Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики

Применение коррекционно-развивающих
упражнений на уроках математики
Иванова-Сивцева Олимпия Михайловна,
учитель математики и физики.

Задача специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.
Практика школьного обучения и наблюдения за математическими навыками учащихся с ОВЗ свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности математических знаний, что выражается в типовых ошибках, бедном и зачастую, недифференцированном словаре, слабых вычислительных навыках и т.д. Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов.
Рассмотрим примеры коррекционно-развивающих упражнений, которые можно использовать на уроках математики.
Упражнения на развитие познавательной активности.
Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?
Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 1 час?
Один хомяк запасает на зиму 800г. Зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2 хомяка, 20 хомяков?
Розовый скворец съедает 200 г. Саранчи в день. Сколько граммов саранчи уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?
Чтобы напоить корову, надо в сутки 50 л. воды. Сколько литров воды надо запасти в сутки для 10 коров?
На год курице требуется 36 кг. зерна. Сколько зерна надо запасти на год 100 кур при такой норме?
Корова за сутки съедает 8 кг. сена. Сколько сена надо запасти для коровы на месяц, если считать в месяце 30 дней?
Сокол живет 170 лет, а жизнь дрозда в 17 раз короче. Сколько лет живет дрозд?
Мама слониха имеет массу 6 т., а её слоненок в 5 раз легче. Чему равна масса слоненка?
Масса щуки 34 кг., а рыба-меч на 265 кг. тяжелее. Какова масса рыбы-меч?
Баобаб живет 4000 лет, а лиственницы 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы?
Сколько гусениц может уничтожить курица за 16 ч., если известно, что за 1 ч. Она может съесть 100 гусениц?
Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое дольше, чем сосна, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет может прожить дуб?
Чтобы насытится, тигру надо 30 кг. мяса, а желудок усатого кита вмещает 3 т. пищи. Во сколько раз кит может съесть пищи больше, чем тигр?
Продолжительность жизни ежа 10 лет, а жизнь зайца на 1/5 этих лет меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?
Яйцо страуса имело массу 1 кг. 500 г., а куриное яйцо 62 г. На сколько граммов яйцо страуса тяжелее куриного яйца?
Длина голубого китенка 7 м., длина взрослого кита 33 м. На сколько метров подрастает китенок?
Длина кита 33 м., это на 19 м. больше длины акулы. Какова длина акулы?
Высота кавказской пихты 60 м., а высота сибирской пихты 30 м. Во сколько раз кавказская пихта выше сибирской?
Упражнения на развитие внимания.
Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры, требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.
Например: «Веселый счет». Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.
Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.






Упражнение на развитие памяти.
Ученику предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.
«Память на числа».
В жизни на приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.
«Запоминай мгновенно».
Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.






Упражнение на развитие мышления.
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, ориентирующие школьников на получение нового продукта. Задания подобного вида наиболее ярко показывают уровень развития творчества каждого ребенка, так как учащиеся пробуют создать что-то новое, свое, неповторимое, используя для этого усвоенные ранее знания и умения. К упражнениям такого вида можно отнести такие задания: составление задач и выражений, нахождение своего способа действия, постановка дополнительных вопросов к заданию учебника, придумывание предметов на основе заданных геометрических фигур.
«Думай и составляй».
С числами 15 и 4 составьте два задания так, чтобы одно из них было задачей, а другое – нет.
«Убери кружки».
Нужно из всех кружков убрать белые. Как это можно изобразить на рисунке? Я это сделала так:


Нарисуй свой способ.
«Составь задачу».
Составь задачу по её решению: 32 – 20. Если можете, то запишите все возможные вопросы к условию задачи так, чтобы решение не изменялось.
Упражнение на развитие воображения.
Здесь необходимо фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.
«Веселый человечек».
Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:


«Петушок».
Из одних кругов разного размера нарисуйте петушка.
«Салфетка».


