Совершенствование общеучебных умений и навыков младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№22»
Центрального района г. Барнаула








Тема: «Совершенствование общеучебных умений и навыков младших школьников»










Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия№22»
Шашков Геннадий Геннадьевич



г.Барнаул 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение___________________________________________________________3-4
Глава 1. 1. Теоретические основы формирования и совершенствования общеучебных умений и навыков младших школьников.
1.1. Сущность понятий «умение» и «навык»._______________________________________5-7
1.2. Различные подходы к формированию умений и навыков у младших школьников.___________________________________________________________________7-8
1.3. Анализ построения программ ОУУН._________________________________________8-11
Глава №2. Экспериментальная работа по формированию культуры речи на уроках гуманитарного и естественно-научного цикла.
2.1. Изучение уровня сформированности речевых умений у детей экспериментального класса.______________________________________________________________________12-20
2.2.Экспериментальная работа по развитию речевых умений у детей экспериментального класса______________________________________________________________________21-24

2.3.Итоговая диагностика уровня сформированности умений и навыков культуры устной и письменной речи._____________________________________________________________24-28
Заключение____________________________________________________________________29
Литература_____________________________________________________________________30
Приложения_________________________________________________________________31-41









Введение
Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача.
Школьник в своей учебной деятельности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата, и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность.
История возникновения понятий «умения» и «навыки» уходит в прошлое. С начала XVIII века ученые искали пути успешного развития ОУУН. Современная педагогическая наука и практика подтверждают актуальность проблемы развития и совершенствования ОУУН для эффективного обучения младших школьников.
Существует несколько подходов к формированию ОУУН в процессе обучения. В.И. Орлов [29] полагает, что усвоенные знания служат основой умения и навыка.
В современной психологии «умения» обозначают владение сложной системой действий.
В данном исследовании я придерживаюсь взглядов на «умения» и «навыки» А.А. Смирнова и А.Н. Леонтьева. [38], где логика развития ОУУН такова: выполнение школьником внешних действий, овладение структурой учебной деятельности, формирование умений и навыков самообразования школьника.
В рамках теории учебной деятельности сложилась теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, которая помогает определить этапы ОУУН в процессе обучения.
Д.Б. Эльконин [47] считает, что учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Формирование ОУУН входит в компонент: учебные действия школьников. В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман [12] считают, что можно спроектировать такую учебную деятельность младших школьников, новообразованием которой станет действительное умение учиться.
Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающая эффективное решение профессионально-педагогических проблем. Современные профессиональные компетенции способствуют качественным действиям педагога, обеспечивающим эффективность решения профессионально – педагогических проблем.
Тема данной работы актуальна, т.к. в программах обучения нужно предусматривать формирование у учеников умений и навыков рациональной организации учебной деятельности. Деятельность осуществляется посредством: действий, операций, приёмов, умений, навыков.
Чтобы сформировать ОУУН нужно иметь четкую программу исследований.
Рассмотрев, проанализировав структуру и содержание предложенных программ, за основу беру программу Н.А. Лошкаревой, группу умений и навыков по совершенствованию культуры устной и письменной речи.
Объектом исследования являются общеучебные умения и навыки младших школьников.
Предметом исследования процесс совершенствования общеучебных умений и навыков младших школьников.
Цель исследования: разработка комплекса заданий и упражнений способствующих совершенствованию общеучебных умений и навыков.
Задачи исследования:
- изучить литературу по вопросу совершенствования общеучебных умений и навыков младших школьников
- проанализировать программы ОУУН
- провести экспериментальное исследование по формированию культуры речи на уроках гуманитарного и естественно-научного цикла
- провести анализ опытно-экспериментальной работы
Гипотеза исследования: Использование специального комплекса заданий и упражнений обеспечит совершенствование культуры устной и письменной речи младших школьников.
1. Теоретические основы формирования и совершенствования общеучебных умений и навыков младших школьников.
1.1 Сущность понятий «умение» и «навык»
Учебная деятельность – это такая деятельность, в которой воспитывается способность к самоизменению, т.е. к целенаправленному и сознательному изменению своих умений, знаний, способностей [30].
В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться.
В настоящее время в программе школы записано требование воспитывать учебную самостоятельность младших школьников, формировать у них умение учиться.
В широком смысле умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность в любой сфере деятельности и человеческих отношений.
Чтобы учиться изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей. Обе составляющие умения учиться являются рефлексивными по своей природе.
Итогом начального обучения должно быть такое состояние школьника, которое он мог бы выразить словами: «умею, хочу и буду учиться».
Такой итог развития в младшем школьном возрасте возможен лишь при условии реализации полного замысла концепции учебной деятельности.
Таким образом учебная деятельность должна строиться как изменяющаяся система взаимодействий ребенка со взрослыми, сверстниками и с самим собой на начальной ступени образования.
Что же при этом должен делать учитель? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности.
Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению.
Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы.
После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике.
Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает "выпадать". Так, на уроках русского языка и литературы ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться, не используя те же правила в диктанте, а тот, кто грамотно писал диктанты, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.
Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане.
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узко предметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.
Четкую границу между узко предметными и общеучебными навыками и умениями провести довольно трудно.
Вместе с тем, все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:
1) Общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.;
2) Специфические (узко предметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д.
Современная педагогическая наука и практика подтверждают актуальность проблемы развития ОУУН для эффективного обучения школьников. Понятия «умения» и «навыки» встречаются в узкоспециальных монографиях и научных статьях, в учебниках для ВУЗов, методических пособиях и школьных программах. Есть они и в Базисном учебном плане начального и среднего образования. Однако однозначной трактовки содержания этих понятий среди педагогов и психологов нет. Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.
Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.
Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.
Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.
Таким образом, термин "умение" имеет два значения:
1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

1.2. Различные подходы к формированию умений и навыков у младших школьников.
Существует несколько подходов к формированию общеучебных умений и навыков. В.И. Орлов исследовал разные взгляды на умения и навыки и сделал вывод, что усвоенные знания служат основой умения и навыка.[29] Относительно сущности и соотношения этих понятий известно несколько точек зрения.
Рассмотрим психолого-педагогическую сущность умения и навыка.
Согласно традиционной точке зрения умение предшествует навыку и переходит в него благодаря упражнениям. В «Педагогической энциклопедии» [30] умения определяются как возможность действия в соответствии с условиями, в которых приходится работать; при этом умения могут быть как практическими, так и теоретическими. О навыке в этом издании говорится, что он означает действие, характеризующиеся высокой мерой освоения; на этой ступени действие становится автоматизированным – сознательный контроль настолько мал, что возникает иллюзия его полного отсутствия; при этом работа делается настолько легко и быстро, что кажется, будто бы ее выполнение идет «само собой».
Традиционная точка зрения выражена так: упрочившиеся благодаря упражнению способы действий называются навыками. Умения же не предполагают обязательного предварительного упражнения, в результате которого достигается устойчивый и достаточно высокий уровень выполнения работы. [30]
В итоге традиционный взгляд на то, как соотносят между собой умение и навык, обычно выражают следующим образом: навык – это доведенное до автоматизма умение.
Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам:
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).
Подчеркнем, что далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
О первоклассниках говорят, что они умеют читать. Взрослый тоже умеет читать. Следует различать элементарные умения, позиции вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства.
Навык - упрочившийся способ выполнения действий. «Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении» [2, с.138-140].
Таким образом, умения – это возможность эффективно выполнять действия; это способы выполнения действий, не предполагающие обязательного упражнения; это знание в действии; вид деятельности, выполняемой после определенного продумывания; способность человека выполнять какую-либо работу в новых условиях; владение сложной системой психических и практических действий; это элементарное действие, идущее вслед за знаниями.
Навык – это действие, характеризующееся высокой мерой освоения (автоматизированности); упрочившиеся благодаря упражнению способы действий.
Умение человека означает проявленную (доказанную) им готовность к достижению цели в соответствующей деятельности путем осуществления ее под более или менее строгим контролем со стороны мышления, с осознанием всей (или части) системы составляющих действий. В этом состоит психолого-педагогическая сущность умения.
В результате упражнений в действиях ученика наступает такой момент, когда их выполнение перестает нуждаться в постоянном контроле со стороны сознания, работа выполняется автоматизировано. Учение перерастает в навык.
Исходя из этого, можно утверждать, что навык человека означает проявленную (доказанную) им готовность к достижению цели в соответствующей деятельности путем осуществления ее без строгого контроля со стороны мышления, с осознанием из всей системы составляющих действий только исходного. Таково психолого-педагогическое содержание навыка.
Внешнее различие умения и навыка заключается в скорости выполнения действий без погрешностей.
Таким образом в русле представленной концепции, логика развития ОУУН такова: от выполнения школьником внешних действий, овладение структурой учебной деятельности, до формирования умений и навыков самообразования школьника.

