Разработка интегрированного урока (история, литература) Этот день мы приближали как могли! (11 класс)


Краснодарский край, город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №67
Тема урока: «…Этот день мы приближали как могли!»
Интегрированные предметы: история и литература
Автор: Бугулова Зарина ЗаурбековнаКласс: 11
Продолжительность занятия – 45 минут.
Цель урока: на основе исторического и литературного материала, показать военные будни советского солдата, его характер, настроение, стремления, мечты, опасения; исходя из этого раскрыть значение Дня Победы для фронтовиков и всех людей, испытавших тяготы войны.
Развивать умение ставить перед собой проблему на основе учебного материала.
Формировать нравственные принципы учащихся, воспитывать в них чувство уважения к фронтовикам, старшему поколению; патриотизм и гордость за героическую историю Родины.
Тип урока – лекция - беседа.
Оборудование и необходимые материалы: ПК, интерактивная доска, карта "Великая Отечественная война"; фонограммы песен " Священная война"[3] ," День Победы"[3] и Правительственного сообщения о начале войны[2] ; видеоролик с прочтением стихотворения «Жди меня»[1]; фотографии надписей на стенах Брестской крепости; иллюстрации " Колхозники сдают хлеб в фонд Красной Армии", "Подростки на военном заводе собирают автоматы"(презентация), тематическая выставка книг.
Ход урока:

I. Организационный момент.
II. Сообщение нового материала (лекция).
Эпиграф:
...Война не вмещается в оду,
и многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу
Души откровенный дневник.
/ Семен Кирсанов/
Прошло более шести десятилетий со времен Великой Отечественной войны. У некоторых, чего греха таить, даже в Европе, память оказалась слишком короткой. А для некоторых - и сейчас таких большинство - прошлая война - это только История, такая же, как наполеоновские войны, как эпоха Петра Великого, хотя время еще не разметало зловещие трубы крематориев Бухенвальда, Освенцима, Майданека...
(Обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку).
Сегодня мы вспомним годы Великой Отечественной войны. С фактическим материалом вы знакомы. На этом уроке попытайтесь увидеть военную жизнь простого солдата, его переживания, мечты, думы. Мы с вами должны понять, какое значение слово "Победа" имело для фронтовика, для нашего старшего поколения, которое испытало на себе все тяготы войны.
Вернемся к событиям 22 июня 1941 года. Раннее воскресное утро...

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
/ С. Щипачев "22 июня 1941года"/
Звучат фонограммы:
Правительственное сообщение о начале войны.
Песня "Священная война".
Нападение на СССР осуществлялось по плану "Барбаросса", утвержденному А. Гитлером 18 декабря 1940 года. Давайте вспомним и охарактеризуем этот план.
(ученик у карты дает характеристику плана и показывает основные направления наступления немецких войск. Презентация, слайд 1.)
Итак, война... Столкновение двух военно-политических сил, двух армий, двух идеологий.
Предлагаю вашему вниманию два исторических документа:
Памятку немецкого солдата
Отрывок из выступления И.В.Сталина по радио 3 июля 1941 года.
(Зачитываются учащимися. Далее предлагается выписать из источников на доску призывы к солдатам и характеристики войны в две колонки соответственно документам).
"Памятка немецкого солдата".
Помни и выполняй:
...У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек. Мы поставим на колени весь мир. Германец - абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки.
Думай всегда о возвышенном - о фюрере и ты победишь.
Отрывок из выступления И.В.Сталина по радио 3 июля 1941 года.
Товарищи! Граждане!Братья и сестры!
Бойцы нашей армии и флота!К вам обращаюсь я, друзья мои!
Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма... В этой войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за свободу нашего отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения со стороны фашистских армий Гитлера.
Все силы народа - на разгром врага! Вперед, за нашу Победу!
Сравним документы и ответим на следующие вопросы:
Кем или чем является солдат для германского руководства и для советского руководства?
В германской армии: В советской армии:
воин - оружие в руках фюфера. воин - освободитель.
Какие чувства внушаются немецким солдатам, а какие - советским?
германскому воину: советскому воину:
жестокость, подчинение, патриотизм,
корысть, чувство превосходства интернационализм.
Можно ли по этим документам судить об исходе войны? Объясните свою точку зрения.
(выделяем с учащимися предпосылки победы советского народа: справедливая война, патриотизм народа, вера в победу).

Но не стоит недооценивать врагов. Фашистские войска, имеющие двухлетний опыт ведения войны, вооруженные до зубов, встретили на границе отчаянное сопротивление советских пограничников, ни морально, ни технически не подготовленных к войне.
Вот как вспоминал о первых днях войны один из участников боев:
"...Нападение врага застало нас врасплох. Командиры в отпусках. Оружие в глубокой консервации на складах. Техника разобрана . Баки промывке... Враг был вооружен до зубов. Немцы с автоматами, а мы зачастую с учебными винтовками, и та одна на двоих... Стиснув зубы, с болью в сердце мы отходили, отступали, теряли своих друзей, приносили многочисленные жертвы".
Героизм воинов и неразбериха первых дней войны сплелись в одно неразрывное целое.
Как много нам могут сказать написи защитников Брестской крепости, оставленные на ее стенах:
(обратить внимание на фотографии. Презентация, слайды 2,3,4).

