Рабочая программа 5-го года обучения Технология обработки соломки


Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Технология обработки соломки». Программа предполагает проявления со стороны учащихся большой самостоятельности в постановке творческих задач и поиске средств их решения. Приоритетными методами обучения на данном этапе является такие как проблемно - поисковые, исследовательские, методы контроля и самоконтроля. Так как данный учебный год посвящен году экологии большое внимание уделяется этой тематике.
Цель программы создание условий для творческого самовыражения и самореализации учащихся, по средствам работы с природным материалом и изучении истории родного края.
Задачи:
1.Развивать творческое мышление, способность создавать и реализовывать задуманный образ; художественный вкус;
2.Активизация познавательной и творческой деятельности.
Программа реализуется на базе СОШ №3, для учащихся от 12-16 лет. В объединении занимаются 6-8 человек, группы смешенного состава, режим занятий 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10 мин. перерывом (216 часов в год). Дополнительный набор осуществляется на основе тестирования. Для выполнения данной программы используются разнообразные формы и методы обучения с учетом специфики изучаемого материала, возрастных и психологических особенностей обучающихся. Активно используются такие методы обучения, как проблемно-поисковые, словесные, исследовательские, практические, наглядные, методы контроля и самоконтроля. Оформление изделия разрабатывается по индивидуально разработанным эскизам детей. В связи с повышением уровня сложности приобладает индивидуально- групповая форма работы. О результатах обученности можно судить по разработке и созданию учащимися творческих проектов, презентаций, по итогам участия в районных, республиканских, всероссийских выставках декоративно-прикладного творчества.
Программа предусматривает коррекционные изменения в зависимости от интересов детей. Если на занятиях не предусматриваются одинаковые для всех работы, можно использовать групповую форму. С отдельными учащимися, которые самостоятельно разрабатывают проект изделия, возможна организация работы по индивидуальному плану. При этом наиболее полно должны быть учтены их интересы, уровень подготовки и склонности. В программу веден дополнительный раздел самостоятельная творческая деятельность в летний период, который направляет детей на самостоятельное изучение в рамках данной дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Проверка самостоятельной творческой деятельности проводится в начале учебного года. По окончанию изучения программы предполагается достичь следующих образовательных результатов:
Метапредметные:
- уметь самостоятельно выделять и формулировать учебные цели;
-уметь использовать различные источники информации по истории и культуре Удмуртии;
-уметь планировать и выполнять задания по алгоритму и самостоятельно;
- уметь проводить защиту творческих проектов.
Предметные:
-свойства различных злаковых культур и их применение в прикладной работе;
- правила техники безопасности;
-краеведческий материал, указанный в программе.
должны уметь:
-планировать последовательность операций,
отбирать нужные для работы материалы и инструменты, иллюстративный и фактический материал на заданную тему;
-изготавливать изделия на основе эскиза, личных впечатлений, представлений;
-разрабатывать эскизы будущих работ и уметь их презентовать;
-самостоятельно выполнять все изученные за 3 года отработочные и сборочные операции;
Личностные:
-принимать участие в выставках, конкурсах районного и республиканского уровня;
-проявлять интерес (мотивация) к дальнейшему изучению технологических приемов работы с природным материалом истории и культуре родного края;
Прогнозируемый результат: желание учащихся в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народной культуре и традициям.

