Программа Основы художественной обработки соломки


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Художественная школа народных промыслов «Артель»
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
по предмету
«Основы художественной обработки соломки»
(срок обучения 3 года)
Рабочая программа
по учебному предмету
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ СОЛОМКИ
(1-3 класс)
2014 год
г. Железногорск Курская область
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор
МОУ ДОД «ХШНП «Артель» МОУ ДОД «ХШНП «Артель»
Протокол №___9____ ___________ Н.И.Чепелева
От « 26 » ___мая___2014 г. « 26 »___мая____2014 г.
Разработчик программы:
Землякова Наталья Сергеевна, преподаватель спецпредметов
МОУ ДОД «ХШНП «Артель»
Рецензент:
Мартыненко Леонид Михайлович, заместитель директора по ОПР МОУДОД «ХШНП «Артель», Почётный работник культуры и искусства Курской области, член-корреспондент Международной академии образования, народный мастер России, член Союза художников РФ и Международной федерации профессиональных художников ЮНЕСКО.
Концепция программы
«Основы художественной обработки соломки»
В современном мире, наряду с приобретением основных знаний, преподаваемых в школе, ребенку необходимо развивать свои творческие способности. Народные ремесла, впитавшие в себя дух и традиции великого русского народа, помогают формированию личности человека, его менталитета. Также очень важно ребенку переключаться после тяжелой школьной нагрузки и жизненных забот, сосредоточиться на другом, найти новые способы общения с природой.
Цель программы - не просто обеспечивать досуг детей, не просто «убить время», не просто приобщить к творчеству. Это профессионально ориентированная программа. В результате обучения по этой программе ребенок получает, во-первых, профессиональные навыки плетения. Он грамотно организует свой труд, тратя на него минимум затрат, экономя каждую секунду и каждое движение и при этом получая отличное качество. Во-вторых, он становится эстетически развитым, его органы чувств, его глаза и руки становятся более умными и чуткими, более развитыми. Мы воспитываем не просто ремесленника, но творца, побуждая его раскрыть свои возможности, реализовать их.
Приобщение к культуре своего народа способствует формированию у ребёнка чувства Отечества, осознанию своих родовых корней. Соприкасаясь с народным творчеством, промыслами, дети учатся видеть и ценить природу и традиции нашей Родины, у них воспитывается любовь к народному искусству. Приобщение к миру народного искусства даёт толчок развитию образного и ассоциативного мышления. Безупречно отработанные, отшлифованные веками, остроумные народные технологии художественного ремесла учат ребёнка не только культуре труда, но и культуре мышления, способствуют раскрытию собственного творческого и духовно – нравственного потенциала.
Важное место в народной культуре занимают народные промыслы – органическое соединение труда и творчества. В основе их возникновения и развития – бытовые потребности, но и в то же время и восхищение гармонией и совершенством окружающего мира, потребность отразить всё в своём творчестве.
Что же такое народный промысел? Прежде всего – жизненно необходимый труд, связанный с устроением жизни человека, будь то посуда, дом или девичье украшение. Но в то же время это искусство. Украсить дом деревянными кружевами и полотенцами, водрузить резного конька на крышу и петуха на ворота, да так, чтобы люди в восторге останавливались перед твоим творением, сможет далеко не каждый, а лишь истинный народный умелец, мастер, художник.
Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
Художественное творчество могло появиться только в определенных условиях социального развития общества и человеческой культуры. Его связь с жизнью вытекает из самой природы, из самой сущности творчества.
Как и каждая человеческая деятельность, декоративно-прикладное и народное искусство есть решение последовательно связанных задач, причем они должны идти одна за другой в определенном порядке. Нарушение последовательности этапов творчества отрицательно сказывается на конечном результате.
Необходимо творить вместе с ребенком (но не за него) – в таком процессе зачастую учитель познает не меньше, чем ученик. Все дети талантливы, и с самого раннего возраста ребенка нужно приобщать к художественному мышлению. И не столь важно, где он учится – в обычной или элитной школе, еще только посещает детский сад или уже задумывается о своей будущей профессии, каждый ребенок – это особая индивидуальность. А чтобы у маленького чада не отбить желание трудиться, ему нужно давать интересные и несложные задания.
