Программа курса по выбору Решение задач повышенной сложности по химии


Рассмотрено на
Методическом объединении
ГУ «Первомайская средняя школа»
_____________ Ионина Л.А.
«____» ___________ 20___г.
Утверждаю:
Директор ГУ «Первомайская средняя школа»
_______________ Рыбина Н.Н.
«____» ___________ 20___г.
ГУ «Первомайская средняя школа»
Курс по химии
«Решение задач повышенной сложности по химии»
Класс: 8
Автор: учитель Алейникова Е.В.
п. Прибрежный, 2011г
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования и общеобразовательной основной программы по химии базовое содержание химического образования в школе должно обеспечить формирование основ химического знания: важнейших понятий, законов и теорий, развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, а также соблюдать правила безопасного обращения с веществами в процессе школьного образования.
Курс по выбору «Решение задач повышенной сложности по химии» предназначен для учащихся 8 класса и носит предметно-ориентировочный характер. Содержание курса поможет учащимся подготовиться к выбору профиля обучения в старшей школе и ответить на вопросы: «Могу ли я? Хочу ли я?»
Цель данного курса - расширить навыки решения задач по химии.
Задачи: 1. Сформировать целостную систему химико-математических знаний.
2. Обеспечить сформированность алгоритмические действия для решения однотипных задач.
3. Развивать навыки решения расчетных задач так, чтобы учащиеся могли свободно ими пользоваться.
Курс развивает компетентности:
учебно-познавательная,
ценностно-ориентационная,
информационно-технологическая,
социально-трудовая,
личностного саморазвития,
экологическая.
Для успешного решения задач по химии необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений и, с другой - создать условия для применения этих знаний на практике в ходе решения задач учащимися, проявляющих склонность и интерес к химии.
Курс по выбору углубляет соответствующие темы школьного материала химии, в него вошли блоки, направленные на расширение и закрепление навыков решения задач по материалу химии 8 класса.
Он состоит из 7 блоков и рассчитан на 1 год (1 час в неделю – 34 часа):
1-й блок – познакомит учащихся с методами решения задач.
2-й блок – способствует формированию навыков вычислений по химическим формулам.
3-й блок – расширит навыки решения задач связанных с изучением растворов.
4-й блок – закрепление понятия «моль».
5-й блок – вычисление относительной плотности газов.
6-й блок – вычисления по химическим уравнениям.
7-й блок – вычисление массы и объема газов.
Особое внимание нужно уделять самостоятельной работе учащихся: защите нестандартных приемов решения задач, рефератов, проведению экспериментальных исследований, изготовлению приборов, работе с литературой, в том числе справочной, и др.
В процессе курса планируется широко использовать различные схемы, таблицы, модели, презентации, учебные фильмы и другие наглядные средства.
Требования к умениям учащихся по окончании курса:
Уметь вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ, вычислять массовую долю и массу растворенного вещества, относительную плотность газов, массы веществ или объемы газов (н.у.) по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ, объемные отношения газов по химическим уравнениям.Развить вычислительные навыки нахождения массы, объема или количества вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке; массовой доли продукта от теоретически возможного; массы или объема продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси.Конкретизировать навыки проводить расчеты по термохимическим уравнениям.
Уметь находить молекулярную формулу газообразного органического вещества на основании его плотности, относительной плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элементов, а также по массе, объему или количеству вещества – продуктов его сгорания.
Знать алгоритмы решения однотипных задач и применять их на практике.
Мониторинг результативности изучения курса по выбору:
Результаты освоения курса должны соответствовать общим целям и задачам данного курса. При оценке знаний и умений учащихся в курсе прежде всего следует создавать ситуацию успеха для каждого ученика, возможность индивидуальной работы. Дать возможность ученикам осваивать блоки на протяжении большего времени.
При оценке знаний учитывать:
- Полноту (соответствие объема знаний объему, предусмотренному программой);
- Осознанность (умение применять полученные знания на практике);
- Глубину (соответствие знаний изученным блокам).