1.3Анализ построения программ ОУУН
По мнению Ю.К. Бабанского, задача школы состоит в том, чтобы прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Поэтому в программах предусмотрено формирование у учеников умений и навыков рациональной организации учебной деятельности.
При описании учебной деятельности применяются понятия «действие», «прием», «умение», «навык». Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действий называют операциями. Совокупность определенных операций – прием деятельности. Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением. Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется уже как навык. Термины «умение» и «навык» отражают уровень сформированности соответствующих действий. Различают общеучебные и специальные умения и навыки. Общеучебные – относятся ко всем учебным предметам, специальные – для одного предмета. Владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться.
Чтобы сформировать у учеников подобные умения и навыки, необходимо иметь четкую программу действий в каждом классе при изучении предметов.
Российские педагоги ведут разработку программ по формированию общеучебных умений и навыков.
Учение подчас становится малоприятным и малоинтересным процессом, но высокие цели, увлекательное содержание и широкий выбор эффективных способов учебной деятельности радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: зачем, чему и как учиться? Являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования.
Последний компонент незаслуженно предан в настоящее время забвению. Именно это обстоятельство побудило педагогов Д.З. Татьяненко, С.Г. Воровщикова разработать целостную программу общеучебных умений.
Авторы программы под ОУУН понимают универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний [41].
Все общеучебные умения делятся на 3 группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические.
Учебно-управленческие умения, считают авторы, целесообразно рассматривать сквозь призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность ориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности.
В состав управленческого цикла включают следующие виды управленческой деятельности:
-планирование – определение целей и средств их достижения;
-организация – создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;
-контроль – сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;
-регулирование – корректировка планов и процесса их реализации;
- анализ – изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов.
Осмысление учебно-управленческих умений в аспекте управленческого цикла позволяет не только установить полный состав данных умений, но и определить их взаимодополняемость и последовательность использования.
Учебно-информационные умения. Основанием для группировки учебно-информационных умений служат ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе обучения являются тексты и реальные объекты.
Реальные объекты – это предметы, процессы, явления, объективно существующие в действительности.
Тексты – это целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов на устные (вербальные) и письменные (документальные).
В программе представлены 3 подгруппы учебно-информационных умений: умения работать с письменными текстами, умения работать с устными текстами, умения работать с реальными объектами как источниками информации.
Таким образом, под учебно-информационными умениями авторы понимают общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Учебно-логические умения. В соответствии с типом задач, которые решаются в процессе мыслительной деятельности, выделяют 3 основных вида мышления:
Наглядно-действенное мышление – это процесс решения задач, в котором преобладают реальные, практические действия материальными предметами.
Наглядно-образное мышление – это решение задач, в которых на первый план выступают действия с образами.
Логическое мышление – это решение задач, которые с начала и до конца осуществляются на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях. В самом общем виде назначение логического мышления состоит в том, чтобы содержание мысли приобрело адекватную форму и в единстве с ней соответствовало сущности рассматриваемого объекта.
При достоверности исходных положений логичность мысли в известной мере гарантирует ее истинность. В этом заключается познавательная сила логического мышления.
Таким образом, под учебно-логическими умениями понимаются умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Другая программа представлена автором Лошкарёвой Н.А. по формированию ОУУН младших школьников.
Структура ОУУН: отбор учебных умений и навыков проводится с учетом их значимости для подготовки школьников к самостоятельной работе – учебной, трудовой, общественной. Автор выделяет 3 группы ОУУН:
1 группа – умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
2 группа – умения и навыки организации учебного труда;
3 группа – характеристика культуры устной и письменной речи.
Когда и кто должен работать над формированием этих умений?
В процессе изучения любого предмета используется умения и навыки каждой из перечисленных групп, вместе с тем могут быть выделены предметы, при изучении которых большая роль отводится формированию ОУУН. В первую очередь – это предметы начальной школы. Здесь закладывается фундамент того, что называется учебным трудом школьника, и исключительно важно качественно отрабатывать все основные умения и навыки. Надо добиться, чтобы каждый ученик владел перечисленными умениями и навыками в полном объеме.
Логика развития ОУУН следующая:
1 группа – от выполнения школьником внешних действий (подготовить рабочее место) сделан переход к овладению структурной учебной деятельности, к использованию формируемых умений и навыков в учебной, трудовой и общественной деятельности. Важно учить школьников осмыслению, планированию, рациональному выполнению действий, умению проверить и оценить правильность выполнения работы.
2 группа – специально выделена в подгруппу процесса чтения, необходимого для преподавания всех предметов, на всех этапах обучения. Особую подгруппу составляет работа с учебником как основной и специфической разновидностью книги. Следующая подгруппа – работа с текстами, воспринимаемыми на слух и зрительно.
Последняя подгруппа – выработка библиотечно-библиографических умений.
Введение в каждый урок активного чтения, разнообразных видов работы с учебниками и дополнительной литературой должно быть методически оправдано и подготовлено. Здесь учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно добывать знания из разных источников информации.
3 группа представляет собой в определенной степени результат обучения и самообразования школьника.
Представленные программы ОУУН имеют некоторые общие характеристики. Однако каждая программа имеет свою специфику. Это отражено в таблице №1.

Таблица №1
Сравнительная характеристика программ Лошкаревой Н.А. и
Татьянченко Д.З., Воровщиковой С.Г.
Программа ОУУН Лошкарёвой Н.А.
Программа ОУУН Татьянченко Д.З., Воровщикова С.Г.

Общее:
Умения в программах разделены на умения начальной и основной школы;
Содержание программ основывается на исследованиях отечественных дидактов, философов, психологов, получивших наибольшее признание как среди теоретиков, так и в практике работы школ;
Для устранения возможных разночтений и повышения эффективности реализации данных программ к ним прилагаются методические пояснения, в которых представлены некоторые приемы их формирования;
Содержание умений в группах схожи.



Специфическое:

Деление умений по классам;
Различны названия групп;
Специфика ОУУН представлена для начальной школы;
Прослеживается логика развития ОУУН в каждой группе;
Указано кто и когда должен работать над формированием ОУУН.
Деление умений по этапам в структуре ОУУН;
Специфика ОУУН представлена для начальной, средней и старшей школ;
Более подробно указано в каждой группе содержание умений;
Присутствуют учебно-логические умения.


Таким образом сравнив программы авторов Лошкарёвой Н.А. и Татьянченко Д.З., Воровщиковой С.Г. мы видим, что в них есть общее и специфическое.
Рассмотрев, проанализировав структуру и содержание предложенных программ, за основу беру программу Лошкарёвой Н.А. группу умений и навыков по совершенствованию культуры устной и письменной речи.