Календарный учебный график

Месяц
число Время проведения занятий Форма занятия Кол. часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 1-4.09 Выставка презентация 2 Знакомство с учреждением ДДТ Наблюдение
2 5-11.09 Беседа 2 Проведение инструктажей Учебный кабинет Беседа-опрос
3 5-11.09 Поход 2 Поход выходного дня ДДТ Наблюдение
4 5-11.09 Беседа Анкетирование 2 Введение в программу. Просмотр обсуждение самостоятельных творческих работ. Учебный кабинет Наблюдение
5 12-18.09 Презентация 2 Отчеты по самостоятельной творческой деятельности. Обсуждение и подведение итогов. Учебный кабинет Защита
6 12-18.09 Беседа 2 Технология обработки соломки. Инструменты, оборудование. Техника безопасности. Учебный кабинет. Беседа-опрос
Наблюдение
7 12-18.09 Беседа. Практическое занятие. Поход 2 Технология обработки соломки. Сырье, подготовка к работе. Чистка соломки. Учебный кабинет
На территории СОШ Беседа-опрос Наблюдение
8 19-25.09 Беседа. Практическое занятие. Коллективная работа. 2 Спиральное плетение. Циновка. Солома, лен. Учебный кабинет Беседа-опрос
Наблюдение
9 19-25.09 Беседа. Практическое занятие. 2 Спиральное плетение. Циновка. Солома, лен. Учебный кабинет Беседа-опрос
Наблюдение
10 19-25.09 Беседа. Практическое занятие. 2 Спиральное плетение. Циновка. Солома, лен. Учебный кабинет Наблюдение
11 26-2.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Спиральное плетение. Циновка. Солома, лен. Оформление. Учебный кабинет Наблюдение
12 26-2.10 Беседа творческая мастерская 2 Изготовление сувениров. День учителя. Учебный кабинет Выставка
наблюдение
13 26-2.10 Беседа творческая мастерская 2 Плетение. Свободная тема. Бытовые изделия из соломки. Разработка эскиза. Учебный кабинет Беседа-опрос
наблюдение
14 3-9.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Плетение. Свободная тема. Бытовые изделия из соломки. Учебный кабинет Наблюдение
15 3-9.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Плетение. Свободная тема. Бытовые изделия из соломки. Учебный кабинет Наблюдение
16 3-9.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Плетение. Свободная тема. Бытовые изделия из соломки. Учебный кабинет Наблюдение
17 10-16.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Плетение. Свободная тема. Бытовые изделия из соломки. Оформление изделия. Учебный кабинет Выставка Самоанализ
18 10-16.10 Беседа практическое занятие 2 Технология обработки соломки. Чистка, сортировка. Учебный кабинет Наблюдение Беседа-опрос
19 10-16.10 Беседа демонстрация практическое занятие 2 «Соломенный паук» - Модуль из разновеликих и равновеликих соломин. Учебный кабинет Наблюдение Беседа-опрос Демонстрация
20 17-23.10 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук» - Модуль из разновеликих и равновеликих соломин. Учебный кабинет Наблюдение Беседа-опрос
21 17-23.10 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук» - Модуль из разновеликих и равновеликих соломин. Сборка модулей. Учебный кабинет Наблюдение Беседа-опрос
22 17-23.10 Беседа практическое занятие 2 «Соломенный паук» - Модуль из разновеликих и равновеликих соломин.Декоративное оформление. Колокольчик. Бусины. Учебный кабинет Наблюдение Беседа-опрос
23 24-30.10 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук» - Модуль из разновеликих и равновеликих соломин. Декоративное оформление. Солнышко, кисточки. Учебный кабинет Беседа-опрос
24 24-30.10 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук» - Модуль из разновеликих и равновеликих соломин. Декоративное оформление. Звездочки, квадратики. Учебный кабинет Наблюдение самоанализ
25 24-30.10 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук». Сборка декоративного оформления. Учебный кабинет Выставка рефлексия
26 31-6.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Технология обработки соломки. Глажение соломки. Учебный кабинет Наблюдение
27 31-6.11 Экскурсия 2 Экскурсия ЦНТ Наблюдение
28 7-13.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Новогодняя сказка. Символ года 2017. Учебный кабинет Демонстрация наблюдение
29 7-13.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Новогодняя сказка. Символ года 2017. Учебный кабинет Выставка