Форма отчетности по изучению данного курса – работа над проектами – составление творческих задач по темам «Медицина», «Экология» и т.д.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Дата
Методы решения расчетных задач по химии. 7 1 Решение задач с использованием пропорции. 1 2 Решение задач методом приведения к единице. 1 3 Решение задач алгебраическим методом. 1 4 Решение задач по готовым формулам. 1 5 Использование графиков и диаграмм при выполнении расчетов. 1 6 Использование межпредметных связей. 1 7 Задачи с производственным содержанием. 1 Вычисления по формулам. 3 8 Вычисление относительной молекулярной массы веществ по их формулам. 1 9 Вычисления отношения масс атомов элементов в сложном веществе по его формуле. 1 10 Вычисление массовой доли элемента (в процентах) по формулам веществ. 1 Расчеты, связанные с изучением растворов 5 11 Расчеты по определению массовой доли растворенного вещества (%) или массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе. 1 12 Расчеты на основе использования графиков растворимости веществ в воде. 1 13 Вычисление массы растворителя и растворенного вещества для приготовления определенной массы раствора с заданной массовой долей (%).1 14 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей (в %). 1 15 Расчеты, связанные со смешением растворов с известной массовой долей (в %) растворенного вещества.1 Расчеты с использованием понятия «моль». 2 16 Вычисление массы определенного количества вещества. 1 17 Вычисление числа молей вещества, отвечающих определенной массе вещества. 1 Вычисления по химическим формулам. 2 18 Вычисление массы сложного вещества, необходимой для получения из него заданной массы простого вещества. 1 19 Расчет массы простого вещества по известной массе сложного вещества. 1 Вычисления по химическим уравнениям 7 20 Вычисление по уравнению реакции отношений масс, в которых взаимодействуют и образуются вещества. 1 21 Вычисления по химическим уравнениям масс веществ по известному количеству вещества (одного из вступающих или получающихся в результате реакции) 1 22 Вычисления по химическим уравнениям объемов газов по известному количеству вещества (одного из вступающих или получающихся в результате реакции) 1 23 Вычисление массы продукта реакции, когда вещества взяты в виде растворов с известной массовой долей (%) растворенного вещества. 1 24 Расчет по термохимическим уравнениям количества выделяющейся (или поглощающейся) теплоты по массе участвующего в реакции вещества. 1 25 Вычисление массы вещества, участвующего в реакции, по количеству выделившейся теплоты. 1 26 Вычисление теплоты образования химического соединения. 1 Вычисление относительной плотности газов по относительной молекулярной массе (или относительной молекулярной массы вещества по относительной плотности его в газообразном состоянии). 5 27 Вычисление объема газа (н.у.), получающегося при взаимодействии определенных масс исходных веществ.1 28-29 Вычисление объема газа, требующегося для получения определенной массы вещества. 2 30-31 Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным объемом другого газа. 2 Проектная деятельность 2 32-33 Работа над проектом 1 34 Защита проектов 1 Список литературы для учителя:
1. Д.П.Ерыгин, Е.А.Шишкин Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение, 1989.
2. А.И.Хохлова Обучение учащихся решению расчетных задач по химии. – Красноярск. 1989.
3. И.К.Цитович, П.Н.Протасов Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1983.
4. Н.Н.Магдесиева, Н.Е.Кузьменко Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
5. Ю.М.Лабий Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. – М.: Просвещение, 1987.
6. Е.И.Малолеткова Экспериментальные задачи по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1964.
7. Я.Л.Гольдфарб, Ю.В.Ходаков, Ю.Б.Додонов Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Просвещение, 1988.
8. Р.А.Лидин, Н.Н.Потапова Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний 8-9. – М.: Просвещение, 2002.
9. Р.Г.Иванова, А.Г.Иодко Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии.– М.: Просвещение, 1988.
10. Вопросы и задачи по органической химии./ред. Н.Н.Суворова. – М.: Высшая школа, 1988.
11. Н.Л.Глинка Общая химия. – Л.: Химия, 1983.
12. А.И.Артеменко, В.А.Малеванный, И.В.Тикунова Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 1990.
13. Химия. Программы для 8-9классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы, 2010.
Список литературы для учащихся:
1.Н.Н.Магдесиева, Н.Е.Кузьменко Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
2.Неорганическая химия. Решебник.
3.В.Я. Вивюрский Учись приобретать и применять знания по химии