Сколько силы, сколько решимости, упорства, смелости!
Но с другой стороны...
Приведу вам строки Юлии Друниной:
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Да, страх был: страх перед смертью, страх перед непонятной жестокостью, страх за своих родных, страх за судьбу Родины... К этому страху добавлялось боль потерь, боязнь окружения, горечь поражений...
Начавшаяся война потребовала коренных изменений во всем укладе жизни страны. Вся работа решительно перестраивалась на военный лад. Выдвигался лозунг: "Все для фронта, все для победы!"
В стране не было лишних рук, лишних жизней. Каждый старался внести свой вклад в дело Победы.
"Наши колхозники все, как один, готовы по первому зову партии и правительства встать на защиту своего Отечества ни щадя сил и жизней", - заявили в резолюции колхозники с.Гостомель Киевской области.
"Мы заверяем наш народ, партию в том, что мы отдадим все: свои знания, свои силы, энергию и жизнь за победу над врагом" - писали сотрудники АН СССР.
"Мы обязуемся выполнять любую работу в любых условиях. Просим зачислить нас в количестве 26 человек добровольцами в действующую армию", - говорилось в заявлении выпускников школы N43 г.Ярославля.
"Пусть наши воины спокойно идут на фронт. В тылу их заменит армия женщин и девушек, которые возьмут в руки инструмент, сядут за руль трактора, встанут за станок" - писали работницы Московского завода.
На предприятиях и в колхозах широко стал применяться труд подростков, женщин, стариков. Продолжительность рабочего дня достигла 12 часов. Женские тракторные бригады во время сева и уборки урожая работали в поле по 22 часа в сутки.
( Презентация, слайды 5,6,7.
Иллюстрации: " Колхозники сдают хлеб в фонд Красной. Армии",
"Подростки на военном заводе собирают автоматы")
Благодаря этому трудовому подвигу советские войска сумели разгромить фашистов под Москвой, Курском, Сталинградом, Ленинградом.

Академик Е.О. Патон, работавший во время войны на Урале, писал: "Никогда не забыть мне женщин тех лет. Сотнями приходили они на завод, часто вместе со своими сыновьями - юношами и выполняли самую тяжелую мужскую работу, стояли часами в очередях, воспитывали детей, заменяли им отцов..."
Все это сочеталось с постоянным психологическим напряжением: из за полуголодного существования, горя, в связи с гибелью близкого человека, тревогой за детей, оказавшихся фактически без присмотра, ожидания письма с фронта... (Презентация слайд 8)
Солдатский "треугольник" - письмо, подчас несовершенное в литературном отношении, написанное на грани жизни и смерти, под пулями и бомбами, у свежей могилы фронтового друга - самый человечный документ, правдивый и искренний. Он раскрывает сущность солдатского бытия, его мысли и чувства.
Давайте прочитаем отрывки из солдатских писем.
(учащиеся зачитывают письма, сложенные в треугольник).

