Рабочая программа 1-го года обучения Технология обработки соломки


Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Технология обработки соломки». Программа направлена на развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретения навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и сложных изделий. Материал по технике плетения и изготовления аппликации расположен в программе по степени возрастания сложности. Так как данный учебный год посвящен году экологии большое внимание уделяется этой тематике.
Цель программы: Овладение учащимися основными приемами плетения и изготовления аппликаций из соломки.
Задачи:
1. Расширение знаний об истории и развитии соломоплетения освоение техники плетения и аппликации.
2. Привития интереса к национальной культуре, к истокам народного творчества, воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам.
3. Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Программа реализуется на базе СОШ №2, для учащихся от 7 - 9 лет, где учащиеся знакомятся с природным материалом, изучают основы композиции, стилизации, цветоведения. Знакомятся с техникой соломоплетения, изучают виды плетешков, варианты плетений. Знакомятся с техникой аппликации. Изучая мифы и легенды родного края, мастерят соломенные фигурки. Анализ и оценка результатов деятельности учащихся осуществляется на выставках внутри данного объединения.
В объединении занимаются 10-12 человек, группы смешенного состава, режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 мин. перерывом (144 часа в год). Форма обучения преимущественно коллективная, но каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. В программе занятия построены в виде сотрудничества между педагогом и учащимся: урок-беседа, демонстрация образцов изделий и репродукция с них, технических упражнений приемов, практическая работа самостоятельно и с помощью педагога, проблемно-поисковый метод. В программу веден дополнительный раздел самостоятельная творческая деятельность в летний период. Проверка самостоятельной творческой деятельности проводится в начале учебного года. По окончанию изучения программы предполагается достичь следующих образовательных результатов:
Метапредметные:
-уметь работать в коллективе и нести личную ответственность за выполнение общего задания;
-уметь презентовать свой образовательный, продукт перед сверстниками, взрослыми;
Предметные:
-свойства различных злаковых культур и их применение в прикладной работе;
-теоретические основы художественной грамотности, название инструментов и материала, применяемых в работе с соломкой,
- правила техники безопасности;
Личностные:
-проявлять интерес (мотивация) к дальнейшему изучению технологических приемов работы с природным материалом истории и культуре родного края;
-проявлять готовность к социально-значимой деятельности
Прогнозируемый результат: желание учащихся в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народной культуре и традициям.