Предлагаемая программа предназначена для учреждения дополнительного образования и является профессионально-ориентированной
Работа с природными материалами способствует формированию и закреплению практических, трудовых навыков, развитию усидчивости, трудовой и творческой активности, художественного вкуса.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать обучающимся возможность изучить и сохранить традиции славян и использовать их в качестве фундамента для своего будущего.
Программа позволяет реализовать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные.
Программа строится с учётом основных методических принципов:
Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребёнка).
Дифференциация и индивидуализация обучения (учёт психических и физических возможностей и способностей каждого ребёнка).
Сознательность и активность (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни, проявление желания овладеть этими знаниями).
Программа позволяет решать психолого-педагогические задачи воспитания обучающихся, занятых в дополнительных образовательных системах и формирует целостный подход к развитию детей различного возраста правильного оценочного отношения к действительности, к тем ценностям, которые они осваивают.
Своеобразие данной программы заключается в том, что в ней отсутствуют традиционные методы, материал даётся в сжатой, краткой форме. Это обусловлено тем, что перед преподавателем стоят конкретные задачи: обучить учеников умениям, которые позволят им максимально эффективно использовать свободное время для саморазвития. От преподавателя зависит, как и в какой форме он преподнесет предмет.
Дополнением к принципам обеспечения педагогической поддержки служат следующие:
Согласие обучающегося на помощь и поддержку,
Опора на личные силы и возможности личности,
Вера в эти возможности.
В результате изучения программы «основы художественной обработки соломки» у учащихся формируется правильное представление о ремесле, как полезном и увлекательном профессиональном навыке.
Главными педагогическими целями изучения данной образовательной программы являются:
формирование у детей основ художественного мировоззрения;
развитие мышления обучающегося, главным образом, теоретического и творческого;
подготовка учеников к практической деятельности, труду, продолжению образования.
Пояснительная записка программы
«Основы художественной обработки соломки»
Образовательная программа отделения «Основы художественной обработки соломки» имеет следующие цели:
дать обучающемуся профессиональные навыки в овладении ремеслом плетения и аппликации из соломки, что подтверждает удостоверение об окончании школы;
как можно в большей степени помочь раскрыться творческим способностям обучающегося и реализовать их;
воспитывать и укреплять в нем национальное самосознание, чувство патриотизма и гордости за свой народ;
освоение технологического процесса по представленным курсам;
помочь реализовать свои возможности подросткам, желающим научиться самостоятельно, создавать красивые изделия;
приобщить обучающихся к традициям народной культуры.
В соответствии с вышеуказанными целями в программе решаются следующие задачи:
познакомить учащихся с историей развития изучаемых направлений декоративно-прикладного искусства;
сформировать у обучающихся эстетический вкус и творческую инициативу;
способствовать развитию моторики пальцев рук;
привлечь обучающихся разных возрастных категорий за счет разносложности выполняемых изделий;
развивать самостоятельность и способность обучающихся решать творческие задачи;
воспитывать трудолюбие и предприимчивость при изготовлении изделий.
Обучение подростков по этой программе позволяет им определиться в профессии, адаптироваться к жизни общества, сформировать свой стиль, научившись выражать свою индивидуальность, развить художественный вкус и приобщиться к народной культуре.
Стараясь привить детям навыки ремесла, важно дать им понять и почувствовать, что в любом ремесле нет мелочей и очень важно правильно работать: организовать свое рабочее место, соблюдать технологию, экономить силы, время, материал. В начале обучения идет индивидуальная работа с обучающимся. Здесь важно научить правильной работе рук, пальцев, разбить весь процесс на отдельные этапы, более простые в запоминании. Затем ученик осваивает новые виды работ уже сам, используя технологические карты и уже полученные навыки и знания. А еще эффективно впоследствии проводить мастер - классы, где ученики старших классов обучают младших. В конце каждого полугодия проводятся уроки-срезы. Получая одинаковые задания, обучающиеся выполняют его на время. Это делается для того, чтобы оценить уровень усвоения материала и приобретенных навыков, и в дальнейшем эффективнее организовать дальнейшую деятельность обучающегося.
