Конспект воспитательного занятия Поэзия Великой Отечественной войны

Государственно бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 561 Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитатель ГПД
Свеженцева М.П.


КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
"ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология “Дебаты”, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов
Цели:
способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Оборудование: мультимедийная презентация “Ради жизни на Земле”, подготовленная библиотекарем выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; мультимедийное оборуование.
Предварительная работа: учащиеся распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.
1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,
2-я – И.Уткина,
3-я – М.Джалиля,
4-я - К.Симонова,
5-я А.Суркова.
Ход занятия:

- Ребята! Сегодня у нас необычное занятие.
- Вспомним всем до боли известные и знакомые строки:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой  С фашистской силой темною,  С проклятою ордой!
- Какому историческому событию они посвящены?
Да, событиям Великой Отечественной войны
- ВойнаКакие ассоциации вызывает у вас это слово?
(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость.)
- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.
Цель нашего занятия – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.
2. Презентация “Ради жизни на земле” 
1 слайд - Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.
2 слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.
На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.
Внимание: вопрос. Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?
Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
3 слайд – В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА.
Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?
Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.
Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.
Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков и др.)
Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?
В ходе дебатов выясняем, что
отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;
многогранность и глубина лирики;
раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;
музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;
создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).
4 слайд. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.
3. Выступления групп по плану
О жизни писателя и его творчестве.
Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору учащихся).
Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно.
5 слайд – Ю.Друнина (1924-1991).
Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.
Я только раз видала рукопашный”, “Целовались. Плакали и пели”
6 слайд – И.Уткин (1924-1991)
Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе.
Стихотворения “Если я не вернусь, дорогая”, “Сестра”.
7-8 слайд – М.Джалиль (1906-1944)
Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.
9 слайд – К.Симонов (1915-1979)
Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.
24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
Стихотворения “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”
10 слайд – А.Сурков (1899-1983)
Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни “Землянка”.
Стихотворение “Землянка”.
4. Беседа по вопросам
Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.
Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.
Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)
В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.
Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:
“Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле”)
А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?
(Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)
А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?
( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!
Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)
11 слайд - 1 чтец: Мы – поколение, вступающее в жизнь. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Цель нашего проекта “Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” - понять ту боль, что мир перенес в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных защитников Родины, героев поэзии, опаленной войной; показать, какой след оставила война и в наших семьях.
2 чтец:
Я знаю, никакой моей вины в том, другие не пришли с войны,  В том, что они – кто старше, Кто моложе – остались там, И не о том же речь, Что я их смог, но не сумел сберечь Речь не о том, но все же, все же, все же. Чем дальше мы уходим от войны И нас с тобою тишина объемлет, Тем все сильней и явственней Слышны её рассказы, вздыбившие землю
5. Выводы: 15 слайд
Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!
6. 15 слайд – домашнее задание (ученики выбирают самостоятельно)
Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?
Каковы же особенности лирики военного времени?
Молодцы! Спасибо вам!