30 7-13.11 Беседа. Практическое занятие. Коллективная работа. 2 Новогодняя сказка Новогодняя композиция. Разработка эскиза. Учебный кабинет Выставка
31 14-20.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Новогодняя сказка. Новогодняя композиция. Учебный кабинет Демонстрация
32 14-20.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Новогодняя сказка. Новогодняя композиция. Учебный кабинет Демонстрация
33 14-20.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Новогодняя сказка. Новогодняя композиция. Учебный кабинет Наблюдение
34 21-27.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Новогодняя сказка. Новогодняя композиция. Учебный кабинет Выставка
35 21-27.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Технология обработки соломки. Чистка, сортировка. Учебный кабинет Наблюдение
36 21-27.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Изготовление сувениров. Подарок для мамы. Учебный кабинет Наблюдение
37 28-4.12 Поход 2 Мероприятие «День матери» ДДТ Беседа-опрос наблюдение
38 28-4.12 Беседа. Практическое занятие. 2 Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Разработка эскиза. Учебный кабинет Наблюдение
39 28-4.12 Беседа. Практическое занятие. 2 Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Наблюдение
40 5-11.12 Беседа. Практическое занятие. 2 Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Наблюдение
41 5-11.12 Беседа. Практическое занятие. 2 Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Выставка. Демонстрация.
42 5-11.12 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Наблюдение
43 12-18.12 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Наблюдение самоанализ
44 12-18.12 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Беседа-опрос Наблюдение
45 12-18.12 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Наблюдение
46 19-25.12 Беседа. Самостоятельная работа 2
Творческая работа. Плетение. Соломенная скульптура. Оформление изделия. Учебный кабинет Выставка.
Самоанализ
47 19-25.12 Беседа. Демонстрация Практическое занятие. 2 Изготовление сувениров «Новогодняя феерия» Учебный кабинет Наблюдение
48 19-25.12 Поход 2 Мероприятие. Новогоднее представление Учебный кабинет Наблюдение
49 26-1.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Изготовление сувениров «Рождественское волшебство». ДДТ Наблюдение
50 26-1.01 Беседа Презентация. 2 Презентация. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Наблюдение
51 26-1.01 Презентация. 2 Презентация. Соломенная скульптура. Учебный кабинет Наблюдение
защита
52 2-8.01 Посиделки 2 Мероприятие. Рождественские посиделки.
ДДТ Наблюдение
53 9-15.01 Беседа. Лабораторная работа. 2 Технология обработки соломки. Отбеливание соломки. Крашение соломки.
Учебный кабинет Демонстрация
54 9-15.01 Беседа. Художественная мастерская 2 Композиция и элементы композиции.
Учебный кабинет Выставка рисунков Наблюдение
55 9-15.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Пейзаж с элементами архитектуры.
Учебный кабинет Беседа – опрос наблюдение
56 16-22.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Пейзаж с элементами архитектуры.
Учебный кабинет Наблюдение
57 16-22.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Пейзаж с элементами архитектуры.
Учебный кабинет Наблюдение
Выставка
58 16-22.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Пейзаж с элементами архитектуры.
Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
59 23-29.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Пейзаж с элементами архитектуры.
Учебный кабинет Наблюдение

60 23-29.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Пейзаж с элементами архитектуры.
Оформление. Учебный кабинет

Наблюдение Выставка
61 23-29.01 Беседа Художественная мастерская 2 Декоративный орнамент. Учебный кабинет Выставка рисунков
62 30-5.02 Беседа. Лабораторная работа 2 Технология обработки соломки. Отбеливание соломки.
Крашение соломки. Учебный кабинет Наблюдение
63 30-5.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация на объемных предметах.
Учебный кабинет Наблюдение
64 30-5.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация на объемных предметах.
