План подготовки к итоговой аттестации обучающихся по биологии в 11 классах.


План подготовки к итоговой аттестации обучающихся по биологии
в 11классах.
учителя биологии Ершовой Н.В.
Единый государственный экзамен по биологии – экзамен по выбору, но с каждым годом эта форма государственной итоговой аттестации приобретает всё большее доверие школьников. Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Даже те ученики, которые имеют высокий уровень предметной подготовки, часто сталкиваются с рядом проблем, как только речь заходит о любых формах аттестации. Особенно серьезными эти проблемы могут быть при сдаче выпускных экзаменов, результаты которых существенно влияют на будущую карьеру выпускников.
Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
На своих уроках, в зависимости от ситуации и возраста учащихся, особенностей класса, я использую различные педагогические технологии, т. е. различные способы организации учебного процесса, позволяющие достичь заданных целей обучения. Это проблемное и проектное, исследовательское обучение. Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении современных информационных технологий.
При подготовке к единому государственному тестированию и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделам «Зоология» и «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы зоологии и ботаники, которые они изучали несколько лет назад.
Еще одним из приемов подготовки к экзамену является отработка умений решать биологические тесты. Все проверочные работы по биологии с 6 по 11 класс построены по типу КИМов, т. е состоят из трех частей. В качестве проверки усвоения учебного материала можно использовать также компьютерные тесты. Такие тесты содержат программы «1С-Репетитор. Биология»,сайт «Биоуроки» и другие. В своей работе я применяю различные тестовые задания, в некоторых случаях учащиеся сами составляют тесты к теме проверочной работы.
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует изменения подходов к планированию уроков в старших классах: больше времени отводится на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ЕГЭ. Практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания части «А» или с устного терминологического диктанта.
Задания части «С» задаю на дом. Каждый ученик получает свой вариант, а на уроке озвучиваются ответы всех учащихся и производится разбор. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса.
Для того, чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ я использую возможности внеурочной деятельности .Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.
1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями
4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов
5. Задания со свободным ответом. Найдите ошибки в приведенном тексте.
Знакомимся с кодификатором (распечатываем каждому).
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/.
На сайте ФИПИ http://www.fipi.ru обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года.
Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты.
Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.
Для подготовки к ЕГЭ использую мультимедиа учебники:
http://www.ebio.ru/index-4.html -Биология. Электронный учебник.
http://www.biology.ru/course/design/index.html - Открытая биология.Физикон 2.6.
Мультимедиа учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.
На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.
Abiturcenter – где можно пройти тесты on-line,
Все для поступающих – edunews (показывают правильные ответы).
Легко в учении – easyschool (можно выбирать уровень сложности)
Сдать экзамен просто 4егэ на Яндексе.
План последовательного изучения материала курса «Подготовка к итоговой аттестации по биологии »
Предмет и методы биологии.
1. Уровни организации живых систем.
2. Свойства биологических систем.
3. Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
4. Организм как биологическая система.
5. Разнообразие организмов.
6. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
7. Закономерности наследственности и изменчивости.
8. Селекция.
9. Надорганизменные системы.
10. Эволюция органического мира.
11. Антропогенез.
12. Биология растений.
13. Биология животных.
14. Биология человека.
15. Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Таким образом, на мой взгляд, можно выделить следующие этапы в работе при подготовке к итоговой аттестации:
1. Овладение материалом через формирование познавательного интереса у учащихся,
2. Применение на практике биологических знаний в ходе решения тестовых заданий,
3. Результативность (результаты ЕГЭ от 36 баллов)
Справочные материалы
1. сайт: www.fipi.ru
2. сайт: http://ege.edu.ru.
3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. / Г.И. Лернер – М. Просвещение, ЭКСМО, 2015.
4. Биология растений, грибов, лишайников. М. «Дрофа», 2012 г.
5. Н. Ф. Бодрова .Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов по биологии в тестовой форме. В. ВОИПК и ПРО, 2013 г.
6. ЕГЭ 2016 ФИПИ Биология