Глава №2. Экспериментальная работа по формированию культуры речи на уроках гуманитарного и естественно-научного цикла.
2.1. Изучение уровня сформированности речевых умений у детей экспериментального класса
Культура речи – прикладной раздел языкознания. Возникнув и активно развиваясь, как сугубо прагматическая дисциплина, культура речи постепенно вырабатывает и свою теорию.
По определению М.Р. Львова «Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения» [24, с. 76]. Культура устной и письменной речи имеет 2 ступени:
- правильность (нормативность речи);
- мастерство речи (умение выбрать наиболее точный по значению, стилистически уместный, выразительный, яркий вариант высказывания).
М.Р. Львов выделяет следующие критерии культуры речи:
1. Содержательность речи: независимо от типа и объема высказывания в ней должна быть раскрыта существенная, важная для обеих сторон общения тема.
2. Логичность: она должна быть понятна, последовательна, убедительна, информативна.
3. Свободное владение механизмами речи устной и письменной речи.
4. Соответствие литературной норме.
5. Точность, ясность речи.
6.Коммуникативная целесообразность: речь строится с учетом возможностей адресата.
7. Выразительность, признак речевого мастерства.
Из программы Лошкарёвой Н.А. выделяю группу умений: Культура устной и письменной речи.
Под этими умениями понимаю:
- умения работать с письменными текстами;
- умения работать с устными текстами.
Проследим динамику развития КУПР с 1-3 класс (по программе 1-4).
Таблица №2.
«Умения и навыки культуры устной и письменной речи»
Класс
Умения
Характеристика умений

1 кл.
Работа с устными текстами



Работа с письменными текстами
- ответы на отдельные вопросы;
- подробное изложение содержания;
- составление связного текста на основе картинки;
- простейшее описание животного, растения

2 кл.
Работа с устными текстами







Работа с письменными текстами
- ответы на вопросы, объединенные темой;
- самостоятельное формирование вопроса к картинкам;
- вести простейший диалог на основе картинки;
- пересказывать содержание учебного текста;
- изложение текста;
- сочинение рассказа

3 кл.
Работа с устными текстами









Работа с письменными текстами
- ответы на вопросы по тексту;
- формулировка вопросов к тексту;
- диалог по несложной теме на основе картинки;
- подробный пересказ содержания прочитанного или прослушанного текста;
- рассказ о наблюдениях за природой;
- изложение текста по готовому плану;
- сочинение рассказа


Таблица №2 показывает, что учащиеся начинают приобретать следующие умения устной и письменной речи:
Ответы на вопросы
а) - с 1 класса ответы на отдельные вопросы;
- 2 класс – ответы на вопросы, объединенные темой;
- 3 класс – ответы на вопросы по тексту;
Пересказ
б) - 1 класс – подробное изложение содержания небольшого рассказа;
- 2 класс – пересказ содержания учебного текста;
- 3 класс – подробный пересказ прочитанного или прослушанного текста;
Изложение
в) - 1 класс – составление связного текста на основе картинки;
- 2 класс – изложение текста;
- 3 класс – изложение текста по готовому плану;
Сочинение
г) - 1 класс – простейшее описание животного, растения;
- 2 класс – сочинение рассказа;
- 3 класс – сочинение рассказа.
Целью моего эксперимента является изучение уровня сформированности речевых умений учащихся 3 класса и разработка комплекса заданий и упражнений, развивающих речевые умения при обучении различным предметам в начальной школе.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
изучить исходный уровень сформированности речевых умений и навыков;
Разработать программу развития умений и навыков на уроках русского языка, чтения;
Оценить эффективность представленной программы развития речевых умений и навыков через динамику в развитии указанных умений.
Для решения указанных задач использовал следующие методы и методики исследования:
- наблюдение на уроках с целью изучения уровня сформированности основных речевых умений;
- тестовые задания:
- тест на оценку изложения,
- тест на оценку сочинения,
- тест на оценку пересказа,
- тест на оценку ответов на вопросы.
Эксперимент по реализации экспериментальной программы развития речевых умений проводился на базе МОУ СОШ №12 3А класса. Приняли участие 23 учащихся. Работа по изучению, развитию и совершенствованию культуры устной и письменной речи велась, начиная с 1 кл. (2006 года). В 3 кл. внимание было сосредоточено на исследовании группы умений и навыков культуры устной и письменной речи.
В ходе констатирующего исследования потребовалось выяснить имеющийся уровень сформированности речевых умений у младших школьников 3А класса, в котором проходил эксперимент.
Для решения этой задачи сначала проводилось наблюдение на уроках, а затем тестирование по основным видам речевых умений.
Проводилось наблюдение на уроках во II четверти. В ходе наблюдения выяснил:
- как дети умеют отвечать на вопросы устно,
- как дети умеют отвечать на вопросы письменно по тексту,
- владение видами пересказа:
- подробный,
- выборочный,
- сжатый,
- пересказ с творческими дополнениями,
- пересказ-характеристика,
-как дети умеют писать изложения разных видов:
- подробное изложение текста по вопросам,
- подробное изложение текста по коллективно составленному плану,
- подробное изложение с творческими дополнениями,
- подробное изложение по деформированному тексту,
- выборочное изложение (1 эпизода),
- краткое изложение,
- владение умениями писать сочинение:
- сочинение с заданной структурой текста,
- сочинение по серии картин,
- сочинение по наблюдениям с элементами описания,
- творческие сочинения,
- сочинения-рассуждения,
- мини-сочинения.
В процессе наблюдения на уроке составлялся протокол, в котором отмечалось:
- этап урока,
- ход урока,
- речевые приемы, умения и навыки.
На констатирующем этапе исследования было проанализировано 10 уроков русского языка , 10 уроков чтения и 5 уроков окружающего мира.
Показываю наиболее типичные уроки по русскому языку, чтению и окружающему миру в экспериментальном классе. (См. Приложение №1).
Анализ уроков показывает, что чаще всего дети используют следующие речевые умения: полные ответы на вопросы устные - повествования, подробные пересказы, выборочные пересказы, пересказы-характеристики, словарную работу, анализ худ. произведения, раскрытие идейно-художественного своеобразия произведения.
Для развития речевых умений учитель использовал на уроках речевые упражнения, способствующие обогащению речи школьников, при этом школьники строя предложения, текст, проявляют инициативу и активность в порождении речи. Учитель следил за употреблением слов, объяснением значения новых терминов, подбором синонимов, родственных слов.
Общий уровень подготовки класса по речевым умениям – средний.
Частые ошибки:
- орфоэпические,
- недочеты интонаций,
- монотонность речи,
- словарные (неудачное, неточное, неуместное употребление слов),
- синтаксические (неумелое составление предложений),
- синтаксические (недочеты в структуре текста: нет начала текста, конца).
Неязыковая группа ошибок:
- логические ошибки в тексте,
- недочеты содержания текста.
Частая ошибка в письменных работах: орфографическая.
Для уточнения уровня сформированности речевых умений в экспериментальном классе проводилось тестирование. Предлагалось выполнить 4 тестовых задания, каждое из которых позволяет оценить одно из основных речевых умений.
Тест №1 на выявление умений отвечать на вопросы по тексту из книги [36].
Перед выполнением тестового задания давалась инструкция:
«Прочитать текст. Ответить на вопросы по тексту».
Тест включает задания:
Прочитать текст. Выявление умений осмыслить прочитанное.
Найти ответы на вопросы устно. Выявление умений работы с текстом (ориентироваться в тексте, находить точный ответ, определять границы ответа).
Записать ответы на вопросы. Выявление умений самостоятельно строить и записывать ответ на вопрос.
Саморедактирование. Выявление умений совершенствовать написанное.
Самопроверка орфографическая. Выявление умений грамотного письма.
Текст теста №1 см. в Приложении №2.
Результат выполнения тестового задания оценивался по критериям [24].
Критериями оценки задания были:
-Полнота ответа,
-Точность ответа на заданный вопрос,
-Правильное построение предложений при ответе.
Назначение задания: проверка понимания прочитанного, закрепление содержания прочитанного, усвоение языковых средств.
Оценка ответов на вопросы по критериям [28]:
4 уровень – в норме 3 показателя (6б)
- точность
- полнота
- правильное построение предложений;
3 уровень 1) реализованы 2 показателя (5б),
2) несущественные недостатки;
2 уровень – реализован 1 показатель (4б);
1 уровень 1) односложный ответ (3б),
2) ответ не точный
Результаты сформированности умений у учащихся отвечать на вопросы по тексту на этапе констатирующего эксперимента.
Таблица №3
Список класса
Уровень
сформирован
ности умений
Умеют строить:



полные ответы

точные

правильно строить предложения при ответе

Баулина Р
4
+
+
+

Вязников М
2


+

Давыденко Н
3

+
+

Ерлинская П
1

+


Залюбовская А
3

+
+

Захарова В
1

+


Иванов В
4
+
+
+

Кадышева К
4
+
+
+

Калинин М
2


+

Кириллов Д
4
+
+
+

Кочкаров А
3

+


Куликова Ю
3

+
+

Локтионова Д
3

+
+

Погорелов В
1

+


Подъяпольская О
4
+
+
+

Привалова А
3

+
+

Саликова Н
4
+
+
+

Саргсян Д
4
+
+
+

Сопотов С
4
+
+
+

Тукоева А
2


+

Туманов В
3

+
+

Уткин В
4
+
+
+

Шпец Ю
4
+
+
+

Анализ полученных данных показывает, что у большинства уч-ся этого класса (10ч. – 43,5%) умение отвечать на вопросы по тексту сформировано на 4 уровне.
Умеют строить:
- полные ответы,
- точные,
- правильно строить предложения при ответе.
У 6 уч-ся – 26,1% это умение развито на 3 уровне. Они хорошо умеют реализовывать 2 показателя, при этом имеются несущественные недостатки.
У 4 уч-ся – 17,4% и 3 уч-ся – 13% - это умение развито недостаточно – 2 и 1 уровень. Реализован только 1 из показателей или используют односложные ответы.
Тест № 2 на выявление умений писать изложение из методического пособия [46].
Перед выполнением тестового задания давалась инструкция: «Написать изложение по тексту «Брошенный котенок»».
Тест включал 6 заданий:
Прочитать текст (про себя, 1 ученик вслух). Выявление умений понять, осмыслить прочитанное;
Беседа по тексту. Выявление уровня понимания, осознания идейного смысла рассказа, причинно-следственных связей;
Коллективное составление плана текста. Выявление умений определять, планировать структуру текста;
Словарная работа. Выявление умений анализировать значение слов, их написание, обращение внимания на построение наиболее важных синтаксических конструкций и на изобразительные средства языка;
Самостоятельное написание текста изложения. Выявление умений самостоятельной записи текста;
Самопроверка. Выявление умений по совершенствованию текста, орфографической грамотности.
Текст теста №2 см. в Приложении №3.
Результаты выполнения тестового задания оценивались по критериям [35]:
Содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий главной части);
Построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
Построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Назначение задания: выявить сформированности умений, необходимых для изложения авторского текста: письменная передача чужих мыслей без пропуска существенных моментов, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил, синтаксических норм, правильно строить предложения; употреблять слова в соответствии с их значением.
Оценка изложения:
4 уровень – правильно (без пропусков существенных моментов) передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок;
3 уровень – за правильно переданное содержание (без искажения), в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки;
2 уровень – за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты (существенное отступление от авторского текста); в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты; допущено 3-5 ошибок в правописании или постановке знаков препинания;
1 уровень – за существенные искажения при передаче авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); в построении имеет место употребление слов в несвойственном им значении; допущено более 5 ошибок в написании слов, неправильно оформлены предложения.

Результаты диагностики умения писать изложение
( до эксперимента). Диаграмма №1

Анализ полученных данных показывает, что у части уч-ся этого класса (8ч. – 34,8%) умение писать изложения сформировано на 4 уровне.
Они умеют:
- без искажений передавать текст,
- верно строить тексты,
- правильно строить предложения, лексика текста,
- орфографическая и пунктуационная грамотность.
У большинства уч-ся (13ч. – 56,5%) это умение развито на 3 уровне.
Они хорошо умеют:
- правильно передавать содержание,
- строить предложения.
Но допускают 1-2 орфографических или пунктуационных ошибки.
У оставшихся 2 уч-ся – 8,7% это умение развито недостаточно. Допускают 3-5 ошибок орфографических или пунктуационных, есть недочеты по другим критериям оценки изложения.
Учащихся, соответствующих 1 уровню развития в данном экспериментальном классе не выявлено.
Тест №3 на выявление умения подробно пересказывать текст учебника [45].
Перед выполнением тестового задания давалась инструкция: «Прочитать отрывок из текста и приготовить его подробный пересказ».
Тест включает 2 задания:
Прочитать отрывок. Выявление умений понять, осмыслить, запомнить содержание прочитанного.
Подробный устный пересказ. Выявление умений цельного восприятия отрывка, передачи содержания прочитанного, умений использовать языковые средства и следовать логике образца.
Текст теста №3 см. в Приложении №4.
Результаты выполнения текста оценивались по критериям [28]:
Живая речь учащегося, а не зазубривание;
Использование лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций из образца;
Соблюдение последовательности оригинала;
Выразительность пересказа.
Назначение задания: закрепление содержания прочитанного во всех его деталях и связях, средства усвоения логики образца и его языковых средств.
Оценка пересказа:
4уровень – в норме 4 показателя,
3уровень – 3 показателя реализованы,
2уровень – 2 показателя реализованы,
1уровень – реализован 1 показатель перечислены факты.

Результаты диагностики умения пересказывать текст ( до эксперимента). Диаграмма №2


Анализ полученных данных показывает, что у большинства учащихся класса (10ч. – 43,5%) умение подробно пересказывать сформировано на 4 уровне.
Умеют:
- использовать живую речь,
- использовать лексику, обороты речи из образца,
- последовательность оригинала,
- выразительность пересказа.
У части детей (5ч. – 21,8%) это умение развито на 3 уровне. Пересказ соответствует критериям оценки, но есть недочеты по 1 из пунктов.
У 5 уч-ся – 21,8% и 3 уч-ся – 12.9% - это умение развито недостаточно – 2 и 1 уровень. У этих детей пересказ соответствует норме по 2 критериям оценки, а по двум есть значительные недочеты.
Тест №4 на выявление умения писать сочинения по методическим рекомендациям [28].
Перед выполнением тестового задания давалась инструкция:
«Что такое добро? Какого человека называют добрым? Из чего складывается доброта? Ответ на вопрос запишите, соблюдая структуру текста (начало, основная часть, конец)».
Тест включает 3 задания:
Прочитать тему сочинения. Выявление умений понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы;
Написать сочинение по заданной теме. Выявляет умения самовыражения мыслей, чувства слова, умения переносить и связывать знания из разных областей, умение сравнивать, доказывать, делать выводы, умение найти выразительные средства и построить связный текст, соответствующий теме, умение строить речевые высказывания, умение составлять письменный текст.
Саморедактирование. Выявляет умение перерабатывать, переосмыслить, отобрать из множества вариантов лучший, умение устанавливать новые, ранее не существовавшие связи, умение совершенствовать написанное.
Орфографическая самопроверка. Выявление орфографической грамотности.
Темы сочинений теста №4 см. в Приложении №5.
Результат выполнения тестового задания оценивался по критериям [28]:
Количество слов в сочинении,
Количество ошибок на правила: изученные/неизученные,
Полнота раскрытия темы,
Логика изложения,
Наличие обобщенных суждений,
Авторская оценка, комментарии,
Соответствие стиля теме сочинения.
Назначение задания: выявить сформированности умений, необходимых для создания письменного связного текста на заданную тему; кругозор ученика, его интересы, отношения; владение правописанием.
Оценка сочинения:
4 уровень – в норме 5 показателей:
тема раскрыта достаточно полно,
логично,
высказываются обобщающие суждения,
излагаемые факты оцениваются, комментируются,
стиль изложения соответствует звучанию темы;
3 уровень – 1) реализованы любые 4 показателя,
2) по большинству позиций есть отдельные несущественные недостатки;
2 уровень – реализованы 2-3 показателя;
1 уровень – 1) тема раскрыта в виде перечня фактов,
2) тема не раскрыта.