Календарно учебный график

Месяц
число Время проведения занятий Форма занятия Кол. часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 1-4.09 Выставка презентация 2 Знакомство с учреждением ДДТ Наблюдение
2 5-11.09 Беседа 2 Проведение инструктажей Учебный кабинет Беседа-опрос
3 5-11.09 Поход 2 Поход выходного дня ДДТ Наблюдение
4 12-18.09 Анкетирование 2 Введение в программу Учебный кабинет Наблюдение
5 12-18.09 Беседа 2 Инструменты, оборудование. Техника безопасности. Учебный кабинет. Беседа-опрос
6 19-25.09 Беседа. Практическое занятие. 2 Виды злаковых культур. Строение, особенности, свойства.
Чистка соломки. Учебный кабинет
Беседа-опрос Наблюдение
7 19-25.09 Беседа. Практическое занятие. Викторина 2 Моя Родина-Удмуртия. Учебный кабинет Беседа-опрос Викторина
8 26-2.10 Беседа творческая мастерская 2 Флора и фауна Удмуртии Учебный кабинет Беседа-опрос
наблюдение
9 26-2.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Зеленая аптека. Ромашка. Открытка. Учебный кабинет Выставка рефлексия
10 3-9.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Зеленая аптека. Земляника. Учебный кабинет Выставка рефлексия
11 3-9.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Технология обработки соломки. Глажение соломки. Учебный кабинет Наблюдение
12 10-16.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Лесные обитатели. Зайчонок. Учебный кабинет Выставка рефлексия
13 10-16.10 Беседа практическое занятие 2 Цветоведение. Учебный кабинет Наблюдение Беседа-опрос
14 17-23.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Грибной дождь. «Ведьмин гриб –мухомор». Учебный кабинет Выставка рефлексия
15 17-23.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Грибной дождь. Старичок красный колпачок. Учебный кабинет Выставка рефлексия
16 24-30.10 Беседа 2 Основы и законы композиции Учебный кабинет Беседа-опрос
17 24-30.10 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Свободная тема. Учебный кабинет Наблюдение
18 31-6.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Аппликация. Свободная тема. Учебный кабинет Выставка рефлексия
19 31-6.11 Поход 2 Мероприятие ДДТ Наблюдение
20 7-13.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Плетение. Правила наращивания “Соломенное Сердечко». Косичка-трехконцовка. Учебный кабинет Демонстрация самоанализ
21 7-13.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Птичка. Косичка-трехконцовка. Учебный кабинет Демонстрация
22 14-20.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Рыбка. Косичка- трехконцовка. Учебный кабинет Демонстрация
23 14-20.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Круг. Простая плетенка –четырехконцовка. Учебный кабинет Демонстрация
24 21-27.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Стрекоза. Бусина. Четырехконцовка. Учебный кабинет Демонстрация
25 21-27.11 Беседа. Практическое занятие. 2 Соломенные звездочки -снежинки. Перетяжка соломин. Учебный кабинет Демонстрация
26 28-4.12 Беседа. Практическое занятие. Самостоятельная работа 2 «Соломенный паук»
Модуль из равновеликих соломин
Учебный кабинет Беседа-опрос наблюдение
27 28-4.12 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук». Сборка пирамида. Учебный кабинет Наблюдение
28 5-11.12 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук». Декоративное оформление. Бусина. Учебный кабинет Наблюдение
29 5-11.12 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук». Декоративное оформление. Колокольчик. Учебный кабинет Наблюдение
30 12-18.12 Беседа. Практическое занятие. 2 «Соломенный паук». Декоративное оформление. Сборка деталей. Учебный кабинет Выставка самоанализ
31 12-18.12 Беседа художественная мастерская 2 Мифология. Учебный кабинет Беседа-опрос выставка рисунков
32 19-25.12 Беседа. Практическое занятие. 2 Соломенная пластика. Каркасы женских фигурок. Соломенный ангел. Учебный кабинет Наблюдение
33 19-25.12 Беседа. Практическое занятие. 2 Соломенная пластика. Каркасы мужских фигурок. Инмар- создатель земли. Учебный кабинет Наблюдение
34 26-1.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Соломенная пластика. Каркасы фигурок птиц. Птица - счастья. Учебный кабинет Наблюдение
35 26-1.01 Поход 2 Мероприятие. Новогоднее представление
ДДТ Наблюдение
36 2-8.01 Посиделки 2 Мероприятие. Рождественские посиделки.
ДДТ Наблюдение
37 9-15.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Плетение.
Декоративная подвеска.
Витая плетенка
из 5 соломин. Учебный кабинет ДемонстрацияНаблюдение38 9-15.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная подвеска. Витая плетенка из 5 соломин. Учебный кабинет Наблюдение
39 16-22.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная подвеска с расширением «колокольчик» Учебный кабинет Наблюдение
40 16-22.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная подвеска с расширением «колокольчик» Учебный кабинет Наблюдение
41 23-29.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная подвеска. Сборка деталей. Оформление.
Учебный кабинет Выставка
42 23-29.01 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная салфетка. Прямое плетение «шахматка». Учебный кабинет Наблюдение
43 30-5.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная салфетка. Прямое плетение «шахматка». Учебный кабинет Наблюдение
44 30-5.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная салфетка. Косичка - трехконцовка. Учебный кабинет Наблюдение
45 6-12.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная салфетка. Косичка - трехконцовка. Учебный кабинет Наблюдение
46 6-12.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративная салфетка. Сборка деталей. Оформление. Учебный кабинет Выставка
47 13-19.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративные цветы. «Елочка» с расширением из расщепленной соломки. Учебный кабинет Наблюдение
48 13-19.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративные цветы. «Елочка» с расширением из расщепленной соломки. Учебный кабинет Наблюдение
49 20-26.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративные цветы. Косичка - трехконцовка. Учебный кабинет Наблюдение
50 20-26.02 Беседа. Практическое занятие. 2 Декоративные цветы. Сборка деталей. Оформление.
Учебный кабинет Наблюдение выставка
51 27-5.03 Беседа художественная мастерская 2 Стилизация Учебный кабинет Беседа-опрос выставка рисунков
52 27-5.03 Практическое занятие 2 Творческая работа.
Аппликация «Цветочная фантазия». Учебный кабинет Наблюдение
53 6-12.03 Практическое занятие 2 Технология обработки соломки. Крашение соломки. Учебный кабинет Наблюдение
54 6-12.03 Практическое занятие 2 Аппликация «Цветочная фантазия». Учебный кабинет Наблюдение
55 13-19.03 Практическое занятие 2 Аппликация «Цветочная фантазия». Учебный кабинет Наблюдение
56 13-19.03 Практическое занятие 2 Аппликация «Цветочная фантазия». Учебный кабинет Наблюдение
57 20-26.03 Практическое занятие 2 Творческая работа. Аппликация «Цветочная фантазия».
Оформление. Учебный кабинет Выставка
58 20-26.03 Экскурсия беседа 2 Обряды удмуртского народа. ЦНТ Беседа-опрос наблюдение
59 27-2.04 Беседа 2 Технология обработки соломы. Учебный кабинет Наблюдение
60 27-2.04 Самостоятельная работа 2 Мероприятие. Рукотворная краса. ДДТ Наблюдение самоанализ
61 3-9.04 Беседа самостоятельная работа 2 Исследовательская работа. Посев семян ржи. Учебный кабинет Наблюдение
62 3-9.04 Лабораторная работа 2 Технология обработки соломки. Отбеливание соломки. Учебный кабинет Наблюдение
63 10-16.04 Беседа практическое занятие 2 Творческая работа. Плетение. Учебный кабинет Наблюдение
64 10-16.04 Практическое занятие 2 Творческая работа. Плетение. Учебный кабинет Наблюдение
65 17-23.04 Практическое занятие 2 Творческая работа. Плетение. Учебный кабинет Наблюдение
66 17-23.04 Практическое занятие 2 Творческая работа. Плетение. Учебный кабинет Наблюдение
67 24-30.04 Практическое занятие 2 Творческая работа. Плетение. Оформление. Учебный кабинет Выставка
68 24-30.04 Самостоятельная работа 2 Проектная работа. Учебный кабинет Защита
69 1-7.05 Самостоятельная работа 2 Проектная работа. Учебный кабинет Защита
70 8-14.05 Занятие-игра 2 Итоговое занятие Учебный кабинет Наблюдение рефлексия
71 15-21.05 Поход 2 Поход выходного дня «День здоровья» ДДТ актовый зал Наблюдение
72 15-21.05 Поход 2 Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» ДДТ актовый зал Наблюдение