" Здравствуй родная мама!
В моих помыслах всегда ты была рядом со мной... Я помню свое детство. Помню каждого из нас восьмерых в семье. Не понимал только одно - счастлива ты была или нет? Помню, что мы наперебой твердили: "Меня мама любит больше всех". Наверное всех любила как меня. В этом я убедился позже, когда всех нас восьмерых ты благословила на ратные дела. Спасибо тебе, дорогая! Спасибо за ласку, материнское тепло... Не печалься... Жди с победой. Твой сын Владимир".
"...Хотелось, чтобы вы чаще писали нам письма. Они - замечательная духовная пища человека, переживающего все тяготы фронтовой жизни. Леонид Усик".
"...Вот сейчас сижу в лесу, на спиленном дереве и пишу письмо. По дороге идут бойцы, везут раненных. Живем мы в окопах. Стал таять снег, пошла вода, спим сидя... Я лично жив, здоров. Немного изменился - поседел, похудел, подтянулся.
Целую. До свидания. Некогда - началась "работа".
" Я - советский юноша, мне 20 лет.
... И вот в эту ночь перед боем мне хочется сказать Родине, народу, человечеству: я еще не взял свою долю у жизни, я люблю жизнь, я хочу жить.
Знаешь, Жанна, умереть на войне не очень трудно. Если надо мы умрем, как умерли 28 моих земляков под Москвой. Но мы, солдаты Родины, хотим говорить так: "Будем жить во имя Родины!" Вот мой город, вот мой университет, вот моя любимая Жанна. Я иду к ним через огонь войны. Я спешу, я тороплюсь. Баубек Булкишев".
"...Я буду мстить за смерть своего брата и друга, за три раны, которые покрывают мое девичье тело, за нашу изуродованную жизнь, за счастье, которое помешали нам построить и увидеть его, за наши пропавшие мечты, которые мы лелеяли в юности, за нашу юность, которая пришла в ничто, как прах, за все!
Валечка, писать больше не стану - поймешь сама, что Софкина душа разрывается на мелкие частички, от большой потери, от ненависти и мести.
Пиши чаще, очень жду от тебя весточки. Твоя подруга Софа".
Эти письма раскрывают переживания солдатского сердца, в котором удивительным образом переплетаются любовь и ненависть, горе и радость, доброта и жестокостью Находясь между жизнью и смертью солдат (да и все люди нашей страны) научился ценить жизнь, жизненные ценности, дружбу, любовь матери, подруги. Именно это сплетение чувств (ненависти и любви) толкало человека к беспощадной борьбе против врагов, к самопожертвованию.
Поражает также факт, что видя суровую действительность войны, солдат был способен на возвышенные чувства.
В своем письме Баубек Булкишев писал: "... Человечество веками накапливало богатство культуры, и наше поколение - самое богатое. Сколько незабываемых ночей провел я наедине с книгой. Как зачитывались мы "Илиадой", как увлекались "Человеческой комедией" Бальзака, как много дал нам Толстой! Славная русская литература! Тебе я обязан своим воспитанием".
В духовном противостоянии с фашистами наша литература сыграла свою особую роль. Обрели новый смысл стихи Пушкина, романы Толстого, Тургенева. В дни тяжелых испытаний на первое место вышла патриотическая публицистика. Статьи Эренбурга, А.Толстого, Шолохова обличали фашизм, говорили о самом важном - о судьбе Родины, о долге каждого человека.
В годы войны начали создаваться такие произведения отечественной прозы, как "Они сражались за Родину" М.Шолохова, "Молодая гвардия" Фадеева. Русская драматургия пополнилась пьесами "Русские люди" Симонова, "Нашествие" Л.Леонова, "Фронт" Корнейчука.
Настоящий подъем переживала поэзия. Самое знаменитое стихотворение военной поры "Жди меня" Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки, делились им как махоркой.
( просмотр видеоролика с прочтением стихотворения "Жди меня")
Обратимся еще раз к эпиграфу нашего урока. (зачитываются последние 2 строчки).
У многих солдат была заветная тетрадка - дневник, часто со стихами либо собственного сочинения, либо переписанными. В этих стихах отразилось то, как натянуты были нервы, как обострено было чувство жизни. Ритмичные строки приобретали силу почти материальную, почти физическую. Мне думается, что многие писали тайком. Хотелось исповеди, жалобы и мужества. Подлинность - вот что ставилось выше всего. Они были горды за себя, они верили в людей и люди им доверяли.

Зачитаем несколько стихотворений (читают учащиеся):
Н.Рыленков " Ире".
П.Нефедов "Бессмертие".
Ю. Друнина "Зинка"
Как вы видите поэзия Великой Отечественной войны чрезвычайна интересна как литературный и исторический источник.
Поэзия ВОВ - это энциклопедия жизни народа. Каждое стихотворение - фрагмент, собранные вместе- они создают величественную гигантскую фреску.
В стихах и поэмах воспевался подвиг советского народа, отражалась уверенность в победе.
Долгий и трудный путь к Победе увенчался успехом.
Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат
На окон черные провалы,
Еще "цивильные" дрожат
И не выходят из подвалов.
И тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
/ В. Карпеко "2 мая 1945 года в Берлине".1945г./

Утром 2 мая бои внутри рейхстага стали затихать. Уцелевшие фашисты в окнах горящего здания выставили белые флаги - знак капитуляции. Из подвалов, из станций метро группами выходили заросшие, грязные от копоти, с поднятыми вверх руками эсэсовцы.
ПОБЕДА!
( Презентация, слайд 9.
Фонограмма песни "День Победы" в исполнении Л. Лещенко)
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: -Отмаялись! Баста!- И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к прострелянной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
/А.Сурков "Утро Победы". 1945 г./
(Презентация, слайд 10.)
Великая Отечественная война стала трагическим испытанием для советского народа. Победа далась тяжелой ценой.
III. Закрепление.

Беседа с учащимися по вопросам:
Что я при встрече скажу ветерану?
О чем я спрошу ветерана?

IV. Итоги урока.
Сегодня мы попытались рассмотреть с вами обратную, субъективную сторону войны, используя источники историко-документального и литературного (художественного) характера.
Тема войны 1941-1945 гг. еще долгое время будет актуальной. И чтобы вы больше узнали о ходе войны и осознали трудности военных лет, я советую прочитать вам книги о войне (обратить внимание учащихся на тематическую выставку книг).
Час мужества:Поэзия периода Великой Отечественной войны/ Сост. А.Н.Владимирский.-М., Просвещение, 1990
С.С.Смирнов. Брестская крепость.М., «Детская литература», 1964
Макаренко Я. Белые флаги над Берлином. Из блокнота военного корреспондента.М., 1983
Шолохов М. Они сражались за Родину. М., 1971
и т.д.
(Оценивание наиболее активных участников урока).
V. Домашнее задание. Собрать полевой этнографический материал в рамках родного села по вопросу, сформулированному в ходе закрепления (О чем я спрошу ветерана?). К уроку подготовить резюме своей поисковой работы.
Ссылки с адресами использованных медиаресурсов:
http://www.youtube.com/watch?v=K2DhyPK-BEghttp://www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkgmp3ostrov.com/?string