Психологические рекомендации педагогам по работе с трудновоспитуемыми детьми

Рекомендации по ориентации образовательной деятельности на формирование у учащихся способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности
 
Формирование самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную - соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.
При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях - учебных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
 1.                  Принимайте ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные особенности  (тип темперамента, характер, темп деятельности и др.), тип семейного воспитания, соматический статус.
2.                  Создайте ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя (на уроке и во внеурочное время).
3.                  Стимулируйте познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями.
4.                   Поощряйте ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить. В этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят.
5.                  Формируйте у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививайте ему ответственность за свои действия.
6.                  Учитывайте зону ближайшего развития ребёнка.
7.                  Поощряйте и стимулируйте ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения.
8.                  Помните, ребёнок верит взрослому, постарайтесь стать для него значимым, дайте ему возможность поверить в свою ценность и уникальность.
Ригидный тип (менее тяжёлое состояние)
 Обычно дети этого типа хорошо видны по внешним поведенческим признакам (замедленность действий, речи, реакций...), но их необходимо отличать от “нормально ригидных”. Это можно сделать с помощью теста Тулуз-Пьерона.
Дети без ММД, (просто “тормозные”), выполняют тест равномерно медленно либо с постепенным незначительным нарастанием скорости, при этом точность выполнения — хорошая или высокая. Они отличаются высокой работоспособностью, “интеллектуальная цикличность” отсутствует.
Картинка выполнения теста, характерная для ригидных детей с ММД (Прил. 3) и выглядит как ступенька, с резким возрастанием скорости, при этом точность выполнения находится на уровне патологии (К<0,9). Эти дети отличаются высокой утомляемостью, периодическими “выключениями” и восстановлениями интеллектуальной работоспособности. При этом активные периоды могут сохраняться у них почти до конца учебного дня. Иногда, по своему поведению, ригидные дети не выглядит заторможенными. Однако их интеллектуальная деятельность всегда характеризуется замедленной врабатываемостью и плохой переключаемостью.
По данным теста Тулуз-Пьерона, наблюдается парадоксальная фаза по Н.Е. Введенскому. Это ситуация, когда на слабый сигнал мозг реагирует сильной реакцией, а на сильный сигнал – слабым ответом.
Короткие и даже простые самостоятельные работы они обычно пишут на двойки, так как не успевают сообразить, что надо делать. Длинные работы с однородными заданиями (даже сложными) могут выполнить хорошо.
Если задания разнотипны, то ошибки у ригидных детей (в результате наложения) могут быть самые “дикие”. Учителя подробным анализом их работ обычно не занимаются. Они считают, что эти дети могут работать, когда захотят, поэтому и ругают их за плохое выполнение контрольных работ, особенно простых и коротких.
Здесь, учителю можно дать следующий совет.
Если у ребёнка Иванова ригидный тип ММД, то можно предложить следующую методику ведения урока:
-          Иванов, сейчас я спрошу таблицу умножения. (У Иванова начинается запуск процессов «таблица умножения», а на это нужно определённое время).
-          Петров, сколько будет 2х2?
-          4
-          Лена, сколько будет 5х8?
-          40
-          Иванов, сколько будет 7х8?
-          56. (Что и следовало доказать…).
 
Таким образом, учитель даёт Иванову время для того, чтобы тот успел «включить в рабочее состояние» свои психические процессы.
Память у детей этого типа обычно бывает в норме. Устойчивость и концентрация внимания могут быть средними. Слабым местом является очень плохая переключаемость, которая проявляется в характере систематических ошибок при заполнении теста (преобладание ошибок в начале и конце строки, ошибки “запаздывания”).
При общей нейродинамической инертности и эмоциональная инертность проявляется не так значительно в силу того, что эти Дети вообще менее эмоциональны. Однако встречаются и впечатлительные ригидные дети, склонные к эмоциональным “застреваниям” с глубокими переживаниями.
В интеллектуальном отношении эти дети могут нормально развиваться, если родители и учителя понимают суть проблемы и создают необходимые для них условия. В этом случае даже без лечения работа мозга у ригидных детей часто полностью нормализуется к 6-7 классу (иногда и раньше).
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
Агрессивные дети часто бывают вооружены. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. Обсуждайте поведение только после успокоения. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... .Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.Пусть за что-то отвечает в школе. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Свое плохое настроение не разряжать на нем. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  РАБОТЕ С  ТРЕВОЖНЫМИ  ДЕТЬМИ
Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
Спрашивайте ребенка в середине урока.
Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.
Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).
Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.
Используйте на уроках визуальную поддержку.
Перед началом урока выполняйте с детьми задания на снижение тревожности.
Снижайте количество замечаний.
Введите ежедневный (или еженедельный) ритуал «Бюро хороших новостей».
Заведите в классе «Банк успеха» 
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Наказывая ребенка, не унижайте его.
Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии одноклассников. 
Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям. 
По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 
Избегайте длинных нотаций! 
Старайтесь соразмерять основные требования с требованиями других учителей-предметников. 
Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить контрольная работа, экзамен.
Выберите подходящий способ проверки знаний у ребенка, удобный для него (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и др.).
Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).