Развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства


Вракина М.Н.,
учитель высшей категории
МКОУ СОШ № 6
Развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства

Современное общество выдвинуло новый социальный заказ - формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. Поэтому и к учебно-воспитательному процессу предъявлены совершенно новые требования - развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.
Одной из основных задач педагога является обеспечение социализации обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также  акцентировать внимание каждого учащегося на его успехах в процессе обучения. Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ.
Современное начальное образование сегодня должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться самосовершенствоваться.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Опыт человечества показывает, что огромный потенциал содержит в себе театральная деятельность. Однако педагог должен заботиться не только о том, чтобы вызвать интерес к этому виду искусства, но и о том, чтобы педагогически правильно использовать его для целей воспитания. Ведь задача театра, как говорил К.С.Станиславский, состоит в том, чтобы воспитывать зрителей, а не забавлять, чтобы раскрывать человеку глаза на высокие идеалы, делать его чище, умнее, полезнее обществу.
В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение занятий театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательно– образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Но именно он поможет воплотить ребёнку свои идеи, творчество, фантазии. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. Дети почти всегда быстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует особая подвижность детского воображения. Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
Опираясь на запросы родителей и интересы учеников, в моём классе был организован кукольный театр. Этот кружок реализовал общекультурное направление внеурочной деятельности. Программа кружка решает следующие задачи:
Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
Посредством кукольного театра воздействовать на учащихся, развивая их художественный вкус и нравственные начала
Новизна рабочей программы внеурочной деятельности «Кукольный театр» определена содержанием федерального государственного стандарта начального общего образования 2010 года, и реализуется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра - исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. К сожалению, современные дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.

На занятиях дети знакомятся с основами кукольной театрализации: театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра. Идёт формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
развитие коммуникативной культуры детей.
Для того чтобы выполнить задачи, стоящие перед учителем, необходимо выполнять некоторые условия. Обучение должно проходить в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций. Занятия должны быть построены согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Необходимо продумывать занятия так, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие.
Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Это способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной.
Работу над постановкой театрализованного представления проводится в несколько этапов:
1.Подготовку начинаю с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняется не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовывать прочитанное. Поэтому при чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. При рассматривании иллюстраций обращается внимание на эмоциональное состояние персонажей.
2. Второй этап – организационный. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждается с детьми количество ролей, назначаются актеры, продумываются декорации, озвучивание. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей. Стараюсь сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе.
3.Следующий этап - предполагает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у младших школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Эти задачи возникают в игровой деятельности. Особенно если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя. На этом этапе идет работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.
Кукла - есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у детей воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Овладение речью через куклу, позволяет ребёнку воспринимать явление более осознано. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
Именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
4. Непосредственно представление – волнительный этап для учеников. Гостями таких представлений станут одноклассники, сверстники и родители. После спектакля проводится обсуждение, где дети оценят свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы можно будет выяснить насколько критически они способны относиться к собственной игре.
Таким образом, театрализованная деятельность позволит каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.
Школьный театр кукол позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная идея театра – художественно- эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Что я ожидаю от деятельности в этом направлении? Дети, занимающиеся в кукольном театральном кружке, овладевают красивой, правильной, чёткой речью как средством полноценного общения. Занятия раскрывают младшим школьникам возможности для самореализации, т.е. удовлетворяют потребности проявить и выразить себя, передать своё направление, реализовать свои творческие способности. Участвуя в спектаклях, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации. Развивается самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Работа по этому направлению не требует каких-либо специальных знаний в области театра, театрального искусства. Её реализация доступна любому педагогу начальных классов, воспитателю ГПД.
Итогом нашей деятельности будет эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.