Результаты диагностики умения писать сочинение ( до эксперимента). Диаграмма №3

Анализ полученных данных показывает, что у большинства учащихся этого класса (10чел. – 43,5%) умение писать сочинения сформирована на 4 уровне.
Умеют:
- полно раскрывать тему,
- логически изложить,
- используют обобщенные суждения,
- дают комментарии, авторские оценки,
- стиль сочинения соответствует теме.
У значительной части (8ч. – 34,8%) это умение развито на 3 уровне. Они хорошо умеют:
- полно раскрыть тему,
- обобщенные суждения,
- логика изложения,
- авторские оценки,
- стиль соответствует теме.
Но в одном из показателей есть недоработки.
У остальных учащихся (5ч. – 21,7%) – это умение развито недостаточно – 2 уровень.
Учащихся, соответствующих 1 уровню развития в данном экспериментальном классе не выявлено.
По критериям анализа сочинения имеются значительные недоработки по нескольким пунктам. Поэтому в классе необходимо проводить специальную работу по совершенствованию этого умения у значительной части детей.
Таким образом наблюдение и тестирование показывают, что в классе есть учащиеся у которых сформированы наблюдаемые речевые умения на высоком уровне (3-4 уровни ). Учитель ведет работу по формированию речевых умений, но специально задачи такие не ставит. В классе у большинства учащихся речевые умения развиты недостаточно (2-1 уровень ).
Поэтому задачей формирующего эксперимента будет разработка специального комплекса заданий и упражнений, которые позволят совершенствовать и развивать у младших школьников умения отвечать на вопросы по тексту, писать изложения, пересказывать текст, писать сочинения.

Экспериментальная работа по развитию речевых умений у детей экспериментального класса.
В ходе работы по развитию речевых умений были использованы задания и упражнения, предлагаемые учеными Нечаевой Н.В.[28] Рамзаевой Т.Г. Львовым М.Р. [35]. Показываю их в виде таблицы.
Таблица №4.

Формируемые умения
Типы заданий
Возможные методы, приемы и средства обучения

1.Формулирование ответов на вопросы по тексту.

- Найти ответ из рассказа по заданию,
- Выпишите ответ из рассказа по выбору: описание зяблика или как поет зяблик,
- Запишите ответы на вопросы, пользуясь словами текста,
- Найди информацию о кустарнике (Где растет? Какие листья? Какие цветы? Какие плоды?),
- Высказать собственное мнение,
- Психологическое упражнение «Быстрые вопросы»
Логический метод обучения:
- прием выделения главного,
- установление аналогии, конкретизация, обобщения.
Метод самостоятельной работы:
- инструктирование о порядке выполнения задания,
- прием составления плана.
Метод беседы:
- прием постановки наводящих вопросов,
- прием активизации всех учеников в беседе,
- прием коррекции ошибочных ответов.
Метод упражнений:
- прием анализа результатов выполнения упражнения,
- прием самоконтроля,
- прием фиксации хода выполнения упражнения.
Метод учебной работы под руководством учителя,
Поисковый метод:
- прием поиска ответов на вопросы.
Практический метод:
- прием записи ответов на вопросы по тексту для получения связного рассказа.
Метод текущего контроля.

2. Изложение текста по готовому плану
- подробное изложение текста по вопросам,
- подробное изложение с творческими дополнениями,
- подробное изложение по деформированному тексту,
- выборочное изложение (передача 1 эпизода),
- выборочное изложение (отбор материала из разных частей текста)
Проблемно-поисковый метод:
- прием постановки проблемных вопросов,
- прием формулирования обобщений.
Репродуктивный метод:
- прием запоминания учащимися информации текста путем повторения и воспроизведения.
Логический метод:
- прием выделения главного, обобщения, конкретизации.
Метод самостоятельной работы:
- прием инструктирования о задачах и порядке выполнения работы,
- прием осуществления названных действий учениками.
Метод беседы:
- постановка вопросов в логической последовательности,
- прием коррекции ошибочных ответов,
- прием постановки наводящих вопросов.
Практический метод –упражнение:
- прием планирования выполнения задания,
- прием анализа написанного изложения,
- прием самоконтроля.
Дедуктивный метод:
- прием анализа текста по вопросам,
- прием рационального изложения текста по готовому плану.
Метод текущего контроля.

3.Сочинение рассказа:
репродуктивное (на воспроизведение точных знаний), дедуктивное (творческое изложение от общего к частному)
- сочини рецепт любимого блюда,
- выбери из предложенных тем близкую, напиши сочинение (как я пекла пироги. Как мы лепили снежную бабу. Как я сшила кукле платье. Как я изготовил модель самолета.),
- вставь пропущенные слова (глаголы) в текст «Почему картины молчат?» Сочини свой рассказ «О чем могут рассказать картины»,
- найди информацию о синичке (где живет? Чем питается? Какой внешний вид? Когда вылупляются птенцы? Где вьют гнезда?) Пользуясь материалом составь 2 рассказа (деловое и худ. описание),
- напиши словесную картину месяца года так, чтобы его можно было узнать,
- составь рассказ о случае из своей жизни, используя пословицу,
- словами напиши портрет дорогого тебе человека, выразив свое отношение к нему,
- прочитай стих-ие З.Александровой «Подснежник» (Живое слово – 2кл. 2ч.). Составь худ. описание цветка, используя слова из текста стих-ия и собственные сравнения и эпитеты,
- сочинение - наблюдение,
- сочинение – описание,
- сочинение – рассуждение,
- мини – сочинение.
Проблемно-поисковый метод:
- прием создания проблемной ситуации,
- прием доказательства учебных гипотез на основе логических рассуждений.
Репродуктивный метод:
- прием воспроизведения изученного материала.
Логический метод - дедуктивный:
- прием выделения существенного, обобщения, конкретизации.
Метод самостоятельной работы:
- инструктирование о порядке и задачах выполнения задания,
- учебная работа под наблюдением учителя.
Практический метод – упражнений:
- прием самоконтроля.
Метод текущего контроля.

4. Подробный пересказ содержания прочитанного.
- приготовь текст для письма по памяти. Выбери из 2 свой вариант работы,
- выделение из текста предложений, нужных для пересказа,
- отработка выразительности чтения с целью переноса его на пересказ,
- выделение частей текста, озаглавливание, составление плана текста для пересказа,
- «черновой» пересказ, разбор его недостатков,
- чтение диалога в лицах (для пересказа).
Репродуктивный метод:
- прием запоминания текста путем повторения и воспроизведения.
Метод самостоятельной работы:
- прием составления плана текста.
Практический метод – упражнений:
- прием планирования выполнения пересказа,
- прием самоконтроля.
Метод беседы:
- прием постановки наводящих вопросов,
- прием коррекции ошибочных ответов.
Практический метод:
- подробный пересказ прочитанного.


