Интегрированный урок по литературе со вспомогательной дисциплиной Музыка Поэзия Великой отечественной войны. Константин Симонов


Тема урока : «Поэты о Великой Отечественной войне»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: интегрированный (литература со вспомогательными дисциплинами : музыка, История Отечества)
Цели урока:
 - Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Вспомнить художественные произведения, в которых изображена война ;
- развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения; интерес к прошлому нашей страны;
- воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.
Задачи:
1). познакомить учащихся с историей создания песен, дать  биографические сведения о поэтах К.М.Симонове, Д.С.Самойлове;
2) Закрепить навыки анализа лирического и прозаического произведений (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, художественный образ, прототип, изобразительно-выразительные средства поэзии и прозы, деталь в художественном произведении).
3) Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей обучающихся.
4) Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне.
Оборудование: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, средства ИКТ, портреты писателей, выставка книг о войне, фонохрестоматия.
                                             
Ход урока.
1.Организационная часть.(2 мин)
2.Вступительное слово учителя. (1 мин)
           С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата…
3.Беседа с классом. (5 мин )
- Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?
- Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей музыка?
- Какие песни о войне вам знакомы?
Рассказ участника военно-патриотического клуба «Феникс» о начале войны, венных песнях (6 мин):
Звучит отрывок из песни «Священная война»
4. Слово учащимся. (3 мин) Поэт К.М.Симонов.
         Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны…
5.Прослушивание песни «Жди меня».
6.Слово учителя.( 2 мин)
             На прошлом уроке мы знакомились со стихотворением Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»…
К кому обращается поэт в этом стихотворении?
Звучит песня в исполнении хора ребят.
7.Слово учителю.(формулировка темы) (1 мин)
       И сегодня мне хотелось бы познакомить вас еще с одним замечательным поэтом фронтового поколения – Давидом Самуиловичем Самойловым. Подробнее о нем прослушаем выступление учащегося.( 3 мин)
8. Звучит стихотворение «Сороковые».
9. Анализ стихотворения. (8 мин)
- Каким настроением пронизано стихотворение?
- Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х годов?
- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?
10.Слово учителя.(2 мин)
11.Звучит авторское стихотворение «Они сражались за Родину» (Авраменко Александра).
12.Минута молчания.
13.Заключение.(2 мин)
    1.Подведение итогов урока.( 3 мин)
- С какими писателями вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали?
- Как были созданы песни, прозвучавшие сегодня на уроке?
- Какова же была главная цель создания стихов и песен в военное время?
2.Рефлексия. (4-6 мин)
- Что вам интересно было сегодня узнать?
- Понравилась ли вам форма проведения  урока?
- Что вам хотелось бы еще узнать по данной теме?
- Какие у вас возникли вопросы в ходе урока?
3.Проставление оценок.(2 мин)
4.Домашнее задание (2 мин)