Теоретические занятия проводятся часто в школьном музее или в выставочном зале, на природе, во время экскурсий.
Данная программа предназначена для обучающихся от 6 до 18 лет. Группа состоит из 4 – 10 человек. В классе всегда оформлена выставка детских работ, работ преподавателя и мастеров. Есть небольшая библиотечка и фото-фонд.
Требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся по предмету
«Основы художественной обработки соломки»
Первый год обучения.
Знать:
Технику безопасности при работе с режущими и колющими инструментами, при работе с электроприборами.
Историю декорирования изделий из соломки и основные ее виды.
Инструменты и их назначение в процессе работы.
Процесс разделки соломки и ее калибровки.
Технологический процесс по заготовке соломы на поле.
Историю развития школы «Артель».
Свойства и характеристики соломки разных растений.
Схемы прямого плетения (шахматка, паркетик).
Основы плоского плетения, их разновидности, достоинства и недостатки.
Основы объемного плетения, возможности его декоративного использования.
Правила сшивания изделия, придание ему нужной формы.
Уметь:
Правильно организовать рабочее место.
Подготовить материал к работе.
Отжечь соломку в нужный тон утюгом.
Выполнять три вида плетения: плоское, объемное, прямое.
Сшивать изделия способом «восьмерка».
Выполнять декоративные предметы: косичка, бусинка, звездочка.
Составлять смету изделия.
Работать по технологическим картам.
Второй год обучения.
Знать:
Технику безопасности при работе с различными инструментами и приспособлениями.
Функции цвета в природе, красоту цветовых отношений в природе.
Правила сшивания изделий сложной формы из плоских лент.
Алгоритм прямого плетения. Принцип построения узоров и прямого плетения.
Правила объемного бескаркасного плетения: колокольчик, игрушка, сосулька.
Праздники русского народа.
Основные законы гармонии цвета, основы композиции.
Правила ухода и хранения изделий.
Уметь:
Организовать рабочее место, помочь младшим обучающимся.
Составлять схемы прямого плетения: расходящийся и сходящийся паркетик с элементами шахматки.
Сшивать изделия из плоских плетёнок невидимым стежком, соблюдая ее форму и размер.
Составлять смету изделий.
Окрашивать соломку в нужный цвет.
Разработать эскиз и негатив, нарисовать картон.
Устранять дефекты и ошибки, корректировать готовую работу.
Третий год обучения.
Знать:
Технику безопасности при работе с различными инструментами и приспособлениями.
Истоки народной культуры.
Технологию плетения листьев на каркасах.
Историю развития соломенных кружев.
Технологию формирования простых цветов и листиков на основе плетенки «фриволите».
Приёмы оформления готовых изделий.
Правила ухода и хранения изделий.
Основы плетения плоских плетёнок: рогожка, косичка из 5 соломинок, зубатка в ёлочку.
Правила сшивания изделий сложной формы из плоских лент.
Правила объемного бескаркасного плетения: колокольчик, игрушка, сосулька.
Исторические истоки ремесла «Аппликация и инкрустация из соломки».
Свойства соломки, как материала для аппликации.
Технику приготовления соломенного полотна.
Правила составления эскиза, его стилизации. Рисовать картон в натуральную величину будущей работы.
Правильное расположение соломки на деталях аппликации.
Тоновое и цветовое решение композиции.
Правила выполнения цветов, листьев, фигурок птиц, животных, архитектурных сооружений.
Правила выполнения объемных деталей аппликации.
Способы получения цветной соломки, ее отжиг.
Уметь:
Правильно организовать своё рабочее место.
Плести листья на каркасах.