В ходе формирующего эксперимента было проведено 20 уроков во IIчетверти. Работа проводилась в течении всей четверти. Затем после завершения экспериментальных уроков понадобилось оценить эффективность представленной программы развития.
Показываю, как включались данные задания и упражнения в контекст уроков. Планируя развитие речи учащихся на длительное время, я использую разнообразие упражнений и создаю свою систему работы, обладающую пятью признаками:
Планируются виды работ, разные по тематике, стилю и жанру;
Соблюдается постепенное нарастание трудности работ;
Непрерывность речевых упражнений:
2 раза в месяц – сочинения,
2 раза в месяц – изложения,
ежеурочно – пересказы,
ежеурочно – ответы на вопросы;
В каждой новой работе – новая доза знаний и умений;
Система речевых упражнений связывается с внеклассной работой.
Упражнения, способствующие формированию культуры речи младших школьников.
Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. Место упражнения – на уроках, где идет работа с хорошим текстом. Задание: Найдите слова, помогающие увидеть, представить...слово, рисующее ..., точно называющее..., подчеркивающее... .
Лингвистический (стилистический) эксперимент. Текст «портится» (в нем заменяются слова, перестраиваются предложения) для того, чтобы путем сопоставления убедить учащегося в точности, выразительности авторского варианта.
Возвращение «испорченному» тексту авторского варианта.
Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Учитель обращается к одной из рубрик картотеки речевых ошибок детских в зависимости от грамматико-орфографической темы урока, от того какие именно погрешности считает нужным предупреждать при подготовке или анализе данного изложения, сочинения. Учащимся предлагаются отдельные слова (учувствовали), если предупреждаются словообразовательные ошибки – формы слов (санка, к ему), если работа идет над морфологией. Словосочетания, если работа ведется над лексической сочетаемостью: предложения и тексты. Если обсуждаются вопросы выбора слова, порядка слов, синтаксического и лексического разнообразия использованных средств языка.
Конструирование единиц из данных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Прежде чем что-то конструировать, надо уточнить конечную цель, т.е. какое значение выразить, в каком контексте потом это слово или словосочетание употребить для решения какой задачи составить предложение и т.д.
Трансформация конструкции, преобразование единиц языка соответственно с определенными условиями. Это изменение порядка слов, замена слов, их пропуск, соединение 2 предложений в 1. Это упражнение может дополнять собой, продолжать 2 предыдущих. Цель упражнения: научить ребенка выбирать оптимальный вариант слова, конструкции.
Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т.д. Отличие упражнения от предыдущих: ученик сам ищет средства для решения речевой задачи, а не опирается на готовые (Например: глядя на картинку, за окно, подобрать такие слова, которые помогли бы передать ... )
Таким образом, работа по развитию речи на основе заданных упражнений будет успешной и результативной, если использовать имитативные методы – обучение по образцам (изложения, пересказы, ответы на вопросы по тексту), коммуникативные (сочинения) и методы конструирования текста.

2.3.Итоговая диагностика уровня сформированности умений и навыков культуры устной и письменной речи
Задачей итоговой диагностики является оценка эффективности программы развития умений и навыков культуры устной и письменной речи. Для изучения динамики в развитии данных умений было использовано тестирование.
Так же как на констатирующем этапе эксперимента фиксация и оценка результатов итогового тестирования проводилась аналогично.


Сравнительная диаграмма результатов умений отвечать на вопросы до и после эксперимента.

До эксперимента
После эксперимента
Диаграмма показывает, что в результате специальной работы, проведения экспериментальных уроков, количество учащихся, у которых уровень сформированности умений отвечать на вопросы, был на низком уровне (1,2 уровень) уменьшился с 30,4% до 26% , в среднем на 4,4%. Напротив, количество учащихся, у которых уровень сформированности умений отвечать на вопросы был на высоком уровне увеличился в среднем на 17,5%.
Дети научились :
- развернуто давать ответы на вопросы,
- правильно строить предложения,
- давать более точные ответы.

Сравнительная диаграмма результатов умений писать изложения до и после эксперимента.



До эксперимента
После эксперимента
Диаграмма показывает, что в результате специальной работы, проведения экспериментальных уроков количество учащихся у которых уровень сформированности умений писать изложения был на низком уровне (2 уровень) уменьшился с 8,7% до 4,4%, в среднем на 4,3%. Напротив количество учащихся у которых уровень сформированности умений писать изложения на высоком уровне увеличился в среднем на 4%.
Дети научились:
- передавать содержание без искажения,
- строить предложения,
- меньше допускать орфографических и пунктуационных ошибок.

Сравнительная диаграмма результатов умений подробно пересказывать текст до и после эксперимента.

1-2 уровень (низкий)

4 уровень (высокий)

До эксперимента
После эксперимента
Диаграмма показывает, что в результате специальной работы, проведения экспериментальных уроков количество учащихся у которых уровень сформированности умений подробно пересказывать был на низком уровне (1,2 уровень) уменьшился с 34,7% до 27,5%, в среднем на 7,2%. Напротив количество учащихся у которых уровень сформированности умений подробно пересказывать текст на высоком уровне увеличился в среднем на 17%.
Дети научились:
- использовать лексику из образца, обороты речи,
- более последовательно пересказывать,
- добавилась выразительность в живой речи.

Сравнительная диаграмма результатов умений писать сочинения до и после эксперимента.

2 уровень (низкий)


4 уровень (высокий)
До эксперимента
После эксперимента
Диаграмма показывает, что в результате специальной работы, проведения экспериментальных уроков количество учащихся у которых уровень сформированности умений писать сочинения был на низком уровне уменьшился с 21,7% до 17,4%, в среднем на 4%. Напротив количество учащихся у которых уровень сформированности умений писать сочинения на высоком уровне увеличился в среднем на 22%.
Дети научились:
- полнее раскрывать темы,
- улучшилась логика изложения,
- больше стали использовать обобщенные суждения, авторские оценки, комментарии.
Во всех диаграммах отсутствует 3 уровень, так как в нем произошли качественные изменения, за счет которых повысился уровень сформированности отвечать на вопросы по тексту, писать изложения, подробно пересказывать текст, писать сочинения.
Таким образом, результаты итоговой диагностики позволяют считать проделанную работу достаточно эффективной, а гипотезу исследования доказанной. Действительно, использование специального комплекса заданий и упражнений обеспечивает совершенствование культуры устной и письменной речи. Этот результат достигается с большей эффективностью, если эти задания и упражнения использовать не только на уроках гуманитарного цикла, но и на уроках естественно-научного цикла. Данные задания могут быть рекомендованы для учителей начальной школы.




Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы :
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Умение человека означает проявленную (доказанную) им готовность к достижению цели в соответствующей деятельности путем осуществления ее под более или менее строгим контролем со стороны мышления, с осознанием всей (или части) системы составляющих действий. В этом состоит психолого-педагогическая сущность умения.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Психологической основой навыка является понимание взаимоотношений между целью деятельности, с одной стороны, и началом этой деятельности с другой. Средство, способ и условия, в которых реализуется сформированный навык, становятся как бы само собой разумеющимися его компонентами
Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.
В русле представленной концепции, логика развития ОУУН такова: от выполнения школьником внешних действий, овладение структурой учебной деятельности, до формирования умений и навыков самообразования школьника.
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Итогом начального обучения должно быть такое состояние школьника, которое он мог бы выразить словами: «умею, хочу и буду учиться».
Такой итог развития в младшем школьном возрасте возможен лишь при условии реализации полного замысла концепции учебной деятельности. Учебная деятельность должна строиться как изменяющаяся система взаимодействий ребенка со взрослыми, сверстниками и с самим собой на начальной ступени образования.
Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов, при изучении которых большая роль отводится формированию ОУУН. В первую очередь – это предметы начальной школы. Здесь закладывается фундамент того, что называется учебным трудом школьника, и исключительно важно качественно отрабатывать все основные умения и навыки. Надо добиться, чтобы каждый ученик владел выше перечисленными умениями и навыками в полном объеме.
Разработанный комплекс заданий и упражнений способствует повышению уровня развития общеучебных умений и навыков, в частности касающихся культуры устной и письменной речи. Таким образом, проведённая работа подтвердила представленную гипотезу, цель работы достигнута.
Литература:
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989.
Бабанский Ю.К. методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - №3-4. – 1992. – С.14-19.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. – М., 2000.
Нечаева Н.В. Изучение результативности и развития речевой деятельности младших школьников. – М., 1996.
Орлов В.И. Знания, умения, навыки учащихся//Педагогика. Научные сообщения. – М., 1982. – С.35-39.
Педагогическая энциклопедия. – М.,1968.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 класс. – М., 2002.
Смирнов А.А. и др. Психология. – М., 1962.
Татьянченко Д.З., Воровщиков С.Г. Обще учебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч №7. – М., 2000.
Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс, 2 часть. – Самара., 2003.
Щеголева И.В. Уроки развития связной речи в начальной школе. – С-П., 1996.
14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М., 1989.