В начале ряда нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырех готовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения.
Упражнения на смекалку.
Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д. Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.
«Летели гуси».
Летели гуси: один гусь впереди, а два – позади; один – позади, два – впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.
Упражнения на сообразительность.
Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?
Что легче 1 кг. ваты или 1 кг. гвоздей?
Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной 10 м. разрезать на части по 2 м. каждая? (4)
Оля моложе Димы, а Дима моложе Коли. Кто Моложе Оля или Коля?
Во дворе находятся куры и поросята. У них всего 5 голов, а ног 14. Сколько было кур и поросят?
По двору ходят куры и кролики, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько всего кур и кроликов?
Сын спросил у отца, сколько ему лет. Отец ответил: «Если к моим годам прибавить полсотни и ещё 5 лет, то мне будет 100.» Сколько лет отцу?
Боря гостил в деревне неделю и два дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне?
Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо вставать, чтобы быть на середине лестницы?
Три подруги – Надя, Вера и Зина – пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом и синем. Надя была не в красном и не в голубом платье. Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?
Упражнения на нахождение альтернативных вариантов.
В жизни человеку часто приходится искать несколько путей решения одной проблемы. Но он не задумывается о том, что тем самым участвует в творческом процессе. Учащимся нужно овладевать приемами альтернативы, чтобы суметь увидеть различные подходы к решению математических задач и выражений. Здесь же можно предлагать ребятам выбрать один или несколько правильных вариантов из множества предложенных или способы их решения.
1. Расположите цифры 1, 2, 3 в разном порядке. Найдите все 6 способов.
2. «Шесть стульев».
Миша готовил класс к утреннику. А Маша решила, пользуясь случаем, дать ему выполнить задание. Она попросила его расставить шесть стульев у четырех стен комнаты по-разному. Как Миша мог бы выполнить задание Маши?
3. «Разноцветные шарики».
В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Миша взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у Мальчика? Найди три ответа. Сколько шариков осталось в коробке?
«Найди все дороги». Представьте, что это кружок – ваш велосипед и вам надо проехать из левого нижнего угла в правый верхний. Но одно условие – каждый раз вы должны ехать по разным дорожкам.





Упражнения на использование анализа.
Умение анализировать – одна из главных особенностей творческой деятельности. Анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. Он может быть мыслительным, мысленно-зрительным. Ребятам можно предлагать задания на нахождение недостающей фигуры, определение последовательности, на зрительное восприятие точечного рисунка, на нахождение закономерности между рисунком и записью и др.
1. «Логическая задача».
У девочки было три мяча – красный, синий и зеленый. Красный был больше, чем синий, а синий больше, чем зеленый. Какой мяч самый большой? Какой самый маленький? Нарисуй мячи в порядке увеличения их размеров и закрась нужным цветом.
2. «Недостающая фигура».
Нарисуй недостающую фигуру и закрась её нужным цветом.








Упражнения на нахождение или выбор удобного способа действия.
Суть упражнений на выбор удобного способа действия заключается в том, что учащиеся ставятся в трудное положение: им нужно из нескольких верных ответов выбрать наиболее удобный. В рамках этого вида творческого задания дети пытались находить удобное направление движения, удобное решение, самый легкий и удобный путь до поставленной цели.
1. «Раздели яблоко поровну».
Раздели яблоко 6 ребятам, чтобы никого не обидеть.
3. «Поднимись по лестнице».
Мише надо подняться по лестнице, которая состоит из 9 ступенек. Когда быстрее Миша доберется до площадки, если не будет пропускать ступенек? Будет прыгать через одну, через две ступеньки? Почему?
3. Вы находитесь в зрительном зале. Вам нужно место № 4. В ряду 9 мест. С какой стороны (слева или справа) вы найдете быстрее свое место?



