic work. In honor of the memory of the people the heroism of soldiers, commanders and partisans will live forever like the exploits of the immortal works of the generation which became the winners of the war. And I'm proud of the glory of my ancestors and value the name of my beloved grandfather.

Невозможно поставить точку в этой теме. Пока мы живы, мы будем помнить и о героях, и об их подвиге в годы Великой Отечественной войны. Мы надеемся, что у этого сборника будет продолжение…
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО:
АВТОРОВ:
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Буланова Егора, 2 А класс
Варанкина Никиту, 2 А класс
Власова Артёма, 2 А класс
Гунину Дарью, 2 А класс
Казак Дарью, 2 А класс
Корнякова Максима, 2 А класс
Мороз Александра, 2 А класс
Рубцову Дарью, 2 А класс
Санникову Алёну, 2 А класс
Силкину Полину, 2 А класс
Степанову Екатерину, 2 А класс
Чернышёву Анастасию, 2 А класс
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Красных Григория, 5 Б класс
Полину Маргариту, 5 Б класс
Плясова Владимира, 5 Б класс
Медведева Семена, 5 Б класс
Коновалову Оксану, 8 А класс
ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ
Воробьёву Анастасию, 11 А класс
Деменеву Марию, 11 Б класс
Долгова Артёма, 10 А класс
Зубкову Дарью, 11 Б класс
Колташеву Светлану, 11 Б класс
Кондратьеву Анастасию, 11 А класс
Куликова Кирилла, 11 А класс
Новикову Анастасию, 11 А класс
Новикову Дарью, 11 А класс
Малкова Алексея, 11 А класс
Монастыреву Дарью, 11 А класс
Разуеву Лидию, 11 Б класс
Тишкову Анастасию, 11 А класс
Ужневу Дарью, 11 А класс
Устинову Лидию, 11 А класс
ВЫПУСКНИКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
Дивина Елена, выпускница 10 А класса 2010 года
Игнатьева Екатерина, выпускница 2012 года
ПЕДАГОГОВ:
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:
Калинину Ольгу Владимировну
Нефедову Татьяну Викторовну
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:
Носкову Наталью Николаевна
Хлопотову Ларису Ивановну
Баранову Аллу Вячеславовну
УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА:
Сусарину Татьяну Владимировну
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:
Майданову Татьяну Петровну
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
Смирнову Наталью Алексеевну
РЕДАКТОРЫ: Зорина Екатерина, 11 А класс
Орлова Светлана, 11 А класс
Устинова Лидия, 11 А класс
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Баранова Алла Вячеславовна, учитель русского
языка и литературы