Учебный кабинет Выставка самоанализ
65 6-12.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Изготовление сувениров «День Валентина» Учебный кабинет Наблюдение
66 6-12.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация на объемных предметах. Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
67 6-12.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация на объемных предметах. Учебный кабинет Наблюдение
68 13-19.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация на объемных предметах. Оформление. Учебный кабинет Выставка
69 13-19.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Изготовление сувениров «Сюрприз для папы» Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
70 13-19.02 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Аппликация. «Натюрморты с цветами». Разработка эскиза. Учебный кабинет Наблюдение
71 20-26.02 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Аппликация. "Натюрморты с цветами» Учебный кабинет Наблюдение
72 20-26.02 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Аппликация. «Натюрморты с цветами» Учебный кабинет Наблюдение
73 20-26.02 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Аппликация. «Натюрморты с цветами» Учебный кабинет Наблюдение
74 27-5.03 Беседа. Самостоятельная работа 2 Творческая работа. Аппликация. Оформление изделия. «Натюрморты с цветами» Учебный кабинет
Выставка самоанализ.
75 27-5.03 Беседа. Самостоятельная работа 2 Проектная работа Учебный кабинет наблюдение
76 27-5.03 Беседа. Самостоятельная работа 2 Проектная работа Учебный кабинет Наблюдение
защита
77 6-12.03 Практическое занятие 2 Изготовление сувениров «Весенний букет» Учебный кабинет Наблюдение
78 6-12.03 Практическое занятие 2 Плетение Смешанная техника. Композиция «Цветочная фантазия» Учебный кабинет Наблюдение
79 6-12.03 Беседа. Практическое занятие. 22 Плетение Смешанная техника. Композиция «Цветочная фантазия» Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
80 13-19.03 Практическое занятие 2 Плетение Смешанная техника. Композиция «Цветочная фантазия» Учебный кабинет Наблюдение
81 13-19.03 Практическое занятие 2 Плетение Смешанная техника. Композиция «Цветочная фантазия» Учебный кабинет Наблюдение
82 13-19.03 Практическое занятие 2 Плетение Смешанная техника. Композиция «Цветочная фантазия» Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
83 20-26.03 Практическое занятие 2 Плетение Смешанная техника. Композиция «Цветочная фантазия». Оформление. Учебный кабинет Выставка
84 20-26.03 Экскурсия беседа 2 Календарные праздники, обряды удмуртского народа. ЦНТ Беседа-опрос наблюдение
85
20-26.03 Беседа самостоятельная работа 2 Исследовательская работа. Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
86 27-2.04 Беседа самостоятельная работа 2 Исследовательская работа. Учебный кабинет Наблюдение
87 27-2.04 Самостоятельная работа 2 Мероприятие. Рукотворная краса. ДДТ Наблюдение самоанализ
88 27-2.04 Беседа самостоятельная работа 2 Исследовательская работа. Учебный кабинет защита
89 3-9.04 Беседа самостоятельная работа 2 Изготовление сувениров «Космическая фантазия» Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
90 3-9.04 Лабораторная работа 2 Изготовление сувениров «Пасхальные дары» Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
91 3-9.04 Беседа творческая мастерская 2 Изготовление сувениров «Пасхальные дары» Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
92 10-16.04 Беседа практическое занятие самостоятельная работа. 2 Свободная тема. Смешанная техника. Украшения. Разработка эскиза. Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
93 10-16.04 Беседа практическое занятие самостоятельная работа. 2 Свободная тема. Смешанная техника. Украшения. Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
94 10-16.04 Беседа практическое занятие самостоятельная работа. 2 Свободная тема. Смешанная техника. Украшения. Учебный кабинет Беседа – опрос Наблюдение
95 17-23.04 Беседа практическое занятие самостоятельная работа. 2 Свободная тема. Смешанная техника. Украшения. Учебный кабинет Наблюдение
96 17-23.04 Беседа практическое занятие самостоятельная работа. 2 Свободная тема. Смешанная техника. Украшения. Оформление. Учебный кабинет Наблюдение выставка.