Упражнения на умение классифицировать.
Классифицировать – это значит суметь распределить по группам, разрядам или классам. Основой этого типа задания является умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различия. Можно предлагать детям разные варианты формулировки подобных упражнений. В одних на основание классификации указывает учитель, в других – дети сами выделяют эти основания. Детьми классифицируются предметы по признакам: размер, форма, цвет; числа: двузначные и однозначные, четные и нечетные; геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; линии: кривые, ломаные, отрезки. В более трудных случаях основание на классификацию содержит в себе 2 и более признака.
1. «Числа и фигуры». От однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулем – в круг, от двузначных чисел – в полукруг.
7 4 16 18 10 6 3 14 2 11 19


8 0 12 5 9 17 13 1 20 15.
2. «Фигуры». По какому признаку все фигуры можно разбить на 2 группы, 3 группы, 5 групп?






Упражнения на умение сравнивать.
На первый взгляд простая операция сравнения включает в себя несколько ступеней:
Мысленное выделение признаков предметов и расчленение их на существенные и несущественные.
Выделение основания для сравнения.
Выявление сходства по данным признакам.
Выявление различия.
Объяснение выявленного сходства и различия; вывод.
Задания на умение сравнивать, это такие, где надо дорисовать недостающие части предмета, сравнить записанные выражения, не вычисляя их значения, найти схожее и отличительное в записи того или иного упражнения, сравнить выполненные на доске рисунки.
1. «Хватит ли?»
3 девочки и 4 стула. Хватит ли стульев?
7 учеников и 6 ручек. Хватит ли ручек?
5 малышей и 7 пар варежек
8 петель и 9 пуговиц
2. «Сравни».
Сравните два рисунка, дорисуйте второй рисунок так, чтобы он стал одинаковым.





Упражнения на умение обобщать.
Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить «лишнее». Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого дела выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор.
1. «Назовите одним словом».
четыре квадрат
двадцать треугольник
один круг
пятьдесят прямоугольник
2. «Лишнее слово».
Выпишите лишнее слово: десять, два, пятнадцать, семьдесят, декабрь, восемь.
3. «Смекай-ка».
37, 7, 25, 15, 3, 11, 65, 45, 55, 10, 75, 85, 95
Выпишите все числа, которые схожи между собой по одному признаку, исключая «лишние» числа.
Упражнения на установление взаимосвязей и соответствий.
Этот тип заданий – один из наиболее сложных для детей с нарушением интеллекта. Найти соотношение, выражающее согласованность, равенство в каком-либо отношении довольно трудная задача порой даже для взрослых. Учащиеся предлагается в рамках этого вида заданий найти соответствие между парами выражений, частями предмета, найти недостающую часть изображения, раскрасить по аналогии предметы и т.д.
1. «Соответствия».
Найдите соответствия между двумя числами и одной фигурой.
3, 3
4, 4
6, 6
3, 2
2, 1
2. «Загадки веселого карандаша».
Прочитайте слоги по порядку и отгадайте загадку.
2 1 4 3 6 5 8 7 9
маль пять ков чи чу пять чи лан ков

Использование коррекционно - развивающих упражнений в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.
Изучение математики должно обогащать ум и душу ребенка, помогать жить полноценной, богатой духовно и успешной жизнью сейчас и быть способным в будущем найти свое достойное место в этом сложном, меняющемся мире.



Использованная литература
Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики . –М, 2008.
Житомирский В.Г., Шервин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. – М.: педагогика, 2007.
Зак А.З. Занимательные задачи для развития умственных действий //. – 2008.
Казанцева Я.Э. Математика с улыбкой. Игры, ребусы, кроссворды – Ярославль.: «Академия Ко», 2011.
Колодина Л.М., Мордасова О.С. Занимательные игры на уроках в средней школе. – Мичуринск, 2008.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 2009.
Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 2010.









13PAGE 15


13PAGE 14215



0

10

7

1

6

9

3

5

8

4

2

1

2

3

4






















2

3

5

4

6

7

8

99

1