Разработка урока по литературе на тему: «Литература Великой Отечественной войны. Поэзия (обзор)» для 10-11 классов и студентов СПО


Урок литературы для 10-11 класса, студентов СПО
Тема: Литература Великой Отечественной войны. Поэзия (обзор)
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Урок- лекция
Цели: дать понятие о литературе военных лет; определить тематику поэзии как самого оперативного жанра, отметив органическое сочетание патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя;
Задачи:
- формировать умение составлять опорный конспект, делать выводы
- формировать умения выделять главное, находить нужное в тексте;
- формировать патриотическое сознание студентов;
- побуждать интерес к чтению литературы.
Методы и приемы: информационно-развивающие: лекция, беседа
Оборудование: тетради, выставка книг, портреты поэтов
План урока:
Орг. момент
Сообщение темы и целей урока.
Лекция
Выразительное чтение стихотворений студентами
Сообщения
Подведение итога урока
Домашнее задание
Конспект урока
Литература Великой Отечественной войны. Поэзия (обзор)
Цели: дать понятие о литературе военных лет; определить тематику поэзии как самого оперативного жанра, отметив органическое сочетание патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя; развивать личностные функции как самоопределение, сотворчество.
Вид урока: Урок-лекция
Тип урока: Изучение нового материала
Ход урока
Ведь из нашего срока
Было лишь четыре года,
Где желанная свобода
Нам, как смерть, была сладка…
Давид Самойлов
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
Лекция учителя (составление конспекта, запись тезисов студентами)
Родина одна из вечных моральных ценностей всего человечества. Слава о ней в громко звучит в 30-е годы, прославляя единственную в мире Советскую страну.
Звучит песня «Широка страна моя родная» В.И. Лебедева-Кумача.
- О чем эта песня?
(Она о людях, которые умеют «смеяться и любить», в ней – «весенний ветер», человек «дышит вольно», и «с каждым днем все радостнее жить». Страна предстает «От Москвы до самых до окраин, /С южных гор до северных морей», «необъятной»)
Уже давно исследователи обратили внимание на то, что именно так – панорамно, декоративно, монументально – изображалась Родина в советской поэзии довоенных лет.
Иначе она звучит в произведениях, написанных в «сороковые, роковые». Константин Паустовский писал в «Мещерской стороне»: «И если мне придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и тот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное…». Паустовский почувствовал, что такой взгляд обострится тогда, когда придется защищать свою родину. Так оно и получилось.
В 1942 году выходит сборник статей Алексея Толстого «Родина». Здесь Родина – это земля «оттич и дедич», как говорили наши предки; «И вот смертельный враг загораживает нашей родине путь в будущее. Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу родины, и тех, кто положил свои труды на устроение ее, обступили Москву и велят нам: «Свершайте!»
7 ноября 1941 года на параде Сталин обратился к образам героического прошлого: «Пусть вдохновляют вас в этой войне мужественные образы великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Сразу за этими словами идет: «Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» Сегодня трудно представить, что такое сочетание имен, Ленина и князя Александра Невского, было невозможно. Но именно в дни войны классовый подход дал ощутимую трещину в еще не осознавшем это в полной мере общественном сознании. Именно во время войны происходит официальное возвращение в советскую литературу Сергея Есенина.
В дни войны дом стал в один ряд с такими понятиями как родина, отчизна, страна.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.
Гибель дома оказывается трагедией для каждого. Дом - это антитеза миру, а часть этого мира, одна из основ и опор его.
Казалось бы, что значит и что может один человек на войне, где на полях сражений миллионы солдат, а в небе – десятки тысяч самолетов? Но именно эта война, война миллионов, как никогда проявила значение каждого человека, отдельной личности.
В ноябре 1941 года Илья Эренбург написал в одной из своих статей: «Многие их нас привыкли к тому, что за них кто-то думает. Теперь не то время. Теперь каждый должен взять на свои плечи всю тяжесть ответственности. Во вражеском окружении, в разведке, в строю каждый обязан думать, решать, действовать. Не говори, что кто-то за тебя думает. Не рассчитывай, что тебя спасет другой». В этом смысл слов из поэмы Твардовского «Василий Теркин»:
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию за народ,
И за все на свете.
«Нынче мы в ответе» - не кто-то там наверху, а мы. С этим связано и изменение отношения к сокровенному в душе.
Личное и общественное стало единым: защита Отечества – это защита родного дома, чести, свободы и счастья родных и близких. Слова, обращенные к любимым и единственным, воспринимаются как признание в любви к родине.
Выразительное чтение
- Подготовленный студент читает наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня»).
Сообщение
- Подготовленный студент рассказывает историю появления в печати стихотворения К. Симонова «Жди меня».
Лекция учителя. Во время войны многие, открывая с неведомой силой своё, личное, индивидуальное, вместе с тем по-настоящему ощутили себя со своей страной и ее народом. Так восстановилась нарушенная прежде связь.
25 августа 1941 года, возвратившись от Анны Ахматовой, П.Н. Лукницкий записывает в своем дневнике: «Она лежала – болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у нее хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступить на радио. Она – патриотка, и сознание, что сейчас она душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет ее».
Вышедшая из тюрьмы перед самой войной Ольга Берггольц в первые дни войны скажет: «Мы предчувствовали полыханье…»
Выразительное чтение
- Подготовленный студент читает наизусть стихотворение О. Берггольц «Мы предчувствовали полыханье…»
Лекция учителя. Во время войны был совершен прорыв к правде. Была необыкновенная потребность в ней. Об этом сказано в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
«Ситуация войны заставила советскую литературу заговорить искренне, и этот голос почти полностью совпал с тем, что хотели слышать и власть, и массы» - из книги Евгения Добренко «Метафора власти».
Миллионы людей в дни войны прикоснулись к дыханию свободы (свободы от тирании сталинского режима). В дни голодной ленинградской блокады Ольга Берггольц скажет:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
Уже после войны Б. Пастернак скажет о ней: «Она промчалась как очистительная буря, как веяние ветра в запертом помещении… Трагический тяжелый период войны был вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми».
Вывод: Война 1941-1945 годов стала истинно народной, священной: переплелись людские судьбы с судьбой России. Это явилось причиной того, что в литературе появляются герои, будто «списанные» с реальных людей (Василий Теркин, Андрей Соколов), а авторские стихи становятся народными песнями.
Подведение итогов урока
- В чем же, по-вашему мнению, особенность поэзии военных лет?
Домашнее задание. Подготовиться к защите проектов «Фронтовые судьбы песенной лирики» (работа в группах) по предложенному плану