Литература для учащихся
Кларина Н.П. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа Устинов: Удмуртия – 1986 г.
Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел, - Ярославль, 1999г.
Лобачевская О.Плетение из соломки. – М: 2000г.
Лыкова И. Мастерилка из соломки. – М: 1999г.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: 1997г.
Нагибина М.И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. – Ярославль, 2000г.
Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природного материала. - Ярославль, 2000г.
Михайлов В.Д.Государственные символы Удмуртской республики. Ижевск: Удмуртия. 1994г.
Петров М.П. Собрание стихотворений. Ижевск: Удмуртия 1958г.
10. Туров В.А. Историческое краеведение Удмуртии в 5-6 классах Ижевск. 2000г.
11. Ходырев Г. Чипчирган. Москва; Детская литература, 1985г.
12. Черашняя Д.И. Отчий край. Ижевск: Удмуртия. 2000г.
13. Алексеева Н.М., Что такое искусство – Москва, 1992г.

Литература для педагога
1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.Этнография удмуртов, Ижевск: Удмуртия 1997 г.
2. Князева Т.П. Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии. Москва. 1995 г.
3. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М., 1979г.
4. Богатеева З.А.Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М., 1986 г.
5. Гаврилов В.Г., Паньшина И.Н. Искусство созданное народом. – М.: Культура и традиции, 2002 г.
6. Голубева Н.Н. Аппликация из природы материалов. – М: Культура и традиции, 2002 г.
7. Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. – М: Миринда, Родиола плюс, 1999 г.
8. Лобачевская О.Плетение из соломки. – М: 2000 г.
9. Федотов Г. Сухие травы. – М.: 1997 г.
10. Щеблыкин И.К.Аппликационные работы в начальных классах – М.: 1989 г.
11. Михайлов В.Д.Государственные символы Удмуртской республики. Ижевск: Удмуртия. 1994 г.
12. Макарова Л.С. Лекарственные растения Удмуртии. Ижевск: Удмуртия. 1984 г.
13. Туганаев В.В.Памятники отечества. Ижевск: Удмуртия. 1995 г.
14. Туров В.А. Историческое краеведение Удмуртии в 5-6 классах Ижевск. 2000 г.
15. Черашняя Д.И. Отчий край. Ижевск: Удмуртия. 2000 г.
16. Аркаев О.Н.,Мастера русского сувенира – М., 1987 г.
17. Соболев М.Н., Русский орнамент – М., 1985 г.
18. Фёдоров А.Н., Промысла и ремесла – М., 1986 г.
19. Щеблигин Н.П., Аппликационные работы в начальных классах – М., 1983г.
Электронные источники
www.cdo.comwww.upelsinka.com
http: //www.days.ryhttp: //www.his.1september.ru