Разработать эскиз каркаса для листика.
Сшивать изделия из плоских плетёнок невидимым стежком, соблюдая ее форму и размер.
Составлять смету изделий.
Окрашивать и отжигать соломку в нужный цвет.
Разработать эскиз и негатив, а также рисовать картон.
Обозначить направления соломки на отдельных деталях.
Правильно переводить детали композиции на соломенное полотно.
Правильно, одной линией, вырезать детали.
Придавать элементам объемность.
Правильно, в нужной последовательности наклеивать детали аппликации.
Устранять дефекты и ошибки, корректировать готовую работу.
Тематический план (первый год обучения)
(Основы художественной обработки соломки)

п/п Тема занятия Коли
чество часов Теоре
тичес
кая часть Практическая часть Самос
тоятельная работа Макси
мальная нагрузка
1 Вводное занятие. Оборудование, инструменты, материалы. Техника безопасности. 3 2 1 1 4
2 Заготовка материала. 3 1 2 1 4
3 Основы плетения из соломки (изготовление донышка). 12 2 10 4 16
6 Заготовка материала. 3 1 2 1 4
7 Декоративный снопик. 12 2 10 4 16
8 Новогодний сувенир. 12 2 10 4 16
9 Валентинка (Сердечко) 9 2 7 3 12
10 Заготовка материала. 3 1 2 1 4
11 Цветочная композиция
(к 8 марта) 12 1 11 4 16
12 Пасхальная композиция 12 2 10 4 16
13 Заготовка материала. 3 1 2 1 4
14 Контрольная работа 15 2 13 5 20
15 Итоговый урок. 3 1 2 1 4
16 Итого: 102 23 79 34 136
Содержание курса первого года обучения
(Основы художественной обработки соломки)
№ п/п Тема занятия Количество часов
Вводное занятие. Беседа об истории развития народного промысла «плетение из соломки». Экскурсия по школе, музею, выставочному залу.
Оборудование, инструменты, материалы. Техника безопасности. Организация рабочего места. 3 ч.
Заготовка материала. Соломка как материал для плетения. Ее заготовка в летний период. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка, глажение. 3 ч.
Основы плетения из соломки (изготовление донышка). Техника выполнения основных видов плетения: шахматка, паркетик, зубатка, косичка. 12 ч.
Заготовка материала. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка. 3 ч.
Декоративный снопик. Технология выполнения. Плетение розочек. Способы окрашивания заготовок. Сборка колосков в снопик. Способы выполнения косичек. Оформление снопика. 12 ч.
Новогодний сувенир. Технология выполнения снежинок. Разработка эскиза. Плетение высоких простых листиков и способы наращивания соломенной ленты при плетении. Сборка снежинок и их новогоднее оформление. 12 ч.
Валентинка «Сердечко».
Технология выполнения. Разработка эскиза. Плетение плетенки елочки и формирование из нее сердечка. Плетение витушек. Оформление сердечка плетеными розочками, веточками с листиками и витушками. 9ч.
Заготовка материала. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка, глажение. 3ч.
Цветочная композиция.
Технология выполнения. Разработка эскиза. Плетение подпоясанного листика и листика с прожилками для веточек. Плетение спиральки и розетки для цветочков, способы их сборки. Плетение ракитника и изученных ранее мелких деталей для оформления композиции 12ч.
Пасхальная композиция.
Технология выполнения. Разработка эскиза. Подготовка каркаса. Плетение подставки из простых листиков. Оформление подставки. Плетение лилий, крыльев бабочки для оформления каркаса яйца. Плетение свечей. Плетение зайчика (колокольчика, яйца). 12ч.
Заготовка материала. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка, глажение. 3ч.
Контрольная работа. Составление эскиза. Выбор способов плетения, декор изделия. Самостоятельная работа по эскизу. 15ч.
Итоговый урок.
