ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СКОШИ VIII ВИДА

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СКОШИ VIII ВИДА

В существующих методиках трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков.
Многие годы пути реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны.
Сегодня многие учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом многие забывают, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Установлено, что умственное развитие детей с нарушением интеллекта, протекает также как и у нормальных детей.
«В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова).
Так в одном из фундаментальных исследований К.И. Вересотской был обнаружен замедленный темп зрительных восприятий у детей с нарушением интеллекта. В работах Г.Е. Сухаревой утверждается, что внимание трудно привлекается, плохо фиксируется и легко рассеивается. Исследование М.М. Нудельмана показали, что замедленность темпа восприятий сочетается у детей с нарушением интеллекта со значительным сужением объема воспринимаемого материала.
В экспериментальных исследованиях В.Г. Петровой показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления.
Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке.
Очевидно, что процесс обучения в первую очередь зависит от психических качеств обучаемого, поэтому учитель в практике своей работы, должен непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектом, организации восприятия, запоминания и психической деятельности направленной на познание внешних и внутренних связей, которые не лежат на поверхности предметов и явлений.
Процесс обучения с учетом психических качеств личности осуществляется в следующий последовательности:
Привлечения внимания
Организация восприятия
Запоминание
Обобщение, выводы
Социально-трудовой опыт.
Недостатки и отклонения психики учащихся коррекционных школ известны и детально изучены, при этом количество конкретных методических приемов и средств для практической работы учителей явно недостаточно.
Профессиональные знания и навыки в процессе трудового обучения формируются при постоянном воздействии на психические качества личности обучаемого.
Поскольку внимание, восприятие, память и мышление у учащихся коррекционных школ имеют отклонения от нормы, необходимо коррекционное воздействие на каждом этапе.
На первом этапе коррекции внимания необходимо создание доминанты, на этом этапе должен сработать у обучаемого ориентировочно- исследовательский рефлекс, который был назван И.П. Павловым рефлексом «Что такое?». Чем более яркой и действенней является доминанта, побуждение, тем более настойчивым и напряженным становится внимание. При создании доминанты необходимо учитывать:
а. Дозированный объем
б. Умеренную концентрацию
в. Непродолжительную устойчивость
Для коррекции внимания на уроках трудового обучения применяю систему коррекционно-развивающих упражнений (КРУ). Система КРУ исключает негативные проявления учащихся в процессе выполнения и построена по принципу от простого к сложному.
Все КРУ основаны на наглядных восприятиях при этом словесные инструкции полностью исключены и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося.

Объективность оценки достигается за счет количеств допущенных ошибок при выполнении задания и времени выполнения упражнения.

Задание 1
Определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок.

Определение состояния линейного глазомера. Учащимся предлагается на глаз определить самый длинный и самый короткий отрезок.
Задание 2
Назови цифры по порядку.

Назови цифры от 1 до 30 по порядку при выполнении задания, определяется время затраченное на выполнения задания.


Задание 3
Определить количество

В этом задании учащимся предлагается определить количество единиц, двоек, троек, четверок и пятерок на время.
Задание 4
Определить количество фигур

Определить количество одинаковых фигур, задание дополняется словесной инструкцией, в которой даются определения геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Коли
·чество ошибок, допущенных при выполнении, характеризует состояние внимания.
Задание 5
Расшифруй названия инструментов.

В этом задании учащемуся предлагается расшифровать названия столярных инструментов и определить время выполнения.
Занятия по коррекции восприятия желательно проводить в игровой форме, что вызывает у учащегося интеграцию возбуждений.
Задание 6
На классной доске закрепляются 6 фотографий, учащемуся предлагается за 5 секунд запомнить порядок в каком они расположены на доске, после этого учащемуся закрывают глаза и изменяют порядок расположения фотографий на доске.
Задание считается выполненным, если учащемуся удается восстановить порядок расположения фотографий на классной доске.
Учитывая уровень развития учащихся, количество фотографий может быть увеличено до 10-15.
Задание 7
Столярные инструменты

Из определенного набора букв необходимо собрать названия столярных инструментов.

Основными недостатками памяти учащихся с нарушением интеллекта являются:
а. Замедленный темп усвоения всего нового
б. Непрочность сохранения
в. Неточность воспроизведения.
Плохое понимание воспринятого материала приводит к тому, что учащиеся лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях, именно по этому важно сочетать при изучении нового материала применение наглядных пособий и словесных инструкций.
Практика работы с учащимися коррекционных школ, показывает что у них преобладает преднамеренно запоминание и это очевидно при работе с КРУ.
Для оценки состояния и развития зрительной памяти учащимся предлагается выполнить следующие задание.
Задание 8
Запомни расположение предметов на рисунке и нарисуй их.


Уровень состояния зрительной памяти оценивается количеством ошибок допущенных при выполнении.

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений, по этому они плохо усваивают правила и общие понятия.

«Научиться мыслить значит:
1. Совершить переход от отражения действительности в её ситуационных наглядных образцах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях.
2. Совершить ещё более сложный переход от простого воспроизведения этих образцов и представлений к мыслительным действиям, т.е. к решению задач, формулированию и проверке гипотез». [Рубинштейн].
Процесс мышления можно условно разделить на составляющие:
а. Сравнение
б. Классификация
в. Обобщение
г. Выводы
Сравнению и классификации предметов и явлений обучить детей с нарушением интеллекта не вызывает затруднений и на практике.
Существует множество заданий и упражнений для коррекции этих недостатков психического развития.
Интересная точка зрения по поводу обобщения умственно-отсталыми детьми была высказана Л.С. Выготским «Умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс научения происходит медленнее, чем у здоровых людей. Для того чтобы научить умственного-отсталого обобщать, необходимо использовать особые средства обучения».[5].
Эта гипотеза очень важна для педагогической практики, она направляет мысль учителя дефектолога на поиски путей практического доказательства, высказанной гипотезы.
Для развития мышления необходимо: учитывать следующие недостатки психики учащихся коррекционных школ.
Непоследовательность мышления
Стереотипное мышление
Слабая регулирующая роль мышления
Некритичность мышления
Развивать мышление учащихся с нарушением интеллекта можно при помощи специальных упражнений, решений ребусов и головоломок, решении кроссвордов и вопросов на образование логических связей.
Такие КРУ полезны для развития, но они играют лишь вспомогательную роль.
Главную роль в развитии мышления учащихся занимает систематическое формирование знаний и навыков в доступной форме, соответствующими программами обучения. Изучая различные предметы, читая книги, формируя свои мысли в устной и письменной форме учащиеся приобщаются обобщать и делать вывод, т.е приучаются мыслить.
Система КРУ способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными способностями.




Используемая литература

1.Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы, М., Просвещение 1965г.
2.Петрова ВТ. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов, М., Просвещение 1968г
3. Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, М., Издательство АНП 1956г.
4.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника, М., Просвещение. 1960г.
5.Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости, М., Издательство АПН 1956 г.
6. Журнал «Коррекционная педагогика» Издательство Образование №1, 2010г.










3 0016 0019 00115