Приложение №1.

Урок русского языка

Тема: Сжатое изложение, воспринятое на слух, по рассказу В. Железнякова «Солдат на посту».
Цели:
Формирование умений передавать содержание текста при восприятии на слух,
Формирование умений сокращать текст.

Ход урока:
Ознакомление с текстом . Постановка учебной задачи.
Формирование умений писать изложение:
- Послушайте рассказ В. Железнякова «Солдат на посту» (рассказ читает учитель),
- Кто понравился в рассказе?
- Чем?
- Какой момент рассказа особенно запомнился?
- Почему?
- Рассказ большой. Ваша задача – кратко передать его содержание.
II. Определение темы и основной мысли рассказа.
- О чем этот рассказ?
- Почему он так назван?
- Что отражает заголовок? (основная мысль)
- Докажите.
- Какие факты в рассказе убеждают нас в этой мысли?
III. Составление плана и сокращение текста.
- сколько частей можно выделить в рассказе? (3)
- докажите.
- послушайте 1 часть. Что мы узнали из нее? (мальчик и мужчина ехали в поезде и уснули)
- что сказано о мальчике?
- почему сказано лет 5, а не 5 лет? (автор не знает точно)
- что узнали о мужчине? (очень усталый, сразу уснул)
- сейчас мы с вами выделили основные моменты этой части?
- что главное в этой части? (мужчина был усталый и поэтому уснул)
- как озаглавить эту часть? (усталый мужчина)
- послушайте 2 часть
- что здесь самое главное? (мужчина дал задание мальчику)
- как озаглавим эту часть? (важное задание)
- определите, о чем обязательно нужно сказать в этой части?
- о чем можно сказать коротко? (о том как мужчина будил мальчика)
- что надо при этом подчеркнуть? (ему трудно было разбудить сына)
- как сказать коротко? (отец проснулся и с трудом разбудил мальчика)
- нужно ли в кратком пересказе, передавать разговор отца с сыном?
- как передать содержание разговора коротко? (отец сказал сыну, что ночью чинил провой котел и сейчас хочет сжать. Он дал задание мальчику караулить остановку)
-что главное в 3 части? (мальчик очень хотел спать, но он стоял, как солдат на посту)
- как озаглавить эту часть? (не спать!)
- о чем важно рассказать в этой части? (как мальчик боролся со сном и держал слово).
IV. Краткий пересказ текста.
V. Орфографическая подготовка.
VI. Запись изложения и проверка.
VII. Итог урока:
- чему учились на уроке?
- как вы сокращали текст? (Заменяли группу предложений 1 или 2. Передавали кратко содержание разговора героев. Пропускали второстепенное, оставляли только главное ).
Орфографическая подготовка:
- выпишем с комментированием, выделяя орфографические слова, которые могут вызвать у вас трудность при письме.
Анализ данного урока показывает, что в ходе урока развивались умения писать изложения:
передавать содержание без искажений, без пропуска важных событий,
строить верно текст: располагать части, выделять абзацы,
правильно строить предложение, соблюдать порядок слов,
проводить орфографическую подготовку.


Урок чтения

Тема: Трудно ли быть человеком?
Идея: понимание характера главного персонажа произведения.
Цель: создать условия для понимания учащихся характера и поступков персонажа.
Задачи:
учить оценивать действия персонажей по поступкам,
развивать умение определять главную мысль произведения,
формировать верные нравственные представления,
развивать речевое чутье.

Ход урока
Этапы
Ход урока
Задания и упражнения на развитие культуры устной и письменной речи

I.Проверка д/з
Цель: актуализация знаний уч-ся о дом.задании
- Назовите д/з



- сегодня на уроке будем характеризовать Тему и задания, которые вы выполняли дома. Пригодятся для работы.
- Выделять слова, описывающие переживания и поступки Темы

II.Постановка уч. задачи.
Цель: поставить перед уч-ся задачу, построить способ ее решения.
На доске: рис. – качества человека.
- как называется глава, в которую включено данное произведение? (как трудно стать человеком?)
- чтобы выяснить с какими трудностями нужно справиться, чтобы стать настоящим человеком, дадим характеристику Теме. Это и будет задачей нашего урока.
- сначала мы проанализируем рисунки, потом выделим качества Темы и придем к выводу, что значит быть человеком.


III.Анализ рисунков (3рис.)
Цель: выяснить отношение уч-ся к гл. герою.
- посмотрите на рисунки,
- каким видит Тему автор этого рисунка? (маленький, с грустными глазами, в старой одежде)
- ответ-описание

VI.Составление хар-ки героя через текст
- какими качествами характера вы считаете мог обладать Тема?
А) ответственный с.101 «принятые на себя обязательства», «с сознанием всей ответственности»,
Б) впечатлительный с.98 «спит нервно и возбужденно», «с ужасом вслушивается», «вздрогнул, когда вспомнил впечатления падения»,
В) рассудительный с.102,103 «времени нельзя терять не секунды», «чтобы Жучка не подумала, что он ее бросил»,
Г) сочувствующий с.108 «с замиранием сердца», «содрогнулся за Жучку»,
Д) добрый с.100,101 «Милая Жучка», «горячая бумага может упасть на Жучку»,
Е)сопереживающий с.101 «Тему до слез тронуло», «сердце мучительно сжалось»,
- мы с вами выделили основные качества Темы. Какой человек должен обладать такими качествами? (настоящий, сильный),
- легко ли стать человеком? (нет)
- выделение выразительных средств языка в тексте







Формирование умений пересказывать

V. работа над словом.
Цель: через выяснение значения слова «преодоление» подвести уч-ся к пониманию основной идеи произв-ия.
- чтобы стать настоящим человеком, нужно ничего не бояться; переносить все неврозы; преодолевать трудности в жизни,
- образуйте имя сущ. от глагола «преодолевать» (преодоление),
- объясните смысл (состояние, когда что-то переменили, справились с чем-то),
- подберем к данному слову однокоренные слова (преодолеть, преодолевать, одолеть, одолевать, одолень - трава),
- поясните смысл каждого,
- как вы считаете, когда человек преодолевает трудности, неудачи, можно ли сказать, что он поступил героически. (да). Докажите (рисковал жизнью),
- если героический поступок, то он связан с преодолением сложной трудности, риском для жизни,
- а какая трудность для Темы была самой сложной? (страх),
- в жизни какого человека называют героем? (помогал другим, выручая рискует своей жизнью),
- можно ли Тему считать героем? (да). Докажите (выручил Жучку, рискуя),
- бывают в жизни ситуации, когда люди преодолевают такие трудности, которые думали, что никогда не преодолеют,
- люди часто совершают добрые поступки, рискуя своей жизнью, во благо других.
- словарная работа (подбор родственных слов)







Формирование умений отвечать на вопросы

VI.Итог урока.
Цель: сделать вывод, что значит быть настоящим человеком.
В жизни много трудностей, невзгод, проблем. Но нужно не отчаиваться, а находить в себе силы, чтобы все преодолеть. Тот, кто настойчив, старателен, у того все получается.
Я думаю, что каждый из вас способен преодолевать трудности и идти вперед и может быть ...в будущем... совершать героические поступки.


VII.Дом. задание.
Цель: Развитие речи уч-ся.
Подобрать пословицы, поговорки, характеризующие качества настоящего человека.



Анализ данного урока показывает, что в ходе урока развивались умения:
Отвечать на вопросы:
- строить полные ответы,
- точность ответов,
- правильное построение предложений,
- употребление слов при ответе.
Подробно пересказывать:
- живая речь уч-ся,
- использование лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций из образца,
- выразительность,
- умение пересказывать критерии.


Урок естествознания

Тема: Воздух на Земле – необходимое условие жизни. Состав воздуха.
Цель: Познакомить с понятием воздух, с составом воздуха и его значением.
Задачи:
создать условие для формирования знаний о воздухе, его составе,
формирование интереса к важности воздуха,
создание условий для развития мышления, памяти, воображения, внимания.

Ход урока
Этапы
Ход урока
Задания и упражнения на развитие устной и письменной речи

I.Подготовительная работа
- Хорошо в ясный солнечный день смотреть на голубое небо. Высоко над головой плывут по небу белые облака, легкий ветерок овевает твое лицо прохладой. А бывает и так, как записала в стих-ии Ахматовой А.:
Жарко веет ветер душный.
Солнце руки обожгло
Надо мною свод воздушный
Словно синее стекло
- объясните смысл последнего предложения (это слой воздуха, освещенный лучами солнца)
- а как вы думаете, что такое воздух? (это прозрачное газообразное вещество)
- видим ли мы воздух? (нет)
- по запаху чувствуем?
- руками ощущаем?
- давайте проверим ваши предположения,
- проведем опыты с помощью которых воздух можно легко обнаружить
1. сложите из листа бумаги веер и помашите им. Что вы почувствовали? (движение воздуха)
2. Если взять резиновую грушу и крепко сжать в руке, что можно услышать? (шум выходящего из отверстия воздуха)
3. Опустите перевернутый вверх дном стакан в широкий сосуд с водой и наклоним его слегка не вынимая из воды. Что мы увидим? (из стакана бурно выходят пузырьки воздуха)
- подведем итог после опытов:
а. воздух почувствовали? (нет)
б. услышали? (да)
в. увидели? (да)
- а теперь попробуйте сделать вдох, задержать дыхание и посчитать
- до скольки досчитали? Это секунды
- можем ли долго находиться без воздуха? (нет)
- только тренированные люди: пловцы, альпинисты могут длительное время находиться без воздуха










Формирование умений отвечать на вопросы

II. Изучение нового материала
Сообщение детей
- большинство живых организмов, как на суше, так и в воде, дышат воздухом. Но если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней. То без воздуха – всего считанные минуты.
- воздух нужен не только для дыхания. Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, которым называют атмосферой.
- как толстое одеяло, защищает атмосфера все живое на Земле от обжигающих лучей Солнца и космического холода. Дождь и снег, ветер, гроза и метель, радуга – все эти и многие другие явления природы происходят в атмосфере. Без атмосферы небо над нами всегда было бы черным, ночь наступала и кончалась бы мгновенно и нельзя было бы наблюдать восходы и закаты солнца.
- почему в жизни говорят: нужен как воздух (без воздуха нельзя прожить, очень необходим).
- почему воздух – необходимое условие жизни?
Сообщения детей. А знаете ли вы?
- человек тратит за 1 вдох – выдох 0,5л. воздуха,
- в 1мин. – 7л. (ведро)
- в 1 час – 450л. (бочка)
- в 1 сутки – 10800 л.
- А из чего же состоит воздух? Кто знает?
- в каких 3 состояниях бывают вещества? В каком состоянии находится воздух вокруг нас? Что находится в пустой банке?
- проведем опыт. Поставим на стол 2 одинаковые свечи. Зажжем их. 1 из них накроем банкой, а другую оставим на воздухе. Понаблюдаем что произойдет с ними (под банкой потухла)
- почему так произошло? (нет воздуха)
Вывод: для горения нужен воздух.
- ученые установили, что воздух не просто газообразное вещество, а смесь газов
- каких? (азот, кислород, углекислый газ)
- больше всего в воздухе азота, кислорода меньше, а совсем немного углекислого газа.
Диаграмма «Состав воздух
1. азот
2. кислород
3. угл. газ
4. примеси
Формирование умения пересказывать

























Формирование умений строить текст-рассуждение


III. Итог урока
-о каком важном веществе шла речь на уроке
- что интересного о нем узнали?


VI. Дом. зад.
- прочитайте текст на с.121
- найти материал дополнительный о воздухе



Анализ данного урока показывает, что в ходе урока развивались умения:
Отвечать на вопросы:
- строить полные ответы,
- точность ответа,
- правильное употребление слов, построение предложений.
Подробно пересказывать:
- живая речь учащихся,
- использование лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций,
- выразительность.
Строить текст-рассуждение:
- полнота пояснения,
- логика изложения,
- авторский комментарий.
Приложение №2.

Тексты теста №1. «Ответы на вопросы».

Луковица с радостью.

Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость. Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький жёлтый торчок. Мы поставили горшочек на окно. И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветков синих-синих, душистых-душистых! А как красив был каждый цветочек! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней. И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.
(По Н. Павловой)


Фабрика игрушек.

Наряды для новогодних елок изготавливают на фабриках. Вот цех изделий из ваты. Здесь делают бородатых дедов-морозов в красивых шубках и голубых снегурочек.
А вот из этого цеха выходят стеклянные шары. Сначала делают заготовки для шаров. Потом трубки разогревают и раздувают. Шары попадают в жаркие камеры и получают цвет
В магазины стеклянные игрушки привезут в коробках. Это очень хрупкий товар.





Приложение №3.

Текст изложения.
Брошенный котенок.

Маленького серого котенка выгнали из дома. Моросит мелкий дождь. Сидит котенок на дороге. Люди смотрят на малыша. Одни грустно качают головой, другие жалеют. Но все проходят мимо.
Наступил вечер. Страшно стало котенку. Прижался он к кусту, сидит и дрожит. Настя возвращалась из школы. Котенок жалобно замяукал и потянулся к ней. Девочка взяла его и понесла домой. Пушистый комочек прижался к ней.
Прошло время. Вырос красивый кот. Каждый вечер он терпеливо ждал у порога возвращения девочки из школы.



Мой щенок.

У нас в доме появился щенок. Брат нашел его около подъезда. Малыш лежал на земле и жалобно скулил.
Мы с братом взяли щенка, покормили его теплым молочком. Я назвал его Шустриком. Щенок быстро рос. Я любил с ним гулять. Раз я пошел с ним в парк и по дороге встретил друга. Он стал рассказывать мне о своей коллекции марок. Я оглянулся. Шустрика не было.
Мы с другом обежали весь парк. Собака пропала. Унылый я шел домой. У подъезда сидел мой Шустрик и ждал меня. Он помнил свой дом.




























Приложение №4.

Текст пересказа.
Липа.

Липа – красивое дерево. На высокую красивую липу приятно смотреть в любое время года. Но её ценят не только за красоту. Летом над раскидистой липой вьются пчёлы. Цветы этого дерева выделяют много нектара. Из нектара пчёлы получают мёд.
Липа вынослива. Она хорошо приживается на новом месте, легко переносит стрижку. Её кроне можно придать красивую форму.
Липа украшает городские улицы, очищает воздух от пыли.


Моя поляна.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

Приложение №5.

Темы сочинений:
«Что сказал мне добрый человек», «Портрет доброго человека».






 ОУУН – общеучебные умения и навыки
 КУПР – культура устной и письменной речи









13PAGE 15


13PAGE 14215





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315