Подготовка работ к просмотру. Анализ ошибок и достоинств. Отбор лучших работ в «золотой» фонд. 3ч
Тематический план (второй год обучения)
(Основы художественной обработки соломки)

п/п Тема занятия Коли
чество часов Теоретическая часть Практическая часть Самос
тоятельная работа Макси
мальная нагрузка
1 Вводное занятие. Оборудование, инструменты, материалы. Техника безопасности. 3 2 1 1 4
2 Заготовка материала. 3 1 2 1 4
3 Заготовка жгутов. 9 2 7 3 12
4 Заготовка косичек зубаток. 9 1 8 3 12
5 Контрольная работа (Изготовление конфетницы). 21 2 19 7 28
6 Заготовка материала. 3 1 2 1 4
7 Соломенная скульптура (Изготовление куколки.) 12 2 10 4 16
8 Соломенная скульптура (Изготовление животных, птиц) 9 2 7 3 12
9 Заготовка материала. 3 - 3 1 4
10 Контрольная работа. 27 2 25 9 36
11 Итоговый урок 3 - 3 1 4
12 Итого 102 15 87 34 136
Содержание курса второго года обучения
(Основы художественной обработки соломки)
№ п/п Тема занятия Количество часов
Вводное занятие. Беседа об истории развития народного промысла «плетение из соломки». Экскурсия по школе, музею, выставочному залу.
Оборудование, инструменты, материалы. Техника безопасности. Организация рабочего места. 3 ч.
Заготовка материала. Соломка как материал для плетения. Ее заготовка в летний период. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка, глажение. 3 ч.
Заготовка жгутов. Плетение витых из 4-х, 5-ти соломин. 9 ч.
Заготовка косичек, зубаток. 9 ч.
Контрольная работа (Изготовление конфетницы). Техника выполнения основных видов плетения: шахматка, паркетик, зубатка, косичка, витая из 5 и 4-х соломин. Техника выполнения конфетницы: выполнение донышка, его отделка, сшивание стенок конфетницы из витых. Декоративное оформление. 21 ч.
Заготовка материала. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка. 3 ч.
Соломенная скульптура (Изготовление куколки.) Игрушка, ее роль в быту народа и в творчестве мастеров.Техника выполнения скульптуры: каркасная, бескаркасная. Связывание игрушки.
Плетение декоративных элементов: бусинки, купаленки, звездочки, гармошки, листики. 12 ч.
Соломенная скульптура (Изготовление животных, птиц) Игрушка, ее роль в быту народа и в творчестве мастеров. Техника выполнения скульптуры: каркасная, бескаркасная. Связывание игрушки. Плетение декоративных элементов: бусинки, купаленки, звездочки, цепочки, колокольчики. 9 ч.
Заготовка материала. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка, глажение. 3ч.
Контрольная работа. Составление эскиза. Выбор способов плетения, декор изделия. Самостоятельная работа по эскизу. 27ч.
Итоговый урок. Подготовка работ к просмотру. Анализ ошибок и достоинств. Отбор лучших работ в «золотой» фонд. 3ч.
Тематический план (третий год обучения)
(Основы художественной обработки соломки)

п/п Тема занятия Коли
чество часов Теоретическая часть Практическая часть Самос
тоятельная работа Макси
мальная нагрузка
1 Вводное занятие. Оборудование, инструменты, материалы. Техника безопасности. 3 2 1 1 4
2 Заготовка материала. 3 1 2 1 4
3 Рамочка для зеркала (фото). 15 1 14 5 20
4 Контрольная работа. 21 3 18 7 28
5 Заготовка материала. 3 1 2 1 4
6 Основы аппликации (выполнение цветочной композиции). 12 2 10 4 16
7 Выполнение пейзажа в технике миниатюры (подарок маме). 12 2 10 4 16
8 Объёмная аппликация из крашеной соломы. 12 3 9 4 16
9 Заготовка материала. 3 - 3 1 4
10 Контрольная работа. 15 3 12 5 20
11 Итоговый урок. 3 - 3 1 4
12 Итого: 102 18 84 34 136
Содержание курса третьего года обучения
(Основы художественной обработки соломки)
№ п/п Тема занятия Количество часов
Вводное занятие. Беседа об истории развития народного промысла «плетение из соломки». Экскурсия по школе, музею, выставочному залу.