97 17-23.04 Практическое занятие 2 Технология обработки соломки Чистка, сортировка. Учебный кабинет Наблюдение
98 24-30.04 Беседа Самостоятельная работа 2 Свободная тема. Плетение. Подвески. Разработка эскиза. Учебный кабинет Наблюдение
99 24-30.04 Беседа Самостоятельная работа 2 Свободная тема. Плетение. Подвески. Учебный кабинет Наблюдение
100 1-7.05 Самостоятельная работа 2 Свободная тема. Плетение. Подвески. Учебный кабинет Наблюдение
101 1-7.05 Самостоятельная работа 2 Свободная тема. Плетение. Подвески. Учебный кабинет Наблюдение
102 8-14.05 Самостоятельная работа 2 Свободная тема. Плетение. Подвески. Учебный кабинет Наблюдение
103 8-14.05 Самостоятельная работа 2 Свободная тема. Плетение. Подвески. Учебный кабинет Наблюдение
104
15-21.05 Самостоятельная работа 2 Свободная тема. Плетение. Подвески. Учебный кабинет Наблюдение рефлексия выставка
105 15-21.05 Экскурсия 2 Экскурсия ДДД на выставку «Радуга талантов» ДДТ актовый зал Наблюдение
106 15-21.05 Занятие- игра 2 Итоговое занятие Учебный кабинет Наблюдение
107
22-28.05 Поход 2 Поход выходного дня «День здоровья» ДДТ актовый зал Наблюдение
108 22-28.05 Ярмарка 2 Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» ДДТ актовый зал Наблюдение
Литература для учащихся
1. Кларина Н.П. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа Устинов: Удмуртия – 1986 г.
2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел, - Ярославль, 1999 г.
3. Лобачевская О.Плетение из соломки. – М: 2000 г.
4. Лыкова И. Мастерилка из соломки. – М: 1999 г.
5. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: 1997 г.
6. Нагибина М.И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. – Ярославль, 2000 г.
7. Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природного материала. - Ярославль, 2000 г.
8. Михайлов В.Д.Государственные символы Удмуртской республики. Ижевск: Удмуртия. 1994 г.
9. Петров М.П. Собрание стихотворений. Ижевск: Удмуртия, 1958 г.
10. Туров В.А. Историческое краеведение Удмуртии в 5-6 классах Ижевск. 2000 г.
11. Ходырев Г. Чипчирган. Москва; Детская литература, 1985 г.
12. Черашняя Д.И. Отчий край. Ижевск: Удмуртия. 2000 г.
13. Алексеева Н.М., Что такое искусство – Москва, 1992 г.
Литература для педагога
1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов, Ижевск: Удмуртия 1997г.
2. Князева Т.П. Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии. Москва. 1995г.
3. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М., 1979г.
4. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М., 1986г.
5. Гаврилов В.Г., Паньшина И.Н. Искусство созданное народом. – М.: Культура и традиции, 2002г.
6. Голубева Н.Н. Аппликация из природы материалов. – М.: Культура и традиции, 2002г.
7. Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. – Мк: Миринда, Родиола плюс, 1999г.
8. Лобачевская О. Плетение из соломки. – М:2000г.
9. Федотов Г. Сухие травы. – М.: 1997г.
10. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах – М.: 1989г.
11. Михайлов В.Д. Государственные символы Удмуртской республики. Ижевск: Удмуртия. 1994г.
12. Макарова Л.С. Лекарственные растения Удмуртии. Ижевск: Удмуртия. 1984г.
13. Туганаев В.В. Памятники отечества. Ижевск: Удмуртия. 1995г.
14. Туров В.А. Историческое краеведение Удмуртии в 5-6 классах Ижевск. 2000г.
15. Черашняя Д.И. Отчий край. Ижевск: Удмуртия. 2000г.
16. Аркаев О.Н. Мастера русского сувенира – М., 1987г.
17. Соболев М.Н. Русский орнамент – М., 1985г.
18. Фёдоров А.Н. Промысла и ремесла – М., 1986г.