Оборудование, инструменты, материалы. Техника безопасности. Организация рабочего места. 3 ч.
Заготовка материала. Соломка как материал для плетения. Ее заготовка в летний период. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка, глажение. 3 ч.
Рамочка для зеркала (фото).
Технология выполнения. Разработка эскиза. Подготовка каркаса. Плетение плетенки фриволите и различных элементов на ее основе. Плетение спиральки из соломенной косички и различных элементов на ее основе. Оформление зеркала, фотографии, картины, панно и т.д. 15 ч.
Контрольная работа. Составление эскиза. Выбор способов плетения, декор изделия. Самостоятельная работа по эскизу. Подведение итогов за полугодие. 21 ч.
Заготовка материала. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка, глажение. 3 ч.
Основы аппликации (выполнение цветочной композиции).
Техника приготовления соломенного полотна. Разработка эскиза и его негатива. Подготовка рабочей плоскости и нанесение на нее рисунка. Работа над эскизом: правильное расположение направления соломки. Обозначение тона. Перевод элементов композиции на соломенное полотно, нанесение цветового тона и растяжка тона. Нанесение элементов выжигателем. Наклеивание деталей на рабочую плоскость в правильной последовательности. Чистка готовой работы. 12 ч.
Выполнение пейзажа в технике миниатюры (подарок маме к 8 Марта).
Разработка эскиза с соблюдением правил и законов построения композиции. Тональное решение композиции, изображение переднего и заднего плана. Правила выполнения архитектурных сооружений (избы, мельницы, церкви и т.д.). Способ изображения водных поверхностей, неба, облаков, поля и т.п. Правила и очередность выполнения работы. 12 ч.
Объемная аппликация из крашеной соломы.
Способы отбеливания и окрашивания соломки. Подготовка материала для аппликации. Подготовка рабочей плоскости (применение тканей разной фактуры, окраска плоскости с переходом от более темного тона к светлому, подготовка рабочей плоскости из двух частей разного цвета и т.п.). Техника выполнения объемных деталей (лепестки цветов, листья, крылья бабочек и пр.) Правильное наклеивание объемных деталей на рабочую плоскость.
Разработка эскиза, работа над композицией согласно правилам. 12 ч.
Заготовка материала. Подготовка соломки к плетению: резка, калибровка, глажение. 3ч.
Контрольная работа. Подведение итогов года. Отбор лучших работ для выставок. Отбор работ для «золотого фонда». Подготовка ко дню открытых дверей. 15ч.
Итоговый урок. Подготовка работ к просмотру. Анализ ошибок и достоинств. Отбор лучших работ в «золотой» фонд. 3ч.
Список литературы
1. Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогика / Ш.А. Амонашвили, Книга 1. - М.: Амрита, 2010.
2. Бурчевский, В.Н. Ремесло за плечами не виснет / В.Н. Бурчевский. –Архангельск: ОАО ИПП Правда севера, 2006.
3. Козлова, З.В. Бытовые изделия из соломки / З.В. Козлова, Т.И. Кизеева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224с.
4. Лобачевская, О.А. Плетение из соломки: Техника. Приёмы. Изделия / О.А. Лобачевская. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 152с.
5. Лопатина, А. Секреты мастерства / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: ООО Книжный дом Локус, 2002.
6. Масленникова, Ю. Изделия из соломки /Ю. Масленникова. - М.: Профиздат, 2008. – 80с.
7. Никулина, О.П. Декоративные изделия из соломки своими руками / О.П. Никулина. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 141с.
8. Семашко, Е.Н. Домашние ремёсла / Е.Н. Семашко. - М.: Физкультура и спорт, 1993.
9. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы / П.И.Уткин, Н.С. Королёва. - М.: